Правда о трезвости как путь оздоровления нации
Автор публикации: С. Дарья, ученица 9А класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Успенская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ
ПРАВДА О ТРЕЗВОСТИ КАК ПУТЬ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ НАЦИИ
Автор: Сметанина Дарья
Тюменская область, Тюменский район,
село Успенка
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Успенская средняя общеобразовательная школа,
9 класс
Научный руководитель:
Бытова Светлана Николаевна
учитель физической культуры,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Успенская средняя общеобразовательная школа
ПРАВДА О ТРЕЗВОСТИ КАК ПУТЬ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ НАЦИИ
Краткая аннотация
В работе представлены сведения о влиянии алкоголя на здоровье человека. Из-за отсутствия ярко выраженной общественной идеологии современный человек часто попадает под воздействие факторов, пагубно влияющих на здоровье людей, их благосостояние, демографические показатели страны.
На сегодняшний день зависимость от алкоголя стала глобальной проблемой для России и на неё все больше стали обращать внимание.
В ходе работы были выяснены значения трезвости в вопросах оздоровления нации, проанализированы исторические сведения по теме внедрения алкоголя в России, изучены попытки борьбы с алкогольной зависимостью в стране, проведены социологические опросы и предложены пути выхода из сложившейся ситуации
ПРАВДА О ТРЕЗВОСТИ КАК ПУТЬ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ НАЦИИ
Аннотация
В значительной степени вырос уровень понимания проблемы трезвости в общественном сознании. Об этом говорят не только количество публикаций на темы трезвости, но, в первую очередь, реакция Государственного Аппарата в самом широком смысле этого слова. Можно сказать, что начинает срабатывать общественный инстинкт самосохранения. Начинаются совместные действия общественных организаций и части госаппарата, направленные на спасение людей, на исправление ситуации.
Как добровольные деятели общественных учреждений и съездов, так и закономерно избранные народные представители единодушно признали, что одним из главных и первых шагов на пути к отрезвлению народа должно быть ознакомление молодежи с истинною природою алкоголя и внедрение в детскую душу убеждения о необходимости полного воздержания от спиртных изделий.
В данное время Россия находится на грани демографической катастрофы. Всему виной стал алкоголь.
По данным Росстата, коэффициент смертности (количество умерших на 100 тыс. человек) от случайных отравлений алкоголем в 2007 году составил 18%. Самый высокий показатель наблюдался в 2002—2003 годах — 31%, после чего он стал снижаться: в 2004-м — 30%, в 2005-м — 29%, в 2006-м — 23% [3,85]. В среднем коэффициент смертности от отравления алкоголем сопоставим с аналогичным показателем смертности от ДТП. Если же рассматривать официальную статистику глобальнее, то уровень смертности с 2003 года колебался — значительно вырос к 2006 году, затем за два года существенно снизился, а в 2008 году вновь немного вырос, причём мужская смертность от алкоголя в разы превысила женскую: в 2003 году из-за причин, связанных с употреблением алкоголя, умерли 44 человека в расчёте на 100 тыс. населения (в том числе 70,4 мужчин и 21 женщина), в 2005 году — 73,1 (116,0 и 36,1), в 2007 году — 52,9 (84,4 и 25,8), в 2008 году — 53,7 (85,3 и 26,6).
В ходе работы были выяснены значение трезвости в вопросах оздоровления нации, проанализировали исторические сведения по теме внедрения алкоголя в России, изучили попытки борьбы с алкогольной зависимостью в стране, провели социологические опросы и предложили пути выхода из сложившейся ситуации
Мы считаем, что сегодня как никогда важно проведение уроков трезвости и введение в общеобразовательную программу любых образовательных учреждений и молодёжных общественных организаций занятий по теории трезвости. Только опираясь на трезвость, как на фундамент во всех процессах нашего общества, и страны в целом, можно достичь устойчивого и предсказуемого результата.
ПРАВДА О ТРЕЗВОСТИ КАК ПУТЬ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ НАЦИИ
План исследования
Проблема влияния алкоголя на становление личности и здоровье было и остаётся одной из важнейших проблем социологии.
В ходе работы было выяснено значение трезвости в вопросах оздоровления нации, проанализировали исторические сведения по теме внедрения алкоголя в России, изучили попытки борьбы с алкогольной зависимостью в стране, провели социологические опросы и предложили пути выхода из сложившейся ситуации
Актуальность избранной темы определяется увеличением смертности в России в результате алкогольного опьянения.
Объект исследования — процесс формирования трезвого образа жизни в России. Предметом исследования являются пути выхода России из критического состояния алкогольной зависимости.
Цель данной работы: показать фундаментальное значение трезвости в вопросах оздоровления нации
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать исторические сведения по теме внедрения алкоголя в Россию;
изучить попытки борьбы с алкогольной зависимостью;
провести социологические опросы;
предложить пути выхода из сложившейся ситуации в России
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования:
теоретический: анализ научной литературы и источников;
метод обобщения, способствующий систематизации сведений о тех или иных причинах формирования алкогольной зависимости;
изучение социологических опросов.
Нами была выдвинута гипотеза: не все население России поддерживает закон трезвости, трактуя его неверно, принимая за «сухой закон», так как лишены правильной информации.
Практическая значимость: материалы и результаты исследовательской работы могут быть использованы при написании обобщающих работ по социологии, а также применены в общеобразовательной школе при разработке уроков с социологическим уклоном или для разработки факультативного курса по социологии, для проведения внеклассных мероприятий.
Теоретическая значимость: в исследовании представлены общие сведения о развитии алкоголизации в России в разные периоды времени, что позволило сконцентрировать эти сведения в одном источнике для дальнейшего определения оптимальных путей совершенствования России.
Этапы исследования:
Содержание этапа | Временной промежуток |
Постановка задачи | Февраль 2020г. |
Обзор литературы | Февраль-март 2020г. |
Проведение исследований | Март - сентябрь 2020 г. |
Обработка результатов | Апрель - сентябрь 2020 г. |
Написание отчёта | Апрель - октябрь 2020 г. |
Библиография
Работая над исследовательской работой, я использовала нормативно – правовые акты, исследования учёных, изучавших влияние алкоголя на человека. Это такие известные ученые как Ф.Г.Углов, Мендельсон А.Л., А.И.Введенский. В этих исследованиях проведен глубокий анализ процесса алкоголизации в России. Глубокие исследования по социальным последствиям алкогольного отравления проводил А.А.Зверев, А.В.Каратаев. Работы этих активных деятелей трезвеннического движения помогли мне изучить историю трезвенного движения в России, и выяснить каким видят закон утверждения трезвости специалисты. Все перечисленные авторы сходятся в одном – этиловый спирт, он же этанол, он же алкоголь является ядовитым веществом, который пагубно влияет на развитие страны.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Основная часть…………………………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы ……………………………………………………………24
Приложение 1. Смертность в России
Приложение 2. Статистика аварий в Российской федерации в результате алкогольного опьянения за 2008-2020года.
Приложение 3. Продажа алкоголя и рождаемость в России
Приложение 4,5. Динамика открытия церковных обществ трезвости в России, существовавших к началу 1911 г. Сведения об обществах трезвости Российской империи на 01.01.1911 г.
Приложение 6. Потребление алкоголя в странах мира
Приложение 7. Потребление алкоголя в России и в СССР
Приложение 8. Социологический опрос на тему «Исполнение закона о рекламе алкоголя».
Приложение 9. Элементы существующей рекламы алкоголя.
Приложение 10. Плакаты советского периода по борьбе с пьянством
Приложение 11. Строки из сочинений учащихся «Трезвость-невидимый щит»
Приложение 12. Отзывы студентов об уроках трезвости
Приложение 13. Социологический опрос на тему «Закон трезвости в России»
Приложение14,15. Социологический опрос «Отношение к алкоголю»
Приложение 16. Программа утверждения и сохранения трезвости в России «Трезвость-воля народа!»
Введение
Здоровье людей является высшим богатством нации. Россияне в настоящий момент подошли к той черте, за которой начинаются необратимые негативные явления, а именно: численность населения уменьшается на один миллион ежегодно, только семь процентов детей рождаются здоровыми, число наркоманов и больных СПИДом достигло трех миллионов и продолжает расти. Виной всему этому алкоголизация общества.
Цель работы: показать фундаментальное значение трезвости в вопросе оздоровления нации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать исторические сведения по теме внедрения алкоголя в Россию;
изучить попытки борьбы с алкогольной зависимостью в стране;
провести социологический опрос на тему « Закон трезвости в России»;
предложить пути выхода из сложившейся ситуации в России.
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования.
теоретический: анализ научной литературы и источников;
метод обобщения, способствующий систематизации сведений о тех или иных причинах формирования алкогольной зависимости;
проведение социологического опроса.
Нами была выдвинута гипотеза: не все население поддерживает закон трезвости, трактуя его неверно, принимая за «сухой закон», так как лишены правдивой информации.
Как же обстояло в прошлом и обстоит дело сейчас с этим вопросом в нашей стране? Постараемся ответить на этот вопрос объективно, строго научно и с точки зрения трезвого человека, чей мозг ни в какой степени не затуманен хмельными парами. Основное, чего необходимо придерживаться при освещении алкогольной проблемы, это правды.
Среднее потребление на душу населения в России всегда было самым низким среди крупных стран мира. Если взять такой показатель, как средний мировой уровень душевого потребления алкоголя, то в России этот показатель всегда был ниже в 2-3 раза. Сегодняшняя Россия занимает первое место в списке алкогольно-зависимых стран.
Основная часть
Проблемой алкоголизма интересуются не только медики, исследователи, но и широкий круг населения. И это вполне понятно, так как употребление алкоголя наносит непоправимый вред не только самому человеку, но и окружающим его людям, обществу в целом. Этой проблеме посвящено много книг: как серьёзных научных исследований, так и ориентированных на широкий круг читателей, в доступной форме освещающих те или иные аспекты алкоголизма. Но мало кто знает, что прием даже небольших доз спиртного вызывает изменение в функционировании многих систем организма, что может привести к тем или иным неблагоприятным последствиям.
В конце 2006 года В.В.Путин сообщил: «За последние тринадцать лет тенденция сокращения населения приобрела в России, к сожалению, устойчивый характер. За эти годы число людей, которые ушли из жизни, превысило число родившихся на 11,2 миллиона человек». А в январе 2009 года на страницах «Российской газеты» главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил: «Каждый год Россия теряет 700 тысяч человек. По-прежнему умирает больше, чем рождается»
От чего вымирает народ богатейшей на планете страны?
Алкоголь – главный составляющий демографической ситуации, которая сложилась в стране.
В последние годы в Российской Федерации каждый год умирает в среднем 2,2 миллиона человек. Из них приблизительно 700 тысяч человек погибает от причин, связанных с алкоголем. Прежде всего, это сердечнососудистые и онкологические заболевания, а также отравления, убийства и самоубийства в состоянии алкогольной интоксикации, несчастные случаи, аварии и ДТП. (Приложение 1,2)
То, что политкорректно именуется демографическим кризисом, правильнее было бы назвать вымиранием коренных народов России от алкоголя. Серьёзность ситуации подтверждается на самом высоком уровне.
«Не могу, не остановится ещё на одной теме, прямо связанной со здоровьем и самосохранением нации. Для нас настоящим бедствием стало пьянство» (Владимир Путин, Госдума, 8 мая 2008 года).
«Вы знаете, насколько это тяжёлая и острая проблема, крайне острая проблема для нашей страны в особенности. Если говорить откровенно, алкоголизм приобрёл в нашей стране характер национального бедствия. На каждого человека, включая младенцев, сегодня приходится около 18 л чистого алкоголя в год. Сами можете пересчитать это в количество бутылок водки – дух захватывает!» (Д.А.Медведев, заседание правительства РФ, 12 августа 2009 года). (Приложение 3)
Медведев считает, что в борьбе с пьянством нужны все меры – как экономические, так и уголовные, и административные: необходимо ужесточить ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним, запретить продавать спиртное, в том числе пиво и слабоалкогольные коктейли, вблизи спортивных и учебных учреждений, ввести особые требования для торговых помещений, где продаются алкогольные изделия, - например, продавать их только в крупных супермаркетах, а не в ларьках и киосках, а также запретить рекламу пива и слабоалкогольных изделий.
Согласно законодательству Российской Федерации для осуществления предпринимательской деятельности связанной с продажей алкоголя на территории Российской Федерации Вам необходимо зарегистрировать юридическое лицо, деятельностью которого будет розничная продажа алкогольной продукции. В соответствии со ст. 19 ФЗ ''О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции'' от 22.11.1995 г. (№171-ФЗ) соискатель лицензии должен предоставить в Департамент потребительского рынка и услуг следующие документы:
- нотариальные копии учредительных документов,
- нотариальную копию Свидетельства о государственной регистрации,
- нотариальную копию Свидетельства о постановке на налоговый учет,
- нотариальную копию информационного письма Госкомстата,
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (не позднее 2 мес.),
- договор аренды помещения,
- справка об отсутствии задолженности перед бюджетом,
- поэтажный план БТИ и экспликация,
- договор с вневедомственной охраной,
- платежное поручение об оплате лицензионного сбора,
- заключение от санитарно – эпидемиологического контроля,
- заключение государственного пожарного надзора.
Срок рассмотрения заявки 50 дней.
В настоящее время созрели все исторические условия для того, чтобы объявить трезвость вышей ценностью, как данное от природы при рождении состояние. Изучая исторические данные, нами было выяснено, что это состояние было присуще человеку всегда. Ведь изначально люди не знали, что такое алкоголь, они использовали его в ритуальных обрядах, чтобы войти в транс. Древние люди лучше понимали вредность спиртных изделий, чем наши современники. В Древней Греции употребляли только сильно разбавленное вино: на одну часть вина приходилось три части воды. Тот, кто пил чистое вино, считался пьяницей и подвергался изгнанию, что было событием чрезвычайным.
В Древнем Риме не имели право пить вино мужчины моложе тридцати лет. В Индии и Египте, как в Древние времена, так и в данный момент зафиксировано полное воздержание от алкоголя. Если сейчас в Индии проживает один миллиард человек и эта страна находится на втором месте в мире по численности населения после Китая, то к 2011 году индусы (по расчётам демографов) должны обогнать Китай и занять первое место на Земле по количественному составу нации. [1,8]
В 1386 году генуэзское посольство привезло в Москву первую водку. На Руси она стала называться «хлебным вином» и вырабатывалась из ржи, пшеницы или ячменя. С момента появления водки в России (конец XIV века) трезвый образ жизни становится для русских людей предметом особой значимости. Так как ещё в те далёкие времена люди видели, как опьяняющие изделия воздействуют на мозг и здоровье человека. Значит, трезвость как нравственная, и ценностная категория была присуща русскому человеку издавна.
Трезвость всегда являлась отличительной чертой русского народа. Несмотря на то, что в широких слоях населения, родиной изобретения водки считается Россия, исследователь истории водки В.В.Похлебкин документально подтверждения этому не обнаружил и указал, «… 250 лет в русских летописях нет упоминания о пьянстве». Если учесть, что в те времена драки, воровство иные неблаговидные поступки в назидание потомкам отражались в летописях как нечестивые, то можно предположить, что эти годы - период становления трезвой, высоконравственной, православной жизни русского народа.
С тех пор как на Руси началась торговля спиртным, население боролось за сохранение трезвости, причем формы были разнообразны: от воспитательных до протестных. Спаивание из разряда частнособственнического переходит в разряд государственный.
Повсеместное внедрение спиртного в российскую среду, огромный вред, наносимый им здоровью и условиям жизни людей, вызвали как стихийное, так и организованное движение народа за сохранение трезвости. Народные массы, вдохновляемые религиозными воззрениями рассматривали трезвый образ жизни в первую очередь как духовно – нравственную ценность, а затем, как средство, с помощью которого можно уберечь свое здоровье, потомство от пьянства, нищеты, болезни; получить семейную экономическую выгоду; улучшить состояние здоровья домочадцев и условия жизни родственников; дать образование детям, тем самым, изменив их гражданское и политические положение в обществе.
Сравнение имеющихся данных начала XX века, когда за трезвость боролись как рационалисты, так и идеалисты, говорит не в пользу эффективности материалистического воззрения на природу пьянства. Так к 1900 году удалось организовать в России 15 городских и 10 фабрично – заводских обществ - трезвости, 140 церковноприходских братств трезвости. К примеру, только одно православное братство трезвости иерея Л.В.Рождественского в Санкт-Петербурге после 5 лет существования насчитывало в своих рядах более 72 тысяч постоянных членов, тогда как в подобных «светских» обществах и кружках было по 10-15 человек. А.Л.Афанасьев указывает на эффективную работу именно религиозных обществ - трезвости, которые в Сибири почти все (96,4%) были церковными, и приводит данные относительно кружков, обществ, союзов трезвости учащихся и студентов в Российской империи в 1906-1916 годах. (Приложение 4,5)
Религиозные общества трезвости проводили большую, разнообразную и полезную работу: профилактическую, религиозную, просветительную, культурную, благотворительную. По сути дела, они наряду с сельскими и церковными общинами являлись формой самоорганизации «мира», общества, несли ему оздоровление и гармонию. Здесь сходились в добром деле представители разных социальных слоёв, на совместном мероприятии могли встретиться рабочий и владелец или директор фабрики, простой гражданин и высокопоставленный священнослужитель или чиновник. В работу по преобразованию общества включались и женщины.
Формирование трезвого мировоззрения в данный момент требует хотя бы минимального объёма знаний по истории трезвости и алкоголизации в нашей стране. К сожалению, даже недавняя история по этому вопросу зачастую представляется в искаженном, а иногда даже ложном виде.
Объективным критерием алкоголизации населения является среднедушевое потребление алкоголя в той или иной стране. (Приложение 6). Он измеряется в условной единице, рассчитанной по формуле, в литрах этилового спирта, потребленного в среднем каждым жителем страны за год, включая несовершеннолетних. Есть страны, где преимущественно потребляют пиво (Германия, Чехия), вино (Франция, Италия), водка (Россия, Финляндия). Этиловый спирт выделяется из различных алкогольных изделий и позволяет сравнить страны по единому показателю. Например, 1 литр водки, содержащий 400мл этанола, равен 10 литрам пива или 4 литрам сухого вина.
Среднемировой уровень потребления этанола по этому показателю равен 5 литрам. Уровень 8 литров опасен и угрожает социальной и физической деградацией общества. Во второй половине 19 века среднедушевое потребление алкоголя в России составляло 3-4 литра.
В начале 20 века в России проводится огромная трезвенническая работа по снижению уровня алкоголизации. Работает государственный орган попечительства народной трезвости, создаются многочисленные общества трезвости при церквях, в школах проводятся специальные уроки трезвости, издаются сотни трезвеннических газет и журналов, учебных пособий. В 1914 году Николай II принимает на первый взгляд половинчатое решение – он не запрещает алкогольную торговлю, но своим указом дает право органам местного самоуправления закрывать на своей территории трактиры, кабаки
и другие формы распространения алкоголя. В это период 80 % населения жило в деревне, и самым демократическим образом на сельских сходах народ решил закрыть кабаки. Волна трезвости прошла по всей стране, и в стране установился так называемый «сухой закон». Он был поддержан введением государственных ограничений на продажу алкоголя, связанных с вступлением России в Первую мировую войну. Подчеркнём, что «сухой закон» – это была мера добровольная, отражающая общественное мнение в широких слоях населения. Среднедушевое потребления алкоголя с 1914 года упало до ничтожных размеров в 0,2 литра.
Большевики, пришедшие к власти в 1917 году, оставили режим полного запрета на производство и продажу алкоголя (включая пиво) вплоть до 1925 года. Принятое в 1925 году временное разрешение на восстановление государственной монополии на производство и продажу алкоголя вызвало достаточно широкое возмущение рабочих, этот шаг был воспринят как идеологическое отступление от программы большевиков, которые декларировали принцип: «Мыслящий рабочий не пьет, а пьющий рабочий не мыслит». После отмены «сухого закона» среднедушевое потребление алкоголя составляло 2-3 литра в год.
В 1965 году впервые в истории России и СССР потребление алкоголя в России достигло среднего уровня 5 литров, и страна из мало пьющей превратилась в среднепьющую. Следующие 15 лет темпы алкоголизации возрастали, и в 80-ых годах потребление алкоголя удвоилось, достигнув 10 литров. Начиная с 1992 года, когда была отменена государственная монополия на торговлю алкоголем, среднедушевое потребление резко возросло, достигнув только по официальным данным 16-18 литров. По реальным же оценкам экспертов, включая технические жидкости, суррогаты, медицинские препараты, оно составляет 25 литров. Начиная с 1992 года, РФ переживает тяжелейший демографический кризис, грозящий превратиться в необратимую демографическую катастрофу. (Приложение 7)
Сегодняшняя Россия занимает первое место в списке алкогольно-зависимых стран. Часто люди думают: « Я сам не травлюсь, у меня нет проблем связанных с тем, что другие люди отравляются. В конце концов, это личное дело каждого!» .
Это глубочайшая ошибка. То, что рядом травятся другие люди, касается каждого! Опасность и реальные убытки проистекают не только «от высокой политики». У многих на подобную «высокую» информацию уже готов ответ, оправдывающий собственную бездеятельность: «Все так! Что я могу сделать?» Фактически за таким ответом лежит банальное равнодушие. Честнее было, если бы такой человек сказал: «Меня эти проблемы просто не касаются!»
По данным Росстата, объём розничной продажи алкогольных изделий в России в январе-июле 2010 года составил 70,8 млн. декалитров, что на 1,9 % меньше, чем за тот же период 2009 года, и на 7,0 % — 2008 года. В структуре продаж 2010 – 50,2 % заняла водка и ликёроводочные изделия, 31,8 % — пиво, 11,0 % — виноградные и плодовые вина, 3,6 % — коньяки, 2,1 % — шампанские и игристые вина. Ежегодное потребление алкогольных
изделий и пива в России в расчёте на душу населения составляет около 10 литров в год, а вместе с учётом иной потребляемой спиртосодержащей продукции (парфюмерно-косметической, товаров бытовой химии и т. п.) — около 18 литров. Между тем, по оценкам Всемирной организации здравоохранения опасный для здоровья уровень потребления чистого алкоголя — 8 литров на человека в год.
Подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю. Из числа потребителей ежедневно или через день потребляют алкогольные изделия, включая пиво, 33 % юношей и 20 % девушек, а доля регулярно потребляющих пиво людей составляет 76 %.
По данным Росстата, коэффициент смертности (количество умерших на 100 тыс. человек) от случайных отравлений алкоголем в 2007 году составил 18%. Самый высокий показатель наблюдался в 2002—2003 годах — 31%, после чего он стал снижаться: в 2004-м — 30%, в 2005-м — 29%, в 2006-м — 23%.
Если же рассматривать официальную статистику глобальнее, то уровень смертности с 2003 года колебался — значительно вырос к 2006 году, затем за два года существенно снизился, а в 2008 году вновь немного вырос, причём мужская смертность от алкоголя в разы превысила женскую: в 2003 году из-за причин, связанных с употреблением алкоголя, умерли 44 человека в расчёте на 100 тыс. населения (в том числе 70,4 мужчин и 21 женщина), в 2005 году — 73,1 (116,0 и 36,1), в 2007 году — 52,9 (84,4 и 25,8), в 2008 году — 53,7 (85,3 и 26,6).
Как отметили эксперты Общественной палаты РФ, гибель от алкоголя — это не только смерть от случайных отравлений. Две трети смертей от несчастных случаев и насилия и 25% смертей от сердечнососудистых заболеваний вызваны употреблением спиртного. Специалисты называют алкоголь главным фактором катастрофической убыли населения России. Отравление алкогольными ядами ежегодно приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек, и каждая четвёртая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем — около 30 % смертности среди мужчин и 15 % среди женщин.
По словам главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, алкоголиками в России являются 3,1 млн. человек. По его мнению, эту болезнь следует лечить принудительным образом, так как никакие призывы и лозунги помочь не могут. По данным ежегодно в России сразу после принятия алкоголя (в том числе и качественного) гибнут 75,2 тыс. человек.
Пиво не является безвредным слабоалкогольным напитком. Ученые, исследующие проблему алкоголизма, вполне обоснованно считают неправомерным разделение спиртных изделий по степеням их вредного воздействия на организм, поскольку среди них нет безвредных.
Вопреки такой установке производители пива, рекламируя свой товар, стремятся увеличить приток покупателей тем, что пиво не алкогольный, а слабоалкогольный, якобы безвредный и чуть ли не полезный "напиток". И это несмотря на то, что за последние годы содержание алкоголя в пиве достигает в некоторых сортах 14% (т.е. соответствует по спиртосодержанию винам), тогда как в бытность СССР крепость пива в зависимости от сорта колебалась в пределах 1,5-6%, а чаще - от 2,8% в Жигулевском до 3,5% в Московском. Не многие знают, что бутылка светлого пива эквивалентна 50-60 граммам водки. Четыре бутылки в течении дня - 200-240 г. водки, почти половина бутылки. Еще хуже ситуация с энергетическими коктейлями. Здесь, к такому же количеству спиртного, добавляется кофеин в размере четырех чашек крепкого кофе на банку.
Рост потребления пива в России. Судя по уровню производимого и реализуемого в торговле пива, Россия в настоящее время вошла в число стран, население которых занимает "передовые" позиции по употреблению этого изделия, по-прежнему считающегося слабоалкогольным и даже "безалкогольным". И это несмотря на то, что главный санврач России Г.Онищенко от лица всей медицины выступил в "Учительской газете" со статьей о вредных последствиях потребления пива. Согласно исследованиям, проведенным кафедрой биомедицинских основ безопасной жизнеспособности Красноярского государственного университета, из четырех тысяч опрошенных человек в возрасте от 7 до 20 лет, в числе первоклассников оказалось 48% употреблявших алкогольные напитки, что в 12 раз превосходит показатели 10-12-летней давности. Как констатировал Г.Онищенко, рост потребления пива в стране происходит "за счет подростков и женщин детородного возраста".
Изменения в законе об алкоголе принят и одобрен ФЗ № 218 о внесении изменений в ФЗ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Одним из главных новшеств этого закона является приравнивание пива к алкоголю. Закон признает алкоголем напиток, с содержанием спирта начиная с 0,5%. Такое требование начнет действовать с июля 2012 года. Отнесение пива к алкоголю означает, что к нему будут предъявлены многие ограничения, которые распространяются на производство и оборот алкогольной продукции. (Приложение 8)
В декабре 2009 года правительство России одобрило Концепцию по профилактике и снижению уровня алкоголизма в стране, в соответствии с которой потребление алкоголя на душу населения к 2013 году должно быть не выше 15%, а к 2020 году — не выше 8 литров в год. Главными инструментами достижения цели были названы: пропаганда здорового образа жизни, поддержка усилий различных организаций, законодательные ограничения розничной продажи, запрет скрытой рекламы, прекращение винных и пивных фестивалей. Производители алкоголя отнеслись к инициативам спокойно, СМИ назвали их слабыми и расплывчатыми.
С 20 сентября 2010 года Госдума начала рассмотрение законопроекта об увеличении до 21 года минимального возраста покупателя алкоголя, но ни одно из правительственных постановлений не предусматривает полной трезвости народа и поэтому данным вопросом на современном этапе занимаются только общественные организации.
Мировой исторический опыт и практический опыт трезвеннических организаций подтверждает, что единственный эффективный способ уберечь детей от дурмана – это воспитание ясного представления, что такое трезвость и формирование нацеленности на сохранение трезвости, как природного состояния человека, обучение способности защищать себя от пропаганды наркотизированного образа жизни.
Трезвостью называется естественное творческое состояние человека, семьи, общества, свойственное человеку от рождения. Утрачивается оно исключительно в условиях воздействия соответствующей наркогенной предметно – информационной среды. Под воздействием такой среды для человека может стать привлекательным состояние противоположное трезвости - состояние одурманивания (наркотического опьянения).
Сначала человек, подвергающийся воздействию наркогенной предметно - информационной среды (в возрасте от рождения и приблизительно до 13-14 лет), приобретает табачно-алкогольную программу, то есть нацеленность на наркотизированный образ жизни, готовится, ожидает начала пьяной жизни.
Классическим примером может служить задание «Играем в праздник» 4-5-м детям в детском саду. Выполняя его дети, сдвигают столы, расставляют игрушечную посуду, кегли, в качестве бутылок с алкогольными ядами, и повторяют всё, что делают взрослые: ритуальное самоотравление с «тостами» и весельем, имитируют состояние алкогольной интоксикации с пьяным криком, рвотой, падениями на пол и драками. Девочки заботливо разнимают дерущихся мальчиков и укладывают на диван «впавших в состояние паралича нервной системы». Дети уже в таком возрасте не представляют праздника по-другому!
Формируется программа под воздействием социальной программирующей среды, которая может быть организована сознательно, заинтересованными людьми (реклама, пропаганда), а может быть спровоцирована неосознанно людьми, имеющими табачно-алкогольную зависимость, то есть, родителями и другими родственниками, либо взрослыми, организующими педагогический процесс по антитабачному и антиалкогольному воспитанию неправильно. Практически, детей обучают отравлению алкоголем.
Изготовители алкогольной «продукции» заинтересованы в большом количестве алкогольно-зависимых, заинтересованных «потребителей», расширяют «производство», соответственно, увеличивают рекламу своей продукции и пропаганду определённых ритуалов и моделей поведения, внедряют «обычаи» самоотравления. Внедряют активно и агрессивно, а государство, силовые ведомства, педагогические и медицинские службы, пытаются решать проблему декларативными законами и медицинскими способами, то есть, ведут борьбу с последствиями. Не устраняя причин алкоголизации. Следовательно, детям сохранить трезвость в потоке повальной пропаганды курения, пьянства и наркомании очень сложно, и мы должны научить подрастающее поколение защите от принудительной алкоголизации.
Концепция антинаркотической рекламы, а также социальной рекламы, призванной быть действенным профилактическим средством в отношении алкогольной зависимости в данное время претерпела серьёзные, если не фундаментальные изменения. Дело в том, что все ведущие специалисты в области психологии масс отказались от запретительной негативной рекламы, перестав использовать в качестве основного информационного блока темы пьянства, алкоголизма, табакокурения и наркомании, с присущей им негативно - экспрессивной эмоциональной окраской. Так как реклама использует способность человека запечатлевать образы и подражать действиям других людей, конечный результат зависит от того, что изображено на плакате или в рекламном ролике. Запрет на рекламу алкоголя 07 июля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла в третьем (окончательном) чтении. Был принят законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившего силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».
Законопроектом расширяется понятие «алкогольная продукция». С момента вступления в силу поправок под алкогольной продукцией будет пониматься пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии со ст.3 законопроекта вносятся ряд существенных изменений в Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ в отношении рекламы алкогольной продукции, которые вступят в силу по истечении 1 года с момента официального опубликования законопроекта.
В частности поправки в закон о рекламе предусматривают исключение ст.22, регулирующей рекламу пива и напитков, изготовленных на его основе. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции будет разрешена только в печатных изданиях, в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (Приложение 8,9)
Современные подходы к рекламе исключают метод «от противного», при котором изображение наркоманов, алкоголиков и атрибутов самоотравления, являются лейтмотивом, так как подобная реклама носит скорее ознакомительный характер, обладает адаптирующим эффектом, а подчас и возбуждает интерес. Обучающим и возбуждающим интерес является также показ процесса приготовления и введения яда. Подобная пропаганда часто практикуется при проведении массовых профилактических акций. Такой подход был характерен для советского периода, и признан устаревшим, неэффективным и вредным.
Сегодня социальная реклама признаёт более эффективным изображение и, следовательно, пропаганду желаемого результата (в нашем случае - трезвость), а не то, от чего нужно отказаться (пьянство, табакокурения, наркомания).
Исходя из понимания корней алкоголизации детей, можно спланировать грамотную профилактику алкогольной зависимости. Самое главное, объясняя детям, что такое наркотические яды, категорически недопустимо трактовать состояние отравления каким-либо токсином, (вино, водка, пиво и героин) как безобидное и естественное удовольствие.
Один из главных элементов профилактики – наглядная агитация. На плакатах, информационных стендах, должно быть больше информации о пользе трезвого образа жизни.
Информация о вредном воздействии на человека алкоголя и табака должна отсутствовать, или её должно быть меньше. Нельзя использовать изображения атрибутов самоотравления из ритуальной посуды (бутылки, рюмки, фужеры и т.д.), изображения самого процесса отравления. Плакат должен содержать материал о славной жизни человека, который не травится алкоголем. Общий настрой плаката – позитивный, отображающий радостное состояние трезвой жизни, цвета яркие и жизнерадостные.
Борьба против пьянства и пропаганда трезвости не одно и то же. Вспомним плакаты советского времени, например, на плакате изображён алкоголик отталкивающего вида и надпись: «Он позорит наш коллектив!». Подобных плакатов с подтекстом – надо, мол, «пить» в меру, было много. (Приложение 10)
Информация о трезвости, как нормальном состоянии человека, в них отсутствовала, эффект рекламы близок к нулевому, следовательно, уже в то время нужна была программа, позволяющая в кратчайшие сроки прекратить алкогольное самоотравление в нашей стране.
У детей, в семьях которых ритуал отравления введен в культурные традиции, этого шанса практически нет. Эти дети могут остаться трезвыми людьми только случайно.
Дети трезвенников закономерно будут трезвыми людьми.
То, что кто-то из них начнет отравляться, возможно, но это как раз будет случайностью. Поэтому правы те, кто ради сохранения трезвости своих детей сами живут трезво. Но все, же они ошибаются. Фактор трезвости родителей, без сомнения, главный, но не достаточный. И ещё один момент. То, что ребенок в семье с традициями трезвости убежденно отвергает алкоголь - еще не повод расслабляться. Можно этому радоваться, но успокаиваться рано.
Часть детей не отравляется, и трезвости своей не маскирует. Но и с ними не все спокойно, потому что они пассивны в вопросах, касающихся активной стороны утверждения трезвости. К примеру, шестнадцатилетняя девочка говорит «Я сама не отравляюсь и не хожу даже в компании, где отравляются. Но говорить своим друзьям о трезвости, а тем более изучать теорию трезвости я никогда не буду!» Мы не согласны с её мнением, так как такая позиция существенно ослабляет достижение трезвости в пределах рода. Следовательно, когда ее детям или внукам будет угрожать потеря трезвости она, не знакомая с приемами и методами защиты, не сможет им помочь. Вырастив трезвых детей, мы сохраним трезвость в себе, своей семье. Это хорошо, но мало.
Нужно создавать условия сохранения трезвости не только в семье, но и в стране. В этом направлении и нужно работать. На этом пути нас ждут новые открытия, за счёт которых трезвость будет прирастать. Этого хотят сами дети. (Приложение 11,12)
Мы провели опрос, в котором участвовало 120 человек в возрасте от 15 до 50 лет, большая часть опрошенных от 15 до 17 лет.
Половина респондентов согласились с тем, что алкоголь – яд. При этом приводились следующие доводы: «Алкоголь приводит к духовно-нравственному кризису, к деградации личности и общества, алкоголь – оружие геноцида и способ управления массами». У оппонентов были как убедительные, так и не очень веские доводы: «Спирт используется в медицине; алкоголь сближает людей и позволяет расслабиться, отвлечься от реальности и т.д.»
После проведения первого этапа (февраль, 2011 г.) (Приложение13) социологического опроса мы сделали вывод о том, что большая часть современной молодёжи зомбирована телевидением, рекламой и неспособна адекватно сопротивляться пропаганде нездорового образа жизни. Современная реклама легальных и нелегальных интоксикантов, воздействуя на детей, подростков и молодёжь, затуманивает их разум, способствует навязыванию ложных убеждений.
В сентябре 2011 в нашей школе во всех классах проходили уроки трезвости, после которых мы провели среди школьников повторное исследование. Результаты превзошли наши ожидания: все респондента одобряют закон трезвости и хотят жить в трезвой России. Очень хочется, чтобы подобные уроки трезвости прослушали не только дети, но и родители, а также и учителя. Тогда мы надеемся, что и в этих возрастных категориях процент одобрения закона трезвости увеличится.
Мы считаем, что сегодня как никогда важно проведение уроков трезвости и введение в общеобразовательную программу любых образовательных учреждений и молодёжных общественных организаций занятий по теории трезвости. Только опираясь на трезвость, как на фундамент во всех процессах нашего общества, и страны в целом, можно достичь устойчивого и предсказуемого результата. (Приложения 14,15)
Заключение
Все те, кто под тем или иным предлогом пропагандирует потребление алкоголя будь то представитель алкогольной мафии, тайный агент ЦРУ или просто опустившийся пьяница все они без исключения боятся правды об алкоголе ибо все они хорошо знают, что правда есть самое сильное оружие против алкоголя. Известно, что средства массовой информации прочно захвачены «антинародной мафией», куда входит и алкогольная, поэтому мы не услышим от них слов правды об алкоголе. Они будут или молчать об этом, как будто никакой алкогольной беды не существует, или будут говорить ложь.
Анализ положения по стране в вопросах потребления алкоголя показал, что алкоголь - это враг номер один. За последние 50 лет с помощью алкоголя погублено людей, нанесен ущерб экономике страны и принесено непоправимых бед нашему народу больше, чем во времена Гитлера. Поэтому пока мы не прекратим полностью продажу и потребление алкоголя, наша страна и наш народ ни к чему разумному не придут, и все наши разговоры о реформах рискуют остаться пустыми разговорами, то есть будут очередным обманом для народа.
Настало время переходить от разговоров к конкретным делам. Первые маленькие шажки уже сделаны. Вопрос об алкоголизации страны стал обсуждаться на уровне государства.
В декабре 2009 года правительство России одобрило Концепцию по профилактике и снижению уровня алкоголизма в стране. А общественные организации предложили конкретные меры по отрезвлению народа. В частности общественное движение «Союз утверждения и сохранения трезвости «Трезвый Урал» разработало и представило на обсуждение общественности «Программу утверждения и сохранения трезвости в России». Данная Программа была опубликована в газете «Тюменская область сегодня» в № 187 от 10 октября 2009 года. И в ходе общенародного обсуждения на различных круглых столах и конференциях она получила название «Трезвость – воля народа!». (Приложение16)
Литература
Губочкин П.И. Психология формирования сознательной трезвости. – Ярославль: ООО «Ярославль - Медиа», 2009г.
Зверев А.А., Цветков В.Г. Формирование морали трезвости в обществе. – Тюмень: ООО «Печатник», 2008 г.
Зверев А.А. , Коба Т.В. Трезвость - воля народа. – Тюмень: изд. ТГНГУ 2010 г.
Егоров Н.А. Как спасти россиян от вымирания? - М.осква: ГУП МО «Ореховско-Зуевская типография»,2005 г.
Егоров Н.А. Кто спасёт нацию? - М.осква: изд. «Воскресенье», 2005 г.
Мендельсон А.Л Учебник трезвости. - С-Петербург: «Алекс.-Невское общество трезвости» 1913 г.
Михеева Е.М. Курс лекций по социологии.- Тюмень: ТГНГУ, 2001 г.
Михеева Е.М. Бауэр В.И. Социально-гуманитарное образование и воспитательная работа в вузе. - Тюмень: ТГНГУ, 2005 г.
Мухин Ю.И. Шенин О.С. Практичная русская идея. - Москва: изд. «Демократия», 2007 г.
Углов Ф.Г. Самоубийцы - Москва: ООО «НТЦ ФОРУМ», 1995 г.
Углов Ф.Г. Правда и ложь о разрешенных наркотиках. - Москва: ООО «НТЦ ФОРУМ», 2004 г.
Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье. - Москва: «Медицина», 1986 г.
Успенский С. Школа трезвости. - Москва,1974 г.