12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чемезова Наталья Викторовна24

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заларинская средняя общеобразовательная школа № 2













Написание собственного прозаического текста в жанре «рассказ»







Автор работы: Никитина Полина

учащаяся МБОУ Заларинской СОШ № 2

11 класс

















рп.Залари



Написание собственного прозаического текста в жанре «рассказ»

Аннотация

Тема: Написание собственного прозаического текста в жанре «рассказ»

Актуальность: В 21 веке на уроках литературы мало внимания уделяется молодым современным авторам, а таких немало, в том числе и среди учащихся.

Цель: написать прозаический текст в жанре «рассказ»

Объект исследования: учащиеся 9В класса.

Предмет исследования: рассказ Никитиной Полины «Возможность выжить».

Задачи:

дать понятие терминам «проза», «прозаический текст»;

выделить характерные признаки литературного жанра «рассказ»;

рассмотреть правила составления и написания художественного текста в жанре «рассказ»;

провести исследование среди учащихся 9В класса МБОУ ЗСОШ №2 на тему «Читательская заинтересованность рассказом Никитиной Полины «Возможность выжить».

Методы:

Поисковый

Исследовательский (анкетирование)

Практический (создание собственного художественного текста)

Продукт:

издать и распространить рассказ среди учащихся 9В класса МБОУ ЗСОШ №2

Гипотеза: Рассказ Никитиной Полины будет прочитан учащимися 9В класса МБОУ ЗСОШ №2 и интересен им.

Практическая значимость: Данную работу можно применить на уроках внеклассного чтения, распространить среди учащихся школы, порекомендовать читателям школьной и районной библиотек.






















Содержание

Глава 1. Терминологическое обоснование прозаического текста.

1.1.Терминология и история слов «проза», «прозаический текст» 4

1.2. Литературные жанры прозы 5-6

1.3. Рассказ как прозаический жанр 7

Глава 2. Написание прозаического текста в жанре «рассказ».

2.1. Правила и приёмы создания прозаического текста в жанре «рассказ» 8-9

2.2. Создание собственного рассказа 10-11

Глава 3. Практическая часть.

3.1. Исследование. Анкета «Читательская заинтересованность рассказом Никитиной Полины «Возможность выжить»» 12 Заключение 13

Список литературы 14

Приложения №1 Анкета 15-16

Приложение №2 Памятка «Стань писателем. Напиши рассказ с нуля» 17






























Глава I. Терминологическое обоснование прозаического текста

1.1.Терминология и история слов «проза» и «прозаический текст»


Проза – это устный или письменный текст, в котором отсутствуют ритм и рифма как признаки поэтической речи. Иными словами, предложения записаны последовательно, друг за другом, «сплошным текстом» и не делятся на короткие ритмические отрезки (строки и строфы).[1]

Прозаический текст – это речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и синтаксическим строем.[2]

Проза зародилась в Ионии, вместе с греческой наукой и философией [3] и к концу XIX века она стала безусловным лидером в словесности.[4] В древнегреческой литературе любое художественное произведение называлось поэзией. Само понятие «художественное» в те времена было неразрывно связано с ритмичностью, и из-за этого большая часть произведений имела стихотворную форму. В более поздний период организованную речь посредством ритма стали называть стихом,  противоположным значением не связанным с ритмом. Только древние римляне начали называть речь без ритмических повторений – прозой. Слово проза, в переводе с латинского, означает – свободная, простая речь. Но все-таки в Древнем Риме, а в дальнейшем и  в средневековой Европе проза, которая представляла собой бытовую и публицистическую литературу была на втором плане после высокохудожественных произведений поэзии. Только ко второй половине средних веков ситуация стала изменяться. На основе появления больших культурных городов и эволюции торговой буржуазии с ее культурным ростом  начинают свое развитие жанры прозы. Возникают  новелла, повесть и за ними появляется роман. Возникшие новые жанры играют очень большую роль в литературе и явно тяготеют к прозе. К 19 веку писатели – романисты, прозаики становятся наиболее значительными и заметными фигурами художественной литературы и проза становится на один уровень популярности с поэзией, даже немного вытесняя ее.[5]

1.2. Литературные жанры прозы

Роман

Роман смело можно назвать самым распространенным жанром. Этот жанр появился примерно в Средние века. В романе описывается жизнь главного героя, может быть описана как вся жизнь целиком, так и какой-то яркий жизненный период. Обычно роман описывает человеческую жизнь, в которой человек борется за свои идеалы.

Среди самых известных романов в мировой литературе можно назвать такие произведения как:

«Путешествие Гулливера» Дж. Свифта,

«Робинзон Крузо» Д. Дефо,

«Джейн Эйр» Шарлоты Бронте,

«Гордость и предубеждение» Дж. Остин,

«Улисс» ДЖ. Джойс,

«Три товарища» Э.М. Рекарка,

«Обломов» Гончарова, «Преступление и наказание» Достоевского и многие другие.

Эпопея

Под эпопеей понимают достаточно масштабное литературное произведение, оно может быть, как в стихотворной форме, так и прозаическим. Эпопея рассказывает о знаменательных национально-исторических событиях. Жанр эпопеи появился еще в античности. Одной из самой знаменитой разновидностью эпопеи является роман-эпопея. Роман-эпопея повествует о жизни главного героя, который принимает участие в важных и крупных национальных событиях.

К числу знаменитых романов-эпопей относят такие произведения как «Пётр I», «Война и мир» Л. Толстого, «Тихий дон» Шолохова и др.

Повесть

Повесть — это литературный жанр, произведение имеет средний размер, по размеру этот жанр стоит между романом и рассказом. Обычно повествование идет о различных жизненных событиях и ситуациях в хронологическом порядке. Главное отличие романа, повести и рассказа заключается в следующем. Роман обычно изображает всю жизнь человека, повесть череду событий в жизни человека, а рассказа лишь одно или несколько событий.

К числу известных повестей относятся «Собачье сердце» Булгакова, «Старик и море» Хемингуэй, «А зори здесь тихие» Васильев, «Пиковая дама» Пушкина.

Новелла и рассказ

Новелла и рассказ по своей сути представляют один и тот же жанр – малый прозаический жанр, который рассказывает о каком-то событии из жизни главного героя. Отличительными чертами этого жанра считается наличие только одной сюжетной линии, одна проблематика, не большое количество персонажей. Новелла обычно состоит из завязки, кульминации и развязки. Вопрос о том можно ли считать понятия новелла и роман идентичными не у всех литераторов вызывает однозначного мнения. Некоторые считают, что роман и новелла являются синонимами, другие же считают, что новелла является более остросюжетной, а роман более психологичен.

Среди примеров известных новелл можно привести следующие произведения - «Нос» Гоголя, «Приключение в маскараде» Панаева, «Неведомый шедевр» Бальзака.

Очерк

Очерк представляет собой одну из разновидностей рассказа.

Примерами очерков могут послужить такие произведения как «Путешествие и Петербурга в Москву» Радищева, «Остров Сахалин» Чехова, «Записки охотника» Тургенева.

Притча

Под притчей принимают небольшой рассказ, несущей в себе некое поучение, притча несет в себе скрытый смысл. Притча обычно не содержит описания герое, ситуаций, событий. Весьма популярными являются притчи, в которых имеется религиозное начало.

Парабола

Парабола — это повествовательный литературный жанр, который по своей сути представляет небольшой поучительной рассказ в иносказательной форме, парабола схожа с притчей. Парабола более склонна к символизму. Парабола начинается с описание отвлеченных явлений или событий, постепенно приближаясь к главной теме, затем снова переносится к началу повествования.[6]


1.3. Рассказ как прозаический жанр


Рассказ – малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развёрнутой формой повествования. Входит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 века и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности и рассказа.

Для рассказа, прежде всего в силу объема, характерно наличие одной главнойпроблемы, в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг проблем.

Хотя почти все прозаики так или иначе писали рассказы, особенно в начале своего творчества, сравнительно не многие авторы стали известны именно благодаря рассказам.[7]

Все мотивы в рассказе должны работать на смысл, раскрывать тему. Ружье, описанное в начале, просто обязано выстрелить в конце истории. Мотивы, уводящие в сторону, лучше попросту вымарать. Или поискать такие образы, которые очерчивали бы ситуацию без излишней детализации. Помните, Треплев говорит о Тригорине (в «Чайке» Антона Чехова): «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки, и чернеет тень от мельничного колеса – вот и лунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе…Это мучительно».

Впрочем, тут надо учесть, что нарушение традиционных способов построения текста может стать эффектным художественным приемом. Рассказ может строиться практически на одних описаниях. Однако совсем без действия он обойтись не может. Герой обязан хотя бы шаг сделать, хотя бы руку поднять (то есть совершить значимый жест). В противном случае, мы имеем дело не с рассказом, а с зарисовкой, миниатюрой, со стихотворением в прозе. Другая характерная особенность рассказа – значимая концовка. Роман, по сути, может продолжаться вечно. Роберт Музиль так и не смог закончить своего «Человека без свойств». Искать утраченное время можно очень и очень долго. «Игру в бисер» Германа Гессе можно дополнить любым количеством текстов. Роман вообще не ограничен в объеме. В этом проявляется его родство с эпической поэмой. Троянский эпос или «Махабхарата» стремятся к бесконечности. В раннем греческом романе, как отмечал Михаил Бахтин, приключения героя могут продолжаться сколь угодно долго, а финал всегда формален и предрешен заранее.[8]


Глава II. Написание прозаического текста в жанре «рассказ»

2.1. Правила и приемы создания прозаического текста в жанре «рассказ»


Написать длинно – не составляет труда. Написать кратко – требует необычайных усилий. В кратком произведении сразу видны все его достоинства и недостатки, оно, как генеральный срез с пласта вашего умения пользоваться словом, вашего видения мира, вашей способности удержать читателя и донести до него свою идею, структурированную, логически обоснованную и… интересную не только вам одному. Даже если вы твердо решили стать писателем-романистом, попробовать себя в жанре рассказа необходимо. Малая форма коварна, капризна и требует он автора максимальной отдачи. Не секрет, что многие знаменитые авторы открыто признают, что создание хорошего, законченного по смыслу и содержанию рассказа порой отнимает у них больше сил, чем работа над большой книгой.

Сюжет

Главное в рассказе – сюжет, или последовательность интересных событий. Примером сюжета в чистом виде может служить анекдот. Пусть он будет не смешным, но именно анекдот является «краткой поучительной историей, не отнимающая много времени».

С сюжета автор должен начать свою работу, и сюжетом же ее закончить. Именно сюжет определяет поворотные точки, воздвигает преграды на пути ГГ, определяет поворотные точки в его поведении и сознании. Именно он держит читателя в напряжении, и является катализатором всех событий.

Еще одной немаловажной деталью является так называемая «изюминка». Рассказ интересен тогда, когда он повествует не просто о цепи событий, а когда в нём есть превращение. Читатель ждет от вас чуда или, по крайней мере, чего-то необыкновенного. Поэтому хорошие писатели рассказывают о том, как преобразуется душа человека, как он из негодяя становится праведником, как происходит кардинальный поворот в его поведении или «перевороты» в душе. Автор – это, прежде всего, искатель сюжетов. Именно в сюжетах берут свое начало элементы чудесного превращения.

Сюжет и интрига

Хорошо писать бессюжетные рассказы а-ля «поток сознания» – редкое умение. А писать их плохо – популярная ошибка. Если вы не хотите наступать нате же грабли, с которыми тесно знакомились уже многие авторы, начните практическую работу над рассказом с подробной разработки сюжета. Определите основные этапы развития событий, найдите момент, который можно назвать кульминацией, придумайте достойное завершение.

Однако все перечисленные компоненты – всего лишь полдела. Настоящее авторское мастерство при работе над рассказом заключается в умении создать интригу. Без интриги, заставляющей сердце читателя замирать в ожидании и нетерпении узнать развязку, любой рассказ будет казаться пресным и безвкусным куриным супом без грамма курятины. Взявшийся же за его прочтение «несчастный», скорее всего, будет считать страницы до конца, а то и вовсе бросит малоинтересное чтиво.

Конфликт

Каждый автор должен помнить главное правило: любой сюжет должен содержать в себе конфликт. Конфликт – это главное. Столкновение героя с противостоящими трудностями – вот обычно чего ждут читатели. Это не обязательно борьба антагонистов.

Существует несколько основных типологий конфликтов:

1. Противостояние двух противников.

2. Герой против природы.

3. Герой против общества.

4. Герой против Бога.

5. Герой против самого себя.[9]


2.2. Создание собственного рассказа

Идея

Как только я решила написать рассказ, у меня в голове уже было то, что бы я хотела видеть. Сначала я хотела написать романтичную историю, которая бы спокойно протекала и закончилась бы счастливым концом, однако, тогда, когда я начала свой рассказ, я поняла, что это не то, чего бы я хотела. Вскоре на просторах интернета я увидела такую фразу: «Всякая жестокая власть скорее сурова, чем долговечна и того, кто внушает страх другим, в конце концов, самого охватит ужас». Эти слова сказал Гай Саллюстий Крисп. Эта фраза в корне поменяла моё мнение на счет того, какой рассказ я бы хотела. Поняв это, я начала заново творить.

Конфликт

Определившись с идеей, я начала думать о своей героине, какая она будет, будет ли она действовать одна или с кем-то, как и кому она будет противостоять. Кому она будет противостоять, я выбрала сразу, а вот, как и с кем, об этом я думала уже на протяжении всего написания. Я не сильна в описаниях действий, так что это было достаточно трудно, но все же, я думаю, что справилась.



Герои

В моем рассказе герои как положительные, так и отрицательные герои. Сначала я думала, что моя героиня будет действовать одна, но потом я все-таки решила показать совместную работу героев. Основной отрицательный персонаж- это Кичиро, который из-за своих принципов ввел в страх все население. Харуко также отрицательный персонаж, которую я выбрала только в середине своей работы. Положительные персонажи – это Мими и ее команда, а также Аи. Они пытаются помочь стране, жертвуя собой. Их основная цель - поменять власть.

Структура

В завязке я решила показать детство главной героини, как она жила и почему выбрала идти против власти. Далее я начала развивать конфликт. Здесь я показала все, чем Мими занималась ради достижения цели. Так же я показала здесь то, как ей помогли знания из детства. Кульминация - их последняя миссия. Все действия, происходящие здесь, я много раз переписывала и не знала, чем закончить свой рассказ. Долго думая, я пришла к решению, что мой рассказ не закончится положительно. Когда я писала действия, я подумала, что будет достаточно банально и неправдиво, что они смогут одержать победу. Конечно, это могло произойти, но не с таким перевесом сил. Предательство Харуко тоже сыграло большую роль в этом. После окончательной победы главного «злодея» началась развязка. Единственной, кому удалось сбежать, была Мими. Довольно банально, но я решила оставить ее и продолжить описывать ее действия после случившегося. Финал рассказа я закончила на интересной сцене, делающей его незаконченным. Я думаю, что напишу продолжение позже или оставлю так, дав возможность читателю подумать и придумать свою историю.

Глава III. Практическая часть

3.1. Исследование. Анкета «Читательская заинтересованность рассказом Никитиной Полины «Возможность выжить»»

Я провела анкетирование в 9В классе, респондентами стали 19 человек. Вопросы анкеты были связаны с моим рассказом.

Первый вопрос анкеты: «Читали ли вы рассказ Никитиной Полины «Возможность выжить»? Рассказ прочли 19 человек.

На второй вопрос: «Понравился ли вам рассказ Никитиной Полины «Возможность выжить» одноклассники ответили так: рассказ понравился 16 одноклассникам, а не понравился 4 (рис.1).

На третий вопрос: «Что особенно привлекло вас в рассказе Никитиной Полины «Возможность выжить»? Ответы оказались следующими: «Интригующее начало» привлекло 3 человека, «Знакомство с героями» 1 человека, «Кульминация и конец» заинтересовало 5 человек, «Другое» ответили 4 человека, наиболее популярным мнением было «История Харуко» она понравилась 7 одноклассникам (рис. 2).

Четвертым вопросом было: «Порекомендуете ли вы рассказ Никитиной Полины «Возможность выжить» своим друзьям или родственникам?» Ответы одноклассников показали, что 13 человек порекомендуют его, а 7 нет (рис. 3).

Таким образом, я могу сделать вывод, что мой рассказ интересен сверстникам, так как получил отклик у большинства читателей.

Заключение

Работая над проектом «Написание собственного прозаического текста в жанре «рассказ»», я узнала, что такое проза, ее жанровое своеобразие, чем отличается проза и жанры прозы. Более подробно изучила жанр рассказа, правила и приемы его написания. Сделала памятку и следовала ей на протяжении всей своей работы. После того как я написала и отредактировала рассказ, я распространила его в 9В классе. Позже я провела анкетирование, которое показало, что мой рассказ получил отклик у большинства читателей.

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.

Продуктом моего исследования является рассказ собственного написания «Возможность выжить».

Выполненный учебный проект убедил меня в том, что написание собственного прозаического текста, очень увлекательно.





























Список используемой литературы

[] https://litfest.ru/teoria/proza.html


[2]http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/rabota_s_tekstom/teorija_teksta/khudozhestvennyj_tekst_prozaicheskij_i_stikhotvornyj/144-3-0-5377


[3]https://studfile.net/preview/2425011/page:17


[4]http://www.skazka.com.ru/articles/chto-takoe-proza-i-ee-janri


[5]http://www.cult-and-art.net/dictionary/14-proza

[6]https://spravochnick.ru/literatura/literaturnye_zhanry_v_proze


[7]https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/39215


[8]https://www.proza.ru/2009/01/09/61

[9]https://writercenter.ru/blog/school/ob-iskusstve-napisaniya-rasskaza.html

[10]http://bagnenko.name/blog/for-writers-2/series-how-to-write-a-story-details-the-story-components-chips/what-is-the-story-write-it-and-the-main-components-series-how-to-write-a-story-part-1-the-basics





























Приложения №1

Анкета

1)Читали ли вы рассказ Никитиной Полины «Возможность выжить»?

а) Да б) Нет

2) Понравился ли вам рассказ?

а) Да б) Нет

3) Что особенно привлекло вас в рассказе?

а) Интригующее начало.

б) Знакомство с героями.

в) История Харуко.

г) Кульминация и конец рассказа.

д) Свой вариант.

4) Порекомендуете ли вы прочитать этот рассказ своим друзьям или родственникам?

а) Да б) Нет

t1674290742aa.gif

Рис.1



t1674290742ab.gif

Рис.2

t1674290742ac.gif

Рис.3

















Приложение №2

Памятка «Стань писателем. Напиши рассказ с нуля»

1. Идея.

Какую идею я хочу заложить в рассказ. То есть идея – это простое убеждение, которое вы хотите раскрыть. Причем может быть два рассказа, в котором прямо противоположные идеи.

2. Основной конфликт.

Изюминка, которая будет двигать. Размышления, желания, мысли и главное, действия главного героя.

3. Герои.

Особенности, которым я сострадаю, сопереживаю. Ваши герои должны быть интересны. В реальном мире все мы отличаемся.

4. Трехактная структура + композиция.

— завязка. Около 20% рассказа.

развитие конфликта. Здесь мы подаем основное развитие конфликта и всей ситуации. Обычно в среднем это 60% рассказа.

развязка. Это 20% всего объема.

5. Кульминация.

Это главное в любом произведении. Можно идеально продумать и проработать всю структуру книги, а затем затупить концовку и все смажется.

Именно после кульминации и развязка остается послевкусие.

6. Сильный слог.

Слова, которые цепляют, которые интересно читать. У каждого состоявшегося автора свой стиль, который чувствуется.[10]























Автор материала: П. Никитина (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.