Мастер-класс по созданию макета парусной яхты и применения техники печати на ткани «Невероятное путешествие на сказочный остров»
Мастер- класс по созданию макета парусной яхты и применения техники печати на ткани.
«Невероятное путешествие на сказочный остров»
Автор: Маслевская Анастасия Юрьевна – педагог дополнительного образования Каменского районного Дома детского творчества Ростовской области.
Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», педагогическими работниками образовательных учреждений при организации кружковой работы и работы творческих объединений.
На мастер-классе мы продолжим изучать технику печать на ткани красками при помощи штампов или кубовая набойка, как это называлось на Руси. Печатать штампами люди придумали давно и процесс печати в разных странах очень похож. Сейчас это искусство вновь стало интересным и актуальным. Штампы можно купить готовые, но при желании, их можно сделать и самим.
Дата проведения: 27 сентября 2017 года
Цель: расширение и развитие творческих способностей при изучении темы: «Печать по ткани» путём прямого и комментированного показа, через практическое выполнение паруса модели парусной яхты.
Задачи:
Обучающие:
Расширение знаний детей о различных видах декоративно- прикладного искусства;
приобщить к истокам культуры;
обучать последовательности действий, использованию методов и приемов выполнения техники печати по ткани;
Развивающие:
Развитие образного мышления и творческой активности;
Развитие художественного и эстетического вкуса;
Развитие мелкой моторики рук;
Повышение общекультурного уровня.
Воспитательные:
Воспитание аккуратности, усидчивости и трудолюбия;
Пробуждение мотивации детей к трудовой деятельности;
Воспитание самостоятельности и инициативности.
Методическое оснащение занятия:
Методы:
интерактивный (словесный, наглядный, практический); исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:
объяснение; консультация; рассказ; беседа с показом практических действий; создание произведений декоративно-прикладного искусства;
Использование наглядности:
образец готовой работы (парусная яхта), выполненная педагогом;
схема строения парусной яхты;
шаблоны парусов (грот, кливер, стаксель);
материалы для практической работы.
Материалы и инструменты для изготовления модели парусной яхты:
Ткань лен двух цветов (зелёный и бежевый); булавки; капроновые нитки; ножницы, линейка; клеевой пистолет и стержни к нему; клей ПВА; деревянные коряги; деревянные шпажки для шашлыков; деревянные зубочистки; маленькие гвоздики; лента с российским флагом; черный картон; ручка, карандаш, ластик; акриловая краска и гуашь и стаканчик для воды; Кисти; штампы для печати на ткани (колпачки от фломастеров, вырезанные из картошки солнышко);
цветные пуговицы и бусинки.
Материалы и инструменты для проведения занятия:
Фонограммы: шум прибоя, крики чаек, песни о море и воде; Магнитная доска; Плакат с кроссвордом; Схема парусной яхты; Маркеры; Бутылка и письмо лётчика;
Для конкурса «Морской бой»: Поднос, вода и пробка из пластика;
Для конкурса «Чудеса на морском дне»: камешки, ракушки, бусы, ключ, монета, кольцо, кусочек коралла, игрушки: медуза, змея, рыба, морская звезда. Поднос и шелковая ткань синего цвета.
Для конкурса «Рыбалка»: самодельная удочка и магнитом на конце; записочки с загадками в контейнерах от киндер сюрпризов; картинки с морскими обитателями (отгадками) со скрепками.
Композиция «Остров», выполненная из природного материала. Установлена на тумбе с колёсиками, чтобы было легко её передвигать по залу. Накидка должна быть длинной, чтобы можно было спрятать мешок с конфетами.
Монитор для демонстрации картинок с изображением острова и сидящего на берегу человека.
При подготовке занятия использовались загадки в стихах и картинки из сети интернет.
Ход урока
Слышны звуки морского прибоя.
- Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в невероятное путешествие на сказочный остров. А знаете почему я решила вместе с вами туда отправится? У нас, загадочным образом, оказалась вот эта бутылка с посланием. В ней – записка. (зачитывают)
- Ребята, вы согласны отправится все вместе на спасение храброго летчика Орлова?
- Для этого непростого путешествия нам понадобится парусная яхта. Мы её построим и изучим морское дело!
- Ребята, расскажите, что вы знаете о кораблях? Какие они бывают? Из чего состоят? Чтобы лучше узнать морское дело, я предлагаю сперва решить кроссворд. Если мы правильно угадаем все слова, мы узнаем как будет называться наша парусная яхта. (решают кроссворд)
Наша яхта…
1. Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель
И русалок повелитель. (НЕПТУН)
2. Он на мостике стоит
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал —
Крепко держит он штурвал.
Он на судне — царь и пан.
Кто же это? … (КАПИТАН)
3. Разбивая толстый лёд,
Он один вперёд идёт,
А за ним только потом
Корабли идут гуськом. (ЛЕДОКОЛ)
4. За борт глянь, не видно дна.
Вот так моря глубина!
Дно потом всё ближе, ближе...
Мы на что уселись днищем? (МЕЛЬ)
5. Этот зверь клыкастый,
Вместо ног – ласты,
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится. (Морж)
6. Кто скафандр надевает
И на глубину ныряет?
Кто в ботинках со свинцом
Ходит там по дну пешком? (ВОДОЛАЗ)
7. Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет. (ПАРУС)
- Итак, наша яхта будет называться «Надежда». Она станет надеждой для нашего летчика на спасение с необитаемого острова. Как вы понимаете, остров сказочный, и там нам могут повстречаться разные чудеса. Возможно даже, мы найдем настоящий клад.
- Я предлагаю вам построить несколько кораблей и отправиться в путешествие все вместе. Вот перед вами Схема парусной яхты. Давайте её изучим. (изучают схему)
УСТРОЙСТВО ПАРУСНОГО КОРАБЛЯ
Прежде чем приступать к постройке модели парусника нужно знать устройство парусного корабля.
Когда говорят о парусном вооружении судна, то обычно подразумевают совокупность собственно парусов, рангоута (деревянный «каркас» — мачты и реи) и такелажа (канаты самого разного назначения). Хотя эти три составные части неразрывно связаны друг с другом, рассмотрим их по отдельности.
Рангоут
Рангоут (от голл. гоndhout — «круглое дерево») парусного судна - это прежде всего мачты и реи. Различают рангоут неподвижный и подвижной. Основной неподвижный рангоут парусного судна - это мачты со стеньгами и бушприт. Мачты, как правило, были составными: нижняя часть называлась собственно мачтой или колонной, вторым ярусом шла стеньга, выше — брам-стеньга и бом-брам-стеньга. Между собой мачты и стеньги крепились эзельгофтами. На носу находилась наклонная мачта - бушприт.
В верхней части мачты имеется огражденная площадка - марс - для наблюдения за морем и работы с парусами.
Рей - горизонтальная балка, закрепленная посередине мачты. Рею можно поворачивать в горизонтальной плоскости. На реях, закреплены металлические леера, к которым пришнуровывают прямые паруса. Реи, установленные на топах мачт, называются фока-реи, грота-реи, бегин-реи; на стеньгах - марса-реи; на брам-стеньгах - брам-реи; на бом-брам-стеньгах - бом-брам-реи.
Бушприт - деревянная или металлическая балка, выступающая наклонно вверх впереди носа корабля.
Такелаж
Такелаж (от галл. takel — «оснастка») представляет собой совокупность всех снастей — пеньковых или стальных канатов, а иногда и цепей.
Паруса
Слово «парус» происходит от греческого «фарос», что означает «полотно», «ткань»; в древности на Руси использовался другой термин — «ветрило». Веками паруса изготовляли из льняной или хлопчатобумажной ткани, сейчас наиболее распространён синтетический материал — дакрон.
Паруса подразделяются на прямые (ставятся поперёк судна) и косые (располагаются вдоль него). (данная схема распечатана у каждого)
Виды парусов:
Паруса, укрепленные к бушприту: 1 — кливер; 2— кливер и под ним фока- стаксель; 3 — бом-кливер (впереди), кливер и фока-стаксель; 4 — бом-кливер, кливер, фор-стеньга-стаксель и фока-стаксель.
Рейковые паруса, поднимаемые на мачтах (именуются всегда снизу вверх)) 5 — главный, разрезные (нижний и верхний) марсели, разрезные (нижний и верхний) брамсели, бом-брамсель; 6 — главный, разрезные (нижний и верхний) марсели, брамсель, бом-брамсель; 7 — главный, марсель, брамсель, бом- брамсель; 8 — главный, марсель, брамсель.
Изготовление парусной яхты «Надежда».
Сейчас я раздам вам заготовки наших парусных яхт. Вам необходимо будет изготовить недостающие элементы. Это паруса, якоря и такелаж.
1этап - раскройка парусов.
2 этап – раскраска парусов (в работе применяют гуашь и акриловую краску, рисунки делают кисточками, печать орнамента оттисками различной формы)
В Средние века большое распространение получили набивные рисунки с помощью деревянных штампов. При этом мастер ставил штамп на нужное место и пристукивал по нему молотком, то есть как бы набивал рисунок. Отсюда и пошел термин «набивные ткани», «набивной рисунок» и т.д.
Разводим (при необходимости) краску до нужной консистенции и с помощью кисти или просто макая, наносим на штамп. Не много и не мало. Мало краски — рисунок не пропечатается, много — будут подтеки по краям рисунка. Определить количество можно только опытным путем. Если сомневаетесь, попробуйте для начала на ненужном лоскутке.
Пока краска на наших парусах высыхает, давайте немного отдохнем и поиграем. Под музыку выполняем задание – изобразить , то что я сейчас вам загадаю. Шумит море (руками изображаем волны.) Волны то опускаются низко- низко, то становятся огромными, высокими (присаживаемся и поднимаемся на носочки). В море плещется рыба ( руки лодочкой и изображаем рыбку). На дне морском лежат морские звёзды (руками изображаем звёзды) А над волнами летаю чайки ( руками изображаем крылья). А мы с вами сейчас покружимся вокруг себя и продолжим строить наши корабли.
- Но сейчас штиль. Нужно наполнить паруса попутным ветром. Сейчас будет конкурс: «Морской бой». Надо дуть на маленький кораблик, так чтобы он оказался возле берега противника.
- Впереди мель. Любой путешественник должен быть очень внимательным. Конкурс «Чудеса на морском дне». Вам сейчас предстоит выполнить следующее задание: угадать, что у нас находится на дне моря.
- Скажите, а что на морском дне должно быть, а что загрязняет океан и вредит ему. (ответы детей)
- А что должен делать человек, что море, река, озеро, океан были чистыми? (ответы детей)
-
3 этап – клеим паруса, пуговицы, якоря, канаты.
- Наши корабли готовы. Мы отправляемся в путь, нас ждут новые приключения и чудеса.
- ребята, а много ли вы знаете о морских обитателях? Следующий конкурс «Рыбалка». Сначала надо отгадать загадку и выловить отгадку в море.
Загадки:
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете... (кит)
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... (акула)
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. ( Морская звезда )
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской... (конек)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме... (черепаха)
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это... (краб)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он... (скат)
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик — ... (рыба-еж)
Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный… (Осьминог)
Кит? А, может быть, дельфин,
Чёрно-белый исполин?
В океанах обитает,
Живность хищно поедает. (Касатка)
(Слышен крик чаек). Ребята, вы слышите, кто так кричит? (ответы детей) А кто из вас знает, что это означает? Это значит совсем близко берег. Представьте что у вас в руках бинокли. Смотрим вдаль!(дети изображают, что смотрят в бинокли)
- И вот перед нами остров и хижина летчика (к центру зала выдвигается на специальной подставке- тумбе композиция, изображающая остров).
(на экране монитора слайды с изображением острова и сидящего на берегу человека) Вот и потерявшийся лётчик. Он рад встрече с нами.
Сейчас мы причалим наши корабли к острову. (дети ставят получившиеся парусные яхты на подставку рядом с островом.)
Как я вам и говорила, остров оказался сказочным. Здесь спрятаны сладкие сокровища. Они находятся на где - то острове. Теперь самое время их найти. (Ребята ищут мешок с конфетами. Он спрятан под накидкой).
- Молодцы! Поздравляю вас с победой! Наше занятие закончилось.