Урок «Правовое государство. Парламентаризм в России» (Обществознание, 9 класс)
Класс: 9
Предмет: обществознание
Учитель: Мкртчан Яна Юрьевна
Тема: Правовое государство. Парламентаризм в России
Тип урока: обобщения полученных знаний. Форма - круглый стол.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: обобщить и укрепить знания по теме « правовое государство», систематизировать основные понятия по данное теме. Углубить знания по истории российского парламентаризма.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению истории России, воспитание гражданственности.
Метапредметные : обучать умению выбирать наиболее эффективные способы решения задач,
Познавательные УУД: развивать у учащихся интерес к исследовательской деятельности.
Коммуникативные УУД: Умение работать в коллективе, слушать партнеров и анализировать высказывания.
Регулятивные УУД: Развивать умение ставить цели и находить средства для их достижения
Личностные УУД: Проводить оценку документов, своей работы. Мотивация на активное участие в жизни общества.
Ресурсы: Конституция Р.Ф., презентация, раздаточный материал « О парламенте республики Северной Осетии - Алании»
План урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
1 организационный момент. 2.Мотивация 3 Постановка целей. 4 Актуализация знаний 4. Рефлексия 5. Итог урока |
Учитель приветствует учеников и гостей урока. Звучит гимн Р.Ф.. и Осетии. 27 апреля 2018 года наша страна отмечает юбилей начала работы I Государственной Думы. Сегодняшний урок мы посвящаем истории создания и функциям современного российского парламента и правового государства в России. Россия очень долго была самодержавной монархией, и люди разных сословий не имели равных прав и свобод, не имели представительного органа власти, с которым царь вынужден был бы считаться. В 1905году в Росси произошла Первая российская революция (1905-1907г.), Николай II 17 октября 1905 года подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» в котором даровал населению незыблемые основы гражданской свободы и Государственную Думу. И хотя, выборы в Государственную думу провозглашались всеобщими, они были далеки от равных и всеобщих. Согласно Основным законам Российской империи любой законопроект теперь утверждался вначале Думой, затем Государственным советом и только потом поступал на подпись царю. Государственная Дума была сформирована, но оказалось, что у царя и парламента разные взгляды на решение дальнейших проблем российской действительности. России предстояло пройти долгий путь до формирования правового государства. Что помешало становлению правового государства в России? Обратите внимание на эпиграф урока « Для не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право» В.Гюго. В чем смысл высказывания В.Гюго? Опираясь на эпиграф я прошу вас сформулировать цели нашего урока. Сегодня мы будем говорить и о правовом государстве и о парламентаризме в России. У нас в гостях депутат парламента РСО - Алании- Кязымов.
Работа с аудиторией с использованием текста Конституции Р.Ф. Уважаемые участники круглого стола. Хочется задать вам несколько вопросов. -Что же такое правовое государство? Рассмотрим признаки правового государства, опираясь на текст Конституции Р.Ф. 1 слайд. -Верховенство права. В чем заключается верховенство права? - В чем заключается верховенство права в нашей стране? - В каких статьях непосредственно закреплено верховенство права? 2слайд Признак незыблемости прав и свобод человека. Приведите примеры. 3слайд. Признак правового государства - взаимная ответственность государства и личности. Как вы это понимаете 4 слайд. Разделение 3-х ветвей власти. Именно он способствует правовому огранечению государственной власти. Перечислите ветви власти? Какие функции он выполняют? 5 слайд. Главой нашего государства является президент Р.Ф.- В.В.Путин. Как происходят выборы президента? - При каком типе государства проводятся такие выборы? 6слайд. Еще один признак-независимость суда. Только это может гарантировать права и свободы граждан осуществлять правосудие. 7 слайд. Конституция Р.Ф. составлена на основании международных документов. Каких? Соответствует нормам международного права. В современном обществе практически все государства в мире можно назвать правовыми. Но многое зависит от экономических, политических условий развития самого государства и внешнеполитических условий. В 1993г. принята Конституция Р.Ф., в которой были изложены принципы правового государства. Как вы считаете, за пошедшие 25 лет, удалось ли построить правое государство в нашей стране? Большую роль в развитии права и в целом государства играет парламент Р.Ф.- Федеральное собрание. В 2018 году исполняется 25 лет новой Конституции, которая раскрыла большие возможности для работы парламента. Наше государство имеет федеративное устройство. Что это означает? 1. Какие задачи ставит парламент РСО – Алании? 2 Какие вопросы решает парламент РСО – Алании? Предоставляем слово депутату парламента Кязымову.
Надежды на дальнейшее улучшение жизни наше государство связывает, прежде всего, с молодыми, энергичными, умными, честными и порядочными людьми. Вы на пороге окончания школы, впереди у вас ваше будущее, которое зависит и от вас. Верьте в себя, верьте в справедливость и добро, верьте в Россию. |
Учащиеся приветствуют учителя и гостей урока. -Развитие исторических событий. -Захват власти большевиками. - Установление большевиками«диктатуры пролетариата» -В.Гюго говорил о равноправии, о возможности и необходимости решения вопросов управления государством правовыми методами, но не силой. Дать понятие « правовое государство», определить его признаки. Рассмотреть вопрос о деятельности парламента в России и РСО- Алании. Правовое государство во- первых обеспечивает права человека.( глава II Конституции Р.Ф.) Во- вторых действует в рамках государства. Ученики работают с текстом Конституции Р.Ф. - Все имеют равные права с рождения. -Государство защищает права граждан. - глава2.КонституцииР.Ф. - Мы имеем право на образование, охрану жизни и здоровья …… - Мы имеем большое количество прав и свобод, которые защищены государством, но при этом в конституции записаны и основные обязанности такие как: платить налоги, защищать Отечество, природу, культурные ценности. - Законодательная- Парламент Р.Ф. –Федеральное собрание. - Исполнительная власть правительство Р.Ф. - Судебная Верховный суд Р.Ф.. Называют статьи Конституции Р.Ф.гл.4 ст.80; гл.5 ст.95, ст96; гл.5 ст.110,ст.111 - Президента выбирают всенародным голосованием- референдум. -Тип государства- смешанный тип республики. -Такое голосование возможно только в условиях демократического режима. - В конституции Р.Ф. независимость суда ст. 120.Предусматривается участие граждан в осуществлении правосудия- присяжные и арбитражные заседатели. – Это прежде всего « Декларация прав человека» 1949г. - Безусловно, многое зависит от внешнеполитических условий ( приводят примеры) - Необходима четкое планирование и согласованное действие правительства и парламента.( примеры национальных проектов) - Федеративное государство предусматривает активное участие субъектов федерации в управлении Россией и принятии самостоятельных решений. Работа с документом» О парламенте РСО-Алании» Ст.1 Парламент Республики Северная Осетия Алания является постоянно действующим органом. Ст3 к ведению относятся вопросы6 принятия Конституции РСО -Алании, законов, бюджета республики, установления налогов, установление сроков выборов главы республики, в органы управления, в парламент и т.д.Ст.6 Парламент осуществляет контроль: за соблюдением законов, реализацией социально – экономического развития республики. Вопросы учащихся гостям… - какие проблемы существуют у нас в республике, городе и насколько реально их решение? |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и коллективом. Личностные: эмоциональное реагирование на материал. Коммуникативные: Слушают, анализирую, делают выводы. Познавательные: Постановка целей, осмысление темы. Регулятивные: формулировка цели, осуществление поиска ее достижения. Коррекция ответов . Коммуникативные: Слушают, анализирую, делают выводы. Познавательные: Работа с признаками правового государства, осмысление темы. Умение работать с текстом. Регулятивные: формулировка ответов, осуществление поиска ответов в тексте, коррекция ответов. Личностные: проявление активности , умения воспринимать аргументы партнеров,доброжелательность. Коммуникативные: Слушают, анализирую, делают выводы. Познавательные: Работа с признаками правового государства, осмысление темы. Умение работать с текстом. Регулятивные: формулировка ответов, осуществление поиска ответов в тексте, коррекция ответов. Личностные: проявление активности , умения воспринимать аргументы партнеров. Коммуникативные: Слушают, анализирую, делают выводы. Познавательные: Работа с признаками правового государства, осмысление темы. Умение работать с текстом. Регулятивные: формулировка ответов, осуществление поиска ответов в тексте, коррекция ответов. Личностные: проявление активности , умения воспринимать аргументы партнеров. Коммуникативные: Слушают, анализирую, делают выводы. Познавательные: Работа с признаками правового государства, осмысление темы. Умение работать с текстом. Регулятивные: формулировка ответов, осуществление поиска ответов в тексте, коррекция ответов. Личностные: проявление активности , умения воспринимать аргументы партнеров. Коммуникативные: Слушают, анализирую, делают выводы. Познавательные: Работа с документом, осмысление темы. Умение работать с текстом. Регулятивные: формулировка ответов, умение формулировать вопросы, коррекция ответов. Личностные: проявление заинтересованности, активности , умения воспринимать аргументы партнеров. Анализировать и делать выводы. |