12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Санджиева Надежда Владимировна18
0

Родительское собрание «Первые проблемы подросткового возраста»

Родительское собрание

«Первые проблемы подросткового возраста»

Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством. Я думаю, что существует еще очень важны» периоды: отро­чество, юность...

Ж.-П. Сартр

Цели:

расширить представления родителей об особенностях подросткового
возраста;

оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с
детьми подростками.

Участники: родители класса, классный руководитель, школьный психолог. Подготовка:

1. Готовятся бланки для проведения среди родителей теста «Знаете ли вы подростковую психологию?»


 

 

Бланк ответов

 

Дата Фамилия, имя, отчество

 

Год рождения

   

Должность и место

работы

 

Образование

 
   

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

       

1

 

7

 

13

 

19

 

2

 

8

 

14

 

20

 

3

 

9

 

15

 

21

 

4

 

10

 

16

 

22

 

5

 

11

 

17

 

23

 

6

 

12

 

18

 

24

 

Классный час «Кто я? Какой я?»

Ситуация для обсуждения во время собрания.

Подготовить разноцветные жетоны.

Классный час «Кто я? Какой я?»

Классный час посвящается составлению собственных словесных и художественных портретов.

В ходе классного часа ребята дают ответ на проективную методику 20 «Я». К примеру, Я – умный и т.д (затем кл. рук-тель зачитывает словесные портреты ребят, и они пытаются определить, кому принадлежит портрет).

Ситуация для обсуждения:

Ситуация 1

Ребенок, всегда равнодушно относившийся к одежде, которую ему покупали родители, вдруг начал капризничать, отказывается носить одежду старших братьев и сестер, обижается, если родители остаются непреклонны и считают, что он мал для покупок хороших и дорогих вещей...

Ситуация 2

Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый старается пригласить ее к себе на день рождения, девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков...

Ситуация 3

Родители видят, что девочка вот-вот должна пережить период первой менструации, но не знают, как поговорить с ней об этом. Когда все-таки разговор состоялся, мама узнала о том, что девочка прекрасно обо всем осведомлена. Когда мама попыталась узнать, откуда дочь обо всем узнала, та сказала, что еще прошлом году ей все рассказали девочки в лагере отдыха...

Ситуация 4

Ребенок комплексует по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками, ему кажется, что над ним все смеются. Когда он говорит об этом дома, его родные и близкие тоже смеются, считая эту проблему мелкой и незначительной...

Ситуация 5

Девочка, абсолютно не полная, отказывается есть, переживает по поводу своей фигуры, становится агрессивной и грубой, не слушает никаких доводов родителей. На все аргументы родителей приводит свои: у нас в классе все девочки худеют...

Оформление, оборудование и инвентарь.

Столы в кабинете расставлены по кругу.

На стенах прикрепляются плакаты с высказываниями о воспитании.

Оформлена выставка книг(об особенностях подросткового возраста).

ХОД СОБРАНИЯ

I. Вступительное слово классного руководителя.

Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме

-теме превращения мальчиков в юношей, а девочек — в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и страданий.

По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

А теперь давайте познакомимся с вопросами для обсуждения, которые нам предстоит решить в процессе совместной работы:

Статистика проблемы. Отношение к ней родителей.

Пути возможной помощи учащимся в период полового созревания.

Значение семейных отношений в период полового созревания ребенка.

4. Школьный психолог проводит среди родителей тест, который обрабатывается в ходе собрания классным руководителем и психологом.

Тест для родителей «Знаете ли вы подростковую психологию?»

Инструкция:

Предлагаемый вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.

Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны — знак «—»; если затрудняетесь дать определенный ответ — знак «?».

Содержание теста

Поверхностность — характерная черта подростков.

По сравнению с взрослыми подростки более склонны к теоретизи­рованию.

Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что
ожидается в будущем).

Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.

5. Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и
переоценивать свои умственные способности.

К детям в большей степени, чем к подросткам, нужен индиви­дуальный подход в обучении и воспитании.

Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная
напряженность — характерные черты подросткового периода.

Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в
подростковом возрасте.

10. Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

11.Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.

12. В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

13. Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

14. «Чувство одиночества» — характерное переживание подросткового возраста.

15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.

17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настой­чивость, подверженность влияниям и т.д.) — характерная черта подро­сткового возраста и самооценки.

19. Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

20. Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.

21. Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

22. Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.

23. Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художе­ственной литературой.

24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.

Ключ:


 

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

       

1

+

7

-

13

-

19

+

2

+

8

+

14

+

20

+

3

-

9

-

15

-

21

-

4

+

10

-

16

+

22

+

5

-

11

-

17

-

23

-

6

+

12

-

18

+

24

-

Обработка полученных данных:

Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком - менее 9 баллов, среднем -9-15 баллов, высоком - более 15 баллов.

Испытуемые со средним уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Испытуемые, с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.

III. Классный руководитель предлагает родителям распределиться на три
команды (с помощью разноцветных жетонов). В течение 5-7 минут они
готовят для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с
проблемами обусловленными особенностями подросткового возраста.

А также ситуации предлагает классный руководитель. Как правило, они берутся из наблюдений за детским коллективом. Ситуации обсуждаются, по каждой из них родители высказывают свое мнение, определяют возможные пути выхода.

IV. Школьный психолог знакомит присутствующих с результатами
исследования «Знаете ли вы подростковую психологию? », комментирует
полученные данные. Затем выступает с сообщением о психологических
особенностях подросткового возраста и знакомит с материалами статистики
по данной проблеме.

- Уважаемые родители!

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с ок­ружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходя­ще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и Доверие.

Теперь познакомьтесь со статистикой, которую вы должны знать:

Предпубертатный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.

В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11 — 12 лет испытывают
беспокойство по поводу своего роста.

60% девочек в возрасте 11—12 лет испытывают беспокойство по повод лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зре­лости, обладают более высоким социальным статусом в детском
коллективе.

Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают
заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в
группу изолированных детей по результатам социометрии.

Сексуальные установки младших подростков больше подвержены
влиянию семейных и социальных установок.

По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек —
11 лет — 60%, опыт первой влюбленности мальчиков — 13 лет.

В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе
и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность
подростков.

10. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

V. Анализ материалов классного часа по проблеме собрания., если есть возможность, родители просматривают фрагменты видеоматериалов классного часа.

Родители работают в группах. В ходе работы они должны внести
предложения в решение родительского собрания.

Решение родительского собрания:

Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с ва­шей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сек­суальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

В период полового созревания мальчикам важно получать поддер­жку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.

Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь

Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте вни­мание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10.Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средст­вами, если он в этом нуждается.

Литература для подготовки к собранию

Кле М. Психосексуальное развитие подростка. М, 1991.

Макдауэлл Дж. Как стать героем в глазах ребенка. М., 1997.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002

Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Минск, 2001
 

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.