Части речи. Безударные окончания имен существительных
Пояснительная записка
Автор проекта (ФИО) |
Реуцкая Елена Борисовна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) |
Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
МОУ СОШ п. Верхнемарково Усть – Кутский район Иркутская область |
Форма (презентация, тест и т.п.) |
Мультимедийное сопровождение - презентация |
Размер ресурса (мегабайт) |
5, 95 Мб |
Технические данные (компьютер, интерактивная доска и другие.) |
Компьютер, мультимедиапроектор, экран, интерактивная приставка Mimio |
Учебный предмет |
Русский язык |
Класс |
4 |
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс |
Учебник: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. / М.: Просвещение, 2014. – 176 с. УМК «Школа России» |
Название темы или раздела учебного курса |
«Части речи. Безударные окончания имен существительных» |
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие) |
ppt |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие) |
презентация |
Образовательный тип (Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие) |
Мультимедийное сопровождение урока Электронное приложение |
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал |
Средства Microsoft Office Power Point |
Цели, задачи дидактического материала |
Цель: обобщить знания об имени существительном как о части речи Задачи: Образовательные: - развивать умение определять падеж имен существительных, правильно писать безударные падежные окончания. Развивающие: - развивать интеллектуальные способности учащихся: речи, внимания, мышления, наблюдательности; - развивать умение пошагового самоконтроля и адекватной самооценки; - развивать орфографическую зоркость; - развивать интерес к способам учебной деятельности; Воспитывающие: - воспитание уважения друг к другу; - воспитание любви к языку, к родной природе; - познакомить с профессией журналиста. |
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) |
Материал содержит презентацию, состоящую из 19 слайдов. Переход с одного слайда на другой по щелчку. |
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) |
Графические изображения, звуковые файлы, анимационные эффекты |
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) |
Презентация содержит иллюстрации. Все используемые интернет-ресурсы указаны в последнем слайде презентации. |
Межпредметные связи |
«Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «Русский язык», «Математика» |
Возможности использования дидактического материала: - педагогом на уроке (указать этапы урока); - учащимися |
Дидактический материал к уроку для учащихся дан в приложении. Материал используется учителем на уроке для групповой работы в течение всего урока. (Подробное описание содержится в конспекте урока) |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений |
нет |
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. |
Данный компонент занимает важное место в структуре урока и является его неотъемлемой частью. Подробное описание по методике использования презентации содержит конспект урока. |
Информационная карта урока
Раздел «Части речи» Тема «Безударные падежные окончания имен существительных» (4 класс) |
|||
Целеполагание для ученика Обобщить знания об имени существительном как о части речи. Развивать умение определять падеж имен существительных, правильно писать безударные падежные окончания. Познакомиться с профессией журналиста. Учиться проводить рефлексию. |
Целеполагание для учителя Коррекционные, социализирующие цели: Показать необходимость знаний русского языка для профессии журналиста; Показать результат коллективного труда; Развивающие ОУУН: Развивать навык работы со справочной литературой; Развивать навык работы в группе; Развивать навык спланированного и организованного рабочего места; Предметные цели: Помочь обобщить знания об имени существительном как о части речи; Работать над развитием орфографической зоркости; Обогащать словарный запас учащихся. |
||
Опорные понятия |
Новые понятия, термины |
||
Предмет, наука «филология», часть речи, падежи |
Редактор, корректор, марафон, передовица |
||
Домашнее задание. Подобрать информацию для размещения на любой тематической странице, созданного на уроке журнала. |
|||
Этапы урока, форма, краткое содержание |
Дидактическое оснащение |
Деятельность учащихся, рефлексия |
|
Орг. момент. Групповая форма работы. Настрой на урок. Обсуждение значения слова «редколлегия» |
Различные печатные издания Презентация «Мой край родной» |
Рассматривают газеты, журналы. Объясняют значение слова «редколлегия» |
|
Чистописание |
Каллиграфическая запись на доске |
Учащиеся выполняют запись в тетради. |
|
Словарная работа. Работа над лексическим значением слов. Орфографическая работа. Знакомство с профессиями людей, входящих в редколлегию (беседа). |
Тетради учащихся, толковый словарь, орфографические словарики Презентация «Части речи» |
Объясняют значение слов. Называют орфограммы. Читают статью в толковом словаре. Отгадывают анаграммы. Записывают слова, обозначают орфограммы. Придумывают и записывают предложения. Организуют проверку в группах. |
|
Повторение изученного об имени существительном (рассказ по плану). Правило определения падежа имени существительного (ответы на вопросы) |
Памятка «Имя существительное». Карточки с текстом (4 варианта). Листочки-подсказки |
Рассказывают по плану об имени существительном как о части речи. Отвечают на вопросы. Читают тексты и определяют тему каждого. Записывают текст, подчеркивают существительные в заданном падеже. Проверяют по листочку-подсказке. |
|
Физминутка |
Фотоглаз |
Делают коллективный снимок группы. |
|
Отработка предметных навыков. Тренировочные упражнения в написании безударных падежных окончаний имен существительных. |
Схема «Как не ошибиться в написании безударного падежного окончания имени существительного». Карточки с текстом с ошибками (один вариант). Листочек - подсказка |
Рассказывают правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Исправляют ошибки в тексте. Организуют проверку в группах. |
|
Домашнее задание |
Обсуждают и планируют выполнение задания. |
||
Подведение итогов урока |
Карточки самодиагностики |
Самооценка. Схематично рисуют лицо с разными эмоциями. Оценка работы в группе и группы в целом. |
План – конспект урока.
Этапы урока |
Ход урока |
Дифференциация, индивидуальная работа учащихся |
Орг. момент. |
Введение в тему. Слайд-шоу «Мой край родной» Каждая группа – редколлегия. Результатом работы должен стать журнал «Марковчане» Презентация № 2 Слайд 2 |
|
Чистописание |
Оформление титульного листа журнала. Прием 1. Запись на доске выполнена учителем, дети записывают в тетрадь: Журнал «Марковчане». Проверка в паре. |
|
Словарная работа |
Оформление передовицы. Главные новости. Прием 2. Определение слова по его значению на слух и соотнесение его со словами, записанными на доске. Слова записываются в тетрадь. На доске: Редактор, журналист; Фотокорреспондент; Корректор. Слайд 3 Прием 3. Чтение значения слова «передовица» в толковом словаре и повторение его значения. Прием 4. Составление слов, которые относятся к теме « Марковчане» и запись их в порядке возрастания в них количества слогов: рдноиа (родина) яиротси (история) диратяци (традиция) Слайд 3 Прием 5. Составление и запись предложений со словарными словами. Взаимопроверка. |
Индивидуальная работа со слабыми детьми (см. особенности детей) Приемы № 13, 14 |
4. Повторение изученного |
Прием 6. Рассказ об имени существительном по плану: 1. Часть речи. 2. Что обозначает. 3. На какие вопросы отвечает. 4. Как изменяется. 5. Каким членом предложения является. Слайд 4 Сбор информации (работа журналистов). Определение тематики страниц журнала: историческая страница природоведческая страница страница филолога математическая страница Слайд 5 Прием 7. Каждый участник группы получает текст разного содержания, читает его, определяет тему. Один представитель группы (его выбирают дети) озвучивает тему. (см. «Тексты и задания») Прием 8 Определение падежей имен существительных. Мозговой штурм. - Как определить падеж имени существительного? - Как отличить В. П. от И. П.? - Чем отличается имя существительное в П. п. от имени существительных в других падежах? - С каким падежом можно перепутать имя существительное в Р. П.? - Как не ошибиться в этом случае? Слайд 6 Прием 9 Запись текста. Подчеркивание сущ. в заданном падеже. Проверка. Каждая группа называет слова, которые они подчеркнули. Проверяют по листочку – подсказке. Слайды 7 - 14 |
Индивидуализация и дифференциация в работе с сильными и слабыми детьми (см. особенности) Приемы № 15, 16, 17, 18, 19 |
5. Физминутка |
Работа фотокорреспондентов |
|
6. Отработка предметных навыков Развитие умения писать безударные падежные окончания |
Работа корректора над страницей интересных фактов. Прием 10 Читают текст, находят ошибки, называют орфограмму (см. «Страничка любознательных») Слайыд 15, 16 Прием 11 Рассказывают, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании безударных окончаний имен существительных. Исправление, проверка по листочку – подсказке. Прием 12 Запись сущ. с исправленными окончаниями по схеме: Гл. + сущ. Самопроверка и взаимопроверка |
Индивидуальные задания для сильных и слабых детей (см. особенности) Приемы № 20, 21, 22 |
7. Рефлексия |
Учащиеся оценивают свою работу в группе, работу группы в целом. Слайд 17 |
Оформление журнала «Марковчане» |
8. Домашнее задание |
Подобрать информацию для размещения на любой тематической странице, созданного на уроке журнала. Придумать свою тематическую страницу. Слайд 18 |
Оценивание индивидуальных работ. |
Особенности детей, которым необходим индивидуальный подход на этом уроке.
Фамилия, имя |
Обученность |
Обучаемость |
Модальность |
Полушарие |
Мотивация |
||||||
Визуальная |
Аудиальная |
Кинестическая |
Равнополушарное |
Правополушарное |
Левополушарное |
||||||
Анита З |
4,6 |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Соц-поз |
||||
Юлия М. |
5 |
3 |
+ |
+ |
+ |
Соц-поз |
|||||
Миша Л. |
5 |
3 |
+ |
+ |
+ |
Соц-поз |
|||||
Влад К. |
3 |
1 |
+ |
+ |
Баз. |
||||||
Коля Н. |
2-3 |
1 |
+ |
+ |
+ |
Баз. |
|||||
Игорь З. |
2-3 |
1 |
+ |
+ |
+ |
Баз. |
Индивидуализация на уроке
Имя, фамилия |
Этапы урока |
Индивидуализация заданий |
Анита З. |
Повторение изученного Отработка предметных навыков |
Прием 15 Определить падеж всех имен существительных. Рассказать в группе (текст 1 группы). Прием 20 Разобрать по составу на выбор 2 имени существительных. |
Юлия М. |
Повторение изученного Отработка предметных навыков |
Прием 16 Определить падеж всех имен существительных (текст 4 группы). Составить схему предложения. Прием 20 Найти и записать однокоренные слова, разобрать их по составу. |
Миша Л. |
Повторение изученного Отработка предметных навыков |
Прием 17 Определить падеж имен существительных, которые ты сможешь найти. Озаглавь текст. Прием 20 К слову листья подбери однокоренные слова и разбери 2 слова по составу. |
Влад К. |
Словарная работа Повторение изученного Отработка предметных навыков |
Прием 13 Пользуется индивидуальным словариком, проговаривает слова. Прием 18 Просклонять имя Иван (смотри памятку). Прием 21 Рассказать соседу в группе о происхождении имени Иван. |
Коля Н. |
Словарная работа Повторение изученного Отработка предметных навыков |
Прием 13 Пользуется индивидуальным словариком, проговаривает слова. Прием 18 Просклонять слово тайга (смотри памятку). Прием 21 Списать восклицательное предложение (текст 2 группы) |
Игорь З. |
Словарная работа Повторение изученного Отработка предметных навыков |
Прием 15 Составь предложение из слов, записанных на карточках. Моя, родина, малая, Верхнемарково. Каждой, деревни, У традиции, есть свои. Прием 19 Записать слово деревня в Д. п., В. П., П. п. (смотри памятку). Прием 22 Списать 4 предложение (текст 3 группы), определить падеж имени существительного. |
Используемая литература:
1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебное пособие для 4 класса. В 2 ч. М. Просвещение, 2014
2. Плешаков А. П. Окружающий мир. Учебное пособие для 4 класса. В 2 ч. М. Просвещение, 2010
3. Усть – Кут – город на Ленских просторах. – Под ред. Н. В. Жданова, Изд. 2-е перераб и доп.- Иркутск ООО Артиздат, 2004
4. Земля моя усть – кутская. – Под ред. Н. В. Жданова. Иркутск ООО Артиздат, 2011
5. Авторские фотографии Кондратьевой Е. В.
6. Картинки, анимация, шаблон, смайлы - интернет
Страничка для любознательных.
Исправь ошибки. Запиши текст без ошибок.
Как это было?
Современный поселок Верхнемарково, объединился с деревняй Матвеевой ниже по течению и протянулся на добрых четыре километра по берегу Лены до крутого красноцветного яра на повороти реки.
Верхняя часть Верхнемарково отделяется от основной часте поселка впадающим в Лену Соляным ручьем. До революции в ручье варили соль, а грязь в нем считали целебной.
Рядом с Соляным ручьем стояла часовня, приписанная к Марковской церкве. Через Лену напротив Соляного ручья до революции же работал кирпичный заводик.
Листочек-подсказка.
Как это было?
Современный поселок Верхнемарково, объединился с деревней Матвеевой ниже по течению и протянулся на добрых четыре километра по берегу Лены до крутого красноцветного яра на повороте реки.
Верхняя часть Верхнемарково отделяется от основной части поселка впадающим в Лену Соляным ручьем. До революции в ручье варили соль, а грязь в нем считали целебной.
Рядом с Соляным ручьем стояла часовня, приписанная к Марковской церкви. Через Лену напротив Соляного ручья до революции же работал кирпичный заводик.
Текст и задание для 1 группы.
Историческая страница.
Запиши текст. Подчеркни существительные в В. П. ед. ч.
История, тогда еще деревни Марково началась в середине 17 века. Кипрюшка Марков, русский крестьянин, уроженец Тамбова, пришел на Лену вместе с Ерофеем Хабаровым в середине 40-х годов 18 столетия.
Очень уж ему понравились эти места, и соорудил он здесь с товарищами своими первые избы, заложив тем самым деревню. Привезли с собой хлебные злаки, смастерили соху с железными сошниками, деревянную борону, серпы, косы-горбушки, топоры. А в ближайшую весну засеяли первые десятины земли….
И пошло название деревеньки – Марково от имени отца Кирюшки «Марк».
Листок – подсказка.
История, тогда еще деревни Марково началась в середине 17 века. Кипрюшка Марков, русский крестьянин, уроженец Тамбова, пришел на Лену вместе с Ерофеем Хабаровым в середине 40-х годов 18 столетия.
Очень уж ему понравились эти места, и соорудил он здесь с товарищами своими первые избы, заложив тем самым деревню. Привезли с собой хлебные злаки, смастерили соху с железными сошниками, деревянную борону, серпы, косы-горбушки, топоры. А в ближайшую весну засеяли первые десятины земли….
И пошло название деревеньки – Марково от имени отца Кирюшки «Марк».
Текст и задание для 2 группы.
Природоведческая страница.
Запиши текст. Подчеркни существительные в Р. П. ед. ч.
От горизонта до горизонта лежит наша тайга. Осенью она особенно красива! Точно лисьи хвосты, тянутся к небу березы, а с модницы осины слетают красные листья.
Листочек-подсказка.
От горизонта до горизонта лежит наша тайга. Осенью она особенно красива! Точно лисьи хвосты, тянутся к небу березы, а с модницы осины слетают красные листья.
Текст и задание для 3 группы.
Страничка филолога.
Запиши текст. Подчеркни существительные в Д. П. ед. ч.
Какими же именами назвали юных марковчан за все время существования деревни?
Самое популярное имя Иван. У русского имени Иван древнееврейские корни, что означает «благодать Божия». Имя Иван давали человеку в надежде на то, что он будет добрым, нежным, верным в дружбе.
Производные: Ванечка, Ванюта, Ванёк, Ванюха, Ванюша, Ванюшка, Ваня, Ванька, Ванятка, Ивашка, Иванушка.
Листочек-подсказка.
Какими же именами назвали юных марковчан за все время существования деревни?
Самое популярное имя Иван. У русского имени Иван древнееврейские корни, что означает «благодать Божия». Имя Иван давали человеку в надежде на то, что он будет добрым, нежным, верным в дружбе.
Производные: Ванечка, Ванюта, Ванёк, Ванюха, Ванюша, Ванюшка, Ваня, Ванька, Ванятка, Ивашка, Иванушка.
Текст и задание для 4 группы.
Математическая страница.
Запиши текст. Подчеркни существительные в П. П. ед. ч.
Коля решил прогуляться по левому берегу Соленого ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел этот ручей. На левом или правом берегу он оказался?
Листочек-подсказка.
Коля решил прогуляться по левому берегу Соленого ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел этот ручей. На левом или правом берегу он оказался?
Евдакименко Виктория Викторовна
Андрей Анатольевич