Рабочая программа «Культура, быт и традиции русского народа» (7–11 класс)
Муниципальное образовательное образование
средняя общеобразовательная школа ………
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ
……………
Рабочая программа
дополнительного образования детей
кружка «Культура, быт и традиции русского народа»
Всего часов:
1 год – 144 ч.
Программа рассмотрена и одобрена Программу разработал
на заседании педагогического совета Семкин В.Н.,
МОУ СОШ ……………… педагог дополнительного
Протокол № __ от « » ____________ образования;
стаж 22 года , категория 1
……….год
Информационная карта
рабочей программы кружка «Культура, быт и традиции русского народа»
Отдел : от школы
Учебное объединение (кружок, клуб и т.д.) : кружок «Культура, быт и традиции русского народа»
Ф.И.О. педагога : Семкин Владимир Николаевич
Название программы : рабочая программа кружка «Культура, быт и традиции русского народа»
Вид программы : модифицированный
Год обучения – 1 год
Продолжительность образовательного процесса: 144 часа
Возраст обучающихся : с 14 до 17 лет
Возрастной диапазон начала освоения программы: с 14 лет
Целевая установка: социоцентрическая
Образовательная область: этнография
Направленность деятельности: художественно-эстетическая
Форма организации образовательного процесса: групповая
Направленность усвоения учебного процесса: горизонтальная
Способ подачи содержания: комплексный
Форма реализации: очная
Ожидаемые результаты освоения программы :
по уровню освоения: общекультурный
по уровню образованности: общекультурная грамотность
по уровню освоения содержания образования: ученический
по уровню действий: творческий
Степень включенности детей: творческая
Адресат: дети
Информационную карту на рабочую программу составил:
Семкин В.Н.
« » сентября 201… года
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Культура, быт и традиции русского народа» разработана в 2018 году учителем русского языка и литературы Семкиным В.Н., которая реализуется в МОУ СОШ…... Срок ее реализации- 2018- 2019 учебный год. Продолжительность образовательного процесса-144 часа. В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют учащиеся с 14 до 17 лет.
Данная программа направлена на изучение культуры, быта и традиций русского народа как материальной, так и духовной.
Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к русской народной культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.
Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности. В процессе занятий обучающиеся знакомятся с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства и т.д.
Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической деятельности по сохранению и возрождению традиционной русской культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игрушки, участвуют в проведении календарных праздников.
Цель программы:
формирование общечеловеческих ценностей у детей школьного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа.
Задачи:
Пробудить интерес к истории и культуре русского народа.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
Принципы построения программы:
1.Принцип научности:
- при составлении программы особое внимание уделяется научным представлениям и теоретическим положениям в области этнографии.
2. Принцип системности:
- материал программы подается по принципу: от простого к сложному;
- каждой пройденной теме соответствуют уроки обобщения и систематизации знаний.
3. Принцип доступности:
- программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- изучаемый материал дается в доступной для ребят форме.
4. Динамичность:
- материал программы постоянно дополняется новыми данными в области культурологии;
- совершенствуются формы и методы обучения;
- предусмотрены различные формы занятий.
5. Перспективность и актуальность:
- создание новых проектов, планов.
Структура занятия:
Организационный момент.
Мотивация.
Повторение пройденного материала.
Изложение новой темы.
Практическая работа.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Диагностика освоения программы:
Входящая диагностика. Проводится на начальном этапе при наборе группы. Основные методы – анкетирование, беседа.
Текущая диагностика. Проводится при изучении отдельных тем, закрепляя знания по конкретной теме. Данная диагностика проводится также по итогам каждого года обучения. Основной метод – зачет (поделки, рисунки).
Итоговая диагностика. Проводиться по итогам изучения всего курса программы. Методы - защита проектов.
Результаты диагностики:
-
Низкий уровень.
Средний уровень.
Высокий уровень.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны:
знать:
-основные праздники народного календаря, историю русского народного костюма, головных уборов, быта, традиций
уметь:
-исполнять русские народные песни, выразительно декламировать;
-рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;
- играть в народные игры и водить хороводы;
-работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
применять:
-использовать в активной речи потешки, считалки, загадки;
- использовать в повседневной жизни русские народные игры;
-использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Содержательная часть программы
Вводное занятие
Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа. Письменность.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники.
Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Спасы. Успение. Покров.
Русские народные промыслы.
Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павлово-Посадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
Детский фольклор.
Русские народные игры.
Русские народные песни для детей.
Народные танцы
Учебно-тематический план
Тема |
Количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
I.Вводное занятие II. Старинный русский быт. Жилище. 1.Русская изба и боярские хоромы. 2.Царские палаты. Одежда. 3.Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. 4.Традиционная русская кухня. 5.Продукты питания. 6.Семейные обряды. 7.Письменность. 8.Учёба. III. Новый русский быт (со времён Петра I) 1.Простой народ и дворяне. 2.Обычаи, привычки, быт простых людей. 3.Одежда. 4.Дворянские особняки. 5.Быт дворянской семьи. 6.Балы и праздники. IV. Русские народные праздники. 1.Зимушка-зима. 2.Новый год. 3.Рождество.Святки. 4.Крещение. 5.Будни и праздники на Руси. 6.Весна-веснянка. 7.Масленица. 8. Великий пост. 9.Пасха. 10.Егорьев день. 11.Троица. 12.Духов день. 13.Иван Купала. 14.Петров день. 15.Ильин день. 16.Спасы. 17.Успение. 18.Покров. V. Русские народные промыслы. 1.Керамика Гжели. 2.Хохлома и Жостово. 3.Павлово-Посадские шали. 4. Вятская игрушка. 5.Богородская игрушка. VI.Русские народные игры. VII.Русские народные песни для детей. VIII.Народные танцы. IX. Подведение итогов |
1 4 4 4 3 3 5 3 2 4 5 5 3 3 4 3 3 4 3 4 2 4 4 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 10 2 2 2 2 2 10 6 6 1 |
1 2 2 3 1 1 2 2 2 3 3 3 2 2 3 2 2 2 2 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 1 1 1 1 1 2 2 2 1 |
2 2 1 2 2 3 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 8 4 4 |
Итого: 144 ч. 93 ч. 51 ч.
Учебный план
№ п\п |
Тема |
Количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
1. |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
2. |
Старинный русский быт. |
29 |
16 |
13 |
3. |
Новый русский быт (со времён Петра I) |
24 |
16 |
8 |
4. |
Русские народные праздники. |
58 |
49 |
9 |
5. |
Русские народные промыслы. |
10 |
3 |
7 |
6. |
Русские народные игры. |
10 |
2 |
8 |
7. |
Русские народные песни для детей. |
6 |
2 |
4 |
8. |
Народные танцы. |
6 |
2 |
4 |
9. |
Подведение итогов |
1 |
1 |
Итого: 144 ч. 93 ч. 51 ч.
Методическое обеспечение
Занятия кружка проводятся в кабинете русского языка и литературы, оборудованном столами, классной доской, проектором, компьютером, экраном. Кабинет удобный для занятий, хорошо освещен.
Одним из главных принципов организации занятий кружка является чередование разнообразных методов деятельности учащихся. В основном она носит теоретический характер, но практика также необходима, поскольку без нее невозможно изучение материла .
Для проведения занятий определяется оптимальное сочетание разнообразных методов обучения. Применяется в единстве словесные, наглядные и практические методы обучения. При выборе формы ведения занятий учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Это помогает проводить изучение материала в определенной последовательности и достигнуть намеченной цели.
В течение всего курса обучения проводится систематический контроль степени усвоения программного материала и приобретения учащимися коммуникативных и лингвистических навыков и умений.
Литература
1. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь- справочник. М.: Академия, 2000.
2. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985.
3. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование,2002.
4. Берова И.В. Прогулки по старой Вятке: книга для учителей. Киров, 1995 г.
5. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Про- свещение, 1984.
6. Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре.-М.: ЮНВЕС, 1997.
7. Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. М.: 1986.
8. Титова И.М. Наш любимый праздник.- М.: Топикал, 1993.
9. Фокин А.Г. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды.- Киров, 2009. - 224с.
10. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1990.
11. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1995.
12. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.
13. Энциклопедия зимних праздников: Сост. Л.И. Брудая и др. СПб.: Респекс, 1993.