12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кабиров Рудольф Мунипович14

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича








Проектно-исследовательская работа




«Проблемы в изучении быта и традиций народов Севера»


















Автор: ученица 9 Б класса Курлина Олеся


Руководитель: Кабиров Рудольф Мунипович






Игрим- 2018г.


Введение

Мы живем в многонациональном государстве, около 160 национальностей и народностей проживает на территории нашей страны. Наша страна огромная, в ней необъятные просторы, поля, леса, озера и реки. Каждый человек, проживающий на территории нашей Родины , стар и млад, чтит традиции и уважает законы, веками заложенные в ней. И кроме большой, общей, у нас у всех есть Малая Родина, где мы родились, где воспитывались, где жили и живут наши предки.

Актуальность: Много веков живет земля Югорская, большое число национальностей представлено на этой территории. Наш округ является одним из самых красивых субъектов Российской Федерации. Тему моей исследовательской работы я выбрала не случайно, ведь одному из районов Югры, а именно - Березовскому, жительницей которого я являюсь, в 2018 году исполняется 95 лет со дня образования. Я хочу рассказать о традициях и быте коренных народов севера: ханты и манси. Быт и традиции коренных народов уникален и отличается самобытностью.

Цели моей работы:

1.Проявить патриотизм, выразив уважение и любовь к своей Малой Родине, ценить и соблюдать традиции коренных народов Севера;

2. Способствовать сохранению традиций и быта;

Задачи:

1. Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера;

2. Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси;

3. Изучение литературы по проблеме исследования;

Объект исследования: традиции коренных малочисленных народов Севера.


Прежде чем говорить о традициях коренных малочисленных народов Севера, о проблемах их сохранения и изучения, я бы хотела вкратце рассказать о «родословной» этих народов.

Ханты и Манси

Ханты и манси - два близкородственных по языку и культуре финно- угорских народа, проживают на севере Западной Сибири – в Тюменской, Томской и Свердловской областях. Их часто объединяют под общим названием «обские угры» , так

как они расселены по реке Оби и ее притокам.

Манси («человек»), вогулы – название народа Российской Федерации, коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Народ манси как этническая общность сложилась в первом тысячелетии нашей эры на основе аборигенных племен Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья и угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Северного Казахстана и Западной Сибири.

Ханты, хант, хандэ, кантэк («человек»), остяки – народ в РФ. До начала 20 века русские называли ханты остяками (возможно, от «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами. В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана.

Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали передвижения в течение года. Они занимаются охотой и рыболовством, часть населения - оленеводы.

Традиционный промысел и быт коренных народов Севера.

Охота. Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Рыболовство. Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука, язь.

Оленеводство. Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13 – 15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Утепляют жилище.

Одни из самых известных поговорок и пословиц манси и ханты.

- Не водою рыбак кормится - а сетями.

- Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому - маленькая тяжела.

- Легким трудом не проживешь и человеком не станешь.

- Дал слово – держи его.

Жилище. Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Отапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур.

Домашняя утварь. Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Пища коренных народов. Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем является строганина (патанка) – свежемороженая рыба. Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым.

Традиционная Национальная одежда

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым). Летом традиционный костюм женской одежды-это платья, распашные халаты (сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.

Украшение головы

Волосы манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения.

Брак и семья. Главой в семье ханты и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семьях все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров.

Традиции национальных праздников.

«Медвежий праздник» Это самый любимый праздник ханты и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. Он олицетворяет справедливость хозяина тайги. 

Вороний день – "Вурна хатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Игриме проходит на берегу Малой Сосьвы, возле лыжной базы. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем.

День оленевода, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку- другую, чтобы согреться. Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре.

Музыкальная культура обских угров гораздо богаче и разнообразнее, чем у большинства их соседей. Так, ханты и манси издавна научились изготавливать разнообразные струнно-щипковые инструменты.

Ханты и манси очень радушны и любят гостей. Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме. Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник» и т.д.

Моя бабушка

Мною была отражена лишь небольшая часть традиций и быта обских угров, осветить их мне помогала моя бабушка Симонова Екатерина Михайловна, она тоже является представительницей малочисленных народов Севера. Когда ей было 18 лет, она работала кассиром в Тегах два года, после этого её по комсомольской путевке отправили в Устрем работать дояркой. По надою молока она занимала первые места, работала 4 года. Потом переехала в Игрим, начала работать в доме культуры техничкой, проработала 8 лет и перешла в музыкальную школу. Отработав 23 года, бабушка вышла на пенсию.

Долгими вечерами мы с ней беседовали, и я понимала, как важно для нее сохранение самобытной культуры ханты и манси. Она, несмотря на пожилой возраст, до сих пор занимается рукоделием, шьет, вяжет, посещает традиционные праздники. И я поняла для себя, что мы, молодое поколение, не должны забывать о самобытной культуре своих предков, сохранить и уважать их традиции. Конечно, много хочется узнать, глубже познать историю своего народа, только, к сожалению, не всегда получается это сделать. Причиной часто является наша лень, отдаленность, бездорожье. Но, несмотря на это, мы должны всячески содействовать распространению идеи сохранения традиции и быта коренных народов севера.

Я считаю, что нужно привлекать к этой работе больше молодежи и, конечно же, детей. Нужно стараться всеми силами сохранить эту уникальную и неповторимую культуру. И я надеюсь, что мы с общими усилиями сохраним эти традиции.




Автор материала: О. Курлина (2 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.