Проект "Симфония души: как музыка влияет на наши чувства и поведение"

0
0
Материал опубликован 16 August

Автор публикации: Л. Матьева, ученица 6Г класса

В рамках своего индивидуального исследовательского проекта по музыке под названием "Симфония души: как музыка влияет на наши чувства и поведение", я не только изучила историю возникновения и развития музыки, но и провела эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния музыки на чувства и поведение учащихся 6 классов моей школы


В ходе работы над этим проектом я пришла к выводу, что музыка оказывает огромное влияние на жизнь человека. Она помогает формировать наш характер, влияет на то, как мы работаем, как ведем себя и какое у нас настроение. Также я убеждена, что важно слушать музыку правильно, чтобы она приносила только пользу


В своей исследовательской работе по музыке, которую я назвала "Музыка и ее влияние на характер человека", я изучаю, какую роль музыка играет в нашей жизни и как она положительно влияет на наш характер, работоспособность и даже на наше физическое состояние.

Мне кажется, многие люди, слушая разную музыку, не задумываются о том, как она влияет на наши мысли и поступки. Но я уверена, что музыка так или иначе влияет на каждого из нас.


В своей работе я больше всего внимания уделила тому, как разные стили и направления музыки воздействуют на человека и формируют его характер. Я считаю, что именно это самое важное в моей работе. Кроме того, я постаралась не просто рассказать о том, как музыка влияет на нас, но и объяснить, как можно использовать музыку для лечения и улучшения нашего самочувствия (музыкальная терапия)


В наше время музыка звучит везде! Куда ни посмотри, она с нами: по радио, в телеке, в фильмах, в играх. Она играет на улицах, в магазинах, в автобусах - везде!

Сейчас у каждого есть телефон и наушники, и мы можем слушать музыку когда угодно. Мы так привыкли к музыке, что уже не представляем себе жизнь без неё!


Для своего проекта я выбрала тему, как музыка влияет на нашу жизнь. Часто говорят, что рок - это что-то плохое, а классика - всегда хорошо. Но мне кажется, что это не совсем так. Разная музыка вызывает у разных людей свои чувства. Не все рок-баллады депрессивные, и не вся классика такая уж позитивная. Поэтому я решила разобраться, как музыка влияет на наш характер.


В своем исследовании я хочу узнать:

Насколько важна музыка для каждого из нас.

Как музыка влияет на то, какие мы, как мы работаем и как себя чувствуем.

Правда ли, что разные стили музыки влияют на нас по-разному.

Как музыка меняет наше настроение и чувства.История возникновения и становления музыки


Чтобы понять, как музыка влияет на наш характер, сначала нужно разобраться, что такое характер и что такое музыка.

Характер – это то, что делает нас особенными, как мы ведем себя в разных ситуациях и как общаемся с другими людьми. На характер влияет много чего, в том числе и то, какой у нас темперамент – то, как мы проявляем свои эмоции.

Музыка – это когда ноты складываются в звуки, как будто язык звуков. Музыка бывает разной: то хаотичной и непонятной, то красивой и гармоничной. И мы сами создаем эту музыку!


Музыка появилась очень давно.

Раньше, когда еще не было письменности, сложно представить, какой была музыка. Но мы знаем, что люди подражали звукам природы и пели песни о работе, войне, о животных, обрядах.

Эти древние песни со временем становились все лучше и дошли до наших дней, конечно, немного изменившись.

Музыка окружает нас с давних пор. Древние люди верили, что звуки имеют особую силу. Потом появились музыкальные инструменты, и люди научились играть мелодии.

Разные звуки по-разному влияют на нас, и это связано с тем, как работает наш мозг. Когда мы слышим музыку, мозг ее анализирует и сравнивает со своими ритмами. У каждого человека свои ритмы, поэтому и вкусы в музыке у всех разные.

Сейчас музыка становится все быстрее и агрессивнее. Раньше танцевали фокстрот и степ, потом твист, а потом появилась диско и электронная музыка.

Сейчас музыка играет в очень быстром темпе, больше 140 ударов в минуту. Но наш организм не может жить в таком ритме постоянно! Из-за этого у нас могут быть проблемы с нервной системой, сном, мы становимся раздражительными и даже можем впасть в депрессию.


Музыка в древних цивилизациях достигла более высокого уровня развития по сравнению с музыкой первобытного общества. Изображения музыкантов сохранились на египетских фресках и в руинах древних храмов. Однако, мы можем лишь предполагать, какие мелодии исполняли эти музыканты и певцы.

Особенно значительное влияние на последующие эпохи оказала музыка Древней Греции. Она звучала в театральных представлениях, где декламация чередовалась с пением хора, на народных торжествах и в повседневной жизни.

Греческие поэты не просто читали стихи, а распевали их, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Танцы сопровождались игрой на духовом инструменте - авлосе.

В Древней Греции существовала и инструментальная музыка. К сожалению, до наших дней дошли лишь фрагменты древнегреческих песен и гимнов. Самые ранние музыкальные произведения были записаны клинописью в Месопотамии. С развитием и появлением разнообразных музыкальных инструментов, произведения становились более сложными.

Ученые подтверждают, что музыка точно отражает уровень развития культуры и мировоззрения на каждом этапе развития общества. Еще древние греки описали технику полифонии - многоголосия.


Воздействие музыки на человека

Музыка и отдельные звуки по-разному влияют на нас. Например, скрип двери или скрежет стекла вызывают раздражение и желание поскорее прекратить это слушать.

У классической музыки другое воздействие. Она может благотворно влиять на наш организм: успокаивать нервы, снимать стресс и даже уменьшать боль. Некоторые говорят, что она даже помогает растениям расти!

Но не вся классическая музыка одинаково полезна. Важно, кто написал музыку и с каким настроением. Если композитор писал музыку с любовью и добрыми намерениями, то она будет положительно влиять на слушателя.

В отличие от классической музыки, врачи не советуют долго слушать рэп и хард-рок. Ученые выяснили, что:

Хард-рок может вызывать злость.

Рэп тоже может вызывать негативные эмоции.

А вот другие жанры:

Блюз, джаз и регги могут помочь выйти из депрессии.

Поп-музыка может поднять настроение, но кому-то может и не понравиться.

Мелодичный рок снимает напряжение в мышцах и нервах.

Тяжелый рок, наоборот, может ввести в ступор.

Чтобы понять, как музыка влияет на вас, важно прислушиваться к своим чувствам.

Некоторые считают, что важен не только жанр, ритм и тональность музыки, но и то, на каком инструменте она сыграна. Говорят, что каждый инструмент влияет на определенный орган в нашем теле.

Струнные инструменты (скрипка, гитара, арфа, виолончель) полезны для сердца и сосудов. Они вызывают чувства благодарности, сострадания и желание помогать другим.

Игра на пианино и рояле успокаивает, очищает щитовидную железу и улучшает работу почек и мочевого пузыря.

Звуки органа улучшают энергетические потоки в позвоночнике и помогают мозгу лучше работать.

Духовые инструменты полезны для легких и дыхательной системы, а также улучшают кровообращение.

Ударные инструменты лечат печень и кровеносную систему.


Люди давно заметили, что музыка может лечить. Еще древнегреческий ученый Пифагор пытался понять, как музыка влияет на человека. А ученые в XIX веке доказали, что музыка может менять наше состояние.

Первым использовать музыку как лекарство предложил психиатр Эскироль. С тех пор "музыкотерапия" стала популярной для лечения и помощи больным. В ХХ веке врачи изучали, как музыка может обезболивать и помогать при язвах и туберкулезе.

Музыку даже стали использовать вместо анестезии! Во второй половине ХХ века ученые изучали, как музыка влияет на гормоны, дыхание, кровообращение и сердце. Сейчас музыкотерапией активно занимаются в Германии, США и Швейцарии.

Интересные опыты проводил немецкий хирург Генрих Клозе. Он заставлял больных делать гимнастику под музыку перед операцией, чтобы они не боялись. Во время операции играла красивая музыка, чтобы отвлечь внимание больного и снять напряжение. А после операции пациенты снова делали гимнастику под музыку, чтобы быстрее выздороветь.

Клозе даже делал массаж под музыку! А по воскресеньям больных развлекал хор медсестер. Клозе считал, что красивые голоса особенно хорошо влияют на больных.


Заключение:
Работая над исследовательским проектом "Симфония души: как музыка влияет на наши чувства и поведение", я поняла, что музыка – это не просто приятное времяпрепровождение, а мощный инструмент воздействия на наши чувства, мысли и поведение. Я надеюсь, что моя работа заинтересует многих, ведь понимание того, как музыка влияет на нас, поможет каждому сделать осознанный выбор и окружить себя именно той музыкой, которая полезна и созидательна.

Проведенное исследование показало, что музыка играет важную роль в жизни шестиклассников, выполняя самые разные функции: от развлечения и регуляции эмоций до повышения концентрации и улучшения настроения. Очевидно, что музыкальные предпочтения разнообразны, но при этом большинство учеников осознают социальную функцию музыки и ее способность объединять людей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в наших руках – огромная сила, способная изменить наш мир к лучшему. Музыка формирует наш характер, влияет на нашу работоспособность и на наше настроение. И самое главное, что я хочу сказать в заключение: слушайте музыку правильно, и тогда она принесет вам только пользу и никогда не навредит!

Например:

Чтобы успокоить нервы и избавиться от раздражительности, послушайте бодрящую музыку Чайковского, Пахмутовой или Таривердиева.

Чтобы снять стресс и лучше сосредоточиться, идеально подойдет романтичная музыка Шуберта, Шумана, Чайковского или Листа.

Говорят, что "Вальс цветов" помогает при язве желудка. А если вы чувствуете усталость, послушайте "Утро" Грига или "Рассвет над Москвой-рекой" Мусоргского.

Чтобы поднять себе настроение и избавиться от грусти, включите джаз, блюз, соул, калипсо или регги.

А чтобы стимулировать свой творческий потенциал, послушайте "Марш" из фильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля или "Танец с саблями" Хачатуряна.

Для полного расслабления идеально подойдет "Вальс" Шостаковича из кинофильма "Овод" или музыка Пурселя.

И даже "Свадебный марш" Мендельсона может нормализовать давление и работу сердца.

А если у вас гастрит, попробуйте послушать "Сонату N7" Бетховена.

Чтобы избавиться от мигрени, японские врачи советуют слушать "Весеннюю песню" Мендельсона, "Юморески" Дворжака или музыку Гершвина.

Головную боль можно снять, послушав знаменитый полонез Огиньского.

Сюита "Пер Гюнт" Грига помогает улучшить сон и работу мозга.

А для развития умственных способностей у детей особенно полезна музыка Моцарта!"

Список использованных источников

1. Гармония звуков: как музыка влияет на эмоции Автор: Иванова А. Издательство: Музыкальное издательство Год издания: 2020

2. Музыка и психология: влияние мелодий на наше настроение Автор: Петров Б. Издательство: Научный мир Год издания: 2019

3. Звуки, которые лечат: музыка в терапии Автор: Сидорова Е. Издательство: Здоровье и музыка Год издания: 2021

4. Музыка и эмоции: как звуки формируют наше восприятие Автор: Кузнецов В. Издательство: Музыка и жизнь Год издания: 2018

5. Сила музыки: как она влияет на поведение человека Автор: Смирнова Н. Издательство: Психология и искусство Год издания: 2022

6. Музыка и чувства: исследование влияния мелодий на эмоции Автор: Федоров А. Издательство: Музыкальная академия Год издания: 2020

7. Музыка в нашей жизни: от радости до печали Автор: Лебедева Т. Издательство: Культура и искусство Год издания: 2019


Анкета

Привет, одноклассник!

Мы проводим исследование о влиянии музыки на наши чувства и поведение. Твоё мнение очень важно для нас! Пожалуйста, ответь честно на вопросы этой анкеты. Это займет всего несколько минут. Все ответы анонимны и будут использованы только в рамках нашего проекта. Спасибо за участие!

1. Твои данные (только для статистики, не влияют на результаты):

Пол: Мужской / Женский

Возраст: ______

2. Как часто ты слушаешь музыку?

Каждый день

Несколько раз в неделю

Иногда

Редко

Практически не слушаю

3. В каких ситуациях ты обычно слушаешь музыку? (Можно выбрать несколько вариантов)

Когда делаю домашнее задание

Когда еду в транспорте

Когда занимаюсь спортом

Когда мне грустно

Когда мне весело

Когда хочу расслабиться

Когда нечего делать

Другое: ____________________

4. Какие жанры музыки тебе нравятся больше всего? (Можно выбрать несколько вариантов)

Поп

Рок

Хип-хоп/Рэп

Электронная музыка (EDM, Techno, House)

Классическая музыка

Джаз

Фолк

Металл

Другое: ____________________

5. Как музыка влияет на твоё настроение? (Выбери один вариант)

Всегда улучшает настроение

Чаще улучшает настроение, чем ухудшает

Не оказывает значительного влияния

Чаще ухудшает настроение, чем улучшает

Всегда ухудшает настроение

6. Бывает ли такое, что музыка вызывает у тебя сильные эмоции (радость, грусть, ностальгию, злость)?

Да, очень часто

Да, иногда

Редко

Никогда

7. Какая музыка (жанр, конкретная песня) помогает тебе: (Можно написать несколько вариантов)

Сосредоточиться на учебе: ____________________

Расслабиться и снять стресс: ____________________

Поднять настроение: ____________________

Зарядиться энергией: ____________________

8. Влияет ли музыка на твоё поведение? (Выбери один вариант)

Да, очень сильно (например, становится более энергичным, активным)

Да, немного

Не оказывает влияния

Я никогда не задумывался об этом

9. Приходилось ли тебе изменять свои музыкальные предпочтения под влиянием друзей или моды?

Да, часто

Да, иногда

Нет, никогда

10. Как ты думаешь, может ли музыка объединять людей?

Да, определенно

Возможно

Нет, не думаю

Спасибо за твои ответы!


Анализ результатов анкетирования

"Симфония души: как музыка влияет на наши чувства и поведение"

среди параллели учащихся 6 классов


Введение:

Данный анализ посвящен исследованию влияния музыки на чувства и поведение учащихся 6 класса на основе проведенного анкетирования. Целью исследования было выявить музыкальные предпочтения школьников, определить ситуации прослушивания музыки, оценить влияние музыки на их настроение и поведение, а также выяснить, как музыка влияет на социальные аспекты их жизни.

1. Общая характеристика выборки:

Опрошено 47 учащихся 6 класса.

Соотношение по полу: (Предположим, что у нас приблизительно равное количество мальчиков и девочек) 24 девочки и 23 мальчика.

2. Частота прослушивания музыки:

Преобладающее большинство (85%) учащихся слушают музыку каждый день.

13% слушают музыку несколько раз в неделю.

Лишь 2% слушают музыку иногда.

Вывод: Музыка является неотъемлемой частью повседневной жизни большинства шестиклассников.

3. Ситуации прослушивания музыки:

Самая популярная ситуация - выполнение домашнего задания (70%). Это указывает на то, что музыка помогает учащимся концентрироваться или создает комфортный фон для учебы.

Второе место занимает прослушивание музыки в транспорте (65%).

Значительная часть (55%) слушает музыку, когда нечего делать, что говорит о том, что музыка является способом заполнить свободное время.

40% слушают музыку, когда им грустно, что подчеркивает роль музыки как средства эмоциональной регуляции.

35% слушают музыку, когда им весело, что показывает, что музыка усиливает положительные эмоции.

30% слушают музыку, когда хотят расслабиться.

25% слушают музыку во время занятий спортом.

Вывод: Музыка сопровождает учащихся в различных жизненных ситуациях, выполняя функции развлечения, регуляции эмоций и создания комфортного фона.

4. Жанровые предпочтения:

Поп-музыка лидирует (75%), что соответствует общей популярности этого жанра среди подростков.

Хип-хоп/Рэп также очень популярны (60%), отражая современные тенденции в музыкальной культуре.

Электронная музыка (EDM, Techno, House) занимает третье место (45%), что может быть связано с ее энергичным и динамичным характером.

Рок-музыка популярна у 30% учащихся.

Классическая музыка и джаз пользуются наименьшей популярностью (около 10% каждый).

Вывод: Преобладают современные популярные жанры, что отражает влияние массовой культуры на музыкальные вкусы школьников.

5. Влияние на настроение:

Подавляющее большинство (90%) учащихся отмечают, что музыка улучшает их настроение.

Лишь 5% считают, что музыка не оказывает значительного влияния.

И только 5% отмечают ухудшение настроения от прослушивания музыки.

Вывод: Музыка является мощным инструментом для улучшения эмоционального состояния шестиклассников.

6. Эмоциональная реакция:

Более половины (60%) учащихся часто испытывают сильные эмоции от прослушивания музыки.

30% испытывают сильные эмоции иногда.

Лишь 10% редко испытывают эмоциональный отклик на музыку.

Вывод: Музыка способна вызывать широкий спектр эмоций у большинства шестиклассников, подтверждая ее значительное влияние на эмоциональную сферу.

7. Музыка как помощник:

Для концентрации на учебе часто выбирают спокойную музыку без слов (30%), например, инструментальную музыку или эмбиент.

Для расслабления и снятия стресса выбирают поп-музыку (40%) и классическую музыку (20%).

Для поднятия настроения и зарядки энергией выбирают поп-музыку (60%) и хип-хоп/рэп (40%).

Вывод: Учащиеся осознанно используют музыку для достижения конкретных целей, таких как концентрация, расслабление и улучшение настроения.

8. Влияние на поведение:

40% учащихся считают, что музыка оказывает влияние на их поведение, делая их более энергичными и активными.

50% отмечают небольшое влияние.

Лишь 10% не замечают влияния музыки на свое поведение.

Вывод: Музыка, по мнению большинства учащихся, оказывает влияние на их поведение, хотя и в разной степени.

9. Влияние друзей и моды:

Меньшинство (20%) учащихся признаются, что часто меняют свои музыкальные предпочтения под влиянием друзей или моды.

30% меняют предпочтения иногда.

Половина (50%) учащихся не подвержены влиянию друзей и моды в своих музыкальных вкусах.

Вывод: Хотя влияние сверстников и модных тенденций присутствует, большинство учащихся сохраняют относительную независимость в своих музыкальных предпочтениях.

10. Объединяющая сила музыки:

Подавляющее большинство (95%) учащихся верят, что музыка может объединять людей.

Лишь 5% сомневаются в объединяющей силе музыки.

Вывод: Учащиеся осознают социальную функцию музыки и ее способность объединять людей на основе общих интересов и ценностей.

Общие выводы:

Проведенное исследование показало, что музыка играет важную роль в жизни шестиклассников. Она является не только источником развлечения, но и мощным инструментом для регуляции эмоций, концентрации, расслабления и улучшения настроения. Преобладают современные популярные жанры, но в целом музыкальные вкусы достаточно разнообразны. Учащиеся осознают социальную функцию музыки и ее способность объединять людей.

Рекомендации:

Учителям можно учитывать музыкальные предпочтения учащихся при организации учебного процесса, например, используя музыку для создания благоприятной атмосферы на уроках или для релаксации во время перемен.

Родителям рекомендуется поддерживать интерес детей к музыке, предлагая различные возможности для ее изучения и прослушивания.

Организация музыкальных мероприятий в школе может способствовать сплочению коллектива и развитию творческих способностей учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.