Исследовательская работа «Окончания существительных»

0
0
Материал опубликован 7 February 2019 в группе

Автор публикации: И. Чистяков, ученик 7Б класса

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

Учебно-исследовательская работа

«Окончания существительных»

 

Чистяков И.С., ученик 7Б класса

Поспелова Г.В, учитель информатики

Новомосковск

2019

Содержание

 Введение

 

Язык наш сладок, чист и пышен, и богат.

А. Сумароков

«… ты один мне поддержка и опора,

о великий, могучий, правдивый

и свободный русский язык
И. Тургенев

 

 

Цель проекта:

Создать таблицы окончаний имен существительных в компактной форме с использованием технологического приёма «Экран» в приложении Power Pont.

Задачи проекта:

Собрать и проанализировать теоретический материал о формировании окончаний имён существительных разных склонений в падежах.

Гипотеза: Падежные окончания существительных есть в единственном и множественном числе. Особенно много трудностей вызывают три падежа: родительный, дательный и предложный, так как имена существительные в этих падежах имеют безударные окончания.

Ход проекта:

Осмысление цели проекта;

Изучение литературы;

Отбор материала, его анализ;

Представление результата.

Работа над проектом 1 Подготовительный этап

На подготовительном этапе выбрана тема проекта, разработан план работы, определена форма представления проекта, подобраны источники информации. В качестве источников информации взяты материалы, представленные в учебниках по русскому языку и в сети Интернет.

2 Основные понятия

Имена существительные — это слова, которые имеют общее значение предмета (название вещей, лиц, действий, состояний и т. д.) и отвечают на вопросы что? или кто?.

Падежные окончания существительных представлены системой окончаний, указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного.

Падежные окончания существительных есть в единственном и множественном числе. При связи с другими словами в словосочетании или предложении имена существительные изменяются по падежам, т. е. склоняются. Падежей в русском языке шесть:

Именительный — кто? что?

Родительный — кого? чего?

Дательный — кому? чему?

Винительный — кого? что?

Творительный — кем? чем?

Предложный — о ком? о чем?

Изменение существительных по падежам называется склонением. Различают три основных типа склонения существительных.

К первому склонению относятся существительные:

женского рода с окончанием -а — -я (например, страна, земля, машина);

мужского рожа с окончанием -а — -я (например, юноша, дядя, сынишка).

Ко второму склонению относятся существительные:

мужского рода с нулевым окончанием (например, столб, журавль, сторож, музей, санаторий);

среднего рода с окончанием  - (например, стекло, поле, знание).

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием (например, степь, лошадь, вещь).

Небольшая группа имен существительных относится к существительным разносклоняемым. Это существительные среднего рода на -мя (время, бремя, имя, знамя) и существительное мужского рода путь.

Разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание , т. е. окончание III склонения (например, у знамени, о знамени, в пути); а в творительном падеже — окончание -ем, т. е. окончание II склонения (например, склониться перед знаменем, идти своим путем).

Среди имен существительных есть и несклоняемые. К ним относятся некоторые имена нарицательные и собственные, например: жюри, такси, пальто, метро; Гейне, Гарибальди, Тбилиси.

Имена существительные в русском языке склоняются, то есть изменяются по числам и падежам. Особенно много трудностей вызывают три падежа: родительный, дательный и предложный. Их часто называют «ошибкоопасными», потому что многие имена существительные в этих падежах имеют безударные окончания.

Большинство существительных относятся к одному из трех родов:

 к мужскому, например: дом, отец, трамвай, ключ (можно подставить слово этот);

к женскому, например: стена, стрела земля, галерея (можно подставить слово эта);

к среднему, например: село, поле, восстание, знамя (можно подставить слово это).

Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа, например, столб – столбы, озеро – озёра. Однако некоторые существительные имеют или только форму единственного числа (например, студенчество, асфальт), или только форму множественного (например, щипцы, перила, макароны).

 3 Разработка презентации

Представление проекта выполнено в форме презентации, созданной в программе PowerPoint с использованием технологического приёма «Экран».

Технологическиё приём «Экран» создаёт видимость одного общего экрана, на котором появляются  вызываемые в любом порядке объекты.

В презентации указаны ссылки на источники информации, выполнены переходы по управляющим кнопкам и гиперссылкам. Представлена возможность выполнить переход на информацию для выбранного существительного в единственном или множественном числе, в выбранном падеже.

На втором слайде представлены объекты и чистый экран.

При нажатии на объект с указанием «Окончания в И. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Именительном падеже единственном числе.

При нажатии на объект с указанием «Окончания в Р. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Родительном падеже единственном числе.

При нажатии на объект с указанием «Окончания в Д. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Дательном падеже единственном числе.

При нажатии на объект с указанием «Окончания в В. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Винительном падеже единственном числе.

При нажатии на объект с указанием «Окончания в Т. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Творительном падеже единственном числе.

При нажатии на объект с указанием «Окончания в П. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Предложном падеже единственном числе.

При нажатии на объект с указанием «Окончания в И.п,, Р.п., Д.п., мн. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Именительном, Родительном и Дательном падежах множественном числе.

При нажатии на объект с указанием «Окончания в В.п,, Т.п., П.п., мн. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Винительном, Творительном и Предложном падежах множественном числе.

При нажатии на объект с указанием «Окончания на –ей, -ия, -ие» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных в Именительном, Родительном, Дательном, Винительном, Творительном и Предложном падежах с окончаниями на –ей, -ия, -ие.

При нажатии на объект с указанием «Окончания разноскл. сущ» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний разносклоняемых существительных в Именительном, Родительном, Дательном, Винительном, Творительном и Предложном падежах.

Нажатие на кнопку даёт возможность посмотреть разносклоняемые слова: время, бремя, вымя, знамя, семя, имя, пламя, племя, стремя, темя, путь

Кнопка - завершение работы с презентацией.

Кнопка - переход на слайд с инструкцией по работе с презентацией.

Кнопка - возврат на слайд начала работы с материалом презентации.

Заключение

В ходе работы над проектом, изучив и проанализировав все вопросы, была создана презентация с таблицами падежных окончаний имён существительных в компактной форме, позволяющая выбирать нужный объект для изучения или закрепления материала.

Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта материалы будут в дальнейшем использованы для работы по теме «Окончания имён существительных» учителями русского языка и для самостоятельной работы учениками. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость проекта.

Список источников информации

Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.

Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

Дидактор, технологический приём «Экран» - http://didaktor.ru/texnologicheskij-priyom-ekran/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.