
Разработал: ученик 10 класса
ОГКОУ школа-интернат №88
Мнейкин сергей
г. Ульяновск
2018г.
История развития информационной техники с древних времен и до возникновения первого компьютера

Счеты
Первое простейшее цифровое устройство – счеты.
Счеты были изобретены совершенно независимо и практически одновременно в Древней Греции, Древнем Риме, Китае, Японии и на Руси.
Счеты Руси
Счеты древнего Рима
Счеты Японии

Абак – счеты древней Греции
Счеты в Древней Греции назывались абак, то есть доска или еще «саламинская доска» (остров Саламин в Эгейском море).
Абак представлял собой посыпанную песком доску с бороздками, на которых камешками обозначались числа. Первая бороздка означала единицы, вторая – десятки и т.д.
Первая бороздка означала единицы, вторая – десятки и т.д.
Во время счета на любой из них могло набраться более 10 камешков, что означало
добавление одного камешка в следующую бороздку.

Счеты Китая
В Китае счеты «суан-пан» немного отличались от греческих и римских. В их основе лежало не число десять, а число пять. В верхней части «суан-пан» находились ряды по пять косточек-единиц, а в нижней части – по две. Если требовалось, скажем, отразить число восемь, в нижней части ставили одну косточку, а в части единиц – три.

Аналоговые устройства
Аналоговое направление, основанное на исчислении неизвестного физического объекта (процесса) по аналогии с моделью известного объекта (процесса), получило наибольшее развитие в период конца XIX – середины XX века. Основоположником аналогового направления является автор идеи логарифмического исчисления шотландский барон – Джон Непер, подготовивший в 1614г. научный фолиант «Описание удивительной таблицы логарифмов». Джон Непер не только теоретически обосновал функции, но и разработал практическую таблицу двоичных логарифмов.

Цифровые устройства
Цифровое направление развития техники вычислений оказалось более перспективным и составляет сегодня основу компьютерной техники и технологии. Еще Леонардо да Винчи в начале XVI в. создал эскиз 13-разрядного суммирующего устройства с десятизубными кольцами. Хотя работающее устройство на базе этих чертежей было построено только в XX в., все же реальность проекта Леонардо да Винчи подтвердилась.

Машина Шиккарда
В 1623 г. профессор Вильгельм Шиккард в письмах И. Кеплеру описал устройство счетной машины, так называемых «часов для счета». Машина также не была построена, но сейчас на основе описания создана работающая ее модель.

Машина Паскаля
Первая построенная механическая цифровая машина, способная суммировать числа с соответствующим увеличением разрядов, была создана французским философом и механиком Блэзом Паскалем в 1642 г. Назначением этой машины было облегчить работу отца - сборщика налогов.
В машине среди многочисленных шестерней находилась основная расчетная шестерня. Она при помощи храпового механизма соединялись с рычагом, отклонение которого позволяло вводить в счетчик однозначные числа и проводить их суммирование.

Изобретения Жакарда и Прони
В конце XVIII века во Франции произошли два события, имеющие принципиальное значение для дальнейшего развития цифровой вычислительной техники. К таким событиям относятся:
---- изобретение Жозефом Жакардом программного управления ткацким станком с помощью перфокарт;
---- разработка Гаспаром де Прони, технологии вычислений, разделившей численные вычисления на три этапа: разработка численного метода, составление программы последовательности арифметических действий, проведение собственно вычислений путем арифметических операций над числами в соответствии с составленной программой.

Ткацкий станок Жакарда

проект Аналитической машины
Чарльза Бэббиджа
Указанные новшества позже были использованы англичанином Чарльзом Бэббиджем, осуществившим, качественно новый шаг в развитии средств ВТ – переход от ручного к автоматическому выполнению вычислений по составленной программе. Им был разработан проект Аналитической машины - механической универсальной цифровой вычислительной машины с программным управлением (1830-1846 гг.). Машина состояла из пяти устройств: арифметическое (АУ); запоминающее (ЗУ); управления (УУ); ввода (УВВ); вывода (УВ).
Именно из таких устройств и состояли первые ЭВМ, появившиеся спустя 100 лет.

Проект аналитической машины Бэббиджа
Горбачёва Марина Юрьевна
Иванова Ирина Михайловна