Отзыв о стихотворении В. Набокова «В хрустальный шар заключены мы были…»
Автор публикации: Д. Волкова, ученица 9А класса
Отзыв о стихотворении В Набокова «В хрустальный шар заключены мы были…»
Ночь свищет, и в пожары
млечные,
в невероятные края,
проваливаясь в бездны вечные,
идёт по звёздам мысль моя…
В.Набоков
Любимые не умирают. Не умирают ни наше чувство к ним, ни живящий, одухотворяющий свет их бытия в мире. Жизнь была немилосердна к Набокову. Земные пути с чужбины на родину были закрыты для поэта суровой эпохой. Но сегодня уже нет необходимости представлять читателю В.Набокова.
Мне стихи Набокова нравятся тем, что в них нет драматизма. Это счастливые стихи, омрачённые только тоской по России.
Стихотворение Набокова «В хрустальный шар заключены мы были…» - одно из моих любимых. Набоков написал его в 1918 году, в Крыму, за год до эмиграции. Стихотворение, помимо необыкновенно гармоничной формы, музыкальности и атмосферы таинственности, заключает в себе огромную внутреннюю силу. Вызывает удивление мастерство художника, сумевшего вместить всего в пять строф всё мироздание, всю свою страсть, боль и веру.
Мотив Вселенной, космоса и человека в ней, одиночества, утраты и ожидания новой встречи звучит во многих стихотворениях Набокова. Продолжая традиции Тютчева и Фета, Набоков в своём творчестве широко использует этот мотив: в виде «гармонии полночной», где «звёзды тихие текли», он возникает в стихотворении «Исход»; в виде «неба звёздного», от которого «чуть слышный веет звон» появляется в «Пире». Но в стихотворении «В хрустальный шар заключены мы были…» он становится доминирующим. Только вчитайтесь в эти строки:
В хрустальный шар заключены мы были,
и мимо звёзд летели мы с тобой,
стремительно, безмолвно мы скользили
из блеска в блеск блаженно-голубой…
«Звёздная пыль» и «чудный гул, дрожащий в вышине», возникают и в этом произведении. Набоков подчёркивает огромные пространства Вселенной, её бесконечность: блеск звёзд такой мощный, что не оставляет место тьме: «мы скользили из блеска в блеск…». Блеск светил ослепляет человека, и он ощущает себя не песчинкой, «крошечной и пленной». Человек – это часть мироздания так же, как звёзды, мимо которых он летит, он часть окружающей его гармонии. Так же, как у Тютчева и Фета, Вселенная у Набокова – не тёмная и грозная стихия, а мир гармонии. Только образ звёзд говорит о том, что в ночи совершают свой полёт он и она («мы с тобой»), но нет самой ночи, тёмной, пугающей человека: её скрывает «блаженно-голубой» блеск светил. И человек испытывает восторг при соприкосновении с прекрасным миром:
И не было ни прошлого, ни цели;
нас вечности восторг соединил;
по небесам, обнявшись, мы летели,
ослеплены улыбками светил…
Это он соединяет два любящих сердца и вносит гармонию в душу человека. Набоков изображает отзвук гармонии Вселенной в человеке – и он начинает ощущать Вселенную в своей душе. Между Вселенной и человеком нет разрыва: Вселенная встречает два соединившихся сердца «улыбками светил».
Олицетворением этого мира гармонии является «хрустальный шар». Употребляя эпитет «хрустальный», Набоков подчёркивает красоту и чистоту этого мира и одновременно его хрупкость и свободу.
С девятой строкой в стихотворение входит мотив «пленного мира». Этот мир является контрастным миру гармонии. Если один мир – это «хрустальный шар», а вместе с ним хрупкость, свет чистота, свобода; то другой – это «пленный мир», а значит мир мрака, темноты, насилия. Если в «хрустальный шар заключены мы были», то «в пленный мир нас бросил поцелуй»; т.е. в первом случае проявление высшей силы, которая несёт добро, а во втором – грубое насилие. Космос, по мнению Набокова, несёт свободу – духовную, физическую, свободу выбора -, а Земной шар – насилие и плен.
Последняя часть стихотворения приводит к мысли о том, что хаос Земли, его «плен» вносят такой же хаос в человеческие отношения – он и она вынуждены расстаться: «Хоть мы грустим и радуемся розно…». Земная жизнь – это та реальность, в которой оказались герои, но память прошлом сильна, её ничем не уничтожить. И только космос может помочь человеку, только там спасение. Два оторванных друг от друга человека могут найти себя только по тому «отпечатку» гармонии, который они когда-то имели; и эта «отметина» космоса не уйдёт из их душ никогда:
Хоть мы грустим и радуемся розно,
твоё лицо, средь всех прекрасных лиц,
могу узнать по этой пыли звёздной,
оставшейся на кончиках ресниц.
Читая стихотворение «В хрустальный шар заключены мы были…», хочется ощущать себя причастным к этому фантастически совершенному стиху, ощущать музыкальность набоковского пейзажа Вселенной, «лететь мимо звёзд» в «хрустальном шаре», «воспоминать» и «узнавать» любимое лицо по этой «пыли звёздной», «оставшейся на кончиках ресниц».
Волкова Дарья, ученица 9 класса МОУ «СОШ №12» города Магнитогорска.