Особенности гражданской лирики Сергея Соколкина постсоветского периода

2
0
Материал опубликован 9 December 2019

Автор публикации: А. Анисимов, ученик 11А класса

МИНОБРНАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Управление образования г. Махачкалы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №33»


РОССИЯ

Научно-практическая конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»

секция «Русская литература»




ТЕМА:

«Особенности гражданской лирики Сергея Соколкина

постсоветского периода»



Автор: Анисимов Алексей Станиславович,

МБОУ «Гимназия № 33», 11класс

Научный руководитель:

Мусаева Айлин Магомедовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 33» г. Махачкалы














Махачкала 2017 г.

Особенности гражданской лирики Сергея Соколкина

постсоветского периода

Анисимов Алексей Станиславович

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 11класс
Краткая аннотация

          Предмет исследования составляет поэзия Сергея Соколкина, точнее гражданская лирика постсоветского периода. Сергей Соколкин – один из значительных поэтов своего времени. Он творчески развивает традицию русской поэзии, начатую Сергеем Есениным и Павлом Васильевым.

        Данная работа состоит из двух глав, где в первой – даются общие сведения о гражданской лирике постсоветского периода, во второй- подробно анализируются два стихотворения С.Соколкина, относящиеся к гражданской лирике постсоветского периода.

Особенности гражданской лирики Сергея Соколкина

постсоветского периода

Анисимов Алексей Станиславович

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 11 класс

Аннотация

Объектом исследования является гражданская лирика Сергея Соколкина.

Работа состоит из краткой аннотации, аннотации, плана исследований, 2 глав, заключения. В качестве методов исследования использованы метод сплошной выборки, типологически-сопоставительный метод, метод концептуального анализа.

Цель работы заключается в анализе гражданской лирики Сергея Соколкина постсоветского периода, выявить особенности данной лирики.

Данная цель конкретизируется решением следующих задач:

1) изучить и проанализировать разную литературу по данной теме;

2) выделить и исследовать основные термины и понятия, касающиеся гражданской лирики Сергея Соколкина;

3) выявить и изучить особенности гражданской лирикиСергея Соколкина постсоветского периода

Актуальность выбранной темы определяется прежде всего недостаточной изученностью творчества современного русского поэта Сергея Соколкина.

                          Особенности гражданской лирики Сергея Соколкина

постсоветского периода

Анисимов Алексей Станиславович

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 111класс

План научных исследований

         Предметом исследования является гражданская лирика Сергея Соколкина постсоветского периода.

         Цель работы изучить особенности гражданской лирики Сергея Соколкина постсоветского периода.

Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать разную литературу по данной теме;

2) выделить и исследовать основные термины и понятия, касающиеся гражданской лирики Сергея Соколкина;

3) выявить и изучить особенности гражданской лирики Сергея Соколкина

Актуальность исследования определяется прежде всего недостаточной изученностью лирики современного русского поэта Сергея Соколкина.

Объектом исследования являются стихотворения гражданской тематики С.Соколкина, которые относятся к постсоветскому периоду.

Структура работы. Работа состоит из краткой аннотации, аннотации, плана научных исследований, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. В работе использованы следующие методы: метод сплошной выборки, типологически-сопоставительный метод, метод концептуального анализа.

Гипотезой послужили особенности гражданской лирики Сергея Соколкина постсоветского периода, которые попытались выявить в данной работе.


Содержание

Краткая аннготация


Аннотация


План научных исследований


Глава I.

Общий анализ гражданской лирики Сергея Соколкина постсоветского периода


Глава II.

Подробный анализ двух произведений Сергея Соколкина постсоветского

периода


Заключение


Список использованной литературы



Особенности гражданской лирики Сергея Соколкина

постсоветского периода

Анисимов Алексей Станиславович

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 111класс

Глава 1.

Общий анализ гражданской лирики Сергея Соколкина постсоветского периода

Сергей Соколкин – поэт есенинского типа: эмоционально щедрый, безоглядный, хорошо чувствующий, размашисто мыслящий. И очень русский. Но в поэзии Сергея Соколкина нет ни весенней умильности раннего Есенина, ни августовской умудренной гармоничности Есенина позднего. Даже «средний Есенин» – имажинистский, надрывный, Есенин «Инонии» и «Сорокоуста», Есенин расправы и пьяного угара – куда более светел и гармоничен, нежели Соколкин, но иногда в произведениях Соколкина появляется «есенинская Русь» –церковные купола, березки,– и сразу же искажается и исчезает1.

Как вороны кружат над падалью

Облетая границы адища

А с церковок кресты попадали

Да как звезды и все на кладбище

(«И когда петух заскочив на кол…»)2

В этих стихах, относящихся к гражданской лирике, много ужасов. Достаточно перелистать книгу Соколкина, чтобы набрать коллекцию: «А по Руси шакалов диких свора», «Сжигают руки дьяволы и бесы», «Обняв холодный труп, сидит солдат», «Мертвецы поползут из гробов», «И дерева, вытягиваясь к богу, корнями землю, как собаки, рвут», «И лишь деревья по земле незрячей как высохшие ящеры ползут», «А тело серебрится вечным трупом и в колокол судьбы ногами бьет», «Запинаясь о собственный труп, я иду на Царьград», «И плотию своей – остуженной и синей – я земляных червей досыта накормлю». Ужасы С.Соколкина-не ужасы Юрия Кузнецова, симметричные, математичные, выверенные.

Там батюшкина пустынька к ночлегу

Встречает чаепитием гостей.

Там и без слов открыто сердце Богу.

И ветер слег во вдумчивой ночи.

С молитвой тихою сливается дорога.

И бес в окно стучит…3

(«На кладбище»).

В гражданской лирике Соколкина постсоветского периода очень много, библейских образов, но под каким странным углом они подаются…

Гряди ж, Иисусе Господи, скорее…

Утробу выжги матери – земли

И далее…

Рождаясь, рвем скорее пуповину,

Заражены – свободой от Тебя.4

(«Гряди ж, Иисусе Господи, скорее…»)

Или в другом стихотворении позднего периода «Озарило сверху вдохновеньем» (8 октября 2008г. – 11 апреля 2009г.):

Засветились старые иконы,

Опалившись адовым огнем…

Бесы прут…

Но держит оборону

Ангел в битве меж добром и злом.5

Ангел Сергея Соколкина не похож на привычный нам библейский образ. Он –воин, сражающийся за добро, Отчизну. В его стихах ангелы борются плечом к плечу с русскими десантниками.

И душа за душой отлетает, -

Вместо –

Ангел становится в строй.6

(«Шестая рота»).

Интересно то, что автор в своей гражданской лирике постсоветского периода чаще всего использует глаголы настоящего и прошедшего времени, как бы противопоставляя настоящее и прошлое. Автор недоволен ситуацией в стране: безработицей, роста преступлений, анархией, но тем не менее любит свою Родину и предан ей. В стихотворениях гражданской лирики постсоветского периода чувствуется безысходность, некая грусть. Автор не видит выход из сложившейся ситуации:

Россия кончилась, Помпея началась.7

Автор искусно использует такие стилистические приемы, как аллитерацию, ассонанс для придания еще большей выразительности.


Глава II.

Подробный анализ двух произведений Сергея Соколкина постсоветского периода

Что такое Родина? Что такое Отчизна? Как она развивалась? Думаю, эти вопросы задавал себе каждый человек, хотя бы раз в жизни. Ответ на эти вопросы я получил, прочитав произведения Сергея Соколкина, в частности стихотворение «Краткая история».

Отчизна для нас самое дорогое, но мало кто знает, как развивалась наша Родина с самого начала, чем приходилось ей жертвовать, чтобы стать нынешней. Кем мы являлись и являемся сейчас, что происходит в нашей стране и многое другое, об этом и рассказал Сергей Соколкин. Сам Сергей Юрьевич Соколкин – один из самых знаменитых поэтов своего времени – по мнению Н.Тряпкина, Ю.Кузнецова, В. Сорокина и многих других.

Стихотворение «Краткая история» он написал на стыке 1993-1996 гг., когда страна переживала не самые лучшие дни в своей жизни. Произведение состоит из 5 строф, в них автор передает свои мысли, размышления. В первой строфе Сергей Соколкин вспоминает, кем мы были раньше:

Мы были варвары, нам помогал Перун…8

С помощью эпитета и одновременно сравнения: «Но солнце пресное, как зарево взошло», под этим подразумевается «быстротечное время», которое меняет все:

Но солнце красное взошло

Мы были варвары, но это все прошло.

В первом катрене использована богатая точная рифма (лун/Перун/взошло/прошло).

Во второй строфе поэт раскрывает, как из маленького клочка земли постепенно развивалась поистине великая страна. Им на смену язычеству приходит единобожие (христианство):

И плыл орел по тени от креста…

Благодаря общим усилиям, мы стали теми, кем мы есть. Третья строфа и вторая взаимосвязаны. Автор повествует нам с помощью сравнения «И грели Родину в ладонях, как птенца» и метафоры «И в Енисее – в пламени своем мы остужали звонкие клинки» о многовековой истории России, без лишней мишуры Соколкин доносит до читателей свои мысли.

В четвертом четверостишии много метафор: «кровь порой меняла цвет», «за веком век летел, за годом год». В этом катрене автор отдельно посвящает маленькое место «русскому народу», о том как трудно жилось ему, о том как постоянно шли войны, время шло и шло, век за веком, но ничего так и не поменялось «Мы остались теми, кем мы родились». Первая и четвертая строфы перекликаются другом с другом, связаны рефреном «Мы были варвары». По Толковому словарю С.И.Ожегова варвар– «2.Невежественный, грубый, жестокий человек». Таким образом, автор показывает, что люди несмотря на современную цивилизацию, повышения уровня образования, остаются такими же варварами, какими были много лет назад.

Стихотворение заканчивается шестистишием. Она значима и представляет собой итог. Первая строчка начинается с многоточия: «…Пропал орел. И звезды замело». Оно передает ощущение недосказанности, некую грусть и даже недовольство нынешней ситуацией в стране. Не зря автор говорит «пропал орел», ведь он олицетворение свободы, независимости суверенитета страны. Эти строки несут глубокий смысл. Страна распалась, находится на грани «войны». Во второй сточке и третье присутствует анафора, рефреном повторяются строки:

Мы были Родиной, но это все прошло…

Мы были Родиной, но оборвалась связь…9

Некая болезненная грусть, горечь чувствуется в этих строчках. Антитеза пронизывает последние строчки стихотворения: «Россия кончилась, Помпея началась». Эти строчки несут безысходность. Россия распалась и начался хаос, анархия, беспредел. Ведь Помпея была «городом грехов», за что жестоко покарал Бог. Автор не видит выход из сложившейся ситуации, ведь стихотворение было написано в сложный период России, а именно после распада СССР.

Стихотворение «Краткая история» написано четырехстопным ямбом. В произведении использован такой прием, как ассонанс, повторяются гласные а, о.Ассонанс придает стихотворению выразительность, певучесть, протяжность и мелодичность. Все произведение написано мужской рифмой, которая наделяет- быстротой и стремительностью. В каждой строфе много знаков препинания. Каждая строчка заканчивается точкой, а стихотворение – многоточием. Знаки препинания выполняют не только грамматическую функцию, но и смысловую. Они замедляют темп речи, делают более плавным.

                                        Анализ стихотворения «Русский флаг»

В данном стихотворении Сергей Соколкин попытался рассказать о войне против врага, пришедшие на русские земли в 40-45е года. Стихотворение написано в 2009 году. Автор данного стихотворения изобразил в одном солдате весь русский народ, воевавший в те годы. В то время погибло очень много людей и Соколкин с помощью метафоры показывает ушедшие мертвые души после боя «ангелы поплыли по реке…» В первой части автор повествует нам о красоте и многогранности «русского флага»:

Русский флаг, что русское оружие,

Как улыбка Ваньки-дурака.

Первая строчка заканчивается развернутой метафорой:

Как улыбка Ваньки-дурака,

Что с лица не сходит,

Птицей кружит

Вдоль по сердцу – в тучах-облаках.10

       Сразу чувствуется любовь к своей Родине. Все эти сравнения, метафоры и остальные средства художественной выразительности придают некую атмосферу, проскальзывает какая-то напряженность, как будто что-то случится.

    Второй катрен начинается с многоточия, которое замедляет темп речи, интригует читателя, обращает на себя внимание. Олицетворение «прокричал стервятник вдалеке», метафора «звезд лучи скрестились над заливом» делают стихотворение выразительным. Вторая строфа связана с первой. Во второй части стихотворения, как и предполагалось, произошло сражение против врага. В кровопролитной битве почти все погибли, и автор сравнивает солдат с ангелами: «Ангелы поплыли по реке…» Можно также сказать, что Соколкин сравнивает их со святыми мучениками. Катрен заканчивается метафорой «ангелы поплыли по реке». Неслучайно автор начинает и заканчивает строфу многоточием. Она придает произведению недосказанность, незавершенность и некую грусть. Также в этом катрене присутствует инверсия «Прокричал стервятник вдалеке», которая придает стихотворению особую выразительность. А во втором четверостишии появляется асиндетон, вследствие этого стихотворение приобретает большую сжатость, лаконичность, усиливая выразительность фразы. Бессоюзие придает речи стремительность, быстроту действия, и поэтому прием применен при описании динамических исторических событий.

       Заканчивается стихотворение двустишием. В конце –умирает солдат, но счастливый, потому что он бился не просто, чтобы защитить себя, а, чтобы защитить всю «Матушку Русь». В двустишии снова появляется инверсия: «Умирает Ванька, но счастливый». Стихотворение написано 4-х стопным хореем. Ритм создается чередованием мужской и женской рифмами.

                                 Особенности гражданской лирики Сергея Соколкина

постсоветского периода

Анисимов Алексей Станиславович

Россия, Республика Дагестан, Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 11класс

Заключение

В данной работе рассмотрены особенности гражданской лирики Сергея Соколкина постсоветского периода. Сергей Соколкин – современный русский поэт, лауреат и участник теле фестивалей «Песня Года 1998-2005», лауреат Всероссийского конкурса пожарной песни. Лауреат 9 Московского международного конкурса армейской песни «Виват, победа!», кавалер Золотого орденского Креста «За самоотверженный труд на благо Отечества», ордена Ломоносова «За большой личный вклад в укрепление Российской государственности», Пушкинской медали «Ревнителю просвещения», Золотой Есенинской медали, медали «Маршал Советского Союза Жуков», имеет нагрудный знак «За честь и доблесть», почетный знак Президентского Полка, почетный юбилейный знак Софринской отдельной бригады оперативного назначения.

В этих стихах, относящихся к гражданской лирике, много ужасов. Достаточно пе-релистать книгу Соколкина, чтобы набрать коллекцию: «А по Руси шакалов диких сво-ра», «Сжигают руки дьяволы и бесы», «Обняв холодный труп, сидит солдат», «Мертвецы поползут из гробов».

Интересно то, что автор в своей гражданской лирике постсоветского периода чаще всего использует глаголы настоящего и прошедшего времени, как бы противопоставляя настоящее и прошлое.

Особенности гражданской лирики Сергея Соколкина

постсоветского периода

Анисимов Алексей Станиславович

Россия, Республика Дагестан, Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 111класс



Список использованной литературы

Газета «Литературная Россия», №, 1993 г.;

Газета «Завтра» №28, 1994;

Газета «Литературная Россия» № 12 (2404), 2009 г.

Газета «День литературы», июль 2009 г.

«Соколиная книга», 2009;

Малая поэтическая антология «Молитвы в дагестанском небе». - Москва, 2013

Сборник стихов и художественных авторских переводов «Возопившие камни». - Москва, 2013

С.И.Ожегов «Словарь русского языка». – М.: Издательство «Русский язык», 1990

stihi.ru ​​​​​​​

1 «Соколиная книга», 2009; стр 55

2Сборник стихов и художественных авторских переводов «Возопившие камни». - Москва, 2013, стр 72

3Сборник стихов и художественных авторских переводов «Возопившие камни». - Москва, 2013, стр 111

4Сборник стихов и художественных авторских переводов «Возопившие камни». - Москва, 2013, стр 90

5Газета «День литературы», июль 2009 г

6Сборник стихов и художественных авторских переводов «Возопившие камни». - Москва, 2013, стр 163

7Малая поэтическая антология «Молитвы в дагестанском небе». - Москва, 2013, стр 97

8Сборник стихов и художественных авторских переводов «Возопившие камни». - Москва, 2013, стр 127

9Сборник стихов и художественных авторских переводов «Возопившие камни». - Москва, 2013, стр 128

10Сборник стихов и художественных авторских переводов «Возопившие камни». - Москва, 2013, стр 181

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.