«Проблема подросткового одиночества»
Автор публикации: В. Зубарева, ученица 11Б класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 пгт Карымское»
Забайкальского края
Проект
Тема: «Проблема подросткового одиночества»
Выполнила ученица 11 «Б» класса
Зубарева Влада Владиславовна
Научный руководитель
Педагог-психолог
Куликова Татьяна Александровна
п. Карымское
2024
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы подросткового одиночества……5-8
1.1. Психологические особенности подросткового возраста………………...5-6
1.2. Понятие и особенности одиночества……………………………………...6-7
1.3. Причины одиночества……………………………………………………7-8
Глава 2. Исследование……………………………………………………………9
2.1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона……………………………………………………..9-11
2.2. Обработка полученных результатов, выводы…………………………….11
2.3. Заключение…………………………………………………………………..12
Список использованной литературы……………………………………………13
Приложения…………………………………………………………………..14-16
Введение.
Проблема одиночества всегда была актуальной в нашем мире, но за последние годы значительно увеличилось число подростков, которые чувствуют себя одинокими. С этой проблемой могут столкнуться как девушки, так и юноши. Даже те, кто может казаться душой компании, и у кого большое количество знакомых. Чувство одиночества не всегда связано с реальной социальной изоляцией. Человек так же может чувствовать себя одиноким среди друзей и родных, а может находиться в совершенной изоляции и не чувствовать себя одиноким, если знает, что у него есть люди, которые любят его, и на которых можно положиться.
Многие подростки чувствуют свою ненужность, отчужденность от мира и думают, что так будет всегда, и поэтому не верят, что они могут быть счастливыми. Часто в сопровождение с этими мыслями присутствует страх, обида, безысходность, грусть и отчаяние. Они держат всё это в себе, и не рассказывают о своих переживаниях никому, именно поэтому такое состояние имеет серьезные последствия для морального и физического здоровья. Подростки перестают выходить в социум и закрываются в себе, вследствие чего это взывает негативные и необратимые последствия.
Раньше одиночество в литературе и в искусстве трактовалось по-разному. Сейчас же, с появлением интернета, телевидения и радио эта проблема приобретает еще больше актуальность. Но даже спустя века одиночество характеризуют, как личное переживание, которое показывает противоречие между взаимоотношениями и связями внутри личности. Важно помнить, что одиночество – это более субъективный опыт, чем мы осознаем. Чувствует ли кто-то себя одиноким, во многом зависит от его уникальной истории, темперамента, личности, стиля объяснения, жизненной ситуации, культуры, мировоззрения и так далее.
Необходимо знать, почему человек может чувствовать себя одиноким и как с этим бороться. Ведь так мы можем помочь себе и другим.
В этой работе я попробую разобраться с этим, чтобы людям было проще налаживать отношения с самим с собой, и с другими.
Актуальность: актуальность этой проблемы заключается в том, что состояние одиночества может перерасти в негативные последствия, которые скажутся на психологическом здоровье подростка, а после и на физическом.
Гипотеза: мы предполагаем то, что у учащихся 7-ых классов более ярко выраженно одиночество, чем у учащихся 9-ых классов.
Объект исследования: особенности подросткового одиночества.
Предмет исследования: подростковое одиночество.
Цель: изучить что такое одиночество, выявить причины такого состояния и способы профилактики.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по заявленной теме
2. Провести анкетирование среди обучающихся 7-х классов.
3. Сделать вывод по анкетированию.
4. Составить памятку о профилактике подросткового одиночества.
Методы исследования: теоретический метод, анализ научной литературы; эмпирический метод: тестирование; метод количественного анализа.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы подросткового одиночества и профилактика этого состояния.
1.1. Психологические особенности подросткового возраста.
Подростковым возрастом принято считать возраст от 12 до 17 лет. Он считается самым трудным периодом формирования личности. Подростковый период полон противоречий. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать. Американский психолог М.Алворд выделяет ряд характерологических особенностей этого возраста, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей.
Восприятие многих ситуаций как угрожающих.
Сразу настроены на отрицательные восприятия себя со стороны окружающих.
Очень чувствительны к негативному отношению к себе.
Обвиняют других в своем отрицательном поведение.
Не берут на себя ответственность за свои действия.
Не контролируют свои эмоции.
Имеют немного реакций на проблемы.
Опасаются непредвиденности в поведение родителей.
Имеют проблемы с нервной системой.
Не знают последствий своих действий, и зацикливаются на проблеме долгое время.
Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.
Сидорова О.В. говорит о том, что седьмой класс - это время полового созревания и ускорения физического развития. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей. В седьмом классе возникают первые влечения, новые переживания, потребности и интересы. Е.Г. Коблик выявил несколько особенностей возраста у учащихся в 7-ом классе.
1. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Подросток пытается найти собственную уникальность, поэтому он ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
2. В виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту, то есть 9 класс – это один из самых сложных периодов в жизни ребенка. Особенности девятого класса заключается в пересечении различных возрастных черт- подростковых и юношеских. Отсюда эти особенности, которые характерны для этого возраста:
Стремление к самостоятельности и независимости.
Нужда в устойчивом положении в группе.
Устойчивость первого впечатления.
Яркая эмоциональность.
Отсутствие авторитета возраста.
Расширяется потребность в общении.
Отвращение к необоснованным запретам.
Изучив психологические особенности разного подросткового возраста, мы видим, как подростки ведут себя и на что стоит обратить внимание их близким, чтобы в дальнейшем не было трудностей [1].
1.2. Понятие и особенности одиночества.
Одиночество – это состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения. В рамках этого понятия различают два вида - позитивное (уединённость) и негативное (изоляция), однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные ассоциацию.
Одиночество в психологии – это состояние человека, когда у него нет доверительных отношений с другими людьми из-за психологической и социальной изоляции. Люди, которые остро ощущают проблему и страдают из-за нее, чувствуют себя опустошенными, покинутыми и ненужными. Часто они жаждут общения, но их душевное самочувствие, неразвитые социальные навыки и замкнутость мешают установить контакт в обществе [2].
Особенности одиночества.
Одиночество может быть объективным и субъективным. К примеру, человек субъективно может считать себя одиноким и никому не нужным, но внешних показаний к этому нет, а даже наоборот.
Субъективно одинокие подростки по-разному относятся к одиночеству, ведь все зависит от их восприятия. Некоторые могут испытывать удовольствие от уединения, они будут наслаждаться покоем, и смогут просто расслабиться. А другие будут страдать от одиночества, и испытывать неприятные переживания.
Типы одиночества можно рассмотреть, прибегая ко взглядам психотерапевта И. Ялома, который выделил три типа изоляции (одиночества): от себя, от других, от жизни.
Внутриличностное (от себя) одиночество- человек убегает от какой-то части себя, возводя барьеры между частями своего Я. Это происходит не только когда человек хочет защититься от неприятных чувств или мыслей, но и в случаях, когда он отрицает собственные желания, и не доверяет себе.
Межличностное (от других) одиночество- человек убегает от отношений с другими людьми, что обусловлено индивидуальными особенностями, неумением строить близкие отношения, или, например негативным опытом предыдущих отношений, накладывающим отпечаток на жизнь человека "сейчас".
Экзистенциальное одиночество (от жизни) - характеризуется переживанием глубокой тоски и грусти, от которых зачастую человек стремиться убежать. Эти переживания испытывает каждый человек, когда понимает, что несмотря на то, что он окружен людьми (семьей, друзьями), они никогда не смогут подарить ему полного понимания и бесконечной, постоянной любви и это дает ощущение непреодолимой пропасти между одним и другим человеком... Близкие уходят из жизни и человек понимает, что конечность неизбежна [3].
Таким образом, одиночество осознается человеком в подростковый период в связи с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении. Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, которое в свою очередь помогает ему в развитии его личности.
1.3. Причины одиночества.
Д.Рисмен считал, что главной причиной одиночества может быть ориентация личности на других людей. Человек стремиться всем нравиться и приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, при этом забывает про свои собственные чувства, это может привести к зависимости от внимания со стороны окружающих людей. Л.Зилбург считал причинами одиночества черты личности как нарциссизм, гордыня, враждебность, которые возникают в детском возрасте, когда ребенок хочет быть любимым и одновременно испытывает шок от того, что он должен ждать удовлетворения своих потребностей от других.
Исходя из мнений различных учёных, мы можем выявить основные причины появления одиночества у подростков:
Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.
Возрастной кризис самооценки. Школьникам свойственно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя высокие требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Они остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств.
Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и специально избегает их.
Отсутствие поддержки и понимания со стороны близких людей.
Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и так далее.
Ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.
Конечно, причин появления одиночества очень много, и важно знать, откуда у вас взялось это чувство, чтобы понимать, как правильно бороться с этим состоянием.
Глава 2. Исследование подросткового одиночества.
2.1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона.
В 7 «в» и в 9 «в» классе был проведен опросник на уровень ощущения одиночества. Разработчики теста: Д.Рассела и М.Фергюсона (приложение 1).
Цель: выяснить степень одиночества и сравнить результаты.
В исследование приняли участие .. учащихся в возрасте 12-15 лет. Все участники являются учащимися 7 «в» и 9 «в» класса МОУ СОШ № 2 пгт Карымское.
Участникам были даны бланки и зачитана инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
Результаты изображены в таблице №1.
Степень: высокая, средняя, низкая.
Результаты диагностики 7 «в» класса.
Таблица № 1.
№ респондента | Низкая степень | Средняя степень | |
1 | | + | |
2 | + | | |
3 | | + | |
4 | | | + |
5 | + | | |
6 | | + | |
7 | + | | |
8 | + | | |
9 | | + | |
10 | + | | |
11 | | + | |
12 | | | + |
13 | + | | |
14 | | + | |
15 | + | | |
16 | + | | |
17 | | + | |
18 | + | | |
19 | | | + |
20 | + | | |
21 | | + | |
22 | + | | |
23 | | | + |
24 | | + | |
25 | | + | |
26 | + | |
Результаты диагностики 9 «а» класса.
Таблица № 2.
№ респондента | Низкая степень | Средняя степень | Высокая степень |
1 | + | | |
2 | + | | |
3 | | | + |
4 | | + | |
5 | + | | |
6 | | + | |
7 | + | | |
8 | + | | |
9 | + | | |
10 | + | | |
11 | + | | |
12 | + | | |
13 | + | | |
14 | + | | |
15 | + | | |
16 | + | | |
17 | + | | |
18 | + | | |
19 | + | | |
20 | | + | |
21 | | + | |
22 | + | | |
2.2. Анализ полученных результатов, выводы.
По результатам тестирования у 7 «в» класса было выявлено, что у 12 учащихся низкий уровень одиночества, у 10 средний уровень, а у 4 учащихся высокий уровень одиночества.
То есть из 26 участников тестирования 14 опрошенных имеют чувство одиночества, а у 12 подростков чувство одиночества почти не выраженно.
В 9 «а» классе мы узнали, что у 17 учащихся низкий уровень одиночества, у 4 средний, и только у 1 ученика высокий уровень одиночества.
Таким образом, из 22 учеников только 1 опрошенный имеет чувство одиночества, у остальных оно почти не проявляется.
Из анализа полученных результатов, мы можем сделать вывод, что у 7-го класса более ярче выражено чувство одиночества, чем у 9-го класса. Связано это с тем, что это время формирования личности, познания себя, окружающих тебя людей и собственных интересов. Моя гипотеза была подтверждена.
Исходя из результатов исследования, мною разработана памятка «Как справиться с чувством одиночества» (приложение 2). Также проведен тренинг, в ходе которого учащиеся узнали какой уровень одиночества у них, и на практике попробовали способы, которые могут помочь справиться с этим состоянием. После занятия был проведен опрос, в ходе которого учащиеся подчеркнули, что данное занятие было интересное, а полученный материал полезен и в дальнейшем будет применятся в различных ситуациях.
Заключение.
В данной исследовательской работе мы узнали, что одиночество – это состояние человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной изоляции от других людей, отсутствия значимого для него общения. А в психологии – это состояние человека, когда у него нет доверительных отношения с другими людьми из-за психологической и социальной изоляции, они остро ощущают проблему и страдают из-за нее. Также мы узнали, что одиночество может быть объективным и субъективным. Вместе с ним выяснили её типы: внутриличностное, межлистное и экзистенциальное. И, кроме того, изучили основные причины проявления одиночества.
Провели тестирование учащихся 7 «в» и 9 «а» класса. В котором мы выяснили, что у учеников 7 класса чувство одиночества выражено ярче, чем у 9 класса. После мы разработали рекомендации «Как справиться с чувством одиночества». Результаты тестирования переданы школьному психологу для дальнейшей работы с детьми с высоким показателем одиночества.
Подростки, переживающие одиночество, чувствуют себя отстроенными от окружающего мира, в это время они испытывают страх, грусть, обиду и иногда злость. Нужно помнить, что каждый подросток проходит через такой период, и не нужно думать о том, что ты такой один. Необходимо понимать источник такого состояния и знать, как можно обезопасить себя от последствий этого чувства.
В ходе работы поставленные цели достигнуты, гипотеза о том, что, у учащихся 7-ых классов более ярко выраженно одиночество, чем у учащихся 9-ых классов подтверждена.
Список изученной литературы.
На этих сайтах я узнала про особенности подросткового возраста https://multiurok.ru/files/vozrastnye-osobennosti-podrostkovogo-perioda.html.
https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/01/14/roditelskoe-sobranie-vozrastnye-osobennosti. 02.10.2023.
На этих сайтах я узнала, что такое одиночество https://ru.wikipedia.org/wiki/Одиночество.
https://www.rbc.ru/life/news/635bd3009a794787ca71a81a. 02.10.2023.
Здесь я узнала об особенностях подросткового возраста
https://www.b17.ru/blog/three_types_of_loneliness_isolation/. 06.10.2023.
На этом сайте я узнала о причинах одиночества https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15186/. 02.12.2023.
Тест приведен из книги Райгородский Д.Я. «Практическая психодиагностика. Методики и тесты» Учебное пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – С. 77 – 78. Тест был разработан Д.Рассела и М.Фергюсона. Сайт: https://community7h.ru/wp-content/uploads/2022/06/test-na-odinochestvo.pdf.
10.12.2023.
Здесь я узнала о профилактики чувства одиночества https://ru.wikihow.com/справиться-с-одиночеством. 20.12.2023.
Приложение 1
Опросник уровня субъективного ощущения одиночества.
Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
Текст опросника:
| Утверждения | часто | иногда | редко | никогда |
1. | Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку. |
|
|
|
|
2. | Мне не с кем поговорить. |
|
|
|
|
3. | Для меня невыносимо быть таким одиноким. |
|
|
|
|
4. | Мне не хватает общения. |
|
|
|
|
5. | Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя. |
|
|
|
|
6. | Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне. |
|
|
|
|
7. | Нет никого, к кому я мог бы обратиться. |
|
|
|
|
8. | Я сейчас больше ни с кем не близок. |
|
|
|
|
9. | Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи. |
|
|
|
|
10. | Я чувствую себя покинутым. |
|
|
|
|
11. | Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает. |
|
|
|
|
12. | Я чувствую себя совершенно одиноким. |
|
|
|
|
13. | Мои социальные отношения и связи поверхностны. |
|
|
|
|
14. | Я умираю по компании. |
|
|
|
|
15. | В действительности никто как следует не знает меня. |
|
|
|
|
16. | Я чувствую себя изолированным от других. |
|
|
|
|
17. | Я несчастен, будучи таким отверженным. |
|
|
|
|
18. | Мне трудно заводить друзей. |
|
|
|
|
19. | Я чувствую себя исключенным и изолированным другими. |
|
|
|
|
20. | Люди вокруг меня, но не со мной. |
|
|
|
|
Обработка результатов и интерпретация:
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один и «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов.
Средний уровень одиночества от 20 до 40 баллов.
Низкий уровень одиночества от 0 до 29 баллов.
Приложение 2.