12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дудаева Ольга Николаевна111
Россия, Ставропольский край

Районная научно-практическая конференция школьников

«Юность. Наука. Культура»







Научно- исследовательская работа

«Молоко-эликсир здоровья»







Секция: Биология







Автор работы:

Василькова Виктория

МОУ СОШ №6

с.Саблинского

9б класс

Руководитель:

Дудаева Ольга Николаевна,

учитель биологии, высшей категории





январь 2019г

Содержание

Введение____________________________________________________3

I Определение значимости молока______________________________4

Изучение литературных источников

Изучение состава и пользы молока_______________________________5-6

Практический этап исследования

Анкетирование «Молоко в моей жизни»__________________________7

Опыты_______________________________________________________8-9

Выводы и рекомендации ________________________________________10-11

Заключение__________________________________________________12

Литература___________________________________________________13

Приложения__________________________________________________14
























Молоко – уникальный, созданный самой природой продукт питания. Благодаря своим ценным питательным свойствам с древнейших времен играет важную роль в питании человека. По своему значению в питании населения молоко и молочные продукты занимают второе место после хлеба. Молоко - единственный продукт питания в первые месяцы жизни человека Единственная пища, которую младенец может переваривать – молоко его матери. Ему легко глотать эту тёплую и чуть солоноватую жидкость, в которой он находит все необходимые вещества. Еще в молоке находятся микроэлементы и витамины, без которых ребенок не стал бы противостоять инфекциям.

Актуальность темы заключается в том, что многие школьники не любят молоко и блюда из него. Часто мы наблюдаем, что основная масса учащихся не съедает молочные блюда. Возникает вопрос: зачем переводятся продукты? Но взрослые всё же настойчиво продолжают твердить, что молочные блюда полезны. В чём польза молока? Мы считаем, что на сегодняшний день, эта тема актуальна для нашей школы.

Проблема. Почему подрастающее поколение негативно относятся к молочным продуктам?

Предмет исследования – молоко и молочные продукты

Цель исследования – определить значимость молочных продуктов и молока в жизни подрастающего поколения

Задачи:

Теоретические

1 изучить литературные источники;

2 изучить состав молока;

3 определить значимость молока для подрастающего организма;

Практические

1. провести анкетирование с целью выявления значимости молока в жизни школьников;

2. провести необходимые опыты;

3. разработать рекомендации.

Методы исследования: получение ин­формации из книг, интернет; социологический опрос; опыт-эксперимент; наблюдение; рекомендации.

Определение значимости молока для подрастающего организма.

Изучение литературных источников

Оказывается, полезность молочных продуктов доказана достаточно давно. Большой вклад в развитие науки о молоке внесли великие русские ученые – Павлов и Мечников, французский ученый Луи Пастер.В древнем храме, обнаруженном около Вави­лона, нашли настенные рисунки, изображающие процесс доения коровы. Считается, что этому храму примерно пять тысяч лет. Человек, попробовав молоко, начал изготавливать из него масло и сыр.В 1200 г. татары готовили концентрированное и, возможно, сухое молоко и употребляли его в пищу во время своих походов под предводительством Чингисхана. В 1856 г. было произведено сгущенное молоко.Испокон веков человек стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом «чем бог пошлёт». Отсюда и извечная мечта русского народа о «молочных реках» - символе сытости и благополучия. Кружка молока или простокваши всегда была, кстати, и в завтрак, и в обед, и в ужин. Кроме того, из молока делали масло, сливки и самые разнообразные кисломолочные продукты. В прежние времена, когда своя корова переставала давать молоко, его занимали у соседей. Заёмное молоко пили только дети, чтобы расти сильными и крепкими. Количество занятых крынок хозяйка отмечала зарубками на специальной лучинке, чтобы отдать в следующем году. Вот как оно ценилось! 5 февраля, на Агафью, корову охраняли, следили, чтобы она была хорошо заперта в коровнике, никому в этот день её не показывали, боялись «сглазу». Считалось, что в этот день «коровья смерть ходит». С какой бережливостью относились к молоку, говорит то обстоятельство, что его пили только младенцы. Остальные хлебали ложками…. Молоко наливали в большую общую чашку, крошили туда ржаной хлеб и дети хлебали его. Зимою применялся несколько странный способ хранения молока. Его замораживали в блюдах, затем выколачивали ледяные молочные круги и хранили в морозе. Такое молоко можно было пересылать родственникам или брать в дорогу. Анализируя научную литературу, мы узнали, что в молоке содержатся все вещества, без которых человеческий организм не может нормально существовать, оно хорошо и быстро усваивается организмом. Молоко - это жидкость, образующаяся в грудных железах самок млекопитающих для питания детёнышей после рождения. В зависимости от вида животного, которое даёт молоко, его качество очень различается. Но в нём всегда содержится жиры, углеводы и минеральные вещества. Козье молоко содержит в 2 раза больше жира, чем коровье, а оленье даже в 5 раз. Молоко разных животных различно количеством жира. Чем животное меньше, тем жира больше. Изучение состава молока.

Молоко - практически совершенный продукт питания. Оно состоит из белка-3.3%, углеводов-4.7%, жира-3.8%, минеральных солей, витаминов, сухого вещества-13%. Из молока выделено около 250 химических компонентов, в.т.ч. 140 различных жирных кислот.

Самой ценной составной частью молока является белок. Белки молока более полноценны, чем белки мяса и рыбы, и быстрее перевариваются. Белок необходим для образования новых клеток. Белки молока состоят из трех компонентов: казеина (76 – 88%), альбумина (12 – 15 %) и глобулина (0,1 %), которые в сыром молоке находятся в растворенном состоянии. В состав минеральных веществ молока входят очень многие элементы периодической системы Менделеева. В нем содержатся соли кальция, калия, натрия, магния, железа, лимонной, фосфорной, соляной и других кислот. Они находятся в молоке в легко усваиваемой форме – ни одно пищевое вещество не передаёт организму кальций и фосфор лучше, чем молоко.

В молоке содержатся в незначительных количествах микроэлементы: кобальт, медь, цинк, марганец, фтор, бром, йод, мышьяк, кремний, бор, ванадий и др.

Витамины принимают участие во всех жизненно важных процессах, происходящих в организме. Недостаточное снабжение организма витаминами вызывает различные заболевания, снижает его сопротивляемость болезням и общий жизненный тонус. Витамины требуются организму в небольших количествах. В настоящее время известно свыше 30 витаминов, которые содержатся в молоке: А, В (В1, В2, В6, В12), Е, К, С, РР, Н. Витамины А и D, которые необходимы для идеальной кожи и здоровых костей.

Итог. Молоко – это один из продуктов, содержащий все известные витамины. Все витамины важны для жизнедеятельности подрастающего организма: снижают утомление, предотвращают раздражительность и расстройство нервной системы, способствуют росту и развитию.

В молоке содержится также много других полезных веществ, участвующих в процессах обмена, повышающих сопротивляемость организма, вступающих в борьбу с вредными микроорганизмами кишечника.

Молоко рекомендуется пить ежедневно, особенно детям дошкольного возраста, школьникам и подросткам. Молоко и молочные продукты хорошо сбалансированы и легко усваиваются организмом.

В Скандинавских странах, где продолжительность жизни наиболее высокая, в год на душу населения употребляется в среднем 451,2 кг молока.
Рекомендованная медицинская норма потребления составляет 380 кг молока и молочных продуктов на душу населения в год

Практический этап исследования

Анкетирование «Молоко в моей жизни»

Проведённое нами анкетирование показало, что основная масса школьников нашей школы положительно относятся к молоку 58человек, а13-отрицательно

Любите ли вы молочные блюда?

По данному вопросу нами было выявлено, что большая часть опрошенных человек из 60 любят молочные продукты, не любят молочные блюда всего 11человек.

Не менялось ли ваше отношение к молоку?

Мы выявили, что отношение к молоку у опрошенных учащихся в течение их жизни меняло 31 человек, первоначально не любили, а потом изменили своё мнение.

Считаете ли вы молоко ценным продуктом?

71 человек из 70 ответили да. Радует, что дети понимают ценность молока. См. Приложение №1

По результатам опроса учащиеся предпочитают йогурт, мороженное и творог, это объяснимо тем, что эти продукты лучше усваиваются. Мы решили опросить тех учащихся, которые не любят молоко.

Оказалось, что они не любят молоко потому, что

- вызывает тяжесть в желудке, кислую отрыжку, расстройство деятельности кишечника.

- не нравится посторонний запах и вкус

- родители принуждали к употреблению молока, что вызвало отвращение

- не считают ценным продуктом.


Это нужно знать всем.

Некоторые взрослые и даже дети из-за недостатка в организме фермента лактозы страдают непереносимостью коровьего молока. В этом случае идеально подойдут кисломолочные продукты. Они легче усваиваются организмом, и полезных веществ в них практически столько же, сколько и в молоке. Кисломолочные продукты помогают восстановить нормальную микрофлору кишечника, особенно выработанные с использованием бифидобактерий. Например, съесть 200 граммов творога или 100 граммов сыра все равно, что выпить 2-3 литра молока.

Не рекомендуется использовать молоко в сочетании с продуктами, вызывающим вздутие кишечника - капуста, горох, овощи, зелень, минеральные воды.

Не рекомендуется использовать молоко после солёной и копченой рыбы, жирной мясной пищи и колбас.

Для приготовления каждого кисломолочного продукта используют определенную закваску. Если молоко прокисло дома, а не сквасилось под воздействием микрофлоры, то продукт испорчен. В таком молоке появляются микробы, отчего оно начинает горчить. Допивать такое молоко нельзя. Это может привести к серьезным заболеваниям.

Как правильно хранить молоко, чтоб не нанести вред своему здоровью, мы провели несколько опытов.

Опыт 1. Поместили свежее молоко в чистые пробирки, одну из которых плотно закупорили, а вторую оставили открытой. Быстро испортилось молоко, которое находилось в открытом сосуде. Это привело нас к выводу, что молоко киснет под воздействием микробов, содержащихся в воздухе.

Опыт 2. Чтобы определить, в какой среде молоко киснет быстрее, мы провели следующий эксперимент: поставили молоко для скисания в следующих условиях:

в комнате: кипяченое и некипяченое, и еще в холодильнике - кипяченое и некипяченое

Вот в каком порядке молоко скисало:

t1635839173aa.gif

Фото3

1. Некипячёное при комнатной температуре - на 2 день

2. Кипячёное при комнатной температуре - на 4 день

3. Некипячёное в холодильнике – на 7 день

4. Кипяченое в холодильнике – на 9 день

Делаем выводы: дольше хранится молоко в холодильнике, кипяченое. Быстрее скисло некипяченое молоко, так как болезнетворные микробы при кипячении погибают.

Хранение молока в холодильнике под закрытой крышкой тоже предохраняет молоко от скисания.

Опыт 3. Чтобы определить, в какой посуде лучше хранить молочные продукты, мы налили одинаковое количество молока керамическую, пластмассовую чашку, стеклянный и алюминиевый стакан и оставили при комнатной температуре. На следующий день молоко уже скисло в пластмассовой чашке, в остальных посудах молоко скисло на вторые сутки. Мы сделали вывод, что в пластмассовой посуде молоко хранить нельзя, т.к. оно быстро скисает, пластмасса выделяет вредные вещества.

С давних времён молоко используется и как лечебное средство от многих болезней. Я спросила у своей мамы и бабушек, какие рецепты лечения молоком они знают?

- Самый распространённый рецепт при простуде и кашле: вскипятить стакан молока,немного остудить, добавить 2 чайные ложки мёда и пить 2-3 раза в день, в том числе перед сном.

- В эмалированной кастрюле довести до кипения стакан молока и в момент закипания бросить туда же одну небольшую очищенную луковицу. Кипятить на слабом огне 10 минут, потом молоко слить и пить горячим. Повторять процедуру 2-3 раза в день.

- При насморке можно закапывать в нос капли тёплого молока, смешанного с луковым или чесночным соком (2 части молока и 1 часть сока).

- Тёплое молоко, смешанное со свежим морковным или свекольным соком, полезно пить утром натощак при болезнях печени.

- На небольшие ожоги накладывают примочки из охлаждённого молока.

- Из смеси равного количества свежего молока и мёда делают косметические маски для лица. Рекомендуется применять его по утрам. Кожу протирают ваткой, смоченной молоком. Кубики замороженного молока быстро снимают мешки под глазами.

- При потере голоса полощут горло половиной стакана тёплого молока, смешанного с одним куриным желтком.

Обобщив все полученные результаты, мы задумались над вопросом: «Можно ли приучить себя к употреблению молока?» Родители посоветовали: если человек не любит молоко пить, то можно использовать в пищу продукты, изготовленные из молока.

Рекомендации

(тем, кто не любит молоко, но считающим его важным продуктом)

Привыкайте к нему постепенно, начиная с 2 – 3 чайных ложек в стакане чая

После чая следует поесть каши с молоком.

В последующие дни количество молока в каше увеличить.

Одновременно полезно употреблять творог или сыр.

Выводы

В результате нашего исследования мы выяснили, что:

1. молоко просто необходимо для жизнедеятельности нашего организма, особенно нам, детям, для того, чтобы расти крепкими и здоровыми;

2. в состав молока входят необходимые нашему организму белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, кальций и другие полезные вещества;

3. оно укрепляет кости, зубы, волосы, молоком можно лечить некоторые болезни;

4. через анкетирование мы выявили, что основная часть учащихся любят молоко, молочные продукты и блюда из них;


















Заключение

Проведенное исследование показало, что в нашей школе ученики положительно относятся к молоку и молочным продуктам, они понимают его ценность. Лишь небольшой процент учащихся относится к молоку отрицательно. Смеем предположить, что, несмотря на высокую полноценность молока, не все люди хорошо переносят его. Оно вызывает тяжесть в желудке, кислую отрыжку, расстройство деятельности кишечника. Эта непереносимость молока может быть объяснена отсутствием или недостаточной активностью фермента лактозы. Причиной этого является заболевание пищеварительного тракта или длительное воздержание от употребления молока.

Молоко – один из основных продуктов. В нём содержатся все вещества, без которых человеческий организм не может нормально существовать. Молоко хорошо и быстро усваивается организмом. Ведь недаром, когда человек появляется на свет, первая его пища – материнское молоко.

Молоко очень важно употреблять школьникам, ведь их растущий организм требует много веществ, для физического и умственного развития.

Ведь действительно молоко является изумительной пищей, приготовленной самой природой.Пейте дети молоко – будете здоровы!














Используемая литература

1. Степанова И.В.. Всё о молоке. - М.: ЭКСМО, 2006.

Интернет – ресурсы

http://akademiyamoloka.ru

http://sokrnarmira.ru/index/korova/0-303

http://omoloke.com/node/46

http://absurdopedia.wikia.com/wiki/Корова

http://ru.wikipedia.org/wiki/Troll




























Приложение №1

Какие продукты вы любите?



Любят молоко

Не любят молоко

ОТВЕЧАЛО НА ВОПРОСЫ

58

13

а) питьевое молоко

42

29

б) топлёное молоко

30

41

в) творог

53

18

г) сыр

48

23

д) сметана

49

12

ж) простокваша (ряженка)

49

12

з) йогурт

66

5

и) мороженое

65

6

к) кефир

44

27

л) сливочное масло

38

33






14


Автор материала: В. Василькова (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.