Автор публикации: С. Маркеева, воспитанница 16 группы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Порошинский детский сад №12
Мы часто видим снежинки, но редко задумываемся о тайнах, которые они скрывают
Сбор информации: беседы со взрослыми, просмотр презентаций, научных фильмов, рассматривание иллюстраций по данной теме. Исследовательская деятельность: наблюдения, эксперименты. Подведение итогов, выводы.
От взрослых я узнал, что: Когда-то люди считали, что снег или дождь – это водяные капельки. В теплое время года проливаются из туч дождиком, а зимой – вылетают снежинками. Но ученые доказали, что снежинки образовываются не из водяных капелек, а получаются из пара. Этот пар содержится в воздухе постоянно. Он поднимается высоко в небо, туда, где очень холодно. Там водяной пар превращается в крошечные льдинки. Льдинки двигаются, сталкиваются и цепляются друг за друга. Так они растут, становятся все больше и больше.. Снежинка может быть только шести лучевой. Передвигаясь вверх и вниз в облаке, снежинка попадает в условия с разной температурой и содержанием водяного пара. Её форма меняется. Так снежинки становятся разными. Японским ученым удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые кристаллы – звезды – появляются только при небольшом морозе (-14, -15, -16, -17 градусов)
В научной литературе мы прочитали, что двух одинаковых снежинок не найти, но можно разделить их на несколько видов:
Я очень постарался зарисовать изученные виды снежинок.
Снежинки состоят на 95% из воздуха. Весной 1944 года в Москве выпали хлопья размером до 10 сантиметров в диаметре, они были похожи на небольшие медленно кружащиеся блюдца. С 22 января 2012 года отмечается день снега! Самая большая снежинка, упала на землю в 1887 году в США диаметр ее превысил 38 см. При падении в воду снежинка создаёт крайне высокий звук, неслышимый для человека, но неприятный для рыб. В Сибири снежные хлопья достигали 30 сантиметров в диаметре. Такие гиганты могут выпадать только при полном безветрии. Более половины населения земного шара никогда не видело снега, разве только на фотографиях. Какое счастье, что мы с вами видим снег!
С помощью воспитателей мы провели анкетирование по теме: «Что ты знаешь о снежинках?» в старших группах детского сада «Солнышко» Ребятам в группах я задавал 3 вопроса:
В нашем анкетировании приняли участие 30 детей. Большинство ребят знают, что снежинки образуются из водяного пара, а так же многие знают, что нет двух одинаковых снежинок. Много споров возникло при ответе на последний вопрос, можно ли получить снежинку в домашних условиях? Так и родилась идея вырастить снежинку самим.
Моя самая интересная часть проекта Для этого опыта мне понадобились: черный картон, лупа. Когда снежинки стали опускаться на землю, я взял чёрный картон и ждал, пока снежинки упадут на картон. Вывод: рассмотрев внимательно снежинки я увидел что снежинка имеет 6 лучиков.
Цель: С помощью водяного пара проверить, можно ли вырастить снежинку. Материал и оборудование: Вода, термокружка, одноразовая пластиковая тарелка. Описание опыта: Мы использовали горячую воду в термокружке и закрыли прозрачной пластиковой тарелкой, чтобы образовался конденсат из водяного пара, и оставили на сутки на морозе. Вывод: вырастить снежинку не удалось, вместо снежинок получились маленькие льдинки, похожие на бусенки.
Цель: С помощью эксперимента проверить, можно ли вырастить снежинку из капелек воды на бархатной бумаге. Материал и оборудование: Лупа, пульверизатор с водой, лист бархатной бумаги. Описание эксперимента: Я взял бархатную бумагу и из пульверизатора побрызгал на нее мелкими капельками воды. Чтобы капельки успели выкристаллизоваться я брызгал на расстоянии. Застывая, капельки образовывали снежную крупку, не имеющую ни граней, ни лучей. Вывод: снежинки не получились
Цель: Вырастить снежинку Необходимые материалы: проволока, толстая шерстяная нить, вода, соль, тара. Описание работы: Сначала мы сделали каркас для снежинки. Беру проволоку и разрезаю ее на три равные части (по 10 см). Когда каркас из проволоки готов, обвиваю его толстой шерстяной нитью .
Мы сделали перенасыщенный солевой раствор. Для этого, в горячую воду постепенно помешивая, добавили соль. Уже после того, как одна часть соли полностью растворится, добавляю следующую до тех пор, пока соль в воде перестанет растворяться. Раствор процеживаю, чтобы в нем не осталось нерастворенных кристаллов. После, выливаю смесь в пластиковую тару. С помощью ниток подвешиваю снежинку в растворе соли.
Мои наблюдения за экспериментом: Через 2 часа начали образовываться первые едва заметные кристаллики. Через 5 часов кристаллы стали крупнее и их стало гораздо больше. Через сутки моя снежинка, как снегом, обросла слоем кристаллов соли.
В результате работы можно сделать следующие выводы: Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл; Снежинка может быть только шестилучевой; Форма снежинок зависит от температуры и влажности. Чаще всего встречаются звездочки и пластинчатые снежинки.; Вырастить настоящую снежинку в домашних условиях невозможно (а можно только сделать макет), т.к. невозможно воссоздать все условия, способствующие ее рождению как в природе. В ходе проведенной работы наша гипотеза не подтвердилась. С полученными в ходе проекта знаниями я поделился с детьми из своей группы.
Богданова Ольга Николаевна