Автор публикации: М. Пойда, ученица 9Б класса
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
города Мирного Архангельской области
"Морской пейзаж в творчестве Айвазовского"
(исследовательско-проектная деятельность)
Работу выполнила:
Пойда Марина
ученица 9 "Б" класса
руководитель проекта:
Саитова И.А.,
учитель технологии и ИЗО
Содержание:
Введение.
Морской пейзаж как самостоятельный жанр.
Творчество И. К. Айвазовского.
Картина Айвазовского «Девятый вал».
«Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка.
Заключение.
Введение
Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью.
Морской пейзаж среди других направлений пейзажного жанра стоит на особом месте. Во все времена тема моря в искусстве не теряла популярности: как известно, любоваться игрой света на морской глади можно бесконечно. Море прекрасно в любую погоду, загадочно и непредсказуемо, обладает характером и силой. Описанию морских красот посвящено множество полотен знаменитых художников.
Пейзаж с морем является своеобразным и очень тонким украшением интерьера помещений, он может придать интерьеру помещения различное настроение: лунная ночь подчеркнет настроение мечтательности, восход солнца подарит энергию, а закат – вечерний покой. Шторм или прибой станут яркими темами для интерьера кабинета или рабочей комнаты.
Именно поэтому меня заворожил и расположил морской пейзаж. С помощью него я захотела выразить в творческой работе свои бескрайние эмоции, переменяющиеся чувства, о которых я не хочу говорить с помощью слов.
Цель:
Проследить, как зародился морской жанр. Познакомиться с творчеством
Айвазовского на примере его картины.
Задачи:
А) Выяснить, что символизирует морской пейзаж;
Б) Узнать, когда зародилось творчество морского пейзажа;
В) Узнать, чем морские пейзажи привлекли художников;
Г) Изучить особенности живописи И. Айвазовского;
Д) Детально узнать о картине «Девятый вал»;
Е) Узнать о технике И. Айвазовского.
Морской пейзаж – направление в пейзажной живописи, связанное с изображением водной стихии; художников, чье творчество связано с этой тематикой, называют маринистами.
Морской пейзаж часто путают с Мариной, по сути это одно и то же, но есть одно исключение. Марина — это картина, где изображена только вода и любые действия, которые могут происходить только там. То есть, вид пляжа, на фоне которого есть море, не подходит под этот термин, так как вода и явления на ней, не являются основным мотивом пейзажа.
История морского пейзажа насчитает более семисот лет, за которые он успел стать фундаментальным. Масляная живопись исключительно передает гладь воды и её блеск на солнце.
Вся прелесть водной стихии для живописцев – в ее динамике, подвижности; в этом же состоит особая сложность для художников, стремящихся ее запечатлеть. Как говорил талантливейший русский маринист И.К. Айвазовский, движение живой стихии для кисти неуловимо, и написать море так же сложно, как молнию или порыв ветра. Особая сложность для живописцев состоит в том, что писать море с натуры невозможно – для создания марины нужно обладать живым воображением.
На картинах ранних художников можно было редко встретить морскую тематику, не говоря уже о полноценном сюжете на эту тему. Но в середине семнадцатого века всё изменилось благодаря всего одной картине, которую написал сам Рембрант «Христос во время шторма на море Галилейском». Это единственный морской пейзаж великого художника, с его помощью он положил начало развитию целого жанра.
Картина дала мощнейший толчок для развития морского пейзажа в Голландии, а потом и во всей Европе. Это полотно похитили в 1990 году из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в США, и до сих пор ничего неизвестно о местонахождении единственного морского пейзажа кисти Рембранта.
Творчество И. К. Айвазовского
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Существует достаточное количество маринистов, но я хочу остановиться на Айвазовском, чье творчество произвело на меня наибольшее впечатление.
Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900 г.г.) – знаменитый русский художник-маринист, основной манерой исполнения которого, была марина или маринистический жанр живописи. В своих полотнах он уделял особое значение морю, морским сражениям, кораблекрушения, различным видам с моря и на воду.
Айвазовский любил море. И это неудивительно, ведь он родился и вырос в Феодосии – городе, расположенном на самом берегу Черного моря.
Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность.
На полотнах, написанных в 40-50-е годы, заметно влияние Карла Брюллова. Картины этого периода отличаются красочностью; Айвазовский стремится показать все величие русского искусства. Все мастерство и талант художника, смелость и быстрота его манеры в полной мере отображены в картине «Чесменский бой», написанной в 1848 году.
В 70-е годы влияние на творчество Айвазовского оказали передвижники. Его картины становятся более реалистичными. Это придает им большей содержательности и выразительности.
В последние годы жизни Айвазовский стремился найти синтетический образ моря. За последние десять лет им были написаны несколько огромных полотен, на которых он изображал неистовство морской стихии. В то же время Айвазовский создал ряд картин подобной тематики, но их отличает практически монохромная цветовая гамма, основными акцентами являются свинцово-серое небо и оливково-охристое море с зеленовато-голубыми лессировками.
Последние картины Айвазовского выполнены преимущественно в серых тонах. Как правило, на их написание уходило всего пару часов, но все они отличаются импровизацией гениального мариниста. Вершиной творчества Айвазовского по праву считается картина «Среди волн», написанная им всего за два года до смерти.
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.
У Айвазовского был длительный творческий опыт, и поэтому, когда он писал свои картины, на его пути не вставали трудности технического порядка, и его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежести первоначального художественного замысла. Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.
Впечатленный работой И. Айвазовского «Неаполитанский залив», исполненной лиризма, известный английский маринист У. Тёрнер посвятил коллеге небольшой восторженный сонет:
Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность.
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твоё высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.
Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский написал замечательные полотна, запечатлевшие все главные победы России на море. Батальные сюжеты в этих картинах не вытесняют морской пейзаж, а, наоборот, оба жанра, соединяясь вместе, раскрывают главное содержание произведений.
Интересной страницей в искусстве Айвазовского стали работы, изображающие природу Украины. Художник смело пишет яркие пылающие закаты солнца, трепетно передает красоту природы, умело вводит в пейзаж жанровые сцены.
Впечатляющие картины живописца созданы на исторические, мифологические и библейские темы. Сюжеты этих произведений стали поводом для создания картин с изображением моря.
Италия, Франция, Англия, Испания, Голландия, Португалия, Турция… Художник работал практически каждый день, легко, увлеченно, испытывая наслаждение от процесса. Он использовал свою зрительную память, мастерство и воображение, практически не пользуясь натурой. Все его творения – импровизации.
Айвазовский был необыкновенно плодовитым художником, что явилось прямым следствием его индивидуального подхода к живописи. За свою жизнь он написал более 6000 полотен. Львиная их доля приходится на морские пейзажи, более двух третей - на изображение бурь и штормов. Это - целая энциклопедия моря. Но неискушенный зритель, восхищающийся точностью деталей и реалистической достоверностью работ Айвазовского, несказанно удивится, узнав, что художник практически никогда не писал с натуры, не делал эскизов к картинам и очень редко пользовался подготовительными набросками.
Искусство Айвазовского никого не оставляет равнодушным. Высокую оценку его творчеству давали многие его современники, а художник И. Н. Крамской писал: «...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще...»
Айвазовский прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами. Он является последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та «музыка боя», без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия. Но духом эпической героики овеяны не только батальные картины Айвазовского.
Картина Айвазовского «Девятый вал»
Еще ярче романтические черты сказались в картине «Девятый вал», написанной Айвазовским в 1850 году.
Девятый вал — это буйство стихии, трагедия людей, которые пережили кораблекрушение и теперь пытаются спастись на обломках своего корабля.
Он изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный «девятый вал», готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым - в воде. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.
Легенда о девятом вале была очень популярна в 19 веке. Моряки верили, что во время шторма девятая по счёту волна – самая большая и разрушительная.
Волны у Айвазовского потрясающие. Сквозь них просвечивает солнце. Такого эффекта прозрачности художник добивался множественным наложением мазков (лессировки).
Обратите внимание, что волны идут стороной от потерпевших. И не такие уж они огромные. Настоящие волны смерти достигают в высоту 20-30 м. На “Девятом вале” они высотой не более 3 м.
Возможно, Айвазовский пощадил своих героев. Показывая, что они справятся. Если бы он написал идущую прямо на людей волну в 30 м, это было бы чистой трагедией.
Самое интересное, что волны на “Девятом вале” изображены неправильно! Заворачивающиеся гребни волны, так называемые “фартуки” в открытом море никогда не образуются. Только у берега. Когда волна уже накатывает на пляж или скалы.
Это не значит, что Айвазовский этого не знал. В 1844 году он сам попал в сильнейший шторм. Потом вспоминал, что многие пассажиры очень сильно испугались. А он, как ненормальный, стоял на палубе. Во все глаза смотрел на бушующее море. Он впитывал впечатления. Для своих будущих картин.
Почему же он изобразил волны неправильно?
Айвазовский был романтиком. То есть художником, который восторгался стихиями. И подчёркивал силу природы с помощью различных эффектов.
Согласитесь, вспененная, закрученная волна смотрится величественнее. Она более понятна обычному человеку. Чем грозный, пирамидальный вал настоящей волны.
Все были в восторге от реалистичных волн Айвазовского. Художник Карл Брюллов говорил, что чувствует вкус соли, когда смотрит на его картины.
Небо на картине “Девятый вал” обнадеживающее. Восходящее солнце. Тучи развеиваются. Их гонит сильный ветер. Фиолетовый оттенок неба. Ночь отступает.
Айвазовский был отменным мастером. Но особенно ему удавались световые эффекты. Никакой специальной краски он не использовал. Однако его солнце выходило таким ярким, что многие верили в обратное.
Люди на “Девятом вале” тщательно написаны, несмотря на их небольшие размеры. При этом их позы и жесты очень выразительны. Они в отчаянии и борются за жизнь из последних сил. Двое из них вот-вот соскользнут. Один уже падает в воду, другой отчаянно цепляется за него. Возможно, мы видим последние минуты их жизни. Другой моряк протянул руку к небу: “О море, сжалься над нами!” Ещё одного моряка мы видим со спины. Он размахивает красной тряпкой. Корабля не видно.
Обратите внимание, что люди одеты в восточные одежды. Затонул корабль из далекой страны. Зритель не знает этих людей. Они ему не родные. Это не купцы с соседней улицы.
Такую дистанцию Айвазовский добавляет не случайно. Она убирает сильную тревогу, которая бы мешала наслаждаться бушующим морем. И героизмом людей.
Айвазовский был оптимистом. Почти в каждой картине с кораблекрушениями он смягчает трагизм. Добавляет надежду. В виде восходящего солнца. Выбравшихся людей на берег. Виднеющегося корабля.
Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.
«Секретные краски», волна Айвазовского, лессировкаИван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.
Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского — отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии — тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.
Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».
К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, — рассказывает искусствовед Барсамов. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».
Заключение
Айвазовский является самым известным художником-маринистом России. Его талант и великое наследие вошли во всемирное искусство и прославили Россию на все времена. Непревзойдённые по мастерству картины хранятся в самых известных музеях мира и являются апофеозом, иконой всего стиля Марина.
Подводя итоги, я хочу сказать о том, что я справилась с поставленной целью, выполняя задачи, тем самым закончила свою работу. Выполняя данный проект, я узнала много нового про морские пейзажи, проанализировала полученную информацию и проследила творчество Айвазовского. Именно благодаря этим знаниям я выполнила свою исследовательскую работу.
…Морской пейзаж волнует душу,
Тревожит, радует, манит,
Своей солёной влагой сушит
И в сердце песнею звенит…