Правовые аспекты возрождения монархии в России
Автор публикации: В. Федоров, ученик 11А класса
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени Сергея Васильевича Байменова города Похвистнево
городского округа Похвистнево Самарской области
Исследовательский проект на тему:
«Правовые аспекты возрождения монархии в России»
Выполнил:
Федоров Валерий
ученик 11А класса
ГБОУ гимназии им.С.В.Байменова города Похвистнево
Научный руководитель:
Малкина Татьяна Николаевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ гимназии им.С.В.Байменова
города Похвистнево
Похвистнево 2021
Введение
Монархия с греческого означает единовластие, единоначалие. Она может быть абсолютной и конституционной. Империя Российская или «империя Рюриковичей», как ее называл Маркс была самой огромной и мощной страной во всей Европе. Её примерный возраст на сегодня составляет 10-11 веков, что сравнимо одинаково с возрастом могущественной Римской империи. Многие ученые современности выделяют что, такой совершенной государственной системы как в России, не было нигде, даже в Римской империи или Великобритании. Российская монархия властвовала не разъединяя, а соединяя. Российский народ всегда был готов бороться за свое Отечество и друг за друга.
Актуальность: Вопрос монархии не утратил своей значимости даже в нынешнее время. До сих пор существуют такие страны с монархической формой правления, многие из которых являются передовыми и экономически-развитыми державами. Они, несмотря на явный перевес количества республик, остались приверженцами монархической формы правления. Азиатские страны являются основными лидерами с интересуемой нас формой правления. Многие исследователи утверждают, что будущее как раз за монархически-абсолютистскими азиатскими государствами, чья вера и единство народа делает их сильными, поистине законопослушными и патриотичными гражданами.
Проблема: В настоящий момент Россия это страна республиканской формы правления. К этому она шла достаточно долго, пережила ряд трудностей. Стабилизировалась жизнь граждан, но в последнее время стало много недовольства в адрес действующей власти. В первую очередь это связано с принятием Пенсионной реформы. Если внимательно проанализировать историю, то можно заметить, что Россия повторяет цикл, который уже однажды происходил в начале 20 века. Тогда существовали сословия, сейчас у нас происходит расслоение людей на богатых и бедных, также как и тогда появляются волнения по недовольству властями, что может выразиться в новую революцию. Выходит, что Россия возвратилась к тому с чего и начинала. Так почему же и не вернуть монархию, ведь именно с неё и началось развитие всей страны?
Цель: изучить монархию как форму правления в качестве института, способного к возрождению монархии в современной России, выявить тенденции и возможности к её возрождению.
Задачи:
- Проанализировать причины падения монархического строя в России.
- Рассмотреть виды монархий.
- Выделить положительные и отрицательные стороны монархической формы правления.
-Провести исторический анализ источников, связанных с мнениями и основными предпосылками, которые могут стать источниками к возможности возрождения монархии.
- Провести исследование по поводу возможного наследника династии Романовых.
- Сделать выводы по данной проблеме.
Объект исследования: история Российской монархии как формы правления.
Предмет исследования: монархия как форма правления.
Гипотеза исследования: предположим, что монархия единственный верный способ правления Россией, так как это положено в основу развития нашего государства.
Методы исследования: исторический анализ, аналогия, обобщение данных.
Обзор изученности данной темы литературе: Данная тема раскрыта недостаточно, так как возрождение монархии относится к периоду Новейшей истории.
Ход исследования: для начала я хочу узнать, что такое монархия, рассмотрю основные формы монархии, её виды. Затем остановлюсь на сравнении монархии и республики, выявлю её преимущества и недостатки. Следующим шагом станет выяснение обстоятельств и причин падения монархии, выяснение истории того рокового дня для династии. В работе также будут указаны предпосылки к возможному возрождению монархии в России на основе данных Соцопросов, информации в СМИ и анализе документов. В практической части я рассматриваю основные ветви династии Романовых, выявляю возможных наследников императорского трона. В заключении будут сделаны выводы по поводу того, кто может быть возможным наследником, насколько возможно возродить монархию и в какой форме.
2. Монархия, как форма правления.
2.1 Понятие монархии.
Мона́рхия (лат. monarcha от греч. μοναρχία — «единовластие»: греч. μόνος — «одиночный, единый» и греч. ἀρχων — «властитель, правитель») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Указанное положение характеризует современную монархию, однако в течение многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой. Термин «монархия» греческого происхождения, означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения. Так, например, в Спарте существовало два царя. Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией.
Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается по наследству. Во всех монархических странах монарх является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король – в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан – в Малайзии, Брунее, Омане, эмир – в Кувейте, ОАЭ, великий герцог – в Люксембурге, князь – в Лихтенштейне.
Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
В некоторых арабских странах существует так называемая “клановая” форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
Другой важной формой правления является регентство – временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.1
2.2. Классические признаки монархии:
Пожизненный правитель. Человек, унаследовавший власть, остается ее носителем до конца своих дней. Только после его смерти власть передается следующему претенденту.
Передача трона по наследству. В любом монархическом государстве существуют законы и традиции, которые четко описывают процедуру передачи верховной власти. Как правило, она передается по наследству родственникам первого порядка.
Монарх – лицо государства. По традиции, правитель изъявляет волю всего народа и становится гарантом единства нации.
Монарх – лицо неприкосновенное, обладает юридическим иммунитетом.
2.3.Виды монархий.
Монархическая форма правления ранее существовала в большинстве государств мира, на сегодняшний день только около 40 стран являются монархиями. Хотя в некоторых постсоциалистических странах до сих пор есть немало желающих вернуть монархию (например, в Болгарии, Румынии и др.).
Монархия - это форма правления государства, в котором государственная власть сосредоточена в одних руках и, как правило, передается по наследству. Важнейшей чертой монархии является пожизненное занятие поста главы государства (в истории никогда не существовало временных монархов). Кроме того монарх обладает независимостью и юридическим иммунитетом, индемнитетом и олицетворяет единство нации.
Однако в современном мире есть существенные отклонения от данных правил. Так, например, в Великобритании монарх не обладает реальной властью, поскольку государством, по сути, управляет премьер-министр, а монарх лишь олицетворяет верховную власть, является символом единства нации и гарантом стабильности общества. В ряде стран наоборот власть монарха намного больше, чем это предусмотрено конституцией государства (Иордания, Марокко). Монархия как форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось “выжить” в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим самые древние разновидности монархий.2
В историческом аспекте среди монархий выделяют такие виды как:
1. Традиционные (патриархальные и сакральные)
2. Теократия, древневосточные (восточные деспотии)
3. Рабовладельческие античные
4. Феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные)
5. Буржуазные.
Теперь подробнее о каждой из них.
Традиционные.
-Патриархальная монархия.
Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных). Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай - принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология". Он пишет, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды). Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии.
Сакральная монархия.
Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая.
Многовековая история сакральных монархий привела относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.
Деспотическая (теократическая) монархия.
По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель". Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных.
Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.
Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).
Древнеримская (античная) монархия (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.).
Выступавшая в форме империи, имеет в своем развитии два периода: принципат и доминат. Принципат – (от лат. principatus, princeps – первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку – принцепсу (первому в списке сенаторов). Доминат – (от лат. dominatus – господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (конец 3 в.).
Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития:
Раннефеодальная монархия;
Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками: слабость центральной власти, непрочность государственного устройства, раздробленность территории, наличие остатков родового самоуправления.
По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне.
Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов. Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана).
Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.
Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти.
Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи, и она распадается на отдельные изолированные государства.
Сословно-представительная монархия;
Сословно-представительная монархия – это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы – сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.
Сословно-представительные собрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся законодательской деятельностью, контролем за финансами.
В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.
Абсолютная монархия.
Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда даже и духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава самовластный монарх который никому на свете о своих делах ответу дать не должен).
Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый «просвещенный абсолютизм», который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.
Буржуазная монархия.
В тех монархических обществах, где экономическая отрасль всё же накапливает дополнительный ресурс (прежде всего, за счёт успешного колониального грабежа и торговли) появляется основа для развития экономических предприятий. Как следствие появляются новые формы монархии. Например:·
Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но в заданных ею рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
Выборная монархия — монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально).3
1.4. Монархическое сознание. Плюсы и минусы монархии.
Понять, что означает "монархическое сознание", не столь просто, как кажется на первый взгляд. Глубинная суть монархического сознания — у русских, англичан, испанцев, шведов или японцев — одинакова. Она заключается в том, что монарх воспринимается прежде всего как символ духовного и государственного единства народа. Этот символ вознесен над историей, вознесен над политикой. Он объединяет хаотичный и противоречивый поток жизни. В течение веков Европа спорила с аристотелевским пониманием монархии как правильной формы правления при условии, что монарх превосходит своими добродетелями всех остальных людей в государстве, и порождала самые разнообразные формы монархий, которые отходили от идеального монархического образа, упорно живущего в сознании народов. Все отклонения были в сторону усиления единоличной власти. Однако именно это имело для монархий самые негативные последствия. Чем дальше отходила монархия от своего сакрального, "добродетельного" образа в сторону абсолютизма и тирании, тем более неустойчивым становилось ее положение. И наоборот, чем ближе она подходила к идеальному образу, тем более устойчивой делалась.
История европейской цивилизации вела монархии к разрушению. Но те из них, которые пережили революционные катаклизмы, освободились от абсолютистских форм, ограничили себя конституцией и отказались от политических средств влияния на общество, вполне гармонично вписались в современные демократические системы. Более того, они стали гарантами демократического устройства государства.
Современные монархии не являются опереточными и не ограничиваются выполнением представительских функций. Монарх может сыграть важную консолидирующую роль в момент политического кризиса в государстве.
В России сложился вариант монархической традиции, при котором абсолютистская власть периодами переходила в тираническую. Размеры государства подталкивали русских царей к тому, чтобы укреплять свою власть всеми возможными способами и сопротивляться любым попыткам ее ограничить. Шаги в сторону парламентской монархии давались тяжело — под натиском народных волнений и революций.
Особенностью русского монархического сознания являлось то, что в нем была чрезвычайно сильна религиозная составляющая. Сакральный смысл монархии в России был сильнее, чем в Европе. Царь в сознании людей воплощал собой надежду на справедливое устройство мира.
Если идея государства для русского народа есть нечто внешнее, как говорил Бердяев, то идея монархии есть нечто внутреннее. Царь олицетворяет присутствие небесного в граде Земном, воплощение высшей справедливости. Окружающая его когорта царедворцев и дворянское сословие в целом принадлежат только к граду Земному и к высшей справедливости отношения не имеют.
Чувство народного отчуждения от государства — это на самом деле молчаливое непризнание земной иерархии, которая несправедливо расставляет людей на ступеньки жизни. Почитание монарха — почитание небесной иерархии. Подчинение народа монарху — подчинение не конкретному царю, императору, его доброй или злой воле, а добровольное подчинение своим собственным представлениям о справедливости. В монархе встречаются град Земной и град Небесный, в нем преодолевается различие между верхом и низом земной социальной лестницы. Монархическое сознание надеется, что для царя нет разницы между крестьяном и дворянином. Монарх не изменит своему народу никогда, потому что он символ этого народа, он — сам народ.
Царь является главой не просто государства, он глава "народной общности". Это даже не конкретная личность, которую подавляющее большинство населения царской России никогда не видело и о ней ничего не знало. Конкретный правитель воспринимается так, как будто он соответствует глубинному мистическому представлению народа о справедливом устройстве мира.
Русское монархическое сознание всегда верило "в доброго царя", т.е. в того, кто соответствует идеальным представлениям о монархе. Забитые, безграмотные и угнетенные крестьяне, как и просвещенный Аристотель, тоже хотели видеть в монархе высшее воплощение добродетели и справедливости. Народ в христианском терпении мог ждать такого монарха очень долго, но не бесконечно. Если монарх не соответствовал образу, народ мог ответить бунтом, пойти к Разину или Пугачеву.
Главный недостаток династической монархии – случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала сосредоточив вокруг себя все величие. К.Ф. Валишевский пишет в романе о Екатерине II – “Победоносная за границами империи, Екатерина внушала сперва уважение, за тем и любовь к себе”. Павел был полной противоположностью своей матери. “Павел принес с собой на престол не обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств”. Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла “запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности”.
Личности русских монархов были далеки от идеального представления народа о "добром царе". Долгие века бесправия и крепостничества в конце концов привели к тому, что народ без драматизма расстался со своим последним царем. Большую роль в этом сыграло то, что Николай II отказался от престола, бросив тем самым вызов богоизбранному характеру своей власти. Ответ народа — равнодушие к судьбе царя.
В годы советской власти монархическое сознание скрыто проявлялось как вера в вождя. Это касается прежде всего двух исторических фигур — Ленина и Сталина. Однако чувства к революционным вождям можно лишь условно назвать монархическими. Понятие "вождь" было очень сильным, но вместе с тем сугубо земным, лишенным сакральности. Характер власти в СССР Аристотель скорее описал бы не в термине "монархия", а в терминах "автократия", "олигархия" и "тирания".4
Итак, монархия имеет основные преимущества перед другими формами правления:
Объединяет народ и поэтому укрепляет власть.
Монарх – высшее лицо, власть под его контролем, никто не вмешивается в его дела, если власть не ограничена Конституцией или выборным органом.
Монарх сам назначает преемника, вследствие чего не происходит волнений по поводу выбора новой власти.
Монарх заинтересован развивать страну, так как власть будет у его наследника.
При монархии больше возможностей провести реформы, так как это ничем не ограничено.
Недостатки:
Нет юридической ответственности монарха перед кем-либо.
При смерти монарха, который не имеет детей велико развитие кризиса и революции.
Права граждан отсутствуют или существенно ограничены.
3.1. Основные причины падения монархии:
Революция 1917 года и последующие падение русской монархии, стало прямым следствием глубокого экономического кризиса, который был спровоцирован участием России в Первой Мировой войне.
Из-за того, что огромное количество денежных средств и продуктовых ресурсов отдавалось армии, в государстве наблюдался не виданный до тех пор высокий уровень инфляции, цена на товары первой необходимости возросла в 10 раз.
В военное время закрывалось множество предприятий, так как существующие хозяйственные связи с европейскими странами бесповоротно разрывались. Народ империи был морально истощен, как затянувшийся войной, так и неумением Николая II решать нарастающие государственные проблемы.
Из сложившейся ситуации было два выхода: радикальное реформаторство либо же революция. Историей для России было предначертано склониться ко второму варианту.
3.2 Николай Второй и падение Российской империи.
Николай II император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский правил страной с 20 октября (1 ноября) 1894 — 2 (15) марта 1917. Он правил в неспокойное время – на протяжении всего царствования волнения в народе практически не утихали. Но Николай Второй строго придерживался своих монархических взглядов и всегда верил, что Россия способна процветать лишь при самодержавии. Современникам он запомнился как образцовый семьянин, неравнодушный и чуткий к судьбе вверенной ему страны правитель. Относительно его силы воли и решительности мнения расходятся. Февральская революция 1905 года существенно подорвала авторитет императорской власти. Николаю 2 пришлось пойти на существенные уступки и манифестом от 17 октября узаконить свободу слова, обеспечить гражданские свободы всему населению, предоставить возможность открыто выражать свое мнение через выборных представителей в недавно учрежденной Государственной Думе. Благодаря этим шагам империя продержалась ещё десяток лет. Первая мировая война полностью обескровила страну. Острый продовольственный дефицит на фоне внешнего безразличия власти всколыхнули в народе новую волну недовольства. Николай 2 узнал о начавшейся революции, находясь вдали от столицы в ставке Верховного Главнокомандующего. До Санкт-Петербурга, охваченного волнениями, император так и не добрался. Николай II спокойно воспринял сообщения о революционных выступлениях и в последующие дни также проявил удивительную выдержку; он еще с молодых лет очень сдержанно реагировал на происходящее. Итак, император решил вернуться в Царское Село, но его поезд был остановлен и отправлен в Псков.
Туда же прибыли два представителя Думы, которым было поручено вести переговоры об отречении. Сначала царь имел намерение отречься от престола в пользу сына, но после долгой консультации с его личным врачом окончательно понял, что болезнь Алексея неизлечима, и подписал акт в пользу брата, великого князя Михаила Александровича.
В течение этого исторического дня Николай II был спокоен и приветлив, отчего и все остальные не чувствовали себя скованными. Под давлением своих министров и Государственной Думы Николай II отрекся от престола за себя и своего наследника Алексея. Это произошло 2 марта 1917 года в городе Пскове. После отречения бывший император с семьей планировал отбыть в Англию к двоюродному брату королю Великобритании Георгу V. Узнав об этом, большевики взяли всю семью и приближенных под арест. С марта по август 1917 года они содержались в Александровском дворце Царского села. Тем временем Петроградом овладела анархия. Бесчинства и ежедневные убийства монархистов заставили временное правительство организовать переезд царской семьи в Тобольск. Там Николай II и его близкие проживали в доме бывшего губернатора вплоть до конца апреля 1918 года. Арестантам позволялось гулять и ходить на богослужения, им было позволено перевезти из своей резиденции прислугу, необходимую мебель и утварь. Должно быть, этот период для последних представителей правящей династии был относительно спокойным. Лишь неизвестность омрачала их будни. Как только ситуация в стране немного стабилизировалась, большевики вознамерились устроить суд над царской семьей. Для этого обвиняемых необходимо было перевести в Москву. Решение об открытом суде над Николаем II и его супругой поддержал и Владимир Ленин.
В расколотой огромной стране по-прежнему существовало сопротивление. Белогвардейские отряды особенно активно действовали именно на Урале. Из опасений, что бывшего императора могут освободить и попытаться восстановить монархию, уральские большевики большинством высказывались за немедленное устранение свергнутого императора. На время волнений Романовых разместили в особняке бывшего военного инженера Ипатьева. Дом находился под строжайшей охраной. Существовала целая система постов наружного и внутреннего наблюдения. При этом надсмотрщики с арестованными не церемонились. Царскую семью подвергали унизительным обыскам, крали у них еду, караульные сопровождали дочерей Николая II в уборную, намеренно распевали похабные частушки и революционные песни. В этих незавидных условиях семья прожила вплоть до дня расстрела – 16 июля 1918 года.
Тем временем содержание опального императора в Екатеринбурге чрезвычайно раздражало новое революционное правительство во главе с большевиками. Присутствие живого отрекшегося царя казалось им бомбой замедленного действия, которую надо срочно обезвредить. Масло в огонь постоянно подливали попытки белогвардейских офицеров наладить с Романовыми связь и в конечном итоге организовать их побег. Грянувшее в июле восстание белочехов ускорило события. До нас не дошла подлинная информация был ли расстрел Романовых приказом из Москвы или уральские большевики действовали в этот раз по своему усмотрению. Но всем было очевидно, что Николай II не может попасть в руки «белым». В ночь с 16 на 17 июля царскую семью бесцеремонно разбудили и велели одеваться для перевозки в иное место. Но вместо сопровождения на улицу, арестованных отвели в совершенно пустое полуподвальное помещение этого же дома. Яков Юровский, начальник охраны дома и член коллегии Уральской ЧК, зачитал приговор и обвинил Романовых в попытке побега. Между тем цесаревич Алексей был уже настолько слаб, что не мог самостоятельно передвигаться. В подвал отец спустил его на руках. После предъявления обвинений солдаты без предупреждения открыли огонь по членам царской семьи и четырем их сопровождающим. Николай II был убит первым. Остальных охрана добивала кто ударами штыков, кто выстрелами из револьверов. Все ценные вещи убитых тут же были разворованы. Так пала монархия в России.5
Тенденции и предпосылки к возрождению монархии.
Важнейшим элементом возрождающегося монархического сознания является желание народа воспринимать президента не как выборного временного руководителя государства, а как главу "народной общности". В общественном сознании возродилось исчезнувшее, как казалось, навсегда представление о "справедливом правителе".
В марте 2000 г. народ проголосовал за преемника. Сама передача власти ни у кого не вызвала удивления. Так впервые после разрушения советской системы политическая элита вместе с избирателями новой России проявили себя как носители монархически ориентированного сознания.
Необходимо, однако, учитывать скрытую суть такого сознания. Народ проголосовал за В. Путина не потому, что его назвал Б. Ельцин, авторитет которого приближался к нулю. Народ проголосовал за нового президента потому, что интуитивно почувствовал: этот президент, пусть и отдаленно, соответствует глубинному представлению о главе государства как о символе единства народа.
Рейтинг "одобрения деятельности" нового главы "народной общности" в ноябре 1999 г., когда он еще был премьер-министром, уже составлял 80%. Затем этот рейтинг перешел на должность президента и с тех пор фактически не изменился. Мы никогда не сможем понять данный феномен, если не будем учитывать пробуждающийся механизм монархического сознания. Оно опять верит, опять надеется, опять ждет...6
Данные соцопроса (ВЦИОМ):7
Сохранились предсказания о восстановлении монархии в России. У царской династии осталось немало сторонников. Примечательна динамика: при проведении в 2013 году опроса ВЦИОМ о введении монархии в России 28 % жителей высказалось, что не протестует против этого. А когда такой же опрос проводился в 2006 году, подобный ответ дало всего 9 % населения.
МОСКВА, 23 марта 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования об отношении россиян к монархии. Доля россиян, которые говорят, что не против или даже за монархию находится на уровне четверти опрошенных: в 2006 г. – 22% (в т.ч. 3% говорили, что они «за монархию» и могут назвать человека, подходящего на роль самодержца, 19% - что они «в принципе не против монархии, но не видят человека, который мог бы стать монархом»), а в 2017 г. – 28% (в т.ч. 6% и 22%, соответственно). Как показывают данные ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», категорически против существования монархической формы правления в нашей стране сегодня 68% россиян.
Из результатов видно, что с годами всё больше жителей страны начинает поддерживать монархию, что является огромным признаком к возможному восстановлению.
О гипотетической возможности установления монархии можно прочесть многочисленные публикации в интернете, поучаствовать в дискуссиях на телеканале «Спас» в программе «Следы Империи». К этой тематике стали все больше обращаться авторитетные ученые, высокопоставленные чиновники, политики и публицисты. Впрочем, немногие из них расценивают такой поворот событий как реально осуществимый в ближайшее время, но видят в монархической форме правления настоятельную необходимость. Примером в этом отношении может служить утверждение главы Республики Крым С.В. Аксенова. В 2017 г. во время эфира телеканала «Первый Крымский», он заявил следующее: «Когда нет единоначалия, наступает коллективная безответственность. Поэтому когда у страны есть внешние вызовы, очаги сопротивления внешние, необходимо принимать в этой части более жесткие меры… Сегодня, на мой взгляд, России нужна монархия»8
Кроме того, традиция монархической власти не исчезла. Уже тысячу лет Русский народ причащается Святых Христовых Таин, сберегая в своем сердце неразрывную связь со Спасителем и удивительную чистоту национального генофонда, сохраняет верность православию и его учению о Царской власти как Богоугодного государственного учреждения во главе с Помазанником Божьим, имеющим юридически неограниченную верховную самодержавную власть и отвечающим за свои поступки только перед Создателем и Царем царствующих. Все это вопреки длившемуся 250 лет азиатскому нашествию, постоянной западноевропейской военной, политической и экономической экспансии, не прекращающейся подрывной деятельности в области религии и активного навязывания чуждого нам формально-секулярного понимания права, лишенного справедливости. Все это, несмотря на внутренние нестроения, вызванные насильственной сменой формы правления 2(15) марта 1917 г. и последующим злодейским убийством Государя Императора и Его Августейшей Семьи. Все это наперекор большевицким репрессиям, гонениям на Церковь и нынешнему засилью либеральной инородной олигархии, всемерно губящей историческую российскую государственность.9
Практическая часть.
Изучив различные источники, документы и книги русского историка Андрея Буровского, СМИ я смог выяснить возможных потомков царской династии. Оказывается, что в то страшное для царской династии время, были убиты не все Романовы. Как известно, в царское время было много браков между другими династиями, и многие потомки Романовых сейчас проживают в самых разнообразных странах.
Свои права на престол Романовы обосновывали тем, что породнились с Рюриковичами: дочь окольничего Романа Юрьевича Кошкин-Захарьин-Юрьева, Анастасия Романовна, была первой женой Ивана IV Грозного. За весь период правления династии можно выделить 3 разных этапа:
Правление первых Романовых (до Петра) – законные Романовы.
Период дворцовых переворотов – правили то потомки Романовых, то их жёны
(Екатерины), причём происходит смешивание династий, ведь Екатерина 2 – это дочь прусского князя Ангальт-Цербстского.
Период 1796–1917 годов, когда обновленная династия Гольштейн-Готторпских-Романовых правила законно, передавала права на престол по мужской линии. Однако, до сих пор неизвестно был ли Павел законнорожденным от Петра 3 или же Сергея Салтыкова. Поэтому династия могла прерваться еще на Петре 3.
В начале 1917 года династия Романовых насчитывала 32 представителя мужского пола. 13 из них были убиты большевиками в 1918–1919 годах. Все ныне живущие потомки Романовых - наследники императора Павла Петровича. У Павла I было 12 детей, однако законнорожденными и сыновья были лишь у Николая Первого. Так что все оставшиеся потомки Романовых – его прапраправнуки.
У Николая Первого были сыновья: Александр, Константин, Николай и Михаил. Все они оставили после себя потомство и создали собственные династические линии:
Александровичи – основатель Александр Николаевич Романов. Сейчас живут потомки Дмитрий Павлович и Михаил Павлович Романовы-Ильинские. Но у них нет детей, и поэтому эта линия прекратит существование.
Константиновичи – основатель Константин Николаевич Романов. Он был единственным прямым потомком, брат Александра Второго, но в 1992 году скончался его наследник и ветвь прекратилась.
Николаевичи – произошли от Романова Николая Николаевича. В 2016 умер потомок Дмитрий Романович, однако, у него нет детей поэтому линия также угасла.
Михайловичи - наследники Михаила Николаевича Романова. Именно к этой ветви относятся остальные Романовы-мужчины, живущие ныне. Это дает надежду роду Романовых на выживание.
В ходе исследования я рассмотрел основные 3 линии этой династии и род Кирилловичей, произошедший от Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая 2.
Николаевичи: Романов Дмитрий Романович - глава Дома Романовых. Жил в Италии, в Египте. В Россию приезжает туристом в 1953 году. Все многочисленные члены царской семьи называют его Головой Дома, только ветвь Кирилловичей считает, что он не имеет законных прав на престол по причине того, что его отец был рожден в неравнородном браке. Детей не имеет.
Александровичи: Романов-Ильинский Дмитрий Павлович, 1954 г. р. – прямой наследник Александра Второго по мужской линии, проживает в США, имеет 3 дочерей, все замужем и сменили фамилии.
Романов-Ильинский Михаил Павлович, 1959 г. р. – единокровный младший брат князя Дмитрия Павловича, также живет в США, имеет дочь.
Михайловичи: Огромное число потомков, наиболее известные приведены в таблице, все граждане США.
Николаевичи | Александровичи | Михайловичи | По женской линии (Кирилловичи): |
Романов Дмитрий Романович(1926-2016)- глава Дома Романовых | Романов-Ильинский Дмитрий Павлович, 1954 г. р. | Алексей Андреевич, 1953 г. р. – прямой потомок Николая I, женат, детей нет, проживает в США. | Кирилл Владимирович, двоюродный брат Николая 2 |
Ветвь по мужской линии пресеклась. | Романов-Ильинский Михаил Павлович, (1959 г. р.) | Петр Андреевич, 1961 г. р. – также чистокровный Романов, женат, бездетный, живет в США. | Владимир Кириллович |
| Ветвь также прервется, если у них не будет сыновей. | Андрей Андреевич, 1963 г. р. – законно принадлежит к дому Романовых, имеет дочь от второго брака, проживает в США. | Великая княжна Мария Владимировна, 1953 г. р |
| | Ростислав Ростиславович, 1985 г. р. – прямой продолжатель рода, пока не женат, проживает в США. | Георгий Михайлович, 1981 г. р. – сын княгини Романовой Марии Владимировны и принца Прусского, претендует на титул цесаревича. |
| | Никита Ростиславович, 1987 г. р. – законный потомок, пока не женат, живет в Великобритании. | |
| | Николас-Христофер Николаевич, 1968 г. р., - прямой потомок Николая I, живет в США, имеет 2-ух дочерей. | |
| | Даниэль Николаевич, 1972 г. р. – законный член дома Романовых, женат, живет в США, имеет дочь и сына. | |
| | Даниил Данилович, 2009 г. р. – самый юный законный потомок царской семьи по мужской линии, проживает с родителями в США. | |
| | Однако, никто не высказывает прав наследства, никто не знает русский язык и порядков. | |
В ходе этого я сделал вывод, что возможным кандидатом на императорский трон может быть Георгий Михайлович, он идёт по женской линии, но больше всех имеет шансов быть наследником, относится к ветви Кирилловичей.
Кирилловичи:
Кирилл Владимирович – двоюродный брат Николая 2, в 1924 году провозгласил себя "российским императором в изгнании".
Мария Владимировна- внучка Кирилла Владимировича, родилась в 1953 году. На данный момент её признают все, и церковь, в качестве Глава Российского императорского дома. В 1976 году она вышла замуж за правнука германского императора Вильгельма II, родила сына Георгия. Сама часто бывает в России, свободно говорит на русском, при этом заявляет, что никогда не будет навязывать монархию против воли народа.
Георгий Романов – в 1992 году провозглашен Марией Владимировной цесаревичем. Родился в Мадриде, как и мать. Впервые увидел Россию в 1992 году, когда сопровождал тело своего деда князя Владимира Кирилловича вместе с семьей к месту погребения. Его самостоятельный визит на Родину состоялся в 2006 году. Работал в Европарламенте, Еврокомиссии. Претендует на наследника титула Его Императорское Высочество Государя после матери.
Отдельным стоит выделить Николая Кирилловича Лейнинген- Романова, который не относится ни к одной ветви, но является потомком Кирилла Владимировича, как и Мария Владимировна. У Кирилла была дочь Мария, вышедшая замуж за немца Карла Лейнингенского. Долгое время Лейнинген-Романова не признавали, однако, теперь наследником Кирилла Владимировича партия РФ считает именно Николая, а не Марию Владимировну, так как её мать была не высокородной.
В итоге, если в России и будет восстановлена монархия, то на императорский трон могут быть рассмотренны сразу 3 кандидата: Георгий Михайлович Романов, Николай Кириллович Лейнинген- Романов, Михаил Романов-Ильинский (однако он уже стар, а наследника не имеет).
Заключение
На данный момент стран с монархической формой правления намного меньше, чем с республиканской, однако, жители тех стран, в которых ныне правят монархи, в большинстве своем менять ничего не собираются, а население некоторых республик все больше и больше склоняется к идеям реставрации монархии. На мой взгляд, это связано с тем, что граждане начинают осознавать, что монархия – это последний шанс избавиться от постоянных революций и гражданских войн. Так в 1993 году в Камбодже была восстановлена монархия. Монархия имеет целый ряд неоспоримых характерных достоинств: стабильность, преемственность власти, непредвзятость монарха, возможность долгосрочных преобразований.
В России же по Конституции республиканская форма правления, и пока рано говорить о возрождении, однако, сохранились все устои монархии – это необходимость единства народа в духе самодержца, динамика поддержки о восстановлении, роль православия, как и во время монархии, ведь даже пройдя революцию, церковь играет ту же роль. Но это должна быть только конституционная монархия, не нарушающая никаких принципов граждан. И если она и будет когда-то рассмотрена, то только путём всеобщего голосования – референдума. Что касается монарха, то здесь также есть возможный вариант из двух-трёх кандидатов, и если и будет восстановлена монархия, то необходимо будет решать всем гражданам по поводу наследника.
Кроме того, год от года ситуация на мировой арене накаляется. Постоянные экономические кризисы и санкции США угрожают экономикам многих стран, в том числе и России. Для предотвращения этих угроз необходимы долгосрочные преобразования в обществе, экономике и политике. Также необходимо единство нации на этом нелегком пути. И именно монархия, в наиболее ярко выраженной степени, несет в себе эти черты.
Список литературы
1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений, М., 1995.
2. Михалёва Н.В. , Плаксина В.С. Разновидности современных монархий, М., 2015
3. Иванов В.. Теория государства. – М., Издательский дом «Территория будущего», 2010
4. Боков М.Б. Нужен ли России царь? – М., 2006 г.
5. Думин С.В. Кто наследник российского престола? – М., 2017
6. Симонишвили Л.Р. Формы правления история и современность. – М.: Флинта:
МПСИ, 2007.
Интернет-ресурсы
http://history-doc.ru/konec-monarxii-v-rossii/
https://aeternamemoria.ru/praviteli-rossii/nikolay-ii/
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116126 (данные соцопроса ВЦИОМ)
http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-7/212.htm
https://zaweru.ru/3196-pravo-na-vosstanovlenie-monarhii.html
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений, 1995.
3 Иванов В.. Теория государства. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010
4 Боков М.Б. Нужен ли России царь?” – М. 2006 г.
5 http://history-doc.ru/konec-monarxii-v-rossii/
6 Боков М.Б. Нужен ли России царь?” – М. 2006 г.
7 https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116126( данные соцопроса ВЦИОМ)
8 https://zaweru.ru/3196-pravo-na-vosstanovlenie-monarhii.html
9 https://zaweru.ru/3196-pravo-na-vosstanovlenie-monarhii.html