Просвятительский урок «Музыка народов крайнего севера»
Тема: Музыка народов крайнего севера.
Цель урока: знакомство с народной и композиторской музыкой севера и народными инструментами ханты и манси.
Задачи урока:
1. Образовательные:
Формировать умение различать музыку народную и композиторскую;
Познакомить с терминологией народных инструментов “томра”, “нын-юх”, “наркас-юх”, “тоорых-юх”.
2. Развивающие:
Развивать музыкальные способности у детей, внимание, память, наглядно-образное мышление;
Овладевать вокально-хоровыми навыками и исполнением на детских музыкальных инструментах;
Развивать творческое воображение, фантазию.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь и гордость за край в котором живем;
Воспитывать художественный вкус и гуманистические качества личности, уважение к культуре хантов и манси.
Активизировать эмоциональный отклик на музыку (слушание, выразительное исполнение песни, игра на детских музыкальных инструментах.
Оснащение урока: Карта ХМАО, маршрут путешествия, термины музыкальных инструментов: “томра”, “нын-юх”, “наркас-юх”, “тоорых-юх”, видеоматериал (фольклорный ансамбль “Солнышко”), алгоритм “анализ музыкальных произведений”, фонограмма “Югра – сестра моя”, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен), фортепиано, приложение 1 (мультимедийная презинтация).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Музыкальное приветствие. У. Ребята, вы любите путешествовать? У. Кто из вас где был? У. Сегодня на уроке я предлагаю совершить музыкальное турне по нашему округу. Как называется наш округ? У. Где он находится? У. Что вы можете сказать о музыке севера? У. Тема нашего урока: Музыка народов севера. У. Есть карта, маршрут, нам нужно выбрать капитана, ответив на три вопроса: - Столица округа? - День рождения округа? - Сколько исполняется лет в этом году? У. Капитан есть, маршрутный лист, по которому поведет музыка, есть. Наша цель: достичь в короткий срок той станции, куда лежит маршрут преодолевая преграды и используя наши знания, в этом нам помогут: домашнее задание и знающий капитан. Но чтобы отправиться в путь мы должны выучит путевую попевку, с которой мы будем путешествовать. У. И так капитан. Куда лежит наш путь? У. Какие инструменты знаете вы? Пожалуйста, Д/З. У. Молодцы ребята, хорошо справились. И так в путь! У. Куда держим путь? Видеозапись народной песни севера. У. Вам нужно сделать анализ музыкального произведения. У. Обратите внимание на костюмы хантов и манси. У. Молодцы ребята. Хорошо справились с заданием. И так в путь. Звучит путевая песня. У. Куда держим путь? У. Что такое частушки? У. И в наше время многие творческие люди обращаются к теме родного края. Мы сейчас с вами послушаем музыкальное произведение, а вы поработайте по алгоритмам «Анализ музыкального произведения». Звучит песня «Югра – сестра моя». У. Это произведение написала композитор Лора Квин. Вы достойно справились с заданием. Каким бы произведением вы хотели бы завершить свое путешествие? У. Как мы должны с вами исполнить? Концертное исполнение песни «Родные места» муз. Ю. Антонова У. Музыкальное турне завершается. Какая станция вам больше запомнилась и почему? У. Какое открытие вы сделали для себя? У. Д/З. Нарисовать понравившийся инструмент народов севера. | Музыкальное приветствие. Д. Да. Д. Ответы детей. Д. ХМАО – ЮГРА.. Д. На севере. Д. Веселая, задорная, композиторская, народная. Д. Ханты-Мансийск.(показывают на карте) Д. 10 декабря. Д. 78 лет Дети поют попевку: Ханты-Мансийский округ северные края, Ханты-Мансийский округ родина здесь моя. Д. В Шугур, где есть национальная школа. И где ребята знают народные инструменты севера. Д. Рассказывают о народных инструментах севера и сравнивают их с русскими народными. Томра – духовой, нын-юх – струнный, наркас-юх – струнный, тоорых-юх – струнный.(приложение 1) Звучит путевая песня. Д. В Сургутский район для того чтобы познакомиться с фольклорным ансамблем.. Д. Музыка народная исполняется акапельно, звучит празднично, торжественно, ликующе, характерны также распевы как в русских народных песнях. Д. костюмы яркие украшены мехом и бисером. Д. В столицу нашего округа – Ханты-Мансийск. Д. На день рождения округа мы подарим частушки. Д. Русские народные припевки, которые основаны на многократном повторении. Дети исполняют частушки, играя на детских музыкальных инструментах (ложки, бубен) Д. Музыка современная, композиторская, так как звучат современные электронные инструменты (ударник, гитара, синтезатор) Д. «Родные места» Д. С любовью, нежностью и трепетом к родному краю. Д. Мне запомнились все станции, так как я узнала много нового и интересного. Д. Мне запомнилась станция Ханты-Мансийск, так как понравилась песня «Югра – сестра моя». Д. Узнали народные инструменты севера. И музыка севера очень красива и интересна. Под звуки песни «Югра – сестра моя» дети выходят из класса. |