12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Асмаева Марина Шамильевна145
Образование - высшее, окончила Пензенский политехнический институт диплом выдан 08.06.1981, специальность «Электронные вычислительные машины», квалификация: инженер - системотехник. Стаж педагогической работы 37 лет, в данной должности 28 лет
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

Урок-семинар по теме:

«Правовые аспекты

работы с информацией»


Раздел программы: «Теоретическая информатика».

Тема урока: «Правовые аспекты работы с информацией».

Тип урока: обобщающий урок.

Вид: урок-семинар.

Технология: личностно-ориентированная.


Время проведения: урок, завершающий тему «Алгоритмизация и программирование» (базовый курс).


Цели урока:

Формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.

Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

Формирование общеучебных и обще культурных

навыков работы с информацией.

Осветить правовые аспекты работы с информацией, ввести понятие информационной культуры, авторского права на программный продукт, уголовного наказания за создание вредоносных

программ.


Задачи урока:


1.Воспитательная – развитие познавательного интереса, правовое воспитание учащихся, воспитания информационной культуры.

2. Учебная – изучить основные правовые аспекты работы с информацией.

3. Развивающая – развитие чувства ответственности за свои поступки.

4. Познавательная – расширение правового кругозора.


План урока

1. Вводное слово учителя.

2. Постановка задачи семинара.

3. Жеребьевка команд (определяет, в каком порядке будут выступать команды).

4. выступление с сообщением учащихся 1-й группы.

Рецензия на их выступление учащимися 2-й группы.

Учащиеся 3-й группы дают рецензию рецензии.

5. выступление с сообщением учащимися 2-й группы.

Рецензия на их выступление учащимися 3-й группы.

Учащиеся 1-й группы дают рецензию рецензии.

6. Выступление с сообщением учащихся 3-й группы.

Рецензия на их выступление учащимися 1-й группы.

Учащиеся 2-й группы дают рецензию рецензии.

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Выводы.


Подготовительная работа


Наш опыт показывает, что при организации и проведении таких семинаров целесообразно использовать групповую форму организации самостоятельной работы учащихся: учащиеся разбиваются на группы, в каждой из которых выделяется консультант-менеджер, который выполняет функции координатора работы, производимой (или: выполняемой ) всеми учащимися. Каждая группа получает задание, консультант-менеджер разбивает его на задачи для каждого участника группы. Это может быть работа по подготовке выступлений, подбору наглядного материала и т.п. Работая над заданием, ученики читают материал по учебнику, подбирают дополнительную литературу, используют данные периодической печати, обращаются к нужным сайтам в Интернете. Этот прием способствует повышению активности учащихся в субъективной оценки их выступлений, воспитывает культуру общения, ответственность за порученное дело.

Эффективность групповой работы во многом зависит от степени подготовленности учащихся, сформированности у них умений самообразования, дисциплинированности и умения работать с информацией. Поэтому очень важно при подготовке к семинару правильно комплектовать группы, учитывать уровень знаний и умений, познавательный интерес к теме семинара. Необходимо проводить подробный инструктаж, давать дополнительные консультации группам и отдельным учащимся. Количественный состав групп 4-8 человек.


Правила проведения семинара


На семинаре после сообщений одной группы, другая группа дает ему рецензию, а остальные оценивают и сообщение и рецензию. Затем группы меняются ролями. В итоге каждая группа выступит с оценкой работы другой группы и прокомментирует рецензии остальных. Такой прием «рецензия рецензии» способствует повышению активности студентов в ходе проведения семинара и объективности в оценке их выступлений.

Учащимся был предложен следующий план рецензии:

1. соблюдение регламента выступления.

2. Соответствие содержания выступления теме.

3. Логика выступления.

4. Использование наглядного материала, культура речи.

5. Эмоциональность.

При рецензировании рецензии учащиеся высказывают согласие или несогласие с данной рецензией и оценивают ее по пятибалльной шкале.


Вопросы к семинару

1. Формирование законодательства России в области компьютерного права. Авторское право и защита прав авторов компьютерных программ и владельцев баз данных.

2. Ответственность за несанкционированный доступ к информации, за создание и распространение вредоносных компьютерных программ.

3. Правовые и этические нормы поведения при работе в Интернете. Электронный «спам» и «хакерство».


Ход урока


1. Вводное слово преподавателя.

2. Постановка задачи семинара.


Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем урок-семинар по теме "Правовые аспекты работы с информацией" Термин "компьютерное право" возник в промышленно развитых странах в середине нашего столетия в связи с широким использованием средств вычислительной техники и других, связанных с ними технический средств, в различных сферах общественной деятельности и частной жизни и формированием отношений, возникающих в процессе производства и применения новых информационных технологий.

Соответствующее законодательство довольно быстро развивается, стараясь учитывать развитие компьютерной техники и телекоммуникаций . Но большая часть людей, работающих с информацией, не знает ни своих прав, ни своих обязанностей. И в результате часто нарушают закон, что, естественно, наказуемо. Компьютерные программы, базы данных, компьютерные сети- это чья-то собственность и пользоваться ею нужно только официально, с разрешением авторов или владельцев. Как нужно вести при проведении Интернет - конференций, при пользовании электронной почтой? Какое наказание может понести автор программы- вируса? И если мы знаем, хотя бы в общих чертах, уголовное право, то "компьютерное право" известно не так широко. Наша задача сегодня -постараться стереть пробелы в нашем правовом воспитании. Удачи вам!

3. Жеребьевка команд.

При проведении жеребьевки команда определяет свой номер.

4.Выступление с сообщением учащихся 1-й группы.

Тема выступления: Ответственность за несанкционированный доступ к информации, за создание и распространение вредоносных компьютерных программ.

Рецензия на их выступление учащимимися 2-й группы.

Учащихся 3-й группы дают рецензию рецензии.

5.Выступление с сообщением учащихся 2-й группы

Тема выступления: Правовые и этические нормы поведения при работе в Интернете. Электронный «спам» и «хаккерство».

Рецензия на их выступление учащимися 3-й группы.

Учащихся 1-й группы дают рецензию рецензии.

6.Выступление сообщение учащихся 3-й группы.

Тема выступления: Формирование законодательства России в области компьютерного права. Авторское право и защита прав авторов компьютерных программ и владельцев без данных.

Рецензия на их выступление учащимися 1-й группы.

Учащихся 2-й группы дают рецензию рецензии.

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Выводы.

Учитель: Сегодня на уроке информатике мы успешно провели семинар, который наверняка был нам полезен и интересен. Все группы очень хорошо подготовились, для иллюстрации выступлении использовались плакаты, дополнительная литература, интересную информацию участники семинара нашли в Интернете. Особенно полно освещён вопрос о производстве и распространении компьютерных вирусов, наказании за это деяние, с примерами иллюстрациями из периодических изданий. Все выступления заслуживают высокой оценки, хотя с некоторыми рецензиями я не совсем согласна. Молодцы! В качестве домашнего задания я попрошу участников к следующему уроку обобщить представленный материал и сделать письменно выводы. Спасибо! До свидания!

Самоанализ урока

Урок-семинар является одной из организационных форм урока, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. Это форма поведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формирование у них умений самостоятельной работы. Основной дидактической задачей этого семинара является изучение нового материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Эффективности проведения такого семинара способствует большая предварительная работа, включающая и групповую работу под руководством консультантов-менеджеров и индивидуальную подготовку учащихся. Наш опыт свидетельствует, что проведение семинарских занятий с целью изучения и обобщения материала, организация в процессе подготовки к семинару самостоятельной групповой работы, использование приемов и методов активизации учебной деятельности способствуют более глубокому усвоению учащимися информационных понятий, повышают познавательные возможности учащихся.


Дополнительные материалы к уроку

Источник в интернете:

www.relcom.ru/computerlow:

РОССИЙСКАЯ ФЕДИРАЦИЯ ЗАКОН О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ

(от 23 сентября 1992 г. №3523-I)

Статья 1. Основные понятия

Основные понятия, применяемые в настоящем законе: программа для ЭВМ

база данных;

адаптация программы для ЭВМ или базы данных;

модификация (переработка) программы для ЭВМ или базы данных

декомпилирование программы для ЭВМ;

воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных

Распространение программы для ЭВМ или базы данных;

Выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ или базы данных;

Использование программы для ЭВМ или базы данных;

2. Под правообладателем в настоящем Законе понимается автор, его наследник, а так же любое физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительными имущественными правами, полученными в силу закона или договора .

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Программы для ЭВМ и базы данных относятся настоящим Законом к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы , а базам данных – как сборникам .

Статья 3 . Объект правовой охраны

Авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства.

Статья 6. Срок действия авторского права

Авторское право действует с момента создания программы для ЭВМ или базы данных в течение всей жизни автора или 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за год смерти автора.

4. Личные права автора на программу для ЭВМ или базу данных охраняются бессрочно.

Статья 8 . Авторство.

1. Автором программы для ЭВМ или базы данных признается физическое лицо. В результате творческой деятельности которого они созданы.

2. В случае, если части программы для ЭВМ или базы данных имеют самостоятельное значение, каждый из авторов имеет право авторства на созданную им часть.

Статья 14. Использование программы для ЭВМ или базы данных по договору с правообладателем.

Статья 15. Свободное воспроизведение и адаптация программы для ЭВМ или базы данных.

Статья 17. Нарушение авторского права. Контрафактные экземпляры программы для ЭВМ или базы данных.

Статья 20. Иные формы ответственности.

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространения таких произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОФ ФЕДЕРАЦИИ «Об информации, информатизации и защите информации». (Принят Государственной Думой 25 января 1995 года)

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и представления потребителю документированной информации:

создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные)

Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов

Статья 13. Гарантии представления информации.

Статья 18. Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения

Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам.

Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Российская федерация


Федеральный закон

«Об участии в международном информационном обмене»

(от 4 июля 1994 года №85-ФЗ)

Совет европейского сообщества. Деректива о правовой охране программ для ЭВМ

(от 14 мая 1991г.) (91/250/ЕЭС)

Статья 2: Авторство на программы для ЭВМ

Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации определяется статьями УК Российской Федерации, фрагменты которых предоставлены ниже.

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1.Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине(ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты или иного дохода осуждённого за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2.То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения , а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети,- наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года до двух лет, либо арестом на срок до трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Объективную сторону данного преступления составляет неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, которой всегда носит характер совершения определенных действий и может выражаться в проникновении в компьютерную систему путем:

Использования специальных технических или программных средств, позволяющих преодолеть установленные системы защиты;

Незаконного использования действующих паролей или кодов для проникновения в компьютер, либо совершение иных действий в целях проникновения в систему или сеть под видом законного пользователя;

Хищения носителей информации, при условии, что были приняты меры их охраны, если это деяние повлекло уничтожение или блокирование информации.

Неправомерным признается доступ к компьютерной информации лица, не обладающего правами на получение и работу с данной информацией, либо компьютерной системой. Причем в отношении этой информации системы должны приниматься специальные меры защиты, ограничивающие круг лиц, имеющих к ней доступ.

Под охраняемой законом информацией понимается информация, для которой в специальных законах установлен специальный режим её правовой защиты, например – государственная, служебная и коммерческая тайна, персональные данные и т.д.

Состав данного преступления носит материальный характер и предполагает обязательное наступление одного из следующих последствий:

Уничтожения информации, то есть удаление информации на материальном носителе и невозможность её восстановления на нём;

Блокирования информации, то есть удаление информации на материальном носителе и невозможность её восстановления на нём;

Модификации информации, то есть внесение изменений в программы, базы данных, текстовую информацию, находящуюся на материальном носителе;

Копирования информации, то есть переноса информации на другой материальный носитель, при сохранении неизмененной первоначальной информации;

Нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, что может выразиться в нарушении работы как отдельных программ, баз данных, выдаче искаженной информации, так и нештатном функционировании аппаратных средств и периферийных устройств, либо нарушении нормального функционирования сети.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ

Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами – наказываются лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.

Те же деяния, повлекшие на неосторожности тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от трёх до семи лет.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное частью 1 ст.273, может быть совершено только с прямым умыслом, так как в статье определено, что создание программы должно привести к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ.

Использование или распространение вредоносных программ тоже может осуществляться только умышленно, так как в соответствии с частью 2 ст.274 УК РФ деяние, совершенное по неосторожности.

Признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

1.Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред,- наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.








Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.