Проектная работа для детей раннего возраста «Чистюля»
Структурное подразделение «Детский сад» МБОУ «Карагайская СОШ №2»
Проект «Чистюля» для детей раннего возраста
Воспитатель: Голубчикова
Светлана Сергеевна
Актуальность:
Уже давно замечено, а сегодня еще и научно доказано, что для того, чтобы дети меньше были подвержены риску некоторыми заболеваниями, их достаточно приучить правильно мыть руки.
Дети дошкольного возраста много времени проводят на улице, возятся с песком, различными предметами, животными. Их занятия приводят к загрязнению рук, одежды, обуви. Поэтому следует приучать ребёнка мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения.
Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения. Детям с ранних лет прививают гигиенические умения и навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов и т. д.), и к 6 годам они переходят в привычку.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.
Вызывает сожаление тот факт, что некоторые взрослые моют руки не правильно и наспех, причем дети берут с них пример, тем более, что как раз они постоянно куда-то спешат.
Правильное мытье рук должно занимать по времени полторы – две минуты, а не несколько секунд, как делает большинство людей. Для детей хорошо было бы предложить жидкое мыло со специальным дозатором, оно удобнее, чем обычное кусковое мыло, которое очень часто выскальзывает и падает на пол, тем самым доставляя ребенку дополнительные неудобства.
Возникает вопрос – в чем состоит важность правильной процедуры мытья рук?
Все очень просто. Если лечь спать или начать кушать с недостаточно вымытыми руками, резко возрастает риск занести внутрь организма болезнетворные бактерии, находящиеся в грязи на руках и под ногтями. Не зря дизентерию называют «болезнью грязных рук». Во сне можно также потереть глаза, после чего может возникнуть воспаление либо конъюнктивит, или же они начнут гноиться.
В то время, когда мы моем руки, убирается не только грязь и бактерии, обновляется кожа, так как с водой уходят и отмершие клетки кожных покровов. Таким образом, следуя правилам личной гигиены, мы не только содержим свое тело в чистоте, но и помогаем ему избежать определенных заболеваний и способствуем тому, чтобы оно выглядело молодым и привлекательным.
Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности и самостоятельным действиям.
Цель: Привитие детям осознанных гигиенических навыков и привычек.
Задачи:
1. Продолжать формировать у малышей представление о необходимости гигиенических процедур.
2. Пополнять активный словарь детей.
3. Продолжать формирование элементарных культурно-гигиенических навыков, воспитывать положительные эмоции, связанные с опрятным внешним видом человека, его гигиенической культурой через взаимодействие с родителями воспитанников.
4. Воспитывать желание и потребность заботиться о чистоте своего тела.
Тип проекта: педагогический.
Участники проекта: педагоги, дети, родители группы.
Проблема: Не все дети младшей группы аккуратно моют руки и тщательно следят за чистотой своего тела и одежды.
Гипотеза.
Гигиенические навыки у детей будут сформированы, если будут созданы следующие условия:
- Разработан план мероприятий, направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье;
- Привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков;
- Разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
Срок реализации проекта: в течение учебного года.
Предполагаемый результат:
• Дети проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых).
• При небольшой помощи взрослого пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
• Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
• Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания.
- Привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков;
- Разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
Приёмы реализации проекта:
Чтение художественной литературы:
К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Ах ты, девочка чумазая»;
Э. Мошковская «Нос, умойся!»;
С. Капутикян «Хлюп – хлюп»;
И. Гурина «Потягушки на подушке».
Чтение потешек:
- Руки надо чисто мыть,
Рукава не замочить.
Кран откройся,
Нос умойся!
***
- Буль – Буль – Буль,
Журчит водица.
Все ребята
Любят мыться.
***
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!
***
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Детка умывайся веселей!
***
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.
***
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
Моем ручки до и после еды с потешкой:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
***
Ёжик в бане вымыл ушки,
шейку, кожицу на брюшке,
и спросил енота ёж: “Ты мне спинку не потрёшь?”
***
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся! Грязь смывайся!
***
Водичка, водичка,
умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок!
***
Мы проснулись-потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!
Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля! (Девочка-чистюля!)
Целуй меня, мамуля!
***
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая
Дочка.
Игровые приёмы: «Учим куклу Соню мыть руки», «Купание куклы Сони», «Наша кукла заболела», «Сонечка испачкалась, как мы можем ей помочь?», «Зайка серый умывается», с карточками «Что сначала, что потом».
Работа с родителями: Беседа о важности формирования культурно-гигиенических навыков. «Учите детей правильно мыть руки!».