Михаил Васильевич Ломоносов

4
0
Материал опубликован 20 February в группе

Автор публикации: А. Завадский, ученик 9 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2 Некрасовского района Ярославской области







Доклад

Тема «Наука в лицах»



Выполнил: ученик 9 класса

Завадский Александр

























с. Бурмакино

2024 год





Содержание

1. Введение

2. Детство и юность

3. Образование

4. Вклад в науку

5. Заключение







































«Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела. Любо говорить о Ломоносове, и если я скажу звягливо и рогато, ты расскажи чиновно, с церемонией», – писал Борис Викторович Шергин.



1. Введение

Михаил Васильевич Ломоносов-первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств , статский советник.

t1708402717aa.jpg

2. Детство и юность

Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинская  Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в зажиточной семье Василия Дорофеевича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по словам сына, был по натуре человек добрый, но в крайнем невежестве воспитанный. Когда Ломоносову было девять лет умерла его мать. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой. В 1724 года и она тоже умирает. Через несколько месяцев отец женился в третий раз — на Ирине Семёновне. Для Ломоносова третья жена отца оказалась злой и завистливой мачехой.

Начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы мальчик и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора».

t1708402717ab.jpg

3. Образование

Михаил Ломоносов начал своё образование в родной деревне. Дьячок местной Дмитровской церкви обучил его грамоте и в четырнадцать лет он уже умел грамотно и чётко писать. Ломоносов не собирался останавливаться на достигнутом. В девятнадцать лет он, тайно отправился в Москву. Произошло это в декабре 1730 года, когда стояли страшные морозы. Беглец специально выбрал эту пору: догонять его поостереглись – боялись замерзнуть. А он не побоялся и с рыбным обозом в начале 1731 года пришел в Москву. В Москве ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя за сына дворянина. Способный ученик уже в конце первого года обучения был переведен в третий класс. В академии Ломоносов изучал только гуманитарные науки. Там он проучился четыре года после чего в 1734 году отправился в Киев, где на протяжении года обучался в Киево-Могилянской академии, но не найдя там совершенно материалов по физике и математике, он перечитывал летописи и творения святых отцов. В 1735 году, Ломоносова и двенадцать учеников Спасского училища отправили в Петербург и зачислили в студенты университета при Академии наук. Несмотря на увлечение естественными науками, ранее он хотел стать священником и заниматься науками как священник. 4 октября 1736 года Михаила, как лучшего студента отправили в Германию для обучения горному делу и металлургии. Три года учился в университете города Марбурга и еще год обучался горному делу у профессора Генкеля. После этого он отправился назад на родину и 8 июня 1741 года он был в Петербурге, где его определили в Академию наук и художеств. Спустя четыре года обучения Ломоносов занимал должность профессора химии в этом научном заведении.

t1708402717ac.jpg

4. Вклад в науку

Химия

В течение многих лет химия являлась основным и любимым занятием Ломоносова. Он начал заниматься химическими исследованиями еще будучи студентом Марбургского университета. В начале XVIII в. эта наука только стала оформляться.. Ломоносов впервые в истории дал достаточно полное и верное определение химии как науки. В работе «Элементы математической химии» Михаил Васильевич определил химию как науку «об изменениях, происходящих в смешанном теле», а «изменение смешанного тела есть изменение его внутренних качеств». В 1751 г. в «Слове о пользе химии» он дал развернутое изложение своих взглядов на задачи и значение химии для развития отечественной промышленности: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания». Вести экспериментальную работу было трудно. Постоянно подчеркивая значение эксперимента для развития науки, Ломоносов писал: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений…» В своей химической лаборатории Ломоносов проводил исследования растворов, ставил опыты по обжигу металлов, делал пробы и анализы руд, проводил опыты в пустоте. Ломоносов шел к химическим исследованиям от физики. «Химик, – писал он, – без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут». Таким образом, исследователь положил начало развитию физической химии, цель которой он видел в изучении химических превращений физическими методами. Какие же это методы? Во-первых, Ломоносов обязательно взвешивал все вещества на специальных весах особой чувствительности, что позволяло определять вес с точностью до 0,0003 грамма. Во-вторых, при проведении опытов ученый фиксировал температуру с помощью ртутного термометра. Кроме того, Ломоносов исследовал влияние на вещество низких и высоких температур и давления, изучал явления капиллярности, кристаллизации, растворимости, преломления света и действия электричества в растворах. Выдающийся физик Леонард Эйлер, познакомившись с «Диссертацией о действии химических растворителей вообще» и «Физическими размышлениями о причинах теплоты и холода» Ломоносова, очень высоко их оценил: «Все сии сочинения ...превосходны, ибо он изъясняет физические и химические материи самые нужные и трудные…» По инициативе Михаила Васильевича Ломоносова в России была создана первая научная и учебная Химическая лаборатория. В марте 1745 г. Ломоносов направил в Академию наук план лаборатории и программу исследований. 25 июля 1745 г. Михаил Васильевич был назначен профессором химии Петербургской Академии наук. 1 июля 1746 г. вышел указ императрицы Екатерины II о строительстве на Васильевском острове Химической лаборатории при Академии наук. Ломоносов занимался созданием оборудования, приобретением материалов для опытов. Многие предметы лабораторного оборудования были сконструированы или усовершенствованы им самим. Ученый считал также необходимым проверять опыты других исследователей, чтобы приблизиться к истине. Первая Химическая лаборатория в России сыграла большую роль в развитии химии как науки. В лаборатории Ломоносов практически осуществил свою идею соединения наук, прежде всего физики и химии.


Филология
Виссарион Григорьевич Белинский писал, что «с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим». Ломоносов заботился о правильности и чистоте русского языка. В начале XVIII в. в русском языке сочетались церковнославянские, иностранные слова, разговорная речь. Ученый много работал над нормами литературного языка. Итогом явилась знаменитая «Риторика», выход которой стал важным культурным событием. Труд Ломоносова содержал свод правил, которым необходимо было следовать в литературных произведениях. В этой работе ученый говорил о том, что выступающему перед аудиторией ритору (лектору) следует учитывать возраст, пол, воспитание и образование слушателей. Сама же речь должна быть умной, страстной, с развернутыми описаниями. «Риторика» была изложена простым русским языком и предназначена для широкого круга читателей. Другой грандиозный труд Ломоносова – «Российская грамматика». Эта книга стала первой научной грамматикой русского языка. По мнению ученого, основная задача грамматики – учить, как говорить и писать, отличать лучшие формы употребления родного языка от плохих образцов. Ломоносов первым попытался установить нормы русского литературного произношения. В его основу он положил «говор Москвы». Михаил Васильевич отмечал, что «…выговор буквы «о» без ударения, как «а», много приятнее». Грамматика Ломоносова стала самым популярным в XVIII в. учебным пособием. Во время учебы в немецком Фрейберге Ломоносов написал оригинальную работу «Письмо о правилах российского стихотворства», в которой он заложил основы русского стихосложения. Главное, считал Ломоносов, – «сочинять российские стихи по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить». В этой работе он также рассуждает о форме стиха, стихотворных размерах. Самая поздняя и наиболее зрелая филологическая работа Ломоносова –«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». В этом труде Ломоносов-филолог излагает свою теорию «трех штилей» - «высокого, посредственного и низкого». Каждому литературному жанру соответствует свой «штиль»: героическим поэмам, одам, речам на важные темы – высокий; театральным сочинениям, «сатирам», элегиям – средний. «Низким штилем» пишутся «комедии, увеселительные эпиграммы, песни». Ломоносов считается основателем русской научной и технической терминологии. Ученый ввел в оборот много новых научных терминов, создал стиль научного изложения. Он избегал непонятных иностранных слов, стремился заменять их русскими. Например, вместо «абрис» – «чертеж», вместо «перпендикула» – «маятник». Ломоносов ввел в научный оборот такие термины, как «атмосфера», «диаметр», «квадрат», «формула», «микроскоп», «барометр», «экспериментальная физика». Литературное творчество великого ученого было очень разнообразно: стихотворения, трагедии, басни, оды, проза, речи, надписи к памятникам и статуям, стихи для придворных маскарадов и многое другое. В поэтическом наследии Ломоносова основное место занимают оды, написанные в торжественном тоне в честь какого-либо события или лица или на значительную тему. Он писал оды, посвященные Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II; военным победам Ивана Грозного, Петра I. Петру посвящена и героическая поэма «Петр Великий».

Физика

Ломоносова называли «первым и наиболее замечательным русским физиком». Михаил Васильевич внес огромный вклад в развитие физической науки в России. Он первым в нашей науке признал существование в природе двух различных форм частиц материи: атома и молекулы (корпускулы), то есть сделал открытие в атомистической теории строения вещества. Наибольшее влияние на самого Ломоносова оказали труды выдающегося английского ученого Роберта Бойля. Михаил Васильевич писал: «С тех пор как я прочитал Бойля, овладело мною страстное желание исследовать мельчайшие частицы. О них я размышляю 18 лет». Ученый дал четкое определение мельчайших частиц материи и их сочетаний, образующих все многообразие тел в природе. С теорией строения материи из атомов и корпускул связана молекулярно-кинетическая теория теплоты, созданная Ломоносовым. Наиболее полно она была изложена в работе «Размышления о причине теплоты и холода», в которой объясняются причины теплоты движением частиц материи. Теорию теплоты он распространил также и на внеземные объекты, раскрыв процесс передачи тепла от Солнца на Землю.

Выдающимся научным достижением ученого является открытый им закон сохранения материи и движения. В письме к академику Леонарду Эйлеру Михаил Васильевич писал: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого». Ломоносов пытался рассматривать природу не как застывшую, окостенелую систему, а в процессе непрерывного развития. Ученый занимался и изучением электрических явлений. В начале 50-х гг. ХVIII в. Ломоносов вместе со своим коллегой и другом Георгом Вильгельмом Рихманом с помощью «громовой машины» приступил к изучению атмосферного электричества. Опыты Ломоносова и Рихмана были сопряжены с риском для жизни – в работе они не использовали заземление. Возникновение атмосферного электричества ученый связывал с восходящими и нисходящими потоками воздуха. Электрические заряды, по его мнению, появляются в результате трения частиц воздуха. Ломоносов разделил все электрические разряды в атмосфере на три вида. К первому виду он отнес молнии, ко второму – огни святого Эльма, к третьему – вечерние зарницы и северные сияния. Он сделал важное открытие – электрические заряды в атмосфере существуют и без грозовых явлений. В трудах по физике Ломоносов много внимания уделил изучению световых явлений и цвета. Подобно Декарту, он считал, что мировое пространство заполнено эфиром. Свет – это колебания эфира, движение его мельчайших частичек. Ломоносов – автор оригинального учения о происхождении цветов. Каждая группа частичек эфира определяет один из основных цветов – красный, желтый, голубой. «Прочие цветы рождаются от смешения первых», – отмечал Ломоносов. В 1759 г. вместе с академиком Иосифом Адамом Брауном Ломоносов провел опыты по замораживанию ртути. В результате опыта ртуть превратилась в твердое тело, которое можно было рубить и ковать. Открытие замерзания ртути произвело сенсацию в научном мире. Труды Ломоносова и его исследования в области физики способствовали тому, что в первой половине XX в. физика стала лидером среди естественных наук.



Приборостроение

Проводя научные изыскания в области физики, химии, Михаил Васильевич Ломоносов создавал приборы экспериментальной техники. Им был создан гравиметр для определения силы тяжести, который в более усовершенствованном виде появился лишь в начале XX в. Известен проект конструкции универсального барометра, при помощи которого ученый предполагал измерять величину изменения силы тяжести, вызываемую Луной и Солнцем. Ломоносов усовершенствовал ртутный термометр, приняв температуру замерзания воды за 0º, а температуру кипения – за 150º. В 1741 г. ученый изобрел солнечную печь для сжигания опытных образцов различных веществ. Он разработал конструкцию анемометра – метеорологического прибора для измерения скорости и направления ветра. Для изучения атмосферного электричества Михаил Васильевич создал громовую машину, а для изучения атмосферы – «аэродинамическую машину» (прототип современного вертолета). Вошли в историю науки разработанные Ломоносовым прибор для определения вязкости жидкостей капельным методом, пресс («Папинова машина»), позволяющий получать высокое давление. Приборы для отсчета времени – часы – также не прошли мимо внимания великого экспериментатора. Одним из первых он обратил внимание на возможность применения хрусталя и стекла в механизме часов для уменьшения трения.Ломоносовобосновал непригодность маятника для морского хронометра. Сохранилась схема и описание этого навигационного прибора, усовершенствованного ученым. Ломоносов спроектировал специальный инструмент для точного определения времени в море – морской жезл.

Занимался он и конструированием оптических приборов. Одним из самых выдающихся изобретений Ломоносова была «ночезрительная труба». Она дала бы возможность морякам ночью или в сумерки различать скалы и корабли в море. Некоторые физики не приняли описания действия этого прибора и посчитали его чуть ли не курьезом. В 1764 г. русскому ученому удалось построить несколько экземпляров этих труб, чтобы снабдить ими экспедиции для отыскания Северного морского пути. Лишь почти два века спустя изобретение Ломоносова было оценено по-настоящему. По принципу «ночезрительной трубы» были созданы специальные ночные бинокли, которые широко использовались нашими воинами в годы Великой Отечественной войны. Оригинальным был сконструированный Ломоносовым горизонтоскоп – перископ, снабженный устройством для горизонтального обзора местности. Ученый создал новые конструкции однозеркального телескопа, камеры-обскуры, микроскопов, звездного фотометра, рефрактора, зеркального телескопа.





История

В начале XVIII в. в России возрос интерес к родной истории. Свою лепту в развитие отечественной исторической науки внес и Ломоносов. Еще во время обучения в Славяно-греко-латинской академии юный Ломоносов читал в монастырской библиотеке летописи, церковные и светские книги. В Марбургском университете и в Петербургской академии наук он продолжил изучение русской истории. Он пытался выяснить, как происходило становление Древнерусского государства. Изучив источники и современную ему литературу, Ломоносов опроверг утверждения некоторых историков, что Русское государство основали норманны (викинги, варяги, «северные люди»). Ученый высказал мнение, что варяги-руссы были славянами и от них пошло русское государство. Он доказал, что имя «россы» появилось до варягов (норманнов), а слово «Русь» славянского происхождения. Михаил Васильевич утверждал, что русский народ еще до Рюрика прошел большой путь развития и имел свою самобытную культуру. В 1751 г. Ломоносов начал работать над обширным трудом «Древняя Российская история». Первая часть этой работы была опубликована только после его смерти и вскоре переведена на немецкий и французский языки.

На основе летописей и других исторических документов Ломоносов в 1760 г. издал «Краткий российский летописец с родословием», в котором содержался перечень важнейших исторических событий, начиная с княжения Рюрика в Киеве и до смерти Петра Великого. Ломоносов был патриотом России, он верил в силу и талант нашего народа: «Народ российский на высочайшую степень благополучия и славы, на которой поставлен быть достоин».



Изобразительное искусство

К XVIII в. в России оказался утерянным древний способ изготовления мозаик. Ломоносов заинтересовался возрождением забытого мозаичного искусства – составлением картин и портретов из цветных стеклянных сплавов (смальт). В Химической лаборатории ученому удалось создать рецепт для получения цветного стекла и скрепляющего раствора. Затем Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальты. Первой его мозаичной работой был образ Богоматери. Вместе с учениками Ломоносов создавал мозаичные портреты Петра I, императрицы Елизаветы. По инициативе Ломоносова была открыта фабрика цветного стекла в деревне Усть-Рудице, недалеко от Петербурга. Михаил Васильевич создал и собственную технику мозаичного набора четырехгранными палочками различного сечения. В 1761 году Ломоносов с помощниками приступил к работе над грандиозной исторической картиной «Полтавская баталия» для Петропавловского собора. Картина поражала красотой и размерами: длина – 6,4 м, высота – 4,8. Составляли ее 7 человек, на изготовление пошло 900 тысяч кусков цветного стекла. Сейчас это полотно украшает стены Академии наук в Санкт-Петербурге. За 18 лет работы мозаичной мастерской в ней было создано 40 картин, из которых до нашего времени сохранились только 23. Мозаичные картины мастерской Ломоносова стали яркой страницей в истории русского искусства.

В XX в. мечта Михаила Васильевича об украшении публичных зданий мозаичными картинами осуществилась. Стены дворцов, метрополитенов, домов культуры сейчас украшены монументальной мозаикой.



Геология и минералогия

Михаил Васильевич Ломоносов является одним их основоположников современной геологической науки. Он многое сделал для организации изучения природных богатств России и их использования. Наряду с химией и физикой ученый считал горную науку «главным своим делом». Еще будучи студентом во время пребывания во Фрейберге, Ломоносов получил первые знания по горному делу и геологии. По возвращении на родину в 1741 г. он составил на латинском языке подробный «Минеральный каталог» Кунсткамеры, содержавший перечень более трех тысяч образцов руд и минералов. Ломоносов заменял непонятные слова из средневековой латыни точными русскими обозначениями. Таким образом, молодой ученый ввел в русский язык такие слова как горный хребет, земная ось, удельный вес, закрепил употребление названий многих горных пород и минералов, например: кварц, колчедан, чернозем, порфир. В 1755 г. произошло сильнейшее землетрясение в Португалии, было разрушено более половины Лиссабона и погибло около 100 тыс. человек. Под сильным впечатлением этих страшных событий Ломоносов обратился к изучению причин и следствий землетрясений, сделал первую в истории науки попытку определить глубину их очагов. Ученый говорил о сложном процессе развития поверхности Земли. Изменения земной поверхности он объяснял, с одной стороны, сильными ветрами, дождями, лесными пожарами, наводнениями, с другой стороны, внутренними силами: землетрясениями, извержениями вулканов. В работе «Первые основания металлургии, или рудных дел» Ломоносов описал и обобщил существующие знания о разведке, добыче и выплавке металлов. Интересны идеи Ломоносова о происхождении торфа, каменного угля и нефти из органических остатков, янтаря как ископаемой окаменелой смолы деревьев. Книга «Первые основания металлургии, или рудных дел» стала настоящей энциклопедией горного дела, первым учебным руководством. Ломоносов снабдил специалистов важным научным и практическим пособием. Он работал и над усовершенствованием методов добычи в рудниках и шахтах, разрабатывал новые машины и устройства. Ломоносов мечтал о создании масштабного научного труда, посвященного российской минералогии, с привлечением жителей нашего огромного государства. Со всех концов России в адрес ученого стали поступать образцы руд и минералов, в сборе образцов для Ломоносова приняло участие около 120 заводов России. Михаил Васильевич не успел осуществить задуманное. Этот труд был завершен только почти полвека спустя академиком Василием Михайловичем Севергиным. Именем Ломоносова назвали минерал – ломоносовит.

География и минералология

Почти с самого начала деятельности в Петербургской академии наук Ломоносов проявлял интерес к географии. В течение многих лет его интересовала проблема освоения Северного морского пути. В сочинении «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» Ломоносов доказывает возможность прохода Северным Ледовитым океаном из Европы в Тихий океан и разрабатывает план такой экспедиции. Правительство Екатерины II поручило Адмиралтейской коллегии организовать поиск пути по маршруту, предложенному ученым. Начальником экспедиции был назначен Василий Яковлевич Чичагов. Ломоносов взял на себя снабжение экспедиции приборами, инструментами, но ему не суждено было узнать о ее результатах. Выход экспедиции состоялся в конце 1765 г., когда Ломоносова уже не было в живых. Главным препятствием для плавания в полярных морях, по мнению ученого, являлись льды. Проблема полярных льдов интересовала Ломоносова давно. Еще в 1761 г. он написал работу «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях». Ломоносов-географ составил классификацию полярных льдов, объяснил происхождение плавающих ледяных гор. Эти выводы не потеряли научного значения до сих пор. Занимаясь проблемой освоения Северного морского пути, ученый приступил и к составлению карты Северного Ледовитого океана. Многие смелые мысли его нашли свое подтверждение через 200 лет. Ломоносов предсказал наличие в центре Арктики островов, влияющих на направление морских течений. В результате учеными был обнаружен и исследован подводный хребет, поднимающийся со дна океана на 2,5 – 3 км, примерно там, где указал Ломоносов. В 1948 году хребет был назван его именем. Неоценим вклад Ломоносова в развитие отечественной метеорологии. В «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» ученый подробно остановился на различных метеорологических явлениях: морозах, оттепелях, испарениях, осадках, ветрах. Большое значение придавал Ломоносов прогнозам погоды, говорил о необходимости международной службы погоды, широкой сети метеорологических станций.

Астрономия

Ломоносов вошел в историю науки как первый русский астрофизик, организатор научных астрономических экспедиций. Уже в первые годы деятельности в Академии он начал заниматься астрономией, в Астрономической обсерватории Академии наук наблюдал планеты, солнечные пятна, кометы и другие небесные объекты. В своей речи «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» ученый изложил оригинальную физическую теорию состава и строения комет и кометных хвостов. Самым выдающимся достижением Ломоносова в области астрономии было открытие атмосферы на Венере, которое явилось результатом наблюдений редкого небесного явления – прохождения Венеры по диску Солнца. Именно он взялся за организацию этих наблюдений в России и отправки двух астрономических экспедиций в Сибирь. Ученые многих стран Европы готовились к наблюдению этого редкого явления. Впервые за 35 лет своего существования Петербургская академия наук участвовала в большом научном мероприятии наряду с Парижской академией и Лондонским королевским обществом. Ломоносов и сам провел серию наблюдений прохождения Венеры в своей домашней обсерватории. Он обнаружил огненный ободок вокруг части края диска Венеры – феномен, который теперь называют «явлением Ломоносова». Таким образом, Ломоносов открыл атмосферу на Венере, что послужило основой для развития астрофизической науки в России.



5. Заключение

В заключение, можно смело сказать, что Михаил Ломоносов – выдающаяся фигура не только в истории науки, но и в культуре России. Его многогранный талант, непрерывный стремление к знаниям и высочайший профессионализм неизменно вдохновляют и возвышают душу поколений. Благодаря своим научным и литературным достижениям, Ломоносов оставил неизгладимый след в истории, оказывая огромное влияние на научные, культурные и образовательные установки своего времени и сегодняшнего дня. Таким образом, его наследие продолжает жить, изменяя и возвеличивая мир вокруг нас. Биография Михаила Ломоносова – это история вдохновения, преданности науке и убеждения в силе образования, которая должна быть передана следующим поколениям, чтобы они продолжали работу великого ученого и поэта и находили новые ответы на вопросы о мире и человечестве.



Источники:

https://www.pravmir.ru/lomonosov-mihail-vasilevich/

https://um.mos.ru/personalities/lomonosov/

https://biographe.ru/uchenie/mihail-lomonosov/

https://aodb.ru/lomonosov/index.php?SECTION_ID=123









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации