Проектная работа по стихотворению А.К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает»

2
0
Материал опубликован 4 April 2019

Автор публикации: А. Шихрагимова, ученица 6Б класса

А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает».

Цель проекта: 1. Подобрать к каждой строке произведения картинку-ассоциацию, произвести работу над цветообразом произведения. 2. Анализ (интерпретация) лирического произведения.

А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает». Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» написано Алексеем Константиновичем Толстым. Это очень красивое творение искусства, стихотворение про весну. Автор образно описывает приход весны и изменения природы, связанные с этим явлением.

1.Давайте подберем к каждой строке данного стихотворения подходящую картинку.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждёт,

Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит, и поёт…

Утром небо ясно и прозрачно,

Ночью звёзды светят так светло;

Отчего ж в душе твоей так мрачно И зачем на сердце тяжело?

Грустно жить тебе, о друг, я знаю, И понятна мне твоя печаль:

Отлетела б ты к родному краю И земной весны тебе не жаль…

Цветообраз. Читая это произведение, смотря на эти картинки, в моей голове невольно представляется палитра красок, ведь это стихотворение про весну, а весна – яркое, разноцветное время года. Вот такой цветообраз представляется мне: в 1-ом четверостишии: белый (снег), синий (кувшинка ); во 2-ом: зеленый (лес); в 3-ем: голубой (небо), темно-синий (ночное небо), желтый (звезды); и в 4-ом: серый (печаль).

Значения цветов. Каждый из вышеуказанных цветов имеют свое значение. Белый – символизирует духовность, нематериальный мир, свет как таковой (например, белая одежда ангелов). Синий – цвет неба в прямом и переносном смысле. Зеленый – жизнь, рост, развитие. Голубой – цвет душевной чистоты и возвышенности. Желтый – цвет солнца и тепла, радости и богатства, разума и оптимизма. Серый - серый цвет ассоциируется с Сатурном, богом времени, зрелости и старения

Помимо красок, также слышатся звуки. Помимо красок, также слышатся звуки. Например, 3-я строка: «И кувшинчик синий расцветает…». Обратите внимание на текст. Кувшинки расцветают на воде, и я словно слышу бульканье воды. В 4-ой строке: «И зовут друг друга журавли…» мы слышим песни журавлей. Во 2-ой строфе слышатся звуки природы, животных.

2. Анализ произведения. Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» написано в 1856 году. Автором является Алексей Константинович Толстой. У А. К. Толстого был врожденный поэтический талант. Он очень сильно любил природу. Редкая по своей силе любовь и способность чувствовать мельчайшие, незаметные для другого детали очень проявлялись в Толстом. В данной поэтической работе имеются явные признаки весны: последний снег тает, от земли восходит теплый пар, расцветает кувшинчик, прилетают птицы… Т. е. все кругом «согрето дыханием весны».

История написания произведения. Весной 1856 года, когда было написано стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает», Толстой и его супруга оказались за тысячи верст друг от друга, понимая, что судьба готовит им очередные испытания. Отравленный горечью разлуки, Алексей Толстой понимает, что его избранницу ждет еще менее завидная участь. Ведь она вынуждена оставаться в Санкт-Петербурге и постоянно бывать на людях, терпя насмешки и публичные оскорбления.

Вот уж снег последний в поле тает Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Данное стихотворение построено на контрасте, первые две строфы автор посвятил описанию весенней природы. В первой строфе автор дает нам знать, что весна наступила. Природа меняется с приходом этой чудной поры: тает последний снег, уже начинают появляться цветы, на небе много птиц.

Юный лес, в зелёный дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждёт; Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поёт; Во второй строфе нам тоже все понятно - юный лес, одетый в зеленый дым, т. е. в зеленые листья, ждет теплых весенних гроз. Обратите внимание на 3 и 4 строки: «Все весны дыханием согрето, все кругом и любит и поет». Автор хочет сказать, что в природе весенняя атмосфера. Всем радостно, царит везде любовь.

Утром небо ясно и прозрачно, Ночью звёзды светят так светло; Отчего ж в душе твоей так мрачно И зачем на сердце тяжело? В третьей строфе автор хочет обратить наше внимание на небо: «Утром небо ясно и прозрачно, ночью звезды светят так светло». А. Толстой воспользовался при написании данного стихотворения параллелизмом – связью природных и душевных состояний. Этот способ был также использован в других произведениях Толстого.

Грустно жить тебе, о друг, я знаю, И понятна мне твоя печаль: Отлетела б ты к родному краю И земной весны тебе не жаль… Весна – просто прекрасная, чудесная пора, пора радости, счастья и любви. Но когда читаешь последние четыре строки, понимаешь, что это, порою, не всегда так.

Изобразительно-выразительные средства. Для того, чтобы сделать стихотворение еще более выразительным, автор использовал разные средства. При помощи эпитета «последний снег» автор дает нам понять, что это ранняя весна, когда только начинает таять снег. Также имеются и другие эпитеты, такие, как: «теплый пар», «кувшинчик синий», «юный лес», «зеленый дым» , «теплых гроз», «к родному краю», «земной весны». Имеются такие метафоры, как «юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт», «всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит и поёт». Олицетворения: «и зовут друг друга журавли», «юный лес ждет гроз». Здесь имеется антитеза – противопоставляется радостный приход весны (все кругом и любит и поет) с печальным состоянием супруги Алексея Толстого.

Размер стиха и способ рифмовки. Стихотворение написано пятистопным хореем с пиррихием. Здесь рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки: тает – расцветает, земли – журавли; одетый – согрето, ждет – поет; прозрачно – мрачно, светло – тяжело; знаю – краю, печаль – жаль. Каждая строка состоит из 9-10 слогов.

Вывод. Итак, мы делаем вывод: 1. Половина стихотворения посвящена описанию весны, природы. При помощи различных средств языка автор описывает нам ее. 2. Другую половину стихотворения автор посвятил своему близкому, родному человеку, рисуя словами грустную картину, душевные переживания любимого человека.

Мое мнение о стихотворении поэта. Думаю, анализ не будет полным без моего мнения про это стихотворение. Мне это стихотворение очень понравилось. Во-первых, тема стихотворения – весна. Мне вообще очень нравятся произведения на эту тему. А когда еще автор описывает это время года так выразительно, так живо, для меня это произведение надолго остается одним из самых любимых. Во-вторых, автор нам также рассказывает о состоянии души, в данном случае – печальном. Это может оказать большое влияние на эмоции читателя – он может переживать, грустить… Ну и в-третьих, почему мне понравилось это стихотворение, потому что автор повлиял именно на мои эмоции: сначала я читала его с радостью (кого не обрадует приход весны), а потом мое лицо рассталось с улыбкой. А стихи не часто могут оказать такое влияние на меня. Это и является главной причиной того, почему это стихотворение занимает такое большое место в моей жизни.

Это стихотворение послужило для меня вдохновением для моего творчества. Вот стихи моего собственного сочинения. Что такое весна? «Двадцать восьмое февраля»- Последний день зимы. Упал тот лист календаря, И дни весны пришли. Смотришь в окно: а снега нет – Растаял он от солнца. Цветут цветы, солнечный свет Вовсю стучит в оконца. Улыбка на лице моем До вечера осталась. Весна прекрасна ведь во всем, Да брось ты всю усталость: Хочешь – танцуй, а хочешь- пой И собери букет. А лучше, поиграй со мной И пролети весь свет… Вся оживлена природа, А царство-то лесное… Услышала вдруг от кого-то: «А что это такое?» - Весенняя пора в природе- Это праздник для души. - Особенного нет в ней вроде. - С выводом ты не спеши! Весна – восьмое чудо света! Весна неотразима! Зима и осень, даже лето С весною несравнимы. Надеюсь, понял ты теперь, Что весна прекрасна. Милый друг, уж мне поверь, Душа с весною ясна.

Использованная литература 1.Интернет-ресурсы

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.