«Параллели между романами «Мастер и Маргарита» и «Великий Гэтсби»».
Автор публикации: В. Николаева, ученица 11А класса
Введение:
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа нацелена на то, чтобы заинтересовать его к прочтению романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Мне всегда было интересно, почему многие избегают чтения произведения русской художественной литературы, предпочитая его произведениям зарубежных авторов. Наша русская литература богата и разнообразна; она не менее интересна чем, например, романы популярного писателя Стивена Кинга.
Объекты моего исследования – роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» и Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». В качестве объекта изучения и сопоставления с булгаковским романом был выбран «Великий Гэтсби» потому что нашла достаточно много сходств между ними, и «Великий Гэтсби» является одним из самых культовых романов современности и читаемым произведением современности.
Актуальность:
Многие люди избегают чтения романа «Мастер и Маргарита», ссылаясь на то, что он слишком трудный и сложный для восприятия. Изучение этого романа является предметом оживленных дискуссий и сейчас, и булгаковеды в большинстве случаев исследуют «Мастера и Маргариту» не отделяя от мистицизма, считая его важной особенностью романа. На сегодняшний день нет единого мнения по поводу взгляда на «Мастера и Маргариту» с другого ракурса, не беря в расчет его мистицизма, и я решила подробней изучить этот вопрос, чтобы упростить сюжет произведения, сделав его более доступным вниманию юных читателей. В этом состоит новизна моей работы.
Цели:
проявить интерес к чтению романа «Мастер и Маргарита»;
расширить круг читателей романа «Мастер и Маргарита».
Задачи:
- упростить сюжет «Мастера и Маргариты» путем сопоставления с другим романом;
- найти сходства между известными произведениями 20 века;
- изменить восприятие романа «Мастер и Маргарита» без мистического контекста;
- измерить временное пространство создания романов;
Основная часть.
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Роман «Мастер и Маргарита» — итоговое произведение М. А. Булгакова.
Талант М. А. Булгакова дал русской литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ.
В начале 20-х годов Михаилом Булгаковым был задуман роман "Инженер с копытом", но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и Маргарита". Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. "Мастер и Маргарита" - творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской сатиры и дантовой поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лирического. Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многомысленное повествование обращено в будущее является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.
Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь.
Роман Френсиса Скотта Кей Фицджеральда «Великий Гэтсби»
«Великий Гэтсби» - роман авторства Френсиса Скотта Фицджеральда, раскрывающий суть «американской мечты». В нем рассказывается о нуворише Джее Гэтсби, который проводит большие и пышные празднества в своем особняке, но лишь с одной целью – увидеть вновь свою бывшую возлюбленную, богатую Дэйзи Бьюкенен, которая уже замужем за одного состоятельного мужчину. В одной из таких вечеринок он знакомится с Ником Карруэйром, от лица которого и ведется рассказ. Концовка романа весьма трагична – на похоронах Гэтсби, кроме его отца и Ника, никто не появляется.
Френсис Скотт Кей Фицджеральд - величайший американский писатель, который вошел в историю мировой литературы благодаря своим романам о жизни Америки в 1920-е годы, среди которых особенно известен «The Great Gatsby» («Великий Гэтсби», 1925). В наши дни имя Фрэнсис Скотта Фицджеральда постоянно упоминается наряду с именами других американских классиков ХХ века - Фолкнера, Хемингуэя, Томаса Вулфа, Теодора Драйзера, Шервуда Андерсона и Синклера Льюиса. Среди этих блестящих прозаиков Фицджеральд занимает особое место - равного среди лучших, отличаясь неповторимой самобытностью.
Фицджеральд вошел в американскую литературу как певец «века джаза», того короткого периода в американской истории, который начался вскоре после окончания первой мировой войны и завершился наступлением великой депрессии тридцатых годов. Собственно, и само название этого периода позаимствовано из сборника рассказов Фицджеральда «Сказки века джаза», который один американский критик характеризовал «настолько же раздражающим, насколько и интересным, глупым и глубоким одновременно, поучительным и абсурдным.
Пожалуй, в этих словах отразились не только противоречия творчества Фицджеральда, по и причины противоречивого отношения к его творчеству как в США, так я за их рубежами. Вряд ли можно считать случайным, что при жизни писателя его книги не пользовались большим успехом ни у читателей, ни у критиков. Повышенный интерес к его творческому наследию возник уже после второй мировой войны.
Как известно, Скотт Фицджеральд был автором десятков замечательных произведений, которые и по сей день привлекают читателя актуальностью своих тем, тем, которые и сейчас затрагивают души современных людей, ибо наверняка являются близкими им по духу. Роман «Великий Гэтсби» считается одной из культовых книг XX века. Является обязательным для прочтения во всех средних школах и вузов англоязычных стран мира.
III. Практическая часть
1) Сравнительный анализ героев романа «Мастер и Маргарита», «Великий Гэтсби»
Маргарита Николаевна – женщина, глубоко любящая Мастера и носящая в руках «тревожные желтые цветы». Она готова пойти ради него на все; согласна даже на сделку с дьяволом. Без своего возлюбленного Маргарита не видит смысла в жизни. Ее даже не волнует то, что она живет в большом доме со состоятельным мужчиной и собственной прислугой. Маргарита действует согласно со своими сердцем и чувствами. Она чувствует себя по-настоящему счастливой только рядом с Мастером. С самого момента ухода из ее жизни Мастера, ее чувства никуда не пропали. Она любила, любит и будет любить своего мастера. И именно любовь Маргариты спасла Мастера и вернула его к жизни. Маргарита – уникальный персонаж: у нее не имеется двойников в потустороннем и ершалаимском мирах, и она является связующим звеном всех миров. Ее прототипом является третья жена Булгакова, Е. С. Булгакова, которая и выставила на всеобщее обозрение «Мастера и Маргариту». В Елене Сергеевне писатель обрёл не только настоящего друга и возлюбленную, но и свою музу, литературного секретаря и биографа, преданную и неутомимую сотрудницу. Мастер – собирательный образ, не как Иван Бездомный или Берлиоз. Булгаков даже не упоминает его имени. Сам мужчина утверждает, что у него больше нет имени и фамилии. Мастером его называет Маргарита, но и от этого он несколько раз отрекается. Истинный творец и художник, которого не поняли его современники. Стоит отметить, что Мастер – очень удачливый человек. Он выигрывает крупную сумму денег, которые уходят на строительство библиотеки и на создание его романа о Понтии Пилате. После встречает свою возлюбленную, Маргариту. Мастер – великий человек, но крайне слаб духом: он не смог защитить себя и Маргариту от критики и нападков окружающих о его рукописи. Отвергнутый обществом, он в свою очередь отрекается от всего, чем ранее дорожил: посчитал, что недостоин любви Маргариты и покинул ее, самостоятельно сжег свое произведение, причинивший ему столько боли, и помещает себя в клинику для душевнобольных. Из-за своей слабости, он и не заслуживает света, а лишь покой рядом с Маргаритой, которую он хранил в памяти вечность. Образ Мастера во многом автобиографичен с Михаилом Булгаковым, а его роман о пятом прокураторе Иудеи схож с «Мастером и Маргаритой». Иван Бездомный – поэт и член МАССОЛИТа, позже – Иван Николаевич Понырев, профессор факультета философии и истории. Знакомство с Мастером открыло ему глаза на многие вещи, из-за чего бросает писательство, поняв, какой вред несет его недотворчество и начинает задумываться о более важных вещах. Является «учеником» Мастера. На протяжении всего романа терпит большие изменения над собой и душевное обновление. Его фамилия является отсылкой на имена писателей того года: Приблудный, Голодный, Бледный и т.п. А имя – Иванушка – носит сказочный подтекст и, как бы, «говорит» о его характере (Иванушка-дурачок). Возможным прототипом является современник Булгакова, Демьян Бледный, который писал стихи, оскорбляющие религиозные чувства, а Бездомный появляется в первых страницах вместе с Берлиозом, обсуждавших о написанном Иване стихотворении, где Иисус предстает в слишком реалистичной форме, и Берлиоз пытается навязать ему свои атеистические взгляды. Иван поверил бы ему, если б не появление Воланда. Сквозной образ: им начинается и заканчивается роман. | Дэйзи Бьюкенен – «золотая девушка» по словам Ника Карруэйр. Легкомысленная особа, в голосе которой слышится звон монет. Автор романа, при первом знакомстве читателя с Дэйзи, акцентирует внимание на ее состояние. И это и вправду так: девушка живет в роскоши и ни в чем себе не отказывает, представляет собой абсолютно пустой и недалекой барышни, которой нечего сказать миру. Она совсем не создана для того, чтобы принимать решения; предпочитает не разбираться в своих и чужих чувствах. Из-за нее погибает Гэтсби, так горячо любивший ее. А Дэйзи в ответ даже не проявила чувств сострадания. Пусть сперва и казалось, что она и Гэтсби любили друг друга, но их короткий роман ничтожен. Нестоящая всех стараний «великого» Гэтсби Дэйзи ничто из себя не представляет, а Гэтсби думал, что счастье можно купить за деньги. Возможным прообразом может являться жена Фицджеральда, Зельда Сейр, которую он смог взять в жены только после своего первого успеха публикации романа «По ту сторону рая», который принес такой доход, что они начали жить с размахом и напоказ: наслаждались веселой богатой жизни. Однако, по словам самого Фицджеральда, это богатство сильно испортило Зельду. Настоящее имя – Джеймс Гэтц. По словам автора, «он выдумал себе Джея Гэтсби в полном соответствии со вкусами и понятиями семнадцатилетнего мальчишки и остался верен этой выдумке до самого конца». Трагедия жизни Гэтсби состоит в том, что он оказался чужд тому классу, к которому он мечтал и пытался приобщиться. Гэтсби обречен на одиночество. Он был одинок в жизни, когда, покинутый своими гостями, стоял вечерами на берегу и тоскливо всматривался в далекий зеленый огонек у дома Бьюкененов. И так же одинок он оказался после смерти: никто из бесчисленных приятелей и знакомцев — в том числе и «прекрасная дама» — не пришел проводить его в последний путь. Автор не столько описывает главного героя, а именно тот мир, к которому он стремится, и, описывая этот мир богатства, он приводит нас к мысли, что Гэтсби обречен на гибель с самого начала. Он к этому шел – он это получил. Некоторые черты Гэтсби свойственны самому Фрэ́нсису Скотту: заработанный достаток, светская жизнь, мечты, полет мысли, несчастная любовь к своей беспутной, впоследствии сошедшей с ума, жене-красавице Зельде Сейр, приведшая писателя к инсульту и смерти В судьбе Гэтсби иронически переиначивается средневековый сюжет поисков священного Грааля . Правда, странствия и подвиги Гэтсби приводят к трагическому итогу. Ник Карруэйр – человек, от лица которого ведется повествование. Он не просто проводник всех тех историй судеб главных героев, но и активный участник всего, что происходит вокруг него. Эта концентрация повествования вокруг Ника снабжает рассказчика все большей информацией, без которой он мог бы потерять нить повествования, выпасть из постоянно меняющегося, динамичного пространства романа. В фильме 2013 года после смерти Гэтсби стал страдать алкоголизмом. Неудавшийся писатель и единственный среди своего окружения, кто не может похвастаться несметными богатствами. После приезда в большой город и вхождения в круг друзей Гэтсби, Ника начала манить эта роскошь, но вовремя одумался и в конце романа уехал из Нью-Йорка. Единственный человек, который может называться другом покойного Гэтсби и, кроме его отца и одного из завсегдатаев праздника Гэтсби, только он присутствовал на его похоронах. |
2) Структура романов «Мастер и Маргарита» и «Великий Гэтсби»
«Мастер и Маргарита» имеет необычную и сложную структуру. В параллель с рассказами о московской жизни 30-ых годов, прибавленных появлением Сатаны и проделками его свиты и о любви Мастера и Маргариты идет одновременно повествование о пятом прокураторе Иудеи, Понтии Пилате и бродячего философа Иешуа Га-Ноцри – романа Мастера. Этот способ раскрытия сюжета и основной мысли не был изобретен самим Булгаковым: способ «романа в романе» использовался и раньше. Однако, между романами Мастера и Булгакова нет особо сильных различий: действия в обоих произведениях идут вбок о бок с друг другом и во многом схожи между собой. Также между самими персонажами есть сходства, которые сразу бросаются в глаза. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в Иешуа.
В романе различают тройственную структуру, три основных плана произведения: исторический (Понтий Пилат – реально существовавший человек), фантастический (Воланд – дьявол, как и вся его свита) и реальный (МАССОЛИТ). Они также разделяются на три пространственные зоны: ершалаимский, потусторонний и московский мира.
«Мастер и Маргарита» имеет жанровую уникальность: это и фантастический роман, сатирический роман, роман-миф и любовный роман. В нем гармонично соединились едва ли не все литературные жанры и направления.
Немаловажное значение приобретают параллельные мотивы в романе «Великий Гэтби». Композиционное построение некоторых глав иногда очень похоже. Параллельные мотивы ведут к тому, что некоторые проблемы, уже указанные автором, позже начинают повторяться, следовательно, возникает прием художественного предварения. Так, например, окончательный выбор Дэйзи был предопределен многими мотивами (легкое отношение к жизни на фоне "воздушной" атмосферы в первой главе, ее голос, в котором "звенят деньги" и т. п.)
Настоящее начинается с того момента, когда в произведении появляется важный персонаж - Ник Каррауэй. Это герой, глазами которого читатель видит все происходящее, поскольку Ник и является рассказчиком - человеком, от лица которого ведется повествование. Выбор композиции повествования - важный момент для автора литературного произведения, поскольку он выбирает не только свою позицию относительно происходящего, но и средства, с помощью которых он будет характеризовать героев. Будучи одним из главных героев, Ник напрямую связан с остальными персонажами романа (согласно сюжету, он знаком со всеми тремя основными героями - Томом, Дэзи и Гэтсби). С Томом Ник учился еще в университете, Дэзи приходится ему троюродной кузиной (которую, впрочем, он видит довольно редко), и, вдобавок ко всему, Ник - ближайший сосед Гэтсби. В развязке произведения выяснится, что Ник будет единственным другом главного героя.
Таким образом, Ник не только является связующим звеном между прошлым и настоящим романа, но он также концентрирует героев "Великого Гэтсби", пространство и время в один фокус. Ник постепенно узнает об истории любви Гэтсби к Дэзи, является очевидцем их отношений в настоящем и становится свидетелем крушений надежд и трагедии главного героя. Что же касается пространственного соотношения, то таким местом становится Уэст Эгг - место, где живут Ник и Гэтсби.
При этом движение времени не останавливается с появлением Ника, ведь он - не пассивный наблюдатель, а активный участник всего происходящего. Без активных усилий над собой со стороны Ника, которые достигаются при анализе окружающей действительности, он не смог бы сделать своего морального выбора, окончательно сформировать свое мировоззрение. Ник также является единственным героем в романе, чей характер не статичен. Его взгляды начинают постепенно меняться, когда его установки в начале романа не совпадают с реальными духовными требованиями. Достаточно сравнить Ника до произошедших событий и после. В так называемом "прологе" романа (поскольку композиционно он включен в состав первой главы, а не в отдельную составляющую) уже видны первые особенности этого произведения. На протяжении романа Ник сменит свои категоричные взгляды на окружающих, сделав исключение для Гэтсби. Роман словно написан самим Ником Каррауэем и носит характер дневника. Он напрямую обращается к читателю, повествую о событиях лета 1922 года
3) Время создания романов «Мастер и Маргарита» и «Великий Гэтсби»
В романе «Мастер и Маргарита» есть тонкий политический подтекст, его просто не могло не быть, особенно если учитывать то, в какое время творил свое произведение Булгаков – жестокие репрессии, постоянные доносы, тотальная слежка за жизнью граждан. Булгаков писал свой роман в атмосфере Москвы 30-х годов: разрушение религии и религиозных институтов и, как следствие, падение духовной и нравственной жизни. Роман создавался в сложный для русской литературы период. Естественно, в такие годы, роман с библейскими мотивами не приняли в печать, и Булгаков пытался сжечь свое творение. Возобновление работы над романом приписывают к столкновению писателя с дьявольскими силами, а именно разговор Михаила Афанасьевича со Сталиным по телефону. После чего, во время массовых репрессий 1937-1938 годов ни Булгакова, ни членов его семьи не арестовали. «Мастер и Маргарита» был опубликован лишь после смерти писателя.
Характерной чертой литературной жизни 20-х годов XX века стало появление многочисленных писательских объединений. В романе изображено одно литературное объединение — МАССОЛИТ. Тема творчества была очень болезненной для Булгакова и «многие могли назвать себя писателями лишь потому, что носят нагрудной знак». Он высмеивает московское общество своих годов, показывая их членами МАССОЛИТа, здание которого прежде всего известен не как объединение писателей, а ресторан, и туда пускали только членов МАССОЛИТа, которых вовсе и не волновало творчество, а лишь удовлетворение своих потребностей.
«Великий Гэтсби» является в американской литературе типичным представителем так называемого «Века Джаза». Будучи продуктом своего времени, в «Великом Гэтсби» содержатся нотки расизма и противные ремарки о евреях, но тогда это было более приемлемо и не было критично воспринято. В 20-годы вслед за хаосом Первой Мировой американское общество вступило в беспрецедентную полосу процветания: экономика США стремительно развивалась. В то же время «сухой закон» сделал многих бутлегеров миллионерами и дал значительный толчок развитию организованной преступности. Восхищаясь богатыми и их очарованием, Фицджеральд в то же время подвергает сомнению неограниченный материализм и кризис морали Америки той эпохи. Роман не стал при жизни автора особенно известным — было продано около 24 000 экземпляров книги. Во времена Великой Депрессии и Второй Мировой войны он был забыт и приобрёл популярность лишь в пятидесятые годы.
Откликаясь на острейшие противоречия времени, Фицджеральд в немалой степени был ими надломлен, однако при всех уступках враждебной ему судьбе сумел как художник подняться над преследовавшими его драмами и выразить пережитое им прощание с иллюзиями, типичными для американского сознания, как главный по значимости процесс, который определяет духовную историю США в ХХ веке.
IV. Вывод:
Из всего этого можно сделать вывод, что роман «Мастер и Маргарита» на первый взгляд кажется недоступным для большого круга читателей, ведь сам автор сомневался в том, что его произведение не всякий сможет понять. Я в своей работе попыталась привлечь внимание к данному роману с помощью более доступного и популярного во всем мире романа «Великий Гэтсби». И выявила следующие похожие детали в обоих романах:
Главные герои произведений и их поступки во многом похожи между собой: в романах скрываются настоящие имена героев, судьбы авторов и главных героев перекликаются между собой, концовка романов имеет одинаковый сюжет.
Оба романа строятся на художественном параллелизме.
Оба романа создавались в трудные для страны времена.
Я думаю, что тот, кто прочел роман «Великий Гэтсби», сможет понять смысл романа «Мастер и Маргарита» без мистического контекста.
Литература:
Усманова А., «Особенности сюжета и композиции в романе Фицджеральда Великий Гэтсби» [Электронный ресурс]. - 2003, http://fitzgerald.narod.ru/critics-rus/usmanova.html
Горбунов А.Н. Романы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.- М.: Наука, 1974.- 152 с.
Основные темы и проблемы в романе «Мастер и Маргарита», сочинение [Электронный ресурс]. - http://www.litra.ru/composition/get/coid/00082401184864018487/woid/00055401184773069794/
Гаспаров Б.М., Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века / Б. М. Гаспаров. - М.: Наука: Вост. лит., 1994. - 304 с
Региональная научно – практическая конференция «Шаг в будущее»
Параллели между романами «Мастер и Маргарита»
и «Великий Гэтсби»
Выполнила: Николаева В. А., ученица 9 «а» класса
Нюрбинского технического лицея им.
А. Н. Чусовского.
Руководитель: Колодезникова А. В.,
учитель русского языка и литературы.
2017 год
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………стр. 3
Основная часть ……………………………………………………………..стр. 4
Практическая часть …………………………………………………… … стр. 6
Вывод ………………………………………………………………………стр. 10
Приложение ……………………………………………………………… стр.11
Литература. ……………………………………………………………… стр. 12
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева