Статья «Концептуальное формирование традиций педагогической преемственности в педагогических династиях»
Концептуальное формирование традиций педагогической преемственности в педагогических династиях.
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
При анализе социально-профессиональных проблем учителей общеобразовательных школ важно рассмотреть вопрос, касающийся их отношения к собственно профессии и об отношении учителей к работе в конкретном учебном заведении. Следует сделать различие между отношением к профессии как особому виду трудовой деятельности, определяемой производственно-техническим разделением труда, его функциональным содержанием с одной стороны и работой деятельностью в конкретных условиях.
По нашей гипотезе отношение к профессии и к работе может не совпадать. Разнонаправленность оценок видится в том, что в первом случае профессия рассматривается посредством ключевых понятий: "престиж", "привлекательность" профессии, когда речь идет о ценности профессии в общественном мнении.
Во втором случае ключевым понятием будет "работа", в большей степени отражающем рутинную, повседневную деятельность работника, когда та имеет значимость для конкретного человека в качестве объекта выбора, предпочтения и готовности работать именно по этой профессии.
В обыденном сознании педагогическая деятельность предстает как рядовая, обычная, лишенная каких-либо тайн, ибо каждый человек учился и видел десятки учителей и тысячи уроков, многие из которых уже давно забыты. Многим на основе школьного опыта педагогическая деятельность представляется монотонной, она может отпугивать кажущейся рутиной, повторяемостью уроков, действий, отдаленностью и неочевидностью результатов. Бытует мнение, что труд учителя - неблагодарный труд. И только тот, кто посвятил жизнь педагогической деятельности, может опровергнуть это суждение. "Сердце отдаю детям" - так назвал одну из своих книг В.А. Сухомлинский, проработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельности, если она становится призванием.
Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
"Настоящий учитель во все времена сохранял неповторимость своей личности, питаясь из неиссякаемых источников общечеловеческих ценностей. Верный своему общественному призванию, он являет высоконравственный пример практического действия, утверждает гуманистические принципы добра и справедливости, крепит духовную связь поколений", так говорил В.А. Сластенин. "Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" - это слова В.О. Ключевского
Существует немало профессий , где преемственность поколений играет положительную роль , помогает добиваться наилучших результатов, и профессия «педагог» одна из них.
Если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, - значит это учительская династия. Явление драгоценное и необъяснимое. Почему дети и внуки учителей тоже идут туда, где труд никогда не был легким, а зарплата достойной? Есть немало профессий, где преемственность поколений - цемент успеха.
Известно, что учитель - это не профессия, а образ жизни. Иначе просто не получится быть хорошим педагогом.
Я хочу рассказать о людях, которые накапливали свой опыт десятилетиями, передавая его из поколения в поколение, людях, которые создавали свои традиции и свою субкультуру
С 19 века ведет счет своим учителям педагогическая династия Бредихиных .Константин Максимович Чернышев преподавал русскую словесность и чистописание в Новочеркасской гимназии с 1894 года , проработал там 40 лет .Он передал эстафету своей племяннице- Бурхановой Александре Ивановне, которая работала в Новочеркасском епархиальном училище, учила дочерей священников рукоделию примерно с 1890по 1933 год.
После в семье появился учитель Чеботарев Антон Павлович. Он – учитель истории, преподавал на Рабфаке в г Шахты с 1931 по 1933 годы, затем был учителем истории в средней школе №1 г. Миллерово. Погиб во время Великой Отечественной войны, на фронте был политруком и командиром разведывательного батальона. Учителями стали и его дочери - Светлана и Руслана, а потом внучка Лариса.
Чеботарева Светлана Антоновна работала филологом в г. Миллерово и в школе № 5, и в школе № 2 с 1958г.
После окончания филологического факультета Шахтинского педагогического института Бредихина Руслана Антоновна уехала на Алтай. В слободу Дячкино Тарасовского района Ростовской области ее семья перебралась в 1965 году. В местной школе она работала и завучем , и директором. Трепетное отношение к своей профессии, добросовестный труд и постоянный творческий поиск сделали их настоящими учителями - не зря Светлана Антоновна Чеботарева и Руслана Антоновна Бредихина – Отличники народного просвещения.
Я, продолжая традицию мамы, работаю учителем русского языка и литературы уже 34-год .Сейчас еще исполняю обязанности директора в МБОУ Дячкинской СОШ.
Мой сын – Бредихин Антон Викторович, кандидат исторических наук, читает публичные лекции в МГУ им М.В. Ломоносова. Как преподаватель был сотрудником МГУТУ им. К.Г.Разумовского, является старшим научным сотрудником сектора Беларуси, Молдовы и Украины им Е.М.Примакова Российской академии науки страшим научным сотрудником Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации .
Наверное, это счастье-
Тропой проторенной следовать,
Себя продолжая в династии.
Что может быть выше этого?
(В.Г.Казачков)
Есть хорошая традиция –выпуск книги «Педагогический династии Дона».
«Читаешь рассказ о той или иной династии и невольно ловишь себя на мысли: как же нужно любить свою профессию, если она подобно эстафете передается передается от одного к другому , наполняясь новым содержанием» (И.Н.Лалетин. председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ)
Быть учителем очень нелегко. Учитель должен доверять своим воспитанникам, а они доверять ему. Личность учителя должна быть яркой, индивидуальной, в нем ученики должны видеть пример.
Настоящий учитель работает в постоянном сотрудничестве со своим воспитанником. Это сотрудничество позволяет ученику сделать новые открытия, увидеть мир по-новому, рассказать что-то новое своему учителю. Часто создаваемые таким образом знания бывают новыми не только для ученика, но и для учителя. Учитель должен уметь удивляться и удивлять.
Настоящий учитель должен уметь слушать ученика, интересоваться его мнением, развивать межличностный диалог на основе равенства, взаимопонимания и творчества.
В наше время компьютерных технологий часто родители пытаются до школы с помощью компьютера начать обучение своего ребенка, да и в общем общество старается переложить львиную долю обучения на плечи компьютеров. Но даже если компьютер запрограммировать наилучшими приемами и методами обучения и воспитания, компьютер не заменит личность учителя. Пока существуют дети, до тех пор необходим человек – учитель – наставник, который объяснит и подскажет, как выйти из сложной ситуации, руководствуясь общественными и личностными нормами поведения.
Учитель должен быть профессионалом в своей области науки. И не важно, будет он учителем физики, математики, младших классов или иностранного языка. Он обязан знать и уметь больше своего воспитанника. Учитель должен четко понимать, что лежит в основе образовательных стандартов, следить за изменениями в учебной программе и стараться опередить их в своих знаниях. Учитель должен уметь признавать перед своими учениками, что чего-то не знает. Другое дело, предложить разобраться в сложном вопросе вместе, проделать сложную мыслительную работу, помогая и поддерживая друг друга. Получать новые знания вместе, делиться ими и наслаждаться самим процессом обмена.
Призвание настоящего учителя состоит в том, чтобы не только дать человеку образование, но и сохранить в нем главное – человечность, передать своему ученику лучшие идеи человечества для того, чтобы ученики, которых он обучает, стали личностями мыслящими, самостоятельными, творческими, духовно богатыми.
Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.
Учительская профессия-это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.
(В.А.Сухомлинский)
Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.
Список литературы :
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1989.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М. , 1990.
3. Булатов О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. , 2001.
4. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /А.С. Роботова , Т.В. Леонтьева и др. М., 2000.
5. Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2000.
6. Профессиональное самовоспитание учителя. /Под ред. С.Б. Елканова - М.,1986.
7. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999.
8. Сластенин В.А. Учитель и время. //Советская педагогика.- 1990.- № 9.
9.Книга «Педагогические династии Дона» 2010г.