"Мой край родной в математических задачах".
Автор публикации: А. Сайгидов, ученик 3А класса
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»
"Мой край родной в математических задачах".
Секция:
Подготовил: Сайгидов Абдул Зиявудинович, ученик
3 «А» класса
Основное место учёбы: МКОУ «СОШ №2»
Адрес: Р.Дагестан, г. Южно-Сухокумск,
ул. Комарова 3 (368890)
Домашний адрес: Р.Дагестан, г. Южно-Сухокумск,
ул. Садовая 9 (368890)
Контактный телефон: 8-989-865-06-76
E-mail: asaygidov@inbox.ru
Руководитель: Чаплыгина Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Южно-Сухокумск Республики Дагестан.
Адрес: Р.Дагестан, г. Южно-Сухокумск,
ул. Гагарина 17 кв. 5 ( 368890)
Контактный телефон: 8-906-450-42-90
E-mail: chapltd@mail.ru
г. Южно-Сухокумск
2017
Пояснительная записка
При изучении математики большое внимание уделяется работе с числом, формированию вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем лучше результат. Это правильно. Но есть ли способ вызвать интерес к решению практических задач? Для этого необходимо, чтобы решаемые задачи были интересны, доносили близкую тебе информацию. Я обратил внимание, что текстовых задач в учебнике математики, содержащих краеведческий материал, который бы позволял познавать историю своего родного края средствами математики, нет. Так возникла следующая проблема, решением которой я и занялся.
Проблема: Можно ли с помощью составления задач пополнить математический опыт и лучше узнать родной край.
Цель исследования:
• Доказать, что при решении математических задач, содержащих исторические факты родного края, каждый из нас приобретает умения и навыки решения математических задач с практическим содержанием;
• Представить историю родного края в математических задачах с целью расширения знаний об исторических событиях родного города.
• Создание математических задач с использованием краеведческого материала.
Задачи исследования:
Собрать и изучить краеведческий материал.
Изучить методы и приемы составления и решения математических задач с использованием краеведческого материала;
3.Отобрать материал, на основе которого можно составить математические задачи.
4. Составить математические задачи.
5. В перспективе создать сборник задач по родному краю для обучающихся 3 классов с его последующим пополнением.
Объект исследования:
История родного края;
Методы составления и решения математических задач.
Гипотеза:
Знание истории родного края поможет в развитии умений решения математических задач с практическим содержанием и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач расширят наши знания об истории родного края.
Ход исследования:
Подготовительный:
• Выбор проблемы, источников литературы, планирование деятельности.
Деятельностный:
• Сбор и изучение краеведческих материалов.
• Отбор материала на основе которого можно составить математические задачи.
• Составление математических задач
• Решение задач
Оформление результатов работы:
• Оформление работы, презентации исследования
Презентационный:
• Оформление полученной информации; выводы по исследованию; защита полученных результатов.
• Защита работы
Основной этап
Изучив литературу, которую посоветовал учитель, я разработал алгоритм составления задач.
Алгоритм составления задачи на историческом материале.
Сбор фактических данных.
Историческая справка.
Выбор математического содержания и типа задачи.
Установление зависимости между числами.
Составление условия задачи, ее решение и оформление.
История родного края в математических задачах
Чтобы составить математические задачи, необходимо располагать датами и цифрами, связанными с историей и современной жизнью нашего города. Исторические даты и факты я нашёл в нашем краеведческом музее, в библиотеке в юбилейных журналах «Южно-Сухокумск – 45 лет», «Южно-Сухокумск – 50 лет», «Южно-Сухокумск -55 лет» и электронном ресурсе «Южно-Сухокумск». Современные цифры о нашем городе получил на официальном сайте Администрации городского округа Южно-Сухокумск, данные о нашей школе собирал сам в беседах с родителями и старожилами нашего города.
Историческая справка
В 1957 году правительство страны приняло решение, обязывающее республиканское управление нефтяной и газовой промышленности начать бурение разведочных скважин на Южносухокумском месторождении. И вскоре голая степь огласилась шумом моторов, стуком топоров.
В январе 1958 года первые строители прибыли в этот район. Жили в передвижных вагончиках, имея с собой набор продуктов, запас воды, уголь, дрова.
С этого момента началась история моей малой родины. Так рождался посёлок нефтяников. Название поселка связано с названием пересыхающего русла реки Кумы. Муниципальное образование «город Южно-Сухокумск» первоначально был создан в 1958 г. как вахтовый палаточный поселок нефтяников.
В 1963 г. Указом Президиума Верховного Совета ДАССР Южно-Сухокумск отнесен к разряду рабочих поселков с административным подчинением Кизлярскому городскому Совету.
В 1988 году посёлок получил статус города. Расположен в Ногайской степи, на пересыхающем южном русле в дельте Кумы (Сухая Кума), в 295 км от Махачкалы, на границе со Ставропольским краем. В 1995 году в ведение города была передана территория, на которой расположен посёлок Восточно-Сухокумск. Город славится добычей нефти. Также промышленность города представляет электромеханический завод. Завод производит продукцию оборонного назначения и товары народного потребления.
Площадь территории города составляет 91,7 кв. км.
Население. Численность населения составляет 10,4 тыс. человек; плотность — 113,2 человека на 1 кв. км. Численность экономически активного населения составляет 5,2 тыс. человек, или 50,5% общей численности населения. Занято в экономике 3,2 тыс. человек, или 61,5% экономически активного населения. Национальная структура населения (по переписи 2002 г.): аварцы — 47,9%; даргинцы — 18,5; лезгины — 10,7; лакцы — 9,0; русские — 0,4; кумыки — 3,8; агулы — 0,8; ногайцы — 0,6; табасаранцы — 0,5; азербайджанцы — 0,5; рутульцы — 0,4%.
Достопримечательности.
На территории города находятся памятники, отражающие историю города: монумент «Вечная Слава», стела «Горянка», памятная плита «Первопроходцы», памятник «В.И. Ленин», памятник «Ю.А. Гагарин»,памятник «Белые журавли». Функционируют музей боевой славы и пришкольный музей М.Г. Зульпукарова, заслуженного нефтяника, одного из основателей нефтедобычи в Южно-Сухокумской зоне. Также в черте города расположен «Парк культуры и отдыха им. М.Малагусейнова» для проведения досуга и отдыха горожан.
Степные просторы
От края до края
Наш город хранят,
Ветерком обдувая.
Есть прелесть своя
Вам скажу без прикрас
В природе степной,
Окружающей нас.
Пусть нежности чувства
Текут через край,
Родной Сухокумск!
Ты расти! Процветай!
( Таривердиева В.В.)
Животный мир нашей местности не очень разнообразен. Здесь есть животные, свойственные степям, полупустыням и пустыням. Больше всего грызунов. Среди полупустынь раньше можно было встретить стада сайгаков, много зайцев и лисиц, волков. В данное время из-за хозяйской деятельности человека пропали такие животные как сайгак, птица дрофа. Богат мир пернатых. У водоемов смело разгуливают кулики, цапли, дикие утки, гуси и журавли. В тростниках можно вспугнуть стаю куропаток. По берегам озер, болот и рек живут енотовидная собака, нутрия, ондатра. Угодье и прилегающие территории служат местом гнездования и скопления разных видов птиц, 5 видов из которых занесены в Красную книгу России: стрепет, журавль-красавка, авдотка, ходулочник и шилоклювка.
3
Ведь не случайно говорят, что «Математика ум в порядок приводит», «Математика-царица всех наук». Как же можно применить математические знания к истории родной родного края? Сделать можно это, конечно же, через решение математических задач, содержание которых включают в себя разнообразные исторические факты. А где же взять такие задачи? На уроках математике мы не только решали задачи из учебника, но и сами их составляли. Поэтому я решил попробовать составить такие математические задачи, содержание которых основывается на исторических фактах, данных, связанных с историей нашего города. А составляя такие задачи, считаю, что и сам лучше буду их решать. Слова Пойа Д. « Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такого - возможно. Где есть желание, найдётся путь!»
Когда был собран материал, началась работа по составлению задач. Учитель посоветовал составлять задачи, ориентируясь на темы, которые изучаются в курсе математики 3 класса. В 4 классе эта работа может быть продолжена дальше. Вот некоторые задачи, которые я составил.
Задачи на действия с натуральными числами
Задача1.
Вычислите, выберете правильный ответ и заполните таблицу. Кто был первым начальником Южно-Сухокумского участка нефтедобычи?
34∙2+ 200= (а) 100-7∙8= (з) 90-9∙8= (к) 940 – 1= (о)
80:8∙0= (и) (84-77):1= (л) 9∙9 - 8∙5= (в)
44 | 268 | 18 | 0 | 7 | 268 | 41 |
з | а | к | и | л | а | в |
44 | 268 | 18 | 0 | 7 | 939 | 41 |
з | а | к | и | л | о | в |
Задача2.
На какой улице находится памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне?
Запиши числа в порядке убывания.
315 | 999 | 595 | 689 | 456 | 200 | 15 | 194 |
р | к | м | о | а | о | а | в |
Ответ:
999 | 689 | 595 | 456 | 315 | 200 | 194 | 15 |
к | о | м | а | р | о | в | а |
Задача 3
На каком расстоянии от Сухокумска находится столица Дагестана?
В этом числе - 2 с.,9 д., 5 ед. ( 295 км)
Проверка теоретического материала
Первая буква каждого ответа является шифром,
разгадав который вы узнаете фамилию героя Советского Союза, именем которого названа одна из улиц Южно-Сухокумска.
Самая маленькая единица измерения массы. (грамм)
Одна из единиц измерения площади, равная 100 кв. м (ар)
Единица площади, равная 100 а. (гектар)
Старинная русская мера длины, равная в современном
исчислении 0,7112 м. (аршин)
Это такой параллелограмм, у которого все стороны равны. (ромб)
Латинское слово, обозначающее «промежуток», «расстояние». (интервал)
Латинское слово в переводе «ничто», «никакой». Первоначально обозначал отсутствие числа. Обозначение появилось около середины первого тысячелетия до н.э. (нуль)
Ответ:
ГАГАРИН Ю.А.
Задача
Город Южно-Сухокумск находится на севере Дагестана в 295 км от г. Махачкала, в Х км от г. Кизляра.На каком расстоянии находится город Кизляр от Нашего города?
Найдите Х, решив следующее уравнение 3Х+75=525
Ответ: 150 км.
Задача
Сайгак — одна из самых быстроногих антилоп, способных развивать скорость до 80 км/ч., длительное время бежать со средней скоростью 60 км/ч, преодолевая сотни и
тысячи километров, переплывая реки. Сколько км преодолеет сайгак за 4 часа непрерывного бега при скорости 60 км в час?
Ответ: 240 км.
Задача
На территории Южно-Сухокумска находится памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В каком году был установлен новый памятник, узнаете, выполнив вычисления
1000+1000 +10+5=
Ответ: 2015 год
Задача
Богата земля Дагестана славными народными обычаями и традициями. И в нашем городе отмечают народные праздники.
В первых буквах слов содержится шифр. Используя их, прочитай названия праздников.
1.
-
Ответ: Ураза-Байрам
2.
-
Ответ: Навруз – Байрам
Задача.
В этом году одно учреждение нашего города отмечает круглую дату. Решив задачу, вы узнаете о чём пойдёт речь. Из букв соответствующих координат найдёте нужное слово .
Ответ: школа
Задача.
В 2017 году 45 лет исполнится нашей школе. В каком году построена школа ?
Ответ: 1972 году.
Отдавая дань уважения великому дагестанскому поэту и писателю Расулу Гамзатову, на торжествах посвященных 50-летию города Южно-Сухокумск был открыт памятник в его честь. В каком году открыт памятник великому поэту Дагестана?
Ответ: 2008 году.
Заключение
Применение местного краеведческого материала для составления задач по математике успешно позволяет воспитывать у нас чувство гордости за нашу малую родину, знание и понимание её истории. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления, эрудиции, расширяет кругозор. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но открытия, будет стремиться познавать всё больше и больше и использовать полученные знания в жизни. В процессе изучения литературы по данному вопросу, я узнал много интересного о родном городе. Придумывая собственную задачу, удается глубже вникнуть в ее математическую суть, проанализировать и сравнить известные типы задач и пополнить свой математический опыт. Особый интерес вызвало составление задач на материале краеведения. После изучения истории родного Края и его географического положения были составлены математические задачи, решая которые, можно не только сформировать навык решения текстовых задач, но так же и познакомиться с историей нашего края, его особенностями и географическим положением.
Вывод: Составление математических задач с использованием краеведческого материала помогло мне пополнить математический опыт и лучше узнать родной край.
Цели и задачи работы достигнуты полностью.
Моя гипотеза подтвердилась. Местный краеведческий материал – это
• Интересно
• Познавательно
• Помогает изучать математику.
В перспективе планирую заинтересовать составлением авторских задач всех учащихся класса и совместно с одноклассниками разработать сборник задач "Мой родной край в математических задачах".
Литература.
Материалы школьного, городского музея
Материалы юбилейных журналов о Южно-Сухокумске.
Материал сайта «Городской округ Южно-Сухокумск».
Стих поэтессы Южно-Сухокумска Таривердиевой В.В.
Учебник «Природа Дагестана» 5 класс «Дрофа», 2009 г. Авторы: Маммаева П.Х., Дагаев А.М.
11