Проект «Животные во время Великой Отечественной войны»
Автор публикации: Е. Серова, ученица 8А класса
Исследовательский проект «Животные во время Великой Отечественной в
Приближается юбилейная дата – 75 - летие Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г. Тяжкое бремя войны наравне с людьми вынесли и наши «братья меньшие» - животные, поэтому важно знать и об их вкладе в победу. Я решила донести до учащихся школы информацию о том, как животные помогали людям, служили им во время войны.
Проблема проекта: проанализировав результаты анкетирования, проведенные в 5 – 11 классах мы выявили отсутствие информации у учащихся о подвигах и роли животных во время Великой Отечественной войны.
Тип проекта: краткосрочный.
Участники проекта: педагоги, ученики, родители, библиотекарь школы.
Сроки проведения: декабрь – март 2020 года.
Актуальность проекта: вторая мировая война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. Мало кто знает, что в то время бок о бок с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие: звери, птицы. Возможно, некоторые ветераны Великой Отечественной войны остались живы только благодаря отличной работе животных и беспрекословному исполнению своего долга - помогать человеку в любой ситуации, даже если она будет стоить им жизни. К тому же в настоящее время у людей проявляется жестокое отношение к животным. Поэтому мы считаем, что эта тема актуальна. Что делали животные во время войны? Как животные помогали защитникам тыла и фронта? Почему люди воздвигли памятники животным? Помочь учащимся ответить на эти вопросы, получить представление о подвигах животных во время Великой Отечественной войны стало возможным при реализации проекта «Животные во время Великой Отечественной войны»
Цель проекта: выяснить, какие животные и как помогали людям на войне. Рассказать о четвероногих солдатах и отдать почести незаслуженно забытым героям - животным.
Задачи проекта: 1. Провести конкурс эссе «Животные в боевом строю». 2. Провести конкурс презентаций «Маленькие герои большой войны» 3. Провести конкурс стихотворений «Они помогли победить». 4. Написать статью «Животные на Великой Отечественной Войне» в школьную газету «Трибуна», на сайт Всероссийского педагогического сообщества «УРОК. РФ» и на школьный сайт. 5. Подобрать и показать на классных часах документальные фильмы «Животные – герои Великой Отечественной войны»». 6. Провести конкурс рисунков «Животные - воины Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.». 7. Организовать и провести конкурс поделок из глины, из скульптурного пластилина (других природных материалов) на тему «Животные и война». 8. Подобрать в школьной библиотеке книги, журналы и периодические издания по данной теме для учителей и учащихся. 9. Провести конкурс проектов «Памятники животным, помогавшим приближать победу в годы Великой Отечественной войны». 10. Организация посещения выставки - лекции в Динском районном историко - краеведческом музее «Животные в годы Великой Отечественной войны». 11. Провести итоговый праздник «Война и природа».
Механизм реализации проекта.
Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный: 1. Провести анкетный опрос среди учащихся средних и старших классов о подвигах и роли животных во время Великой Отечественной войны 2. Определение проблем, целей и задач проекта. 3. Разработка проекта. 4. Разработка календарно – тематического плана реализации проекта. 5. Подбор и изучение литературы по теме проекта (декабрь).
2 этап – основной: 1. Вовлечение учащихся, педагогов, родителей к совместной деятельности в реализации проекта. 2. Календарно – тематический план реализации проекта: конкурс эссе «Животные в боевом строю» (9 -11 кл.). Конкурс презентаций «Маленькие герои большой войны» («Собаки во время войны», «Лошади во время войны», «Голуби во время войны», «Верблюды во время войны», «Олени во время войны», «Кошки во время войны», «Дельфины во время войны») (7 – 8 кл.). Конкурс стихотворений «Они помогли победить» (5 – 6 кл.). Опубликование статьи «Животные на Великой Отечественной Войне» в школьной газете «Трибуна», на сайте Всероссийского педагогического сообщества «УРОК. РФ» и на сайт БОУ СОШ №1 станицы Динской (автор Серова Екатерина, 8 «А»). Показ на классных часах документальных фильмов «Животные – герои Великой Отечественной войны» (5 – 11кл.). Конкурс рисунков «Животные - воины Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» (5 – 11кл.). Конкурс поделок из глины, из скульптурного пластилина (других природных материалов) на тему «Животные и война» (5 – 9 кл.). Подбор книг, журналов и периодических изданий по данной теме для учителей и учащихся: Книги: 1. Загуненко С. Собачий спецназ: выдумка или реальность? 2. На Великой Отечественной. Дмитриев Ю.Д. 3. Малышев А.А. Звери в плену: невыдуманные истории. 4. Собаки на войне. Боевые животные, сост. А.Н. Петров. 5. [Служебные собаки] Великая Отечественная война. 1941-1945: энциклопедия / ред. М.М. Козлов. 6. Туманов Ю.В. Боевые кони: рассказы. 7. Устаревшие войска: [лошади на военной службе] Алмазов Б. Журналы и периодические издания: 1. Белов С. Скромные труженики войны 2. Бондаренко Е.В. Животные на войне. 3. Коваленко Ю.А. Четвероногие бойцы. 4. Матвиенко Г. Сапер, который не ошибается. 5. Мойнов С. Того и Балто - собаки-герои. 6. Морелёва В.А. Сценарий праздника «Легенды и были о собаках». 7. Мурадова Е. Знаменитые кошки. 8. Мухамадеева Л.И. Они тоже сражались на фронте. 9. Несмашная И. Животные на войне. 10. Несмашная И. Четвероногие друзья. 11. Островская Г. Устный журнал «О животных-бойцах, защищавших нас в годы войны. 12. Пономарев В. Друг особого назначения. 13. Сергеев Б. Миротворцы, помогающие воевать. 14. Щербаков В. Дельфиний спецназ. Проведение конкурса проектов «Памятники животным, помогавшим приближать победу в годы Великой Отечественной войны» (7 – 11 кл.). Посещение выставки - лекции в Динском районном историко - краеведческом музее «Животные в годы Великой Отечественной войны».
3 этап – заключительный:
Презентация достижений по результатам проекта, систематизация материалов.
Оформление приложения к проекту. Итоговый праздник «Война и природа».
Форма отчёта: итоговый праздник «Война и природа»: выставка эссе «Животные в боевом строю», показ лучших презентаций «Маленькие герои большой войны», выступление победителей конкурса стихотворений «Они помогли победить» и конкурса проектов «Памятники животным, помогавшим приближать победу в годы Великой Отечественной войны»; выставка рисунков «Животные - воины Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», выставка поделок из глины, из скульптурного пластилина на тему «Животные и война» и выставка книг, журналов и периодических изданий «Они тоже сражались на фронте».
Ожидаемые результаты: в результате реализации данного проекта предполагается, что учащиеся узнают о значении животных во время войны, познакомятся с литературными источниками, отразившими подвиг животных во время Великой Отечественной войны, а также привитие ответственности к четвероногим питомцам и воспитание гуманного отношения к животным. В результате реализации данного проекта у учащихся сформируются навыки исследовательской, творческой деятельности и самостоятельности.
Продукт проектной деятельности. Коллекции: презентаций, эссе, рисунков, документальных фильмов, стихотворений, поделок, проектов. Выставка книг, журналов и периодических изданий «Они тоже сражались на фронте».
Выводы: тяжелейшим испытанием для всех народов является война. Но не только оружием завоевывали победу. Через всю войну рядом с людьми шли животные. Мы не должны забывать о том, что война – это зло, в том числе и для природы.
Список литературы: 1. Казаков А. П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе. Беседы о Второй мировой войне в школе» - М.: Гном, 2011.- 25с. 2. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание школьников» - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 96 с. 3. Сертакова Н.М, Кулдашова Н.В. «Патриотическое воспитание детей на основе проектно-исследовательской деятельности» - Волгоград: Учитель, 2015. – 116 с.