12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семкин Владимир Николаевич21

Муниципальное образовательное образование

средняя общеобразовательная школа ………

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ

……………

Рабочая программа

дополнительного образования детей

кружка «Культура, быт и традиции русского народа»

Всего часов:

1 год – 144 ч.

 

Программа рассмотрена и одобрена Программу разработал

на заседании педагогического совета Семкин В.Н.,

МОУ СОШ ……………… педагог дополнительного

Протокол № __ от « » ____________ образования;

стаж 22 года , категория 1

……….год

Информационная карта

рабочей программы кружка «Культура, быт и традиции русского народа»

Отдел : от школы

Учебное объединение (кружок, клуб и т.д.) : кружок «Культура, быт и традиции русского народа»

Ф.И.О. педагога : Семкин Владимир Николаевич

Название программы : рабочая программа кружка «Культура, быт и традиции русского народа»

Вид программы : модифицированный

Год обучения – 1 год

Продолжительность образовательного процесса: 144 часа

Возраст обучающихся : с 14 до 17 лет

Возрастной диапазон начала освоения программы: с 14 лет

Целевая установка: социоцентрическая

Образовательная область: этнография

Направленность деятельности: художественно-эстетическая

Форма организации образовательного процесса: групповая

Направленность усвоения учебного процесса: горизонтальная

Способ подачи содержания: комплексный

Форма реализации: очная

Ожидаемые результаты освоения программы :

по уровню освоения: общекультурный

по уровню образованности: общекультурная грамотность

по уровню освоения содержания образования: ученический

по уровню действий: творческий

Степень включенности детей: творческая

Адресат: дети

 

Информационную карту на рабочую программу составил:

Семкин В.Н.

« » сентября 201… года

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Культура, быт и традиции русского народа» разработана в 2018 году учителем русского языка и литературы Семкиным В.Н., которая реализуется в МОУ СОШ…... Срок ее реализации- 2018- 2019 учебный год. Продолжительность образовательного процесса-144 часа. В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют учащиеся с 14 до 17 лет.

Данная программа направлена на изучение культуры, быта и традиций русского народа как материальной, так и духовной.

Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к русской народной культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.

Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности. В процессе занятий обучающиеся знакомятся с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства и т.д.

Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической деятельности по сохранению и возрождению традиционной русской культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игрушки, участвуют в проведении календарных праздников.

Цель программы: 

формирование общечеловеческих ценностей у детей школьного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа.

Задачи:

Пробудить интерес к истории и культуре русского народа.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.


 

 

 

 

Принципы построения программы:

1.Принцип научности:

- при составлении программы особое внимание уделяется научным представлениям и теоретическим положениям в области этнографии.

2. Принцип системности:

- материал программы подается по принципу: от простого к сложному;

- каждой пройденной теме соответствуют уроки обобщения и систематизации знаний.

3. Принцип доступности:

- программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- изучаемый материал дается в доступной для ребят форме.

4. Динамичность:

- материал программы постоянно дополняется новыми данными в области культурологии;

- совершенствуются формы и методы обучения;

- предусмотрены различные формы занятий.

5. Перспективность и актуальность:

- создание новых проектов, планов.

Структура занятия:

Организационный момент.

Мотивация.

Повторение пройденного материала.

Изложение новой темы.

Практическая работа.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

 

Диагностика освоения программы:

Входящая диагностика. Проводится на начальном этапе при наборе группы. Основные методы – анкетирование, беседа.

Текущая диагностика. Проводится при изучении отдельных тем, закрепляя знания по конкретной теме. Данная диагностика проводится также по итогам каждого года обучения. Основной метод – зачет (поделки, рисунки).

Итоговая диагностика. Проводиться по итогам изучения всего курса программы. Методы - защита проектов.

Результаты диагностики:

  1. Низкий уровень.

    Средний уровень.

    Высокий уровень.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны:

знать:

-основные праздники народного календаря, историю русского народного костюма, головных уборов, быта, традиций

уметь:

-исполнять русские народные песни, выразительно декламировать;

-рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;

- играть в народные игры и водить хороводы;

-работать в коллективе и подчиняться общим правилам;

применять:

-использовать в активной речи потешки, считалки, загадки;

- использовать в повседневной жизни русские народные игры;

-использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Содержательная часть программы

Вводное занятие

Старинный русский быт.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа. Письменность.

Новый русский быт (со времён Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники.

Русские народные праздники.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Спасы. Успение. Покров.

Русские народные промыслы.

Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павлово-Посадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

Детский фольклор.

Русские народные игры.

Русские народные песни для детей.

Народные танцы

Учебно-тематический план

 

 

Тема

Количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

I.Вводное занятие

II. Старинный русский быт.

Жилище.

1.Русская изба и боярские хоромы.

2.Царские палаты.

Одежда.

3.Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

4.Традиционная русская кухня.

5.Продукты питания.

6.Семейные обряды. 7.Письменность.

8.Учёба.

III. Новый русский быт (со времён Петра I)

1.Простой народ и дворяне.

2.Обычаи, привычки, быт простых людей.

3.Одежда.

4.Дворянские особняки. 5.Быт дворянской семьи.

6.Балы и праздники.

IV. Русские народные праздники.

1.Зимушка-зима.

2.Новый год. 3.Рождество.Святки. 4.Крещение.

5.Будни и праздники на Руси.

6.Весна-веснянка. 7.Масленица.

8. Великий пост.

9.Пасха.

10.Егорьев день.

11.Троица.

12.Духов день.

13.Иван Купала.

14.Петров день.

15.Ильин день.

16.Спасы.

17.Успение.

18.Покров.

V. Русские народные промыслы.

1.Керамика Гжели. 2.Хохлома и Жостово. 3.Павлово-Посадские шали.

4. Вятская игрушка.

5.Богородская игрушка.

VI.Русские народные игры.

VII.Русские народные песни для детей.

VIII.Народные танцы.

IX. Подведение итогов

1

4

4

4

3

3

5

3

2

4

5

5

3

3

4

3

3

4

3

4

2

4

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

10

2

2

2

2

2

10

6

6

1

1

2

2

3

1

1

2

2

2

3

3

3

2

2

3

2

2

2

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

1

2

2

3

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

8

4

4

Итого: 144 ч. 93 ч. 51 ч.

 

 

Учебный план

№ п\п

Тема

Количество

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Вводное занятие.

1

1

 

2.

Старинный русский быт.

29

16

13

3.

Новый русский быт (со времён Петра I)

24

16

8

4.

Русские народные праздники.

58

49

9

5.

Русские народные промыслы.

10

3

7

6.

Русские народные игры.

10

2

8

7.

Русские народные песни для детей.

6

2

4

8.

Народные танцы.

6

2

4

9.

Подведение итогов

1

1

 

Итого: 144 ч. 93 ч. 51 ч.

 

 

Методическое обеспечение

Занятия кружка проводятся в кабинете русского языка и литературы, оборудованном столами, классной доской, проектором, компьютером, экраном. Кабинет удобный для занятий, хорошо освещен.

Одним из главных принципов организации занятий кружка является чередование разнообразных методов деятельности учащихся. В основном она носит теоретический характер, но практика также необходима, поскольку без нее невозможно изучение материла .

Для проведения занятий определяется оптимальное сочетание разнообразных методов обучения. Применяется в единстве словесные, наглядные и практические методы обучения. При выборе формы ведения занятий учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Это помогает проводить изучение материала в определенной последовательности и достигнуть намеченной цели.

В течение всего курса обучения проводится систематический контроль степени усвоения программного материала и приобретения учащимися коммуникативных и лингвистических навыков и умений.

 

Литература

1. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь- справочник. М.: Академия, 2000.

2. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985.

3. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование,2002.

4. Берова И.В. Прогулки по старой Вятке: книга для учителей. Киров, 1995 г.

5. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Про- свещение, 1984.

6. Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре.-М.: ЮНВЕС, 1997.

7. Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. М.: 1986.

8. Титова И.М. Наш любимый праздник.- М.: Топикал, 1993.

9. Фокин А.Г. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды.- Киров, 2009. - 224с.

10. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1990.

11. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1995.

12. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.

13. Энциклопедия зимних праздников: Сост. Л.И. Брудая и др. СПб.: Респекс, 1993.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.