Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке: от сложного к простому
Автор публикации: П. Бочарникова, ученица 10 класса
МБОУ «Устино-Копьёвская СОШ»
Секция математики
Нахождение
наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке:
от сложного к простому
Автор:
Бочарникова Полина Дмитриевна,
ученица 10 класса,
МОУ «Устино-Копьёвская СОШ»
Научный руководитель:
Романова Елена Александровна,
учитель математики,
руководитель РМО.
2023г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретический материал…………………………….………………………....4
2 Практический материал
2.1 Степенные и иррациональные функции ……………………………….......4
2.2 Показательные функции:…………..…………………………...……..…......6
2.3 Логарифмические функции ……………………………………………….…7
2.4 Тригонометрические функции ……………………………………………...8
2.5 Функции вида ……………….…………………………….............9
3 Исследование простого способа нахождения наибольшего и
наименьшего значение функции на отрезке на выпускниках школы………..10
Заключение………………………………………………………………………..10
Литература……………………………………………………………………......10
Введение
Основная задача обучения математики в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения дисциплины и продолжения образования.
Продолженное обучение наряду с решением основной задачи предусматривает выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, подготовку к обучению в ВУЗе.
Изучив задания из открытого банка заданий ЕГЭ профильного уровня, пробных тренировочных заданий, пришла к выводу, что для успешной сдачи ЕГЭ профильного уровня необходимо больше времени на вторую часть, поэтому решение первой части надо упростить.
В связи с этим передо мной встала проблема: при помощи дополнительной литературы выявить имеющиеся простые приёмы, способы нахождение
наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке не рассматривающиеся в школьных учебниках математики, затем помочь широкой массе школьников, будущих выпускников освоить найденные приёмы.
Цель моей работы: исследование простых способов нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке
Задачи:
изучить учебники разных авторов по данной теме,
изучить нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке по алгоритму с применением производной
исследовать, проанализировать простые способы нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке
применить простые способы нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке при подготовке к ЕГЭ
апробировать простые способы нахождение
наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке на выпускниках школы,
Предмет – функция на отрезке.
Объект – простые способы нахождение
наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
Гипотеза - существуют ли простые способы нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке и можно ли их использовать при подготовке к экзамену
Проблема - исследовать учебники разных авторов, дополнительную литературу и простые способы для решения данной темы.
1 Теоретический материал
Что говорят учебники по данной теме?
Изучив учебники:
1)Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Н.Колмогоров, А.М. Абрамов и др. – М.: Просвещение, 2015г.
2)Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А.Алимов, Ю.М,Колягин, и др. – М.: Просвещение, 2019г. Алгоритм:
3) Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 частях. Часть 1. Учебник (базовый уровень) - Мордкович А.Г. и др. – М.: Просвещение, 2016г. 4) Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник - Никольский С.М. и др. и др. – М.: Просвещение, 2018г.5)Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учебник для общеобразоват. Организаций: базовый и углубленный уровень/ Ю.М.Колягин и др.– М.: Просвещение, 2021г.
На протяжении многих лет нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке вытекало из алгоритма.
** При помощи производной найти критические точки, выбрать те, которые принадлежат данному отрезку,
** Вычислить значения функции в критических точках и на концах отрезка,
** Из вычисленных значений выбрать наименьшее или наибольшее.
Изучив дополнительную литературу, о свойствах функций пришла к простому способу нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Рассмотрим, на примерах взятых в открытом банке заданий.
2 Практический материал
Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке по алгоритму с применением производной и без производной
2 .1 Степенные и иррациональные функции
1) Найдите наибольшее значение функции на отрезке [-5;0]
Решение:
В ычислим производную, используя формулу для вычисления производной сложной функции.
Найдем критические точки. x = – 2ϵ [-5;0]
В ычислить значения функции в критических точках и на концах отрезка
Ответ: 3
Решение:
Найдем критические точки, которые принадлежат данному отрезку.
Квадратный трехчлен, достигает наибольшего значения в точке
Н аходим значение функции только в критической точке. И получаем, наибольшее значение составляет
О твет 3.
2)Найдите наибольшее значение функции на отрезке
Решение:
Так как ответ не содержит чисел с радикалами, то выбираем из отрезка натуральные числа, из которых вычисляется соответствующий корень:
Среди полученных чисел находим наибольшее значение yнаиб=10
Ответ: 10
Привожу решение этого же задания с помощью производной.
Для функции найдем производную:
Приравняем производную к нулю найдем критические точки:
Находим значение функции в критической точке и на концах отрезка:
Наибольшее значение составляет 10.
3)Найдите наименьшее значение функции на отрезке
Решение:
Функции вида , где принадлежит отрезку, на котором требуется найти наибольшее или наименьшее значение функции, имеют соответствующее значение .
Т.е. в нашем примере yнаим=y(-3)= - 1
Ответ: -1
Привожу решение этого же задания с помощью производной.
Находим производную:
Приравняем производную к нулю найдем критические точки:
Находим значение функции в критической точке:
Ответ:-1
2.2. Показательные функции:
Найти наибольшее значение функции , на
Решение: Так как в ответ не может содержать букву е, то возможны следующие варианты ответа:
А) y=0
Б) Приравнять к нулю степень у буквы е, т.е. x-7=0, получим x=7. Подставим в функцию: y(7)=1*e0=1.
Среди найденных значениях y выбираем наибольшее. Таким образом получим yнаиб=1
Ответ: 1
Привожу решение этого же задания с помощью производной.
Найдем производную функции:
Приравняем производную к нулю найдем критические точки:
Н аходим значение функции в критической точке и на концах отрезка:
Выберем наибольшее из полученных значений.
Запишем ответ: 1
Найти наибольшее значение функции , на отрезке
Решение:
А) y=0
Б) 10-x=0, x=10
y(10)=(100-100+10)e0=10.
yнаиб=10 Ответ: 10
Привожу решение этого же задания с помощью производной.
Найдем производную функции:
Приравняем производную к нулю найдем критические точки:
Находим значение функции в критической точке и на концах отрезка:
Выберем наибольшее из полученных значений.
Запишем ответ: 10
2.3 Логарифмические функции
Найдите наибольшее значение функции на отрезке [−4,5; 0].
Решение:
Ответ не должен содержать ln, поэтому приравниваем к 1 внутреннюю часть натурального логарифма, т.е. (x+5)5=1, получим x=-4. Находим
y(-4)=ln1+20=20.
унаиб=20.
Ответ: 20
Привожу решение этого же задания с помощью производной.
Найдем производную функции:
Приравняем производную к нулю найдем критические точки:
Находим значение функции в критической точке и на концах отрезка:
Выберем наибольшее из полученных значений.
Запишем ответ: 20
Найдите наименьшее значение функции на отрезке
Решение:
9x=1, т.е. x=1/9.
Находим y(1/9)=1-ln1+3=4.
yнаим=4
Ответ: 4
Привожу решение этого же задания с помощью производной.
Найдем производную функции:
Приравняем производную к нулю найдем критические точки:
Находим значение функции в критической точке и на концах отрезка:
Выберем наибольшее из полученных значений.
Запишем ответ: 4
2.4 Тригонометрические функции
Найдите наименьшее значение функции на отрезке ∙
Решение:
Так как ответ не должен содержать числа π и чисел с радикалами, то выделяем выражение с числом π и с x, и приравниваем его к нулю
5π/4 -5x=0,
x=π/4
Находим
Ответ: -2
Привожу решение этого же задания с помощью производной.
Найдем производную функции:
Приравняем производную к нулю найдем критические точки:
Находим значение функции в критической точке и на концах отрезка:
Выберем наибольшее из полученных значений.
Запишем ответ: - 2
Найдите наибольшее значение функции на отрезке
Решение:
Ответ: 4
Привожу решение этого же задания с помощью производной.
Найдем производную функции:
Приравняем производную к нулю найдем критические точки:
Находим значение функции в критической точке и на концах отрезка:
Выберем наибольшее из полученных значений.
Запишем ответ: 4
2.5 Функции вида
Найдите наибольшее значение функции на отрезке
Решение:
Точка, в которой находится наибольшее (наименьшее) значение функции равна: , а конкретно в той точке, которая принадлежит заданному отрезку.
Ответ: -10.
Привожу решение этого же задания с помощью производной.
Найдем производную функции:
Приравняем производную к нулю найдем критические точки:
х=5, х=-5
Находим значение функции в критической точке и на концах отрезка:
Выберем наибольшее из полученных значений.
Запишем ответ: -10
3. Исследование простого способа нахождения наибольшего и наименьшего значение функции на отрезке на выпускниках школы
Выполните задания:
Заключение
При помощи свойств, формул, признаков выявила имеющиеся простые способы нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке в результате, которого у выпускников будет больше времени на выполнение 2 части профильного ЕГЭ.
Литература
1. Открытый банк заданий ЕГЭ профильный уровень 2024 год,
2. Бададина Е.А. За страницами учебника математики. М., Просвещение, 2021г.
3. Леонтьева И.Р. и др. Упражнения в обучении математики. М., Просвещение, 2022г.
4. Лоповок Л.М. Математика на досуге. М., Просвещение, 2020г.
11