Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда берётся и куда девается мусор»
Окружающий мир 1 класс
Тема урока. Откуда берётся и куда девается мусор ?
Цели урока: создать условия для формирования представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации; убедить в необходимости соблюдения чистоты дома, в селе, на природе.
Учебные задачи
личностные: осознать значимость своей деятельности в малых группах, обеспечить мотивацию учебной деятельности
предметные: организовать деятельность для определения источника возникновения мусора и его утилизацию.
метапредметные: организовать поиск нужной информации, формировать элементы учебного сотрудничества в группах необходимости раздельного сбора мусора; умение строить речевые высказывания.
Оборудование урока: рисунок Злючки – Грязючки, упаковки от продуктов (бумажные, стеклянные, пластмассовые, металлические), 4 мусорные корзинки с надписями: бумажные, стеклянные, пластмассовые, металлические предметы. Лесная полянка (прикреплены элементы мусора)
Ход урока
1.Организационный момент.
В школу мы пришли учиться
Не лениться,а трудиться
Слушаем внимательно ,
Работаем старательно.(хором)
2.Мотивация к учебной деятельности
( Сценка « Сорока и Лесовичок»)
Какие 2 вопроса задала Сорока? (проблемный вопрос)
3.Лесная полянка ( Уборка мусора)
— Давайте посмотрим на доску (Учитель показывает объёмный коллаж: поляна заваленная мусором, видны бутылки, пакеты, железные банки и др. На горе мусора – Злючка — Грязючка)
— Дети, как вы думаете, какая беда случилась на поляне? И что там делает Злючка-Грязючка? (Предположения детей: она появляется там, где грязно)
— Как вы считаете, сможем ли мы помочь этой поляне?
-Тогда вперёд! Удачи вам! (дети убирают значки мусора с коллажа)
4. Самоопределение к учебной деятельности
На доске появляется тема урока: «Откуда появляется и куда исчезает мусор?»
-Если мы ответим на эти вопросы, то, значит, справимся с заданием.
-Где мы будем находить ответы на вопросы? Определите наших помощников. (Спрашивать у учителя, друг у друга, обратиться к учебнику, к Мудрой Черепахе, на доске появляются знаки – символы «помощников»)
-Посмотрите в содержании учебника, нет ли в нём наших вопросов?
(Дети определяют по содержанию учебника с. 95. ,находят нужную страницу)
5. Практическая работа (сортировка мусора бумажные, стеклянные, пластмассовые, металлические ) Работа в группах
Результат деятельности. (Рисунок Муравьишки на доске). Узнали, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем сообща.(с. 78 учебник.)
Делаем вывод: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей (гигиена, питание, учёба, досуг и пр.); став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. Так ли прекрасна планета, когда она завалена грудами мусора; как сохранить красоту планеты?.
Выход на экологическую проблему: человек не может жить без этих вещей = эти вещи мешают жизни. Что делать? (ответы детей)
6 .Подвижная физминутка
На лугу растут цветы
Небывалой красоты
Ветер дует иногда
Только это не беда
А потом опять встают ..
И по- прежнему цветут.
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты
Наклоняются листочки,.
Опускают лепесточки.
7. Организация исследовательской деятельности по формированию представлений о способах утилизации мусора. .
Результат деятельности
— Самый хороший вариант — это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.
— Где организуются свалки?
— Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников.
8. Вторая жизнь ненужных вещей (показ поделок из вторсырья)
Дети показывают и рассказывают о своих работах
-Что можно изготовить из вторсырья? (Просмотр слайда)
9. Итог урока
На какой вопрос мы ответили на уроке?
Не бросать мусор, где попало, охранять природу и соблюдать чистоту. Для охраны природы создана целая наука — экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.
В природе нет мусора, нет и отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.
Девочка. Мы на планете вместе живем:
Мальчик. Эта планета наш общий дом:
Девочка. Быстрые реки и синее море:
Мальчик. Лес и поляны, и дальние горы:
Девочка. Дом для зайчонка, дом для оленя…
Мальчик. Дом для дельфина, кита и тюленя.
Вместе. Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нет!
10. Рефлексия
-Оцените свои достижения на уроке: (светофор).