Эссе о моём профессиональном пути
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника…
Вероника Тушнова
Нельзя не согласиться с объективным утверждением, что важнейшую роль в человеческой жизни играют педагогика и медицина. Моя бабушка была учительницей. Две тети – учителя. С раннего детства и я мечтала посвятить себя этому важному делу, но судьба привела меня сначала к медицине. Получив медицинское образование, я стала работать в поликлинике. Но учительский дух все равно преследовал меня. Я получила и высшее педагогическое образование по специальности «Филология». Возник сложный выбор. С одной стороны, я была квалифицированным медработником со стажем, с другой, – я сделала шаг к своей мечте, а это значит, что сама судьба движет мной в этом направлении.
Потом были годы работы в детском саду в качестве старшей медсестры, лавирование между, вроде бы, близких и в то же время таких далеких берегов одной реки под названием «Медицина и Педагогика», поиски профессиональной самореализации. Но жизнь, задавшая эту непростую задачу, сама подсказала ее решение.
«Все гениальное просто, и все простое гениально», как сказал один мыслитель (по разным версиям этот афоризм приписывают Геббельсу, А. Эйнштейну и проч.). Действительно, зачем выбирать, если можно совместить? Так я пришла к логопедии. Логопедия – это контаминированная сфера деятельности, гармонично включающая в себя педагогику и медицину, этику и психологию, физиологию и лингвистику.
Исторически сложившаяся артикуляционная база языка любой нации имеет свои особенности и разновидности в зависимости от месторасположения этнической группы. В связи с этим наша Брянщина представляет собой весьма интересный феномен. Географически она граничит с Беларусью и Украиной. Взаимодействие топографических объектов, принадлежащих разным народам, является основой их культурной и языковой взаимосвязи. Исторически происходя от одного праславянского языка-основы, русский, белорусский и украинский языки на современном этапе развития имеют колоссальные качественные и количественные отличия. С точки зрения генеалогической классификации, три этих языковых конгломерата относятся к восточнославянской группе индоевропейской семьи языков. Если при диахроническом взгляде можно обнаружить между ними больше родства, нежели различий, то при синхронном подходе дело обстоит иначе – языки все больше отдаляются друг от друга в плане формы и содержания. Сложившаяся языковая картина нашла своеобразную артикуляционно-орфоэпическую интерпретацию в Брянской области, где на русский язык, помимо прочего, оказали влияние другие восточнославянские языки в силу неразрывных территориальных связей.
Для учителя-логопеда, занимающегося коррекцией речевых недостатков, обязательно нужно учитывать в том числе и географический фактор при работе над проблемной дикцией. При этом к основным принципам своей деятельности я причисляю высказывание «Noli nocere!» (с латыни – «Не навреди!»). Это восклицание, на мой взгляд, должно сопровождать любую сферу человеческого бытия.
Важным принципом моей работы является также принцип детерминизма, то есть причинно-следственных связей. Нельзя приступать к коррекционной работе, не выяснив причину речевых отклонений реципиента. Выделяется ряд факторов, определяющих выработку неправильных артикуляционных навыков у ребенка, таких, как: физиологические особенности и дефекты, недостаток коммуникативной связи внутри корреляции «Родитель – Ребенок», внутриутробные патологии, наследственность и генетика, проблемы при родах, перенесенные заболевания и стрессы, взаимодействие с людьми с плохо поставленной речью, неблагоприятные социально-бытовые условия жизни и проч.
Как к учителю, ко мне обращаются за помощью в основном дошкольники и школьники. Их речевые проблемы по большей мере носят характер алалии, дислалии, дизартрии или стертой формы дизартрии, если речевые нарушения касаются фонетико-фонематического недоразвития речи, нарушения произношения отдельных звуков, общего недоразвития речи (ОНР), а также задержки речевого развития (ЗРР), задержки психоречевого развития (ЗПРР), темповой задержки развития речи, нарушения строения артикуляционного аппарата, смягчения, озвончения / оглушения фонем, афазии, дислексии, дисграфии, проблем со слухом, педагогической запущенности, недостатка внимания и проч.
Сталкиваясь с проблемой постановки диагноза и последующей коррекционной работы, я стараюсь подключить к процессу оптимальное количество методов и приемов для исправления сложной речевой ситуации. Но нельзя забывать о том, что работа над проблемами речи не должна ограничиваться лишь учебным курсом, педагогическим процессом и замыкаться на одной личности учителя. Для эффективности устранения артикуляционных нарушений (а наряду с ними и неблагоприятных психоэмоциональных факторов) я призываю родителей принимать активное участие в работе, ибо такой путь является единственно верным, продуктивным и приносящим желаемые плоды совместной деятельности. Только ребенок, чувствующий надежную руку педагога и сильную поддержку родителей, способен преодолеть препятствия и научится говорить на литературном языке (в том числе и с точки зрения орфоэпии), полностью соответствующем артикуляционной базе русской нации. В образовательный процесс обязательно включать и игровые моменты, поскольку форма игры позволит обучаемому лучше освоить тонкие механизмы работы артикуляционного аппарата и его правильного использования.
В своей деятельности я стараюсь находить интересные материалы и увлекательные игры обучающего характер, так как искренняя заинтересованность обеих сторон – залог успеха. И особенно важным, на мой взгляд, является индивидуальный подход к каждому обратившемуся за помощью. Уже в три года начинает формироваться личность, которую педагог обязан развивать, акцентируя внимание на ее сильных сторонах и сглаживая ее недостатки.
Я считаю, что при достаточном уровне теоретических наработок по логопедии, практическая сторона продолжает нуждаться в новых подходах, взглядах и решениях конкретных задач. Только педагог, поставленный перед фактической проблемой, на базе своих знаний, умений и навыков, опыта предшественников и предыдущих личных наблюдений способен эмпирическим путем выработать собственную методологию и постоянно совершенствовать свой профессионализм. Этого я и стараюсь добиваться в практической деятельности в первую очередь.
В завершение хотелось бы сказать, что я благодарна случаю за возможность заниматься любимым делом. Ведь если человек нашел свое призвание, значит, он на верном пути, ведущем к счастью. А как известно, «человек создан для счастья, как птица для полета» (В.Г. Короленко).