12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыбакова Ольга Владимировна343
Учитель литературы в Православной классической гимназии
Россия, Самарская обл., Тольятти
Материал размещён в группе «Урок литературы»
4

Контрольная работа по теории литературы «Проза Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, А.И.Солженицына»

Контрольная работа по литературе. 9 класс. 1 вариант.

 1.Профессор Преображенский проводит эксперимент, ставящий целью                         _______________________________________________________________________

2. Определите литературный персонаж: «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него    были белесые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да еще на "о" налегал, будто   коренной волжанин. А матершинничать был мастер ужасный». __________________________________________________________________________           3. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности?

«Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука...» __________________________________________________________________________

4. Какой изобразительный прием, в котором одно явление проясняется путем сопоставления с другим явлением, использует А.Солженицын: «Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах»; «По ночам, когда Матрена уже спала, а я занимался за столом, -- редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далекий шум океана, шорохом тараканов за перегородкой»? _______________________________________________________________________

5.Любимое растение Матрены Васильевны: ___________________________________

6.Как характеризует Матрену описание ее жилища?

«Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было -- его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры… Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще -- кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное -- колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась…»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7.Дайте развернутый ответ на вопрос: Охарактеризуйте своеобразие коротких рассказов А.П.Чехова (основные темы, художественные приемы и пр.). _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

                                  Контрольная работа по литературе. 9 класс. 2 вариант.                                                                                                                                                     1. Повесть М.Булгакова «Собачье сердце» имеет подзаголовок: ___________________________________________________________________________

2. Композиция рассказа М.Шолохова «Судьба человека» называется: ________________________________________________________________________

3.Как называется тип описания, изображающий природу?

«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны». _____________________________________________________________________________

4.Как характеризует Андрея Соколова отказ пить «за победу немецкого оружия»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности?

«Высокий черный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрена выставила ему на середину комнаты, к печке-"голландке". Все лицо его облегали густые черные волосы, почти не тронутые сединой: с черной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены черные, едва выказывая уши, поднимались к черным космам, свисавшим с темени; и еще широкие черные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность».

_____________________________________________________________________________

6.Почему Матрена Васильевна вместо коровы держала козу? _____________________________________________________________________________

7.Дайте развернутый ответ на вопрос: Как называется художественный прием, открытый Л.Толстым в трилогии «Детство.Отрочество.Юность» и как этот прием помог создать ему роман о духовном развитии человека?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.