Мастер-класс «Творческая мастерская «Стихам все возрасты покорны, или Творчество без границ»»

6
0
Материал опубликован 10 February 2016

Мастер-класс

«Творческая мастерская «Стихам все возрасты покорны,

или Творчество без границ»

Автор: Пичугина Наталья Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Кожевниковская СОШ №1»,

Томская область, Кожевниковский район,

с. Кожевниково

Техническое оснащение:

Презентация

Ролик в начале презентации

(фрагмент из мультфильма «Коробка с карандашами)

Критерии оценки мастер-класса

Мастер-класс как трансляция на сцене образовательных технологий (эффективных методов, приёмов и т.д.);

Ценность и методическое обоснование предлагаемых способов обучения;

Профессиональная компетентность;

Способность к импровизации;

Коммуникативная культура

Примечание: для проведения данного мастер-класса необходимо активное участие фокус-группы (6 человек)

СЛАЙД Титульный

- Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Прежде чем начать мастер-класс, прошу вас обратить внимание на экран и посмотреть фрагмент некогда популярного мультфильма «Коробка с карандашами» (фрагмент)

- Моими помощниками сегодня будет фокус-группа (6 человек, сесть по трое). Коллеги, давайте обсудим, что мы увидели (в коробке с карандашами бурлит жизнь, мы увидели творческую историю коробки с карандашами, творческое представление неживого предмета как живого, работу воображения, полёт фантазии, творческие мысли авторов мультфильма…)

- Спасибо, коллеги. Да, действительно, мы увидели, прежде всего, творчество создателей мультфильма, которое способно пробудить различные фантазии, воображение не только в детских душах, но и во взрослых тоже.

- Можно сказать, что этот мультфильм является своеобразным пособием, способствующим творческой деятельности детей? (безусловно)

- Этот мультфильм может служить одним из примеров воплощения оригинальных творческих замыслов, идей в жизни ребёнка? (да, бесспорно)

- Получается, что обычная коробка – ничем не примечательный предмет – стала объектом творчества? Значит, объектом творчества может стать любой предмет? (да). Мне бы не хотелось сегодня в качестве предмета творчества рассуждать, например, о пустой коробке из-под обуви или стеклянной вазе, несмотря на то, что это, безусловно, интересно. О теме нашего разговора вы узнаете немного позднее.

СЛАЙД Проблема творчества - «проблема века»

Стремительный характер динамики современного общества настоятельно требует от человека развития личностных качеств, позволяющих ему творчески, продуктивно решать те или иные задачи. Проблема творчества, споры о которой не утихают, становится настолько актуальной, что её можно назвать «проблемой века».

Творчество понимается как процесс развития личности человека. Творчество – это всегда привнесение в мир чего-то нового.

СЛАЙД Размышления о проблеме творчества. «Словотворчество».

- Ф. М. Достоевский сказал: «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы. Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое» (на слайде - различные высказывания поэтов, писателей о творчестве, написанные различными шрифтами)

- О проблеме творчества, творческого поиска неустанно рассуждают поэты и писатели, педагоги, психологи. Поэтическое творчество, его ещё называют «словотворчеством», - удивительный процесс, который способствует развитию творческих способностей не только ребёнка, но и взрослого человека. Получается, что у творчества нет ни возраста, ни границ. Следовательно, никогда не поздно начать заниматься творчеством? (да)

СЛАЙД Творческая мастерская «Стихам все возрасты покорны, или творчество без границ»

- Свой мастер-класс я назвала…. (указываю на слайд) Мастер-класс является отражением методической системы и педагогического опыта, которые сложились в течение ряда лет.

- Коллеги, а с чего начинается любой творческий процесс, в том числе словотворчество? (с идеи, с вдохновения, с творческого замысла, с темы, с задумки…)

- Совершенно верно.

СЛАЙД Творческий метод «Инсайт»

- Среди методов активного творческого обучения особую значимость для меня имеет так называемый метод «Инсайт». Его активно используют наши коллеги из Белоруссии. «Инсайт» - это новое, оригинальное решение проблемы, нестандартное видение обычного предмета в необычном свете.

СЛАЙД Приём «творческий многогранник»

- В рамках технологии «Инсайт» для активизации творческой мыследеятельности и помощи в обыгрывании и раскрытии темы мне помогает приём «творческий многогранник». (схема приёма на слайде, показываю рукой на слайд)

- Давайте посмотрим, как работает этот приём на практике. Например, тема, которую я вам сейчас задаю, навеяна пробуждением природы и сменой времени года, поэтому мудрствовать не буду, и сформулирую тему так: «Весна, весна, как мы ей рады». Коллеги, прошу вас делать записи для будущего стихотворения (делают вид, что записывают; на листочках все материалы будут)

- Пожалуйста, коллеги, следуя схеме, проиллюстрируйте тему нашего разговора – весну (солнечная, ранняя, дружная, звонкая, громкоголосая…).

- Спасибо. Очень поэтичные, творческие иллюстрации.

- Следуем далее по схеме. Задайте об этом (о весне) вопрос (Она радует вас? Она пришла в этот год рано? Весна вызывает у вас чувство восхищения? Какие ассоциации у вас вызывает слово «весна»?...)

- Прекрасно! Молодцы. Свяжите это с чем-то ещё (весна связана с нашим хорошим настроением, связана с тем, что пришла пора сеять, сажать, готовиться к сезону…)

- Хорошо. Главное, что не только поэтично, но и жизненно. Какое это имеет значение? (Весна побуждает к действию, весна пробуждает чувства, весна способствует творчеству, весна – время любви…)

- Спасибо. В своих ответах вы только что использовали художественный приём олицетворения, без него не обходится практически ни одно стихотворение. А теперь сравните предмет нашего разговора – весну – с другими предметами. Постарайтесь сделать это так, чтобы сравнения были развёрнутыми, поэтическими (весна – юная девушка, весна – красавица в венке из подснежников, весна – невеста в зелёном платье…)

- Замечательно! У вас здорово всё получается! А теперь опишите это. Используйте красочные, образные определения, в литературе они называются «эпитетами» (лучезарная, улыбающаяся, чумачечая, творческая…)

- Великолепно! Друзья, мы только что в рамках темы (напомню, что главная героиня сегодня – весна) собрали материал для нашего стихотворения, вооружились изобразительно-выразительными средствами языка и подготовились к дальнейшей словотворческой деятельности.

СЛАЙД «Вынашивание» идеи стихотворения

- После того, как тема стихотворения родилась, а в нашем случае, мы её вместе создали при помощи приёма «творческий многогранник», осталось лишь «сжиться» с этой идеей. Поскольку сама пробую себя в словотворчестве, могу сказать, что это мучительный этап. «Примерить» только что рождённые творческие мысли, корректировать их, возможно, с какими-то из них расстаться, а какие-то, напротив, доработать – задача нелёгкая, но творческая и интересная.

СЛАЙД Реализация творческого замысла: секреты лирического жанра

- Этап реализации творческого замысла – это и есть собственно процесс словотворчества. И сейчас мы вместе поучаствуем в творческом процессе и станем создателями поэтического весеннего «шедевра».

- Лирический жанр не похож ни на один из существующих в литературе. У него есть свои секреты. Коллеги, представим себя на мгновение пятиклассниками. В начале творческого пути обычно я открываю несколько секретов поэтического мастерства своим юным поэтам.

СЛАЙД Секрет 1: приём «устное словесное рисование»

- В студенческие годы мне посчастливилось познакомиться и получить творческий мастер-класс от удивительного педагога, доктора педагогических наук, заведующего кафедрой методики преподавания русского языка и литературы института имени Герцена, Владимира Георгиевича Маранцмана, который считал приём устного словесного рисования одним из главных творческих приёмов.

- Мы только что иллюстрировали предмет нашего разговора - чудесное время года – весну, подбирали образные средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения и т.д.

СЛАЙД Секрет 2: буриме – рифмованные концовки

- В стихотворении ударные и безударные слоги следуют друг за другом в строгом порядке.

- Коллеги, а зачем нужна рифма в стихах? (чтобы стихи звучали равномерно, размеренно; для создания ритмичности, для гармоничного звучания)

- Писать складно не так уж и трудно, но умение сочинять рифму не должно стать самоцелью, а предпосылкой развития вкуса ребенка: и художественной самооценки, и способности наслаждаться художественным творчеством других авторов.

- «Буриме» в переводе с французского языка – рифмованные концы, стихи на заданные рифмы. Детям очень нравится быть поэтами и сочинять небольшие стихи, используя буриме.

- Предлагаю вам поработать с творческими картами и выполнить задания по составлению рифм-буриме, а также попробовать продолжить мысль и составить четверостишие, используя придуманные рифмы. (на слайде – зима-…; весна -…; лето - …; пчела-…)

Группа 1: Зима – сосна, весна – от сна

Например:

Прошла холодная зима,

На смену ей пришла весна.

Проснулись сосны ото сна,

Ура! Ура! Как рада я!

Группа2: Летоне спета, пчеланашла

Например:

Еще не скоро будет лето,

Ведь песнь весны еще не спета.

А хлопотливая пчела,

На вербе первый мед нашла.

В то время, пока работает фокус-группа: Каждая творческая детская работа – результат самовыражения в слове. Большая часть из этих работ не лишена недостатков, но это, к счастью, не главное. Важно то, что сквозь все эти изъяны пробивается живое детское чувство, оригинальность мысли.

- (обращение к залу) Друзья! Может быть, поиграем в буриме-игру? Ваши варианты? Зима- … Весна-….Лето-….Пчела-…

- Спасибо. Начало творчеству положено. Что же получилось у моих помощников? (зачитывают свои варианты)

- Ну что ж, неплохо получилось. Спасибо.

СЛАЙД Секрет 3: приём «фантазии в строчке»

- Интересным приёмом словотворчества является приём «фантазии в строчке», когда предлагается только начало поэтических строк, а остальное необходимо продолжить. Это могут быть и перефразированные начальные строчки из стихотворений поэтов-классиков. Главное – заранее оговорить, какая это должна быть рифма (парная, кольцевая, перекрёстная)

- Коллеги, в ваших картах частично написаны строки, необходимо их продолжить.

Группа 1(перекрёстная рифма)

Уж тает снег, бегут ручьи,

И вдруг запахло всё весною

Засвищут в рощах соловьи,

И лес простится уж с зимою.

Чиста прозрачная лазурь

И ярче солнце засияло

Пора метелей, вихрей, бурь

Скорей бы всех нас миновала.

(за основу – поэтический текст Константина Аксакова)

Группа 2: (парная рифма)

Распустились почки, природа пробудилась,

Яркими лучами всё озолотилось,

А в лесу проснулся маленький подснежник

Выглянул на солнце нежно, очень нежно

И открылись словно от весенней ласки

Милые, прекрасные цветочки, как из сказки.

(За основу взято стихотворение Спиридона Дрожкина)

(группы работают около 2 минут, все ответы можно записать на карты)

СЛАЙД Секрет 4: приём ассоциаций

- (обращаюсь к залу) Друзья, пока работает группа, давайте подберём ассоциации к слову ВЕСНА. Пожалуйста, ваши варианты (солнце, тепло, радость, дети, природа, свобода, счастье, любовь, улыбки, пробуждение, фантазии…).

- Спасибо. Приём ассоциаций очень часто используется на уроках литературного творчества и во внеурочной деятельности по предмету, он помогает ребёнку выразить мысль нестандартно, способствует развитию творческой фантазии, воображения.

- А теперь вернёмся к моим помощникам. Коллеги, вы готовы? Пожалуйста, продемонстрируйте нам своё творчество. (зачитывают свои варианты)

- По-моему, замечательно получилось, вы прекрасно справились с заданием.

СЛАЙД Секрет 5: ритмика стихотворения

- Неоправданное нарушение ритмического рисунка – самая распространенная ошибка начинающего поэта. Как разобраться с этой проблемой? Элементарно. Считать слоги. Берете ваше стихотворение и записываете его следующим образом: большие буквы – ударные слоги, маленькие - безударные, одна гласная = 1 слог. Считаете – и переписываете, исправляете все «неровности» - до безошибочной ритмики.

- (обращаюсь к слайду и к фокус-группе) Давайте попробуем выполнить это задание, обратившись к стихотворению С. Есенина «Черёмуха». Итак, считаем слоги и записываем по формуле: большие буквы – ударные слоги, маленькие буквы – безударные слоги.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

- Итак, какая формула у нас получилась? (фокус-группа отвечает, а в это время я вывожу слайд с формулой)

СЛАЙД Ритмическая формула стихотворения С. Есенина «Черёмуха»

аАаАаАаА

аАаАаАаА

аАаАаАаА

аАаАаАаА

- Ритмика помогает создать настроение, передать вашу мысль в определённом темпе, задаёт тон стихотворению, помогает в подборе ассоциаций.

СЛАЙД Одобрение, признание творческих результатов

- Последним этапом словотворчества, не менее значимым, чем все остальные, является факт одобрения творческого процесса. Возможно, для взрослого человека это и не важно, но для ребёнка, который выбрал Вас в качестве друга – советчика – ценителя его первого творческого опыта – это очень важно.

Словотворчество, как и любая другая творческая деятельность, способно развить чувство меры, вкуса, эстетики и красоты. Словотворчество позволяет и ребёнку, и взрослому прикоснуться к миру прекрасного русского слова, заставит полюбить ещё больше родной язык.

Кто знает, может быть, в вас ещё не проснулся поэт? А, может быть, вы уже «пробуете перо», но пока не решаетесь свои творческие опыты вынести на всеобщее обозрение? По сути, это не так важно. Важно то, что словотворчество безгранично и ему все возрасты покорны. Вот что самое главное!

Комментарии
Комментариев пока нет.