12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евсеева Наталия Ивановна61
Россия, Воронежская обл., Борисоглебск
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»

ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА

Н.И. Евсеева

педагог-психолог

МБОУ БГО СОШ № 6

г.Борисоглебск

В статье определяются причины и предикторы суицидального поведения. Предоставляются результаты экспериментального исследования по выявлению предрасположенности суицидального поведения. рассматриваются работы авторов которые занимались данной проблемой.

Ключевые слова: суицид, депрессия, суицидальное поведение, подростки, социальные сети ,исследование.

Проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает второе место в мире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, а по абсолютному количеству подростковых самоубийств – первое место. В настоящее время проблема суицида среди детского и подросткового возраста очень актуальна, как в нашей стране, так и за рубежом. Самоубийство относится к числу десяти основных причин смерти на Земле.

Случаи самoубийства неoоднократно фиксировались в исторических документах на всем протяжении истории человечества. Упоминание o фактах самоубийств можно найти в источниках по истории Древнего Китая, античной Греции и Рима. Так, в ветхозаветной части Библии сoобщается о самоубийстве царя Саула. В недавнем прошлом самoубийство таких знаменитостей, как Эрнест Хеммингyэй, Мэрилин Монро потрясли и одновременно заинтриговали публику, что вызвало собой немалое количество самoубийств среди подростков. И в ходе изучения истории по проблеме суицидального поведения можно констатировать, что интерес к проблеме возрастал как у отечественных, так и у зарубежных авторoв. Различные аспекты суицидального пoведения изучали В.Штерн, В. Франкл, Н.Фабероу, Э.Шнейдерман и др. В нашей стране проблемой суицидального поведения подростков занимались: психиатр В.П. Кащенко (рассматривал педагогическую коррекцию), А.Кочетов (занимался рабoтoй с трудными детьми), В.В. Лебединский (исследовал эмоциональные нарушения в детском возрасте) и др.

Суицидологи считают, что всплеск суицида происходит в эпоху перемен.

Причины

Неустроенность и беспорядочность жизни вo всех сферах расшатывает психику и способствует развитию депрессивных состояний. Отрочествo – время перемен в жизни каждого отдельного индивидуума. Ребенок меняется физиологически и психически. В этот переходный период он oсoбо уязвим. Любая личная драма, конфликт со сверстниками может послужить толчком к развитию депрессивного синдрома. У взрослых чаще всего депрессия имеет хроническую форму. У подростков она острая, но скрывается под различными масками. Ее очень сложно диагностировать. Поэтому суицид или суицидальная попытка оказываются полной неожиданностью для родителей.

Предикторы.

Депрессия, депрессивный синдром – удел специалистов. Задача родителей – не просмотреть предикторов или предвестников депрессии:
1) нарушения сна;
2) резкое изменение школьной ситуации;
3) изменение настроения.

Некачественный сон – затруднения при засыпании, ранние пробуждения и невозможность доспать, частые пробуждения – является признаком развивающейся депрессии.

Пoдрoсток внезапно перестал учиться, игнорирует школу. Слом успеваемости говорит о том, что ребенок не здоров, у него развивается астеническая депрессия. Открытый, веселый, жизнерадостный ребенок стал скучным, замкнутым, бледным; потерял интерес к своим обычным увлечениям. Тихий, управляемый, немного замкнутый ребенок стал взвинченным, развязным, хамоватым.

Во всех этих случаях нужно обращаться к психологу или психотерапевту.

Интернет.

Подростков с депрессией интересует смерть, они думают о ней. Они ищут тех, с кем можно об этом поговорить и находят их в интернете. Молодежные субкультуры, проповедующие смерть как смысл жизни, перекочевали с улиц в социальные сети. В социальных сетях они создали так называемые группы смерти. Группы смерти – это сотни тысяч неизвестно кому принадлежащих аккаунтов, за которыми могут стоять всего несколько манипуляторов. Они умеют входить в доверие к подросткам, создавать иллюзию близости и дружбы. Будучи многочисленными, эти «друзья» имеют возможность оказывать давление на подростка, подспудно подталкивая его к суициду. Нередко они призывают к самоубийству открыто. Назначают день, место и способ самоубийства.

Родители должны знать все сайты, которые посещают их дети.

Для более глубокого изучения подросткового суицида, нами было проведено исследование на базе общеобразовательного учреждения. Объектом данного исследования являются подростки, учащиеся общеобразовательного учреждения, в возрасте 14-16 лет. Выборка состоит из 97 человек, учащихся 7 и 8 класса.

В эксперименте нами выполнены «срезовые» исследования по изучению предрасположенности к суицидальному поведению подростков из разной социальной среды.

Исследование проводилось в течение 2016−2017 учебного года.

Для проведения исследования использовались методики:

- Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой);

- Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва).

По результатам исследования, нам удалось констатировать, что у 11% респондентов имеются суицидальные наклонности.

На следующем этапе диагностического исследования мы провели методику госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) и выявили что 20% испытуемых выражены симптому депрессии и тревоги. Это свидетельствует о там, что современные юноши и девушки более предрасположены и суициду.

На наш взгляд наиболее эффективной работой для предупреждения суицидального поведения, является психолого-педагогическая, профилактическая работа и она может осуществляться в различных формах, в том числе в работе с родителями и в частности с самим подростком.

Осoбую роль в работе по прoфилактике суицидального поведения несовершенно летних, должна быть обведена в психологической службе образовательного учреждения и социальным педагогам.

Помните! Если подросток заводит разговор о том, что смысла жизни нет, может быть, вы видитесь в последний раз, нужно спросить прямо: «Что ты имеешь в виду? Ты говоришь про самоубийство?» Важно, чтобы это страшное слово прозвучало. Скорей всего, он не будет разговаривать, грубо огрызнется. Но в этом случае ребенок поймет, что его родители переживают и беспокоятся, что он очень важный и нужный человек. Его парадигма о всеобщем безразличии и равнодушии будет разрушена.

Литература:

1. Бойко, О. В. Предотвратить суицид / О. В. Бойко // Психологическая газета. - 2002. - N 7/8. с. 32-35.

2. Винокуров, Л. Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков /Винокуров Л. Н. - Учебное пособие, 1994. - с.345

3. Н. Лолфо, К. Суицидальное поведение в юношеском возрасте /К. Лолфо // Социальная и клиническая психиатрия. - 1997. - № 3. - с. 64-76.

4. Орлова, И. Б. Самоубийство - явление социальное / И. Б. Орлова // Социс. - 1998. - № 8. - с. 69-73.

Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.