Автор публикации: И. Чистяков, ученик 7Б класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
Учебно-исследовательская работа
«Окончания существительных»
Чистяков И.С., ученик 7Б класса
Поспелова Г.В, учитель информатики
Новомосковск
2019
Содержание
Язык наш сладок, чист и пышен, и богат. А. Сумароков |
«… ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» |
Цель проекта:
Создать таблицы окончаний имен существительных в компактной форме с использованием технологического приёма «Экран» в приложении Power Pont.
Задачи проекта:
Собрать и проанализировать теоретический материал о формировании окончаний имён существительных разных склонений в падежах.
Гипотеза: Падежные окончания существительных есть в единственном и множественном числе. Особенно много трудностей вызывают три падежа: родительный, дательный и предложный, так как имена существительные в этих падежах имеют безударные окончания.
Ход проекта:
Осмысление цели проекта;
Изучение литературы;
Отбор материала, его анализ;
Представление результата.
На подготовительном этапе выбрана тема проекта, разработан план работы, определена форма представления проекта, подобраны источники информации. В качестве источников информации взяты материалы, представленные в учебниках по русскому языку и в сети Интернет.
2 Основные понятияИмена существительные — это слова, которые имеют общее значение предмета (название вещей, лиц, действий, состояний и т. д.) и отвечают на вопросы что? или кто?.
Падежные окончания существительных представлены системой окончаний, указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного.
Падежные окончания существительных есть в единственном и множественном числе. При связи с другими словами в словосочетании или предложении имена существительные изменяются по падежам, т. е. склоняются. Падежей в русском языке шесть:
Именительный — кто? что?
Родительный — кого? чего?
Дательный — кому? чему?
Винительный — кого? что?
Творительный — кем? чем?
Предложный — о ком? о чем?
Изменение существительных по падежам называется склонением. Различают три основных типа склонения существительных.
К первому склонению относятся существительные:
женского рода с окончанием -а — -я (например, страна, земля, машина);
мужского рожа с окончанием -а — -я (например, юноша, дядя, сынишка).
Ко второму склонению относятся существительные:
мужского рода с нулевым окончанием (например, столб, журавль, сторож, музей, санаторий);
среднего рода с окончанием -о - -е (например, стекло, поле, знание).
К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием (например, степь, лошадь, вещь).
Небольшая группа имен существительных относится к существительным разносклоняемым. Это существительные среднего рода на -мя (время, бремя, имя, знамя) и существительное мужского рода путь.
Разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание -и, т. е. окончание III склонения (например, у знамени, о знамени, в пути); а в творительном падеже — окончание -ем, т. е. окончание II склонения (например, склониться перед знаменем, идти своим путем).
Среди имен существительных есть и несклоняемые. К ним относятся некоторые имена нарицательные и собственные, например: жюри, такси, пальто, метро; Гейне, Гарибальди, Тбилиси.
Имена существительные в русском языке склоняются, то есть изменяются по числам и падежам. Особенно много трудностей вызывают три падежа: родительный, дательный и предложный. Их часто называют «ошибкоопасными», потому что многие имена существительные в этих падежах имеют безударные окончания.
Большинство существительных относятся к одному из трех родов:
к мужскому, например: дом, отец, трамвай, ключ (можно подставить слово этот);
к женскому, например: стена, стрела земля, галерея (можно подставить слово эта);
к среднему, например: село, поле, восстание, знамя (можно подставить слово это).
Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа, например, столб – столбы, озеро – озёра. Однако некоторые существительные имеют или только форму единственного числа (например, студенчество, асфальт), или только форму множественного (например, щипцы, перила, макароны).
3 Разработка презентацииПредставление проекта выполнено в форме презентации, созданной в программе PowerPoint с использованием технологического приёма «Экран».
Технологическиё приём «Экран» создаёт видимость одного общего экрана, на котором появляются вызываемые в любом порядке объекты.
В презентации указаны ссылки на источники информации, выполнены переходы по управляющим кнопкам и гиперссылкам. Представлена возможность выполнить переход на информацию для выбранного существительного в единственном или множественном числе, в выбранном падеже.
На втором слайде представлены объекты и чистый экран.
При нажатии на объект с указанием «Окончания в И. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Именительном падеже единственном числе.
При нажатии на объект с указанием «Окончания в Р. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Родительном падеже единственном числе.
При нажатии на объект с указанием «Окончания в Д. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Дательном падеже единственном числе.
При нажатии на объект с указанием «Окончания в В. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Винительном падеже единственном числе.
При нажатии на объект с указанием «Окончания в Т. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Творительном падеже единственном числе.
При нажатии на объект с указанием «Окончания в П. п, ед. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Предложном падеже единственном числе.
При нажатии на объект с указанием «Окончания в И.п,, Р.п., Д.п., мн. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Именительном, Родительном и Дательном падежах множественном числе.
При нажатии на объект с указанием «Окончания в В.п,, Т.п., П.п., мн. ч» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных трёх склонений в Винительном, Творительном и Предложном падежах множественном числе.
При нажатии на объект с указанием «Окончания на –ей, -ия, -ие» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний существительных в Именительном, Родительном, Дательном, Винительном, Творительном и Предложном падежах с окончаниями на –ей, -ия, -ие.
При нажатии на объект с указанием «Окончания разноскл. сущ» осуществляется переход к слайду с экраном примеров окончаний разносклоняемых существительных в Именительном, Родительном, Дательном, Винительном, Творительном и Предложном падежах.
Нажатие на кнопку даёт возможность посмотреть разносклоняемые слова: время, бремя, вымя, знамя, семя, имя, пламя, племя, стремя, темя, путь
Кнопка - завершение работы с презентацией.
Кнопка - переход на слайд с инструкцией по работе с презентацией.
Кнопка - возврат на слайд начала работы с материалом презентации.
ЗаключениеВ ходе работы над проектом, изучив и проанализировав все вопросы, была создана презентация с таблицами падежных окончаний имён существительных в компактной форме, позволяющая выбирать нужный объект для изучения или закрепления материала.
Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта материалы будут в дальнейшем использованы для работы по теме «Окончания имён существительных» учителями русского языка и для самостоятельной работы учениками. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость проекта.
Список источников информацииРусский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
Дидактор, технологический приём «Экран» - http://didaktor.ru/texnologicheskij-priyom-ekran/