12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена56
Я учитель начальных классов. Моё педагогическое кредо - «Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу.
Россия, Татарстан респ., Казань









Исследовательская работа на тему:


«Откуда берется и куда девается мусор?»







Автор работы:

Абдуллина Адиля Динаровна

ученица 3 б класса

МБОУ «СОШ № 140»

Советского района г. Казани


Научный руководитель:

Абдуллина Елена Николаевна

учитель начальных классов

1 кв.категории












Оглавление


Актуальность

Глава 1. Теоретическая часть исследования

1. Проблема городских отходов

2. Откуда берется мусор?

3. Проблема утилизации твёрдо-бытовых отходов в г. Казань (Куда девается мусор?)



Глава 2. Практическая часть исследования

1. Социологическое исследование

2. Защита исследования

3. Предложения


Выводы

Список литературы

Приложения


































Актуальность


Тема работы выбрана не случайно. Одна из основных проблем крупных городов в 21 веке – это мусор. С увеличением числа городских жителей и развитием техники количество мусора, которое производит каждый из них, только увеличивается. Ежегодно с территории Казани вывозится около 700 тыс. м3 мусора. Порядка 80% из этой массы составляют органические отходы.

Все улицы города, дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют коробки, пластиковые бутылки и пакеты. Очевидно, что вывоз мусора на свалки становится экологически опасным.


Цель: Изучить различные виды бытовых отходов и определить какие из них можно использовать вторично с пользой для человека


Задачи исследования:

- проанализировать влияние отходов на окружающую среду и здоровье человека;

- изучить ситуацию по вывозу мусора в г. Казань;

- доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;

- научиться самой и научить одноклассников сортировать мусор по группам

- найти полезное применение твёрдо-бытовым отходам.


Объект исследования: экология

Предмет исследования: бытовые отходы, возможность, их вторичного использования и переработки.

Участники исследования: собственная семья, одноклассники и их семьи

Гипотеза исследования: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающего мира

Методы исследования

Мною использовались следующие методы исследования: изучение литературных источников, социологический опрос, анализ, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение.


Глава1. Теоретическая часть исследования

Проблема городских отходов


Человек производит отходы ежедневно, ежечасно и ежеминутно. Чтобы понять масштабность этого явления, достаточно подсчитать, сколько раз вы совершаете путешествие до мусоропровода или мусорного бака. Все, что туда отправляется, и есть бытовые отходы (они же ТБО, то есть твердые).


t1669980844aa.jpg


Бытовые отходы возникают в любом случае и в любой ситуации. Отходы накапливаются как в результате жизнедеятельности человека, так и извне. Например, почтальоны или рекламные агенты заваливают почтовый ящик ненужной макулатурой, но отвечать за ее ликвидацию положено уже хозяевам. Если же говорить о таких глобальных вещах, как переезд, ремонт или просто генеральная уборка жилого помещения, то объем ТБО превосходит во много раз.

Раньше вопрос утилизации остро не стоял. Дo пoявлeния гopoдoв oтхoды пpeдcтaвляли coбoй экoлoгичecки чиcтый мaтepиaл, быcтpo пepeгнивaли и нe нaнocили вpeд oкpyжaющeй cpeдe. C paзвитиeм гopoдoв пpoблeмa yтилизaции oтхoдoв cтaлa нocить глoбaльный хapaктep. Бecчиcлeнныe yпaкoвки, иcкyccтвeнныe и cинтeтичecкиe мaтepиaлы yжe нe мoгли быcтpo paзлaгaтьcя и cтaли cepьeзным иcтoчникoм зaгpязнeния oкpyжaющeй cpeды.


Откуда берется мусор?


Каждый, кто хоть раз въезжал в Казань на автомобиле или на автобусе по Мамадышскому тракту, имел возможность наблюдать с левой стороны огромную Самосыровскую свалку. Аналогичная, но меньшая по размерам свалка есть и неподалеку от поселка Кадышево. Полигон ТБО есть и в районе завода "Оргсинтез"...

Откуда же берутся эти горы мусора?


Я проанализировала ассортимент товаров в магазинах и выяснила, что большинство товаров упаковано в пластиковые бутылки и баночки, полиэтиленовые пакеты, железные банки


Сроки разложения бытовых отходов

Бумага – 2-2,5 месяца;

Кожура фруктов – 6 месяцев;

Картон – 5 лет;

Сигаретные фильтры – 10- 12 лет;

Полиэтиленовые пакеты – 10 -12 лет;

Кожаная обувь – 25 -40 лет;

Пластиковые контейнеры – 50-80 лет;

Жестяные банки – 100 лет;

Алюминиевые банки – 200- 300 лет;

Стекло и многие пластики – никогда.


Вывод: товары, которые продаются в магазинах имеют упаковку с большим сроком разложения. Такая упаковка загрязняет окружающую среду.


Изучив упаковки разных товаров, я выяснила, что на упаковках продуктов есть информация о товаре, строке годности, об изготовителе товара, но не на всех есть информации об утилизации упаковки. Напротив, на упаковках бытовой химии такая информация есть.



Проблема утилизации мусора в г. Казани (Куда девается мусор?)


Самый распространенный до последнего времени способ борьбы с бытовыми отходами в городах - вывоз их на свалки - не решает проблему, а, прямо скажем, усугубляет ее. Свалки - это не только эпидемиологическая опасность, они неизбежно становятся мощным источником биологического загрязнения.

Как же город утилизирует этот мусор?


Основные этапы избавления от твердых муниципальных отходов

1. Сбор и вывоз отходов

Сбор основной массы отходов из домовладений осуществляется с помощью контейнеров различной емкости, которые устанавливаются в специально отведенном месте. Из небольших контейнеров мусор переносится водителем в грузовик-мусоросборщик. В некоторых районах мусор собирает специальный мусоровоз, подъезжающий в определенное время к воротам домов.


2. Переработка отходов:

- захоронение на полигонах

- Самосыровский полигон ТБО;

- Восточный полигон ТБО;



- на заводах механизированной переработки бытовых отходов (МПБО)

- Казанский экологический комплекс (КЭК)

- сжигание



Полигоны ТБО – это не что иное, как официальное название санкционированных свалок.

Отходы на полигонах выгружаются из контейнеров или кузова и разравниваются с помощью специальной техники.

Слой мусора определенной толщины периодически покрывают грунтом, после чего снова насыпают отходы.

Отходы, содержащие много органических веществ, начинают постепенно перегнивать

Свалки неизбежно становятся мощным источником биологического загрязнения. Происходит это из-за того, что разложение органических отходов без доступа воздуха сопровождается образованием взрывоопасного биогаза, который может представлять угрозу для человека, вредно воздействует на растительность, отравляет воду и воздух.

В общей сложности из отходов в окружающую среду попадает более ста токсичных веществ. Нередко свалки горят, выбрасывая в атмосферу ядовитый дым.

Казанский экологический комплекс (КЭК) — одно из двух предприятий в татарской столице, которые помогают городу-миллионнику справиться с огромным количеством отходов.

Завод по сортировке и переработке ТБО, возведен на территории Самосыровского полигона.

Выгруженный мусор сортирует специальное оборудование, отсеивающее хлам, не пригодный для вторичной переработки. На следующем этапе ТБО попадают уже в руки работников бригады, которые разделяют мусор на фракции. Затем наступает этап вторичного отсева лишних фрагментов. Далее на пути двигающегося мусора стоит пресс, с помощью которого доставленные отходы брикетируются по 12 фракциям: картон, ветошь, полиэтилен, стекло, пивные банки и так далее. К примеру, спрессованные пэт-бутылки — ценное сырье для производства тары, в которой будут храниться, к примеру, солидол и ГСМ. Однако такого завода в Казани нет и брикетированные пэт-бутылки планируется отправлять на один из заводов Удмуртии. Спрессованный полиэтилен останется в татарстанской столице — из него станут производить полиэтиленовые трубы и гранулы. Брикеты, состоящие из бумаги и картона, получат Волжский целлюлозно-бумажный комбинат и бумажный комбинат в Набережных Челнах для вторичной переработки.

За день завод сможет перерабатывать до 2000 кубометров ТБО, 15 процентов из которых получат вторую жизнь.



Глава 2. Практическая часть исследования.

1. Социологическое исследование

Я решила узнать, (состав мусорных пакетов) какие упаковки от различных товаров и в каком количестве выбрасывает каждая семья, какие товары и в каких упаковках приобретаются, используются и куда девается упаковка.

Для этого я провела социологическое исследование: попросила родителей моих одноклассников ответить на вопросы моей анкеты. (См. приложение № 1)

И вот что получилось:

- пластиковых бутылок – 72 шт, объемом 2 л – 13 шт.;. объемом 1,5 л- 29 шт.; объемом 1 л- 12 шт.; объемом 0,5 л- 23 шт

- пластиковых баночек из-под йогурта – 120 шт.; из-под сметаны – 45 шт.;

- пакетов обычного размера – 194 шт.; из-под молока, кефира – 109 шт.; больших пакетов –83 шт.;

- пластиковых флаконов из-под шампуней и др. – 65 шт.;



Так же мной был проведён опрос учащихся нашего класса. (См. приложение № 2)

В анкетировании приняли участие 25 учащихся младших классов нашего класса. Итоги анкетирования показали следующий результат:

Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

Да – 25 человек Нет – 0 человек

Молоко – 19 чел

Майонез – 10 человека Кефир – 8 человек

Подсолнечное масло – 20 человек Яйца – 7 человек

Кетчуп – 16 человека Питьевой йогурт – 21 человек

Творожки, тортики, лапша, картофельное пюре, рыба, салаты, халва – по 1 человеку.

Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?

Выбрасываем -21 человека

Используем в хозяйстве – 17 человек

Вопрос 3.. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?

Для посадки рассады – 6 Для хозяйства – 6 человек

Используем под молоко, квас, варенье – 5 человек

Делаем кормушки – 14

Делаем поделки – 3 человека

Анкетирование показало, что семьи учащихся нашей школы, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают, а также используют в домашнем хозяйстве.

В начале 80-х годов прошлого столетия в Европе начала активно продвигаться практика разделения мусора. Германия стала одним из первых государств, где была применена эта практика. Сейчас система разноцветных мусорных контейнеров работает фактически во всех странах мира. В США (большинство штатов), Канаде (провинции), Австралии и Бразилии населению платят за РАЗДЕЛЬНЫЙ сбор мусора.

В некоторых домах Московского района Казани проводится эксперимент по раздельному сбору мусора. С такой инициативой выступила управляющая компания. В общей сложности, в районе установлено 10 контейнеров, позволяющих экологично утилизировать отходы. За поддержку проекта жителям было обещано благоустройство дворов.

На сегодняшний день, раздельный сбор мусора уже позволил сэкономить 60 тыс. рублей. Еще 70 тыс. рублей получено от сдачи отходов на переработку. На эти средства управляющая компания успела приобрести качели для детских площадок. В крупных торговых центрах Казани тоже можно встретить разноцветные мусорные контейнеры.


Я в классе решила провести такой же эксперимент. Я подготовила несколько контейнеров для мусора.

Ученики нашего класса с удовольствием включились в этот эксперимент. В первые же минуту все начали искать, чтобы такого положить в новые контейнеры. Одни принялся чистить мандарины и есть яблоки, другие стали искать в своих портфелях ненужные пакеты, кто-то нашел ручку, которая не пишет, пластиковые бутылки из-под воды тоже оказались в контейнерах. Быстрее всех наполнялся контейнер с надписью «бумага».


2. Защита исследования

Учeныe пoдcчитaли, чтo в кpyпных гopoдaх миpa нaкaпливaeтcя в cpeднeм 1 м3 бытoвых oтхoдoв нa чeлoвeкa в гoд, из них ocнoвнaя чacть (75%) oбpaзyeтcя в жилых дoмaх. Coглacнo пoдcчeтaм, в 1 тoннe caмoгo oбычнoгo мycopa coдepжитcя:   - 4 кг бyмaги, кoтopыe cпacyт oт выpyбки 5 дepeвьeв;  - 17 кг aлюминия, пpи пepepaбoткe кoтopoгo экoнoмитcя cтoлькo тoпливa, cкoлькo пoтpeбyeтcя aвтoмoбилю, чтoбы пpoeхaть 2500 км;  - 260 кг пищeвых oтхoдoв, кoтopыe в cлyчae пepepaбoтки в биoгaз пoзвoлят пoлyчит 60 кBт чacoв элeктpoэнepгии.


Я обратила внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага и пищевые отходы. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. Тем самым мы сохраним жизнь многим деревьям.У нас в школе регулярно проходит акция по сбору макулатуры. Вот если бы все люди давали возможность вторично перерабатывать бумагу, сдавая ее в макулатуру, а не выбрасывая в мусорные контейнеры или просто где придется.

На уроках технологии и в группе продленного дня на занятиях кружка «Начальное техническое моделирование» мы очень часто делали поделки из пластиковых бутылочек и баночек, картонных коробок.


Мама моей одноклассницы работает воспитателем в детском саду. Вот как они украсили участки


Люди, живущие в частных домах тоже используют пластиковые упаковки для украшения своих участков.


А что мешает и нам в своих дворах устроить такую красоту?




Итак, бумагу сдаем в макулатуру, пластиковым упаковкам даем вторую жизнь. А как быть с пищевыми отходами? Мне понравился опыт США. Там то, что раньше было пищевыми отходами с вашего мусорного ведра, через два месяца превращается в суглинистый компост, который потом с успехом продается в небольших пакетах в магазинах «все для сада» по всему Тихоокеанскому Северо-западу. Также пищевые отходы перерабатывают и превращают в удобрения.



Изучив теоретический материал, проведя свои исследования, я пришла к выводу: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающего мира. Гипотеза нашла свое подтверждение.

Сегодня во всем мире, и особенно в России, очень остро стоит экологическая проблема связанная с переработкой мусора и различных отходов. Проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора.



3.Предложения:


Возобновить выпуск молочных продуктов в бумажной и стеклянной таре, уменьшить количество выпускаемых полиэтиленовых пакетов (заменить их бумажными).


Производить сортировку мусора перед тем как его выбросить.



Вторично использовать бытовые отходы без вреда для человека (окружающей среды)


Прививать экологическую культуру с младшего возраста





Выводы.

Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме. Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся.

Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. На примере своей исследовательской работы я показала, как можно вторично использовать твёрдо - бытовые отходы. Гипотеза исследования подтвердилась – если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающего мира.











Приложение № 1

Анкета № 1

Здравствуйте, уважаемый участник опроса!

Просим вас принять участие в нашем исследовании и ответить на вопросы.

Состав семьи _______________ человек.

Сколько пластиковых бутылок выбрасывает ваша семья в неделю?

2л - ______ шт.; 1,5 л - _______ шт.; 1л. - ______шт.; 0,5 л - ______ шт..

Сколько пакетов выбрасывает ваша семья в неделю?

Обычные пакеты - _______ шт.

Из-под молока, кефира, майонеза и пр. _ ______ шт.

Большие пакеты - ________ шт.

Сколько пластиковых баночек выбрасывает ваша семья в неделю?

Из-под йогурта - __________ шт.

Из-под сметаны - __________ шт.

Сколько выбрасывает ваша семья пластиковых флаконов из-под шампуней, гелей и других косметических товаров в месяц? _________ шт.

Спасибо за участие в исследовании!




Приложение № 2

Анкета № 2

Здравствуйте, уважаемый участник опроса!

Просим вас принять участие в нашем исследовании и ответить на вопросы.

Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

Куда вы деваете пластиковые бутылки после использования?

Если не выбрасываете, то как вы их используете?

























Список литературы:


Интернет-ресурсы:

http://greenologia.ru/othody/bytovye

http://kupi-stanok.ru/

http://smartnews.ru/regions/kazan/16854.html#ixzz40QUgOphG

http://prokazan.ru/news/view/105226

http://www.nkj.ru/archive/articles/10577/ (Наука и жизнь, Не превратить планету в свалку)


Фотографии товаров

Автор материала: А. Абдуллина (3 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.