12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Матвеевна Пташок114
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
5

Эссе «История возникновения и развития педагогической профессии»

История возникновения и развития педагогической профессии.

«Он с радостью учился и с радостью учил.»

Дж. Чосер «Кентерберийские рассказы».

Заниматься обучением, то есть передачей тех или иных знаний, человек стал задолго до появления письменности. В первобытном обществе старшие представители рода и племени передавали свои знания умения и навыки молодым людям. Но можно ли назвать интуитивную передачу знаний из поколения в поколение педагогической профессией, или процесс воспитания являлся лишь приспособлением детей к существовавшему порядку вещей? Для того, чтобы ответить на данный вопрос нам необходимо понять, что такое профессия педагога. Большой энциклопедический словарь определяет профессию как «род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»[7].

В традиционном обществе педагогическую функцию выполняли пожилые люди. Они транслировали «житейскую картину мира, народную философию жизни, предрассудки и суеверия, необходимые или представлявшиеся необходимыми для эффективной и безопасной организации повседневности». [4, 13] В этот период хоть и не было сформировано понимание педагогической работы как отдельно существующей трудовой деятельности, но было заложено традиционно уважительное отношение к людям, несущим знания.

Первый этап становления непосредственно педагогической работы принято связывать с возникновением письменности. Письмо возникло в Египте и Месопотамии, а центрами обучения письму стали храмы.

Тезис о том, что педагогика возникла в Древней Греции встречается практически в каждом учебнике. Для того, чтобы разобраться откуда пришла эта мысль обратимся к «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», который дает историографическое определение слову педагог. Согласно этому определению, педагогами (от гр. «ведущий ребенка») являлись рабы, сопровождавшие детей в школу (в которой обучением занимались другие рабы). То есть само слово «педагог» действительно пришло к нам из древнегреческого периода.

В дальнейшем под влиянием философии роль педагога переосмыслялась: первостепенной задачей стало «ведение ребенка по жизни», то есть обучение, воспитание, духовное и физическое развитие. Появилась первая дифференциация педагогических специальностей: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

Учителя элементарной школы в Древнем Риме приравнивался к ремесленникам и не пользовались особым уважением. Открывая школы, они сами искали учеников и получали плату с родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Учителя грамматических школ были более привилегированны: они даже могли состоять на государственной службе и оплачиваться государством. Особое положение было лишь у учителей риторики, которые, как правило, были людьми состоятельными, участвовали в политической жизни, а порой даже занимали государственные посты. [2, стр. 41]

Высокий социальный статус образования и образованности — одна из примечательных особенностей Византии. Учителя начальных школ — дидаскалы — использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении — от простого к сложному, от известного к новому. Создавались и высшие учебные заведения, которые были похожи на высшие школы греко-римского мира. Преподавателей в них называли «консулами философии» и «главами риторов», они являлись государственными служащими высокого ранга, носили особую одежду и составляли особое замкнутое объединение.[2, стр. 51]

В древнерусском языке не было слова эквивалентного «педагогике». Долгое время господствовало представление о том, что мир «представляет собой школу, где человеку предстоит учиться всю жизнь».[8, 74]. Мастера передавали своим ученикам знания и практический опыт, т.е. мастерство. С распространением христианства, а следовательно грамотности на Руси появились первые учителя. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам. [2, 95]

В Средние века Русь и Европа шли параллельным путем: там тоже роль педагога выполнялась в первую очередь церковными служителями. В такой монополизации педагогической профессии были свои плюсы и минусы, но главной характеристикой данного периода было то, что педагог был в первую очередь религиозно вовлеченным человеком. Во времена правления Карла Великого (нач. IX в.) сеть монастырских школ активно расширялась, возникла мысль о необходимости специальной подготовки учителей для работы в них (Каролингский Ренессанс).[2, 61]

Развитие науки в Эпоху Возрождения заложило скачек в развитии педагогической профессии. Появились новые педагогические специальности, например, под влиянием идей Дж. Кардано были заложены основы сурдопедагогики, появились школы вне церкви, университеты. Педагог этого времени в первую очередь гуманист, высоко эрудированный человек, ценящий личность ученика. Именно в этот период теория педагогики начинает формулировать требования к профессионализму педагогов: мудрость, умеренность, справедливость, звучит призыв к отказу от телесных наказаний.[1, 140]. В это время распространяются идеи Т. Мора, М. Монтеня, Э. Ротердамского и др. Помимо богословских предметов и грамоты перед педагогами ставится задача естественнонаучного образования.

Главным идеологом педагогической мысли этого времени по праву считается Я. А. Коменский. Он утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.[9, 84] Его принципы и дидактические рекомендации и сейчас звучат актуально.

Специфической особенностью Нового времени стало появление учителей языков. Теперь преподавание в школах велось на родном языке, а латынь и иностранные языки стали изучаться отдельно, учебный процесс стал более упорядоченным, создавались дидактические пособия для учителей и учебники для учеников. [2, 97] Происходит разделение школ на классические гимназии и реальные училища. Система образования постепенно переходит под государственный контроль, а значит и профессия учителя становится официально признанной, требующей особой подготовки, в том числе в системе высшего образования.

В России подготовкой своих преподавателей активно стали заниматься лишь в XVIII в. Виднейшие ученые-просветители — М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин выдвигали идею подготовки русских педагогов, они выступали против засилья иностранных невежд и авантюристов, под видом учителей приезжавших в Россию. Огромная заслуга в деле подготовки преподавателей принадлежит Московскому университету, особенно в тот период, когда им руководил М.В. Ломоносов.

Впервые государственные требования к учителю были сформулированы в «Уставе народных училищ» (1786). В Уставе прописывлось, что учитель – это не только преподаватель, но главным образом воспитатель, а поэтому он должен обладать «христианским благочестием, добронравием, учтивостью, прилежанием… и снисходительностью к детям. Должность учительская обязывает наипаче стараться быть искусным в том, чему детей обучать…». [10]

Однако в дореволюционной России не было специального педагогического образования вплоть до 1804 г., когда были открыты педагогические институты при университетах. До этого педагог работал лишь в соответствии со своим опытом и знаниями.

В современном мире педагогическая профессия в основном воспринимается как традиционно женская. Но и это было не так вплоть до 60-х гг. XIX в., именно тогда были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие преподавателей в основном для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Наибольшую известность получили Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д.И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт и Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве. До этого женщины-педагоги были, но только в начальном и среднем образовании.

В советскую эпоху образ педагога кардинально изменился. Теперь на официальном уровне за профессиональными деятелями образования закреплялась пропагандистская задача. Как в средние века образование основывалось на вере, так в советское время оно стало основываться на коммунистических идеалах. Но, не смотря на это, XX в. запомнился нам именами выдающихся педагогов: Макаренко К.С., Блонский П.П., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д и др.

Сейчас в XXI в. в системе педагогического образования стали образовываться новые педагогические специальности (учитель информатики, тьютор и др.), произошло углубление и усложнение функций профессиональных педагогов, сферы профессиональной компетенции не только увеличились в количестве, но и углубились. Таким образом на сегодняшний день педагог — это человек, который не только способен учить других, но, в первую очередь, способный учиться сам.

Список литературы:

Андрюнина А. С. Аксиологическая составляющая образования: история педагогики // Педагогическое образование в России. 2014. №3 С.139-143.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

Истрия образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений./ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.

Кислов Александр Геннадьевич, Плотникова Елена Владимировна Изоляционизм в профессии педагога // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №2 С.12-16.

Локк, Джон // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 11.09.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?oldid=80745151 (дата обращения: 16.10.2016).

Педагог (Древняя Греция) // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 17.05.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?oldid=78411823 (дата обращения: 15.10.2016).

Профессия // Викисловарь. [2016—2016]. Дата обновления: 12.03.2016. URL: https://ru.wiktionary.org/w/index.php?title=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F&oldid=6068089(дата обращения: 17.10.2016).

Сергушкин Е. Г. Возникновение и становление педагогической профессии в Древней Руси // Интеграция образования. 2000. №3 С.74-76.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Становление и развитие педагогического образования в России // Дискуссионный клуб Министерства и образования РФ URL: http://club.mon.gov.ru/articles/42

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.