Педагогический класс в СПО
Автор публикации: А. Наймушина, студентка 3 курса
Наймушина Алена Романовна
Студент 35 группы
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
БПОУ УР ««Воткинский музыкально-педагогический
колледж имени П.И.Чайковского»
Удмуртская республика г. Воткинск
Педагогический класс в СПО.
Аннотация
В статье обобщен и представлен опыт работы колледжа по реализации республиканского проекта «Педагогический класс». БПОУ УР «Воткинский музыкально- педагогический колледж имени П.И.Чайковского» реализует две модели педагогических классов: сетевое объединение социально-педагогической направленности и сетевой педагогический класс.
Ключевые слова
СПО-среднее профессиональное образование
ПМ-профессиональный модуль, часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания, формирующая одну или несколько компетенций.
С 1 октября 2022 г. БПОУ УР «Воткинский музыкально-педагогический колледж имени П.И.Чайковского» открыл двери для 5 педагогических классов: 4 класса для обучающихся 7-9 классов Воткинского района - по модели сетевого объединения социально-педагогической направленности:
Образовательная деятельность осуществляется на основании рабочей программы, разработанной педагогами колледжа и утвержденной районным управлением образования. Программа «4 П (Первые пробы педагогических практик)» позволят привлечь внимание учащихся школ к педагогической профессии, способствует карьерной грамотности и профессиональному самоопределению учащихся и повлияет на решение молодых людей остаться в родном регионе. Программа обучения реализуется в течение 2 лет в рамках дополнительного образования. Программа первого года обучения состоит из модулей, знакомящих школьников с основами педагогической деятельности. Обучение-очное. В субботу, учащиеся данных классов приезжают в колледж на занятия (транспортировка осуществляется школьным автобусом районным управлением образования)
1 класс для учащихся 8-9 классов МБОУ СОШ № 7 «Кадетская школа им. М.Т.Калашникова» по модели сетевого педагогического класса.
Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (профессиональная подготовка для получения квалификации «Младший воспитатель», «Вожатый»).
Содержание обучения в данной модели предусматривает три основных цикла:
общеобразовательный цикл: интеграция педагогического содержания в общеобразовательные учебные предметы, связанные с получаемой специальностью (осуществляется педагогами Школы №7)
Учебные предметы | Примерные темы |
Русский язык | Сочинение-рассуждение на тему: «Портрет педагога – героя нашего времени». |
Эссе на тему: «Вожатый/воспитатель профессия или призвание?» | |
Сочинение на тему: «Как я провел лето в лагере?» | |
Сочинение на тему: «Современный вожатый/воспитатель. Кто он?» | |
Сочинение не тему: «Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать педагогом?» | |
Литература | Педагогические идеи в русском народном творчестве: русских народных сказках, былинах, потешках, колыбельных песнях. |
Образ педагога в художественной литературе. | |
Книги про учителей. | |
Культура речи педагога. | |
Дискуссионный клуб «Кодекс педагога» | |
История России | История Отечественной педагогики. |
Самые известные педагоги в истории России. | |
Молодые педагоги РФ, УР | |
Обществознание | Образование XXI века- цели, ценности, смыслы. |
Особенности педагогической профессии. | |
Портрет личности педагога. | |
Биология | Учет индивидуальных физиологических и физических данных детей. |
Развитие нервной системы у детей. | |
Применение знаний о наследственности в образовании. | |
ОБЖ | Правила поведения детей в автобусе, на экскурсиях, в походе, на воде, железнодорожном транспорте. |
Основы ОБЖ для дошкольников. | |
Памятки для учащихся при ЧС. |
общий гуманитарный и социально-экономический цикл: «Введение в педагогическую профессию», «Особенности регионального рынка труда»;
Профессиональный цикл предполагает обучение по профессиональным модулям:
ПМ 01. Профессиональная деятельность вожатого/воспитателя,
ПМ 02. Организация жизнедеятельности детского коллектива.
Содержание программ и занятий включает темы, актуализирующие поиск старшеклассниками ответов на ряд вопросов:
- Что такое педагогическая профессия?
- Каково ее место в мире других профессий?
- Какими качествами должен обладать вожатый, воспитатель?
- Могу ли я уже сегодня попробовать себя в роли вожатого? и др.
Программа обучения предусматривает учебную и производственную практики, которые будут организованы со следующего полугодия.
Ярче и насыщенней делает жизнь педагогической группы ряд мероприятий, проводимых совместно с работниками учреждений дополнительного образования города Воткинска МАУДО «Центр детского творчества» и МАУДО «СЮТ» имени Героя Социалистического труда Б.Г.Никитина. Посещение мастер-классов, спектаклей в данных учреждениях дает возможность обучающимся ближе познакомиться с буднями педагогической профессии.
За короткое время существования педагогических классов сделано немало. Учащиеся познакомились с системой преподавания в СПО, узнали о разнообразной общественной студенческой жизни. Попробовали себя в роли начинающих педагогов в День самоуправления, приуроченный ко Дню Учителя. Приняли участие в профессиональных пробах по профессиональным направлениям: «Воспитатель», «Учитель начальных классов», «Учитель музыки в школе», участвовали в акции «Письмо солдату» и музыкальном проекте «История России в гимнах».
Учитывая особенность педагогических классов, педагоги и обучающиеся решили, что необходимы традиции. И в феврале 2023 года проведен Форсайт всех педагогических классов колледжа, а также со следующего учебного года планируется проведение праздника посвящения обучающихся класса в педагогический класс.
Наиболее существенным ожидаемым результатом работы педкласса является понимание учащимися собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию, формирование положительной Я-концепции старшеклассников. Выбор учительской профессии как сознательный выбор жизненного пути. Уже сейчас, девятиклассники-учащиеся пед.классов, твердо уверены, что этим летом статут абитуриентами нашего колледжа.
Безусловно, выводы делать пока рано. Но и сейчас понятно, что при наличии определенной системы допрофессиональной подготовки старшеклассников к выбору профессии с педагогической направленностью станет контролируемым и управляемым процессом, при котором этот выбор будет более осознанным.
Виват, педкласс! Интересное только начинается!
Литература
Концепция допрофессионального педагогического образования обучающихся в Удмуртской республике. Приложение к приказу Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 23.08.2021 г. № 1369