Проектно-исследовательская работа "Стройков Николай Васильевич - Герой Советского Союза"

5
0
Материал опубликован 11 January 2020

Автор публикации: А. Апарина, ученица 9 класса

«Тырновская основная общеобразовательная школа» - филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Инякинская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области.





Проектно-исследовательская работа на тему: «Стройков Николай Васильевич – Герой Советского Союза».

t1578765494aa.jpg



Автор: Апарина Анна,

ученица 9 класса

«Тырновской ООШ» - филиала МБОУ «Инякинская СОШ»



Тырново 2019год

План



Введение. Актуальность, цели и задачи исследовательской работы.

Теоретическая часть.

Биография Стройкова Николая Васильевича.

Звание Героя Советского Союза.

Из истории создания самолётов.

II. Практическая часть.

2.1. Беседы с жителями нашего села.

2.2. Создание краеведческого уголка в нашей школе.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.































Введение

«Герои никогда не умирают,
И после смерти в бой они идут. 
Они высот своих не оставляют,
И орденов за подвиги не ждут».

Давид Газзати

Читая книгу о войне или посмотрев фильм, я ловлю себя на мысли, что война – это очень страшно. Мне кажется, что ни один фильм не может передать истинную картину военных действий, тяжёлых сражений под дождём и снегом, в мороз и жару; те короткие минуты отдыха, когда солдаты могут написать маленькую весточку домой.

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям.

Одним из таких событий стала Великая Отечественная война 1941-1945 годов, когда наша страна защищалась от нападения фашистской Германии. Память о той войне должен сохранить каждый россиянин. Мы, ныне живущие, не знаем самого главного: что испытал человек во время тех страшных событий, мы живём мирно и счастливо.

Война вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными городами и селами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти. На защиту Родины становился весь наш народ. В сердце каждого закипала ненависть к врагу. Не унывали наши защитники, проявляя героизм и храбрость, поддерживали друг друга в дни тяжелых испытаний.

Среди тех, кто прошел тяжелейшие военные годы, были мои прадеды и мои земляки. Великая Отечественная война оставила глубокий след в судьбах миллионов людей, наших соотечественников. Об этом свидетельствует громадный размах «Парада Победы» в городах и сёлах нашей Родины и во всём мире.

В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие со дня Великой Победы в Великой Отечественной войне. А ведь в нашем селе родился Герой Советского Союза – Стройков Николай Васильевич. Я задумалась: а много ли я знаю о нём? Совсем нет. Мне очень захотелось узнать больше о нашем знаменитом земляке, тем более улица, на которой я живу, носит имя Героя Советского Союза Стройкова Николая Васильевича. Интересно, почему?

Для того, чтобы найти информацию о Стройкове Николае Васильевиче, я использовала материалы:

- школьного краеведческого уголка;

- Шиловского краеведческого музея;

-беседы с учителями;

-беседы с директором школы Парашкиной Аллой Юрьевной;

- беседы с Гордеевой Анной Матвеевной (её семья жила в доме Стройковых);

-ресурсы школьной и сельской библиотек;

-ресурсы Интернета.

Цель исследовательской работы:

- поиск информации о Герое Советского Союза – Стройкове Николае Васильевиче.

- формирование представления о том, за какие подвиги присваивали звание героя Советского союза.

Задачи исследовательской работы:

- изучить детально биографию Героя Советского Союза - Стройкова Николая Васильевича;

- выяснить роль и значение военной деятельности Стройкова Николая Васильевича в судьбе нашей Родины;

- учиться искать необходимую информацию в различных источниках, анализировать её, систематизировать полученные данные, выделять главное;

- познакомиться с историей создания самолётов;

- расширить свои знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

- привлечь к исследовательской работе друзей, родственников, знакомых.





















I Теоретическая часть.

1.1. Биография Героя Советского Союза – Стройкова Николая Васильевича.

Я знаю, что Николай Васильевич Стройков – лётчик, который сражался в рядах Советской Армии против фашистской Германии, не щадя своей жизни. (приложение 1)

Стройков Н. В. родился 21 декабря 1921 года в селе Тырнова Слобода (ныне село Тырново Шиловского района Рязанской области). В 1933 году окончил 4 класса Тырновской сельской школы.

Детство Стройкова Николая Васильевича

С детства Николай любил ходить рыбачить, ведь их дом стоял на крутом берегу реки Оки, с весны до осени сидят с удочками ребята у реки.

Он часто ложился в цветущие травы и подолгу смотрел на серебристую ленту Оки, на далёкий голубой горизонт, плывущий где - то за полянами, над синей каймой леса. Николай часто прикладывал к уху ладони и чутко прислушивался к тихому шёпоту трав, как будто хотел, чтобы они рассказали ему про ту жизнь, которая скрыта за голубым горизонтом. Эта таинственная даль так и манила к себе, звала к неизведанному...

Начало военной деятельности.

Была у Николая и вторая страсть - любовь к машине, к технике. В детстве ещё так и тянуло его что - то смастерить. А когда окончил семилетку, не задумываясь, пошёл слесарем сначала в совхоз "Искра", а затем на "Рязсельмаш". Видимо, по наследству от отца перешла к Николаю любовь к труду. Перешла от отца, Василия Стройкова, одного из первых рязанских трактористов, который более полувека не расставался с машиной.

Но как бы ни был влюблён парнишка в технику, а голубой горизонт всё более властно звал к себе. И случилось так, что через некоторое время Николая Стройкова призвали в армию, в авиационный полк...

- Ох и настырный же ты, парень! - часто говорили Стройкову в полку. - Ведь пилотом надо родиться, а ты немного мешковат. Уж лучше води машину на земле...

А ему очень хотелось летать.

Профессию военного летчика осваивали мужественные, достойные люди. «…Волшебство моего ремесла раскрывает передо мной мир, где через два часа ждет меня схватка с черными драконами, с вершинами, увенчанными прядями синих молний, мир, где с наступлением ночи, раскрепощенный, я провожу свой путь по звездам.» - писал знаменитый французский летчик Антуан де Сент-Экзюпери.

Коля Стройков приходил к механикам и по "косточкам" изучал детали самолёта. Сначала одну, затем вторую. И так весь предвоенный год. А в 1941-м, когда Подмосковье стало опоясываться колючей проволокой, противотанковыми рвами, и Стройков был зачислен курсантом военно – авиационной школы пилотов.

Южный степной аэродром шумел, как улей. Первые дни Николай занимался в небольшой группе таких же, как и он, пока ещё "безлошадных" лётчиков, хотя материальную часть самолёта и знал хорошо. Он часто с завистью провожал краснозвёздных "Яков" с аэродрома и, возвратясь в своеобразный полевой класс, садился за учебники.

Находил Николай время, чтобы побыть на стоянке самолётов, поработать с механиком, потренироваться в кабине истребителя. Иногда с большим трудом он упрашивал механика потренироваться и, действуя ручкой, педалями и сектором газа, представлял себя в воздухе, "вживался" в машину.

Первомай 1943 года Николай Стройков встретил в форме младшего лейтенанта, со значком лётчика на груди. В аттестате выпускника было скупо написано: "Отлично летает, материальную часть знает на "отлично". А сколько за этими короткими фразами скрывалось бессонных ночей и жаркой работы до седьмого пота!

С января 1941 года Николай Васильевич находился в рядах Красной Армии, в 1942 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. C мая 1943 года служил в действующей армии.

Обнимая небо  крепкими руками, 
Лётчик набирает высоту... 
Тот, кто прямо с детства дружит с небесами, 
Не предаст во век свою первую мечту!

Не штурвал, а небо крепкими руками 
Обниму движением одним... 
Ввысь летя ракетой, падая как камень, 
От машины в воздухе я неотделим.
( С. Болотин, Т. Сикорская)


Жестокая битва на Курской дуге была в самом разгаре. В районе Томаровка - Белгород молодой лётчик Николай Стройков получил первое боевое крещение в составе 508-го истребительного авиационного полка. О своём первом бое он рассказывал отцу частенько и всегда в конце рассказа добавлял: "Ну, зелёные же мы были в первых боях! В классе было совсем легко разбирать воздушный бой, а как столкнулись с противником в первый раз, так и все формулы забыли".

Воздушный бой, мгновенья бесконечность.
Вираж, бросок и тет-а-тет с судьбой.
Вас уносило небо чаще в вечность,
Где нет могил в пустыне голубой.

Без показной и пафосной бравады,
В смертельный отправлялись вы вояж.
И самой дорогой тогда наградой,
Была звезда, на тёплый фюзеляж.1

Гвардии старший лейтенант Н. В. Стройков совершил 245 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боев, сбил 14 самолётов противника лично, 4 в паре и 17 в группе с товарищами.

Подвиг лётчика.

Рассветная голубовато - серая дымка ещё плыла над аэродромом, спрятавшимся меж зеленокудрыми перелесками, опалёнными войной, а краснозвёздные "Яки" один за другим взмывали к облакам и ложились курсом на запад. Шли парами туда, где уже закипал бой. Николай Стройков шёл в третьей паре. Он был ведомым, а быть им не так - то просто. Николай ещё в училище знал, что ведомый - это надёжный щит ведущего и что лётчик, исполняющий обязанности ведомого, должен быть смелым, зорким и находчивым, готовым в любой момент на самопожертвование. Но это по теории, а как вести себя на практике, да ещё в бою?

Под плоскостями "Яков" земля казалась морем с бушующими волнами взрывов. Рассматривать её было некогда. Николай внимательно следил за машиной командира, тщательно наблюдал за передней полусферой и беспрерывно бросал взгляд вверх, вправо, назад. Одна и та же мысль неотступно стучала в мозгу: осмотрительность, осмотрительность...

Одним из первых он заметил па горизонте маленькие точки, так похожие на клин журавлей, еле заметный в небе. Слева по курсу, ниже редких кучевых облаков, шли к полю боя вражеские "Лаптёжники", так были названы немецкие пикирующие бомбардировщики Ju-87 за шасси, похожие на лапти. Наши "Яки" устремились на перехват вражеских машин, чтобы не дать им возможности сбросить смертоносный груз на наши войска. Когда расстояние между самолётами сократилось до 2 - 3 км, Стройков услышал в наушники шлемофона:

- Атакую головного, Коля, прикрой меня!.. Прикрой меня!..

- Есть! Я понял вас, я понял вас! - скороговоркой выпалил Стройков и в тот же миг увидел, как из - за облаков вывалились два "Мессера", пикируя на ведущего. Николай резко взял ручку на себя. Машина рванулась вверх, а затем перешла в левый вираж и устремилась на "Мессера", идущего первым.

Словно молния, сверкнула мысль: "Встречно - пересекающийся курс. Стрелять нельзя. Только таран. "Мессер", увлекшись атакой, нёсся на ведущего и, казалось, вот - вот возьмёт его в перекрестие, и тогда...

Но враг опоздал на мгновение. Машина Николая Стройкова оказалась рядом с "Мессером", Николай нажал гашетки. Как подбитый коршун, "Мессер" клюнул вниз и, потянув за собой огненный шлейф, врезался в землю.

- Молодец, Стройков! Так и рубай их, гадов! - послышался голос командира.

А может быть, это только показалось Стройкову? Может быть, никто и не говорил так?.. Но в этом беды не было. Главное - это "срубил" врага с первого удара...

Наши войска, отбив атаки противника и уничтожив сотни танков и самолётов, перешли в контрнаступление, отбрасывая врага на запад. Слава героев битвы на Курской дуге озарилась первым победным салютом.

За период этих боёв Николай Стройков, как и все его боевые друзья, потрудился немало. Он участвовал в 17 воздушных схватках, лично сбил 4 вражеских самолёта и 15 в группе с товарищами. Ему в то время не было и 22 лет. В наградном листе, написанном на Стройкова Николая Васильевича, значилось: "Врага бьёт наверняка!". Так с той поры и закрепилась за Стройковым эта крылатая фраза.

Истребитель Bell P-39N Airacobra из состава 213-го Гвардейского ИАП, на котором летом и осенью 1943 года сражался Гвардии младший лейтенант Н. В. Стройков. (приложение 2)

С начала боёв на Курской дуге и до конца Великой Отечественной войны Николай Стройков был на фронте. Он мужественно сражался против немецко - фашистских захватчиков. Войну закончил командиром 2-й эскадрильи 213-го Гвардейского ИАП, летая на американской "Аэрокобре". Совершил почти 250 боевых вылетов и лично сбил в воздушных боях 14 самолётов врага. Список его побед был опубликован в газетах того времени. (приложение 3).

Послевоенные годы.

Закончилась война. Стройков продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава в Липецке. В звании Гвардии майора, в должности командира эскадрильи 72-го Гвардейского ИАП из состава 151-й Гвардейской ИАД участвовал в войне в Корее в «первой» волне советских лётчиков — истребителей. Этот полк с конца октября 1950 года базировался на аэродроме «Северный» в Мукдене. Н. В. Стройков — участник первого боя «МиГов» в Корее (1 ноября 1950 года ), когда 5 МиГ-15 72-го ГвИАП под его командованием в 12:50 атаковала тройку F-51 «Мустанг» и лейтенант Ф. Чиж сбил 1 F-51 из 39-й аэ 35-й ИБАГ ( пилот погиб ).

За время боевых действий в небе Кореи Н. В. Стройков одержал 1 личную победу. 9 ноября 1950 года на боевое задание по отражению налёта противника в районе Аньдун — Сингисю поочередно вылетали группы «МиГов» из 28, 72 и 139-го Гвардейских полков, так как налёт противника длился до 14 часов 53 минут, и в этом интервале времени состоялось ещё несколько воздушных боёв с авиацией США. Так, уже после обеда на задание в район Сингисю ушла четвёрка МиГ-15 из 72-го ГвИАП под командованием Героя Советского Союза майора Н. В. Стройкова. В районе цели они встретились с четвёркой F-80 и завязали с ней бой. В ходе боя пара — майор Н. В. Стройков и капитан В. Н. Казначеев — так удачно атаковала пару F-80, что те, сделав маневр и уходя из-под атаки, столкнулись в воздухе и обломками упали на землю. Они были записаны на боевой счёт Стройкова и Казначеева. Остальные F-80 сразу вышли из боя, не выполнив своей боевой задачи. Всего же за день США потеряли не менее 5 машин: 2 F-80 ( Стройков Н.В., Казначеев В.Н. ); F9F2 «Пантера» ; F4U «Корсар» ; RB-29 .

В войне 1950 - 1953 годов, Стройков Н. В. лично сбил ещё 1 самолёт американских ВВС. Опытный лётчик работал советником командира истребительного авиаполка ВВС Китайской народной республики .

В 1958 году Гвардии полковник Н. В. Стройков серьёзно заболел. Продолжать службу по состоянию здоровья не мог. Будучи в запасе, он не порывал связей с авиацией, передавал свои знания и богатый опыт молодежи.

В январе 1964 года Николай Васильевич скончался. Он похоронен со всеми воинскими почестями в столице Белоруссии - городе Минске, где в последние годы служил. Умер он 13 января 1964 года и похоронен в Минске. (приложение 4)

Всю свою жизнь Николай Стройков отдал служению Родине. Память о нём будет всегда жить в сердцах людей. Каждый день в Рязани против улицы, где он вырос, в автобусах и троллейбусах звучит его имя: "Улица Стройкова"...

Николай Васильевич Стройков награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Красной Звезды, медалями.

В селе Тырново и на здании школы № 2 в Рязани установлены мемориальные доски. Одна из улиц Рязани, посёлка Шилово, села Тырново носит имя Героя.

1.2. Звание Героя Советского Союза.

27 июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Стройкову Николаю Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Звание «Герой Советского Союза» было утверждено16 апреля 1934 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК). Герою Советского Союза вручалась Грамота, с 1936 года - орден Ленина в колодке с 1943 года), Медаль «Золотая Звезда» как знак особого отличия утверждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Автор медали - художник И. И. Дубасов. Медаль «Золотая звезда» изготовлена из золота, её носят на левой стороне груди под орденами и медалями.

Звание «Герой Советского Союза» - первая в мире награда такого рода. Это - самая высокая и самая почётная награда советского народа. По порядку учреждения является первой из двух высших степеней отличия СССР: звание «Герой Советского Союза» и звание «Герой Социалистического Труда».

В СССР звание «Герой Советского Союза» получили 12 776 человек. Наибольшее число имён в этот список внесла Великая Отечественная война (11600 человек, в том числе дважды-115, из них 7 - посмертно).2

«Герой- это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества» ( Юлиус Фучик)

Издревле в России рождались Герои,

Во славу Отчизны на подвиг идя,

Немало имен помнит книга историй,

То гордость России, её сыновья!

Герои Родины — как много в этом смысла!

И честь, и храбрость в этих двух словах.

Героями нельзя стать слишком быстро.

Герой лишь тот, кому неведом страх.

Всем тем, кто храбро воевал с врагами,

Кто мужествен, решителен и смел,

Присвоить можно звание Героя,

И кто свершил немало важных дел!3

Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Герои труда, спорта. Герои нашего времени. 4

1.3 Из истории создания самолётов

Первый в мире самолёт после 25 лет упорного труда построил талантливый русский учёный и изобретатель капитан 1 ранга А. Ф. Можайский в 1883 г. И, несмотря на то, что первенство в покорении пятого океана принадлежит американским изобретателям – братьям Райт, русские авиаторы внесли немалую лепту в освоение воздушных просторов. Всему миру известны теоретические труды Циолковского (жил и работал в с. Ижевское Рязанской области) и Жуковского, самолёт «Илья Муромец» Сикорского, подвиги русских лётчиков: Ефимова, Арцеулова, Нестерова…

Первое боевое крещение русские лётчики получили в ходе Балканской войны (1912-1913). Тогда на стороне Болгарии действовал российский авиационный отряд. В годы Первой Мировой войны наши соотечественники поражали своей отвагой и мастерством как противника, так и союзные войска. В советские годы наша авиация продолжала развиваться бурными темпами. Годы первых пятилеток ознаменовались множеством мировых рекордов и подвигов советских лётчиков.

В предвоенный период 1928 году конструктором Поликарповым Н. Н. был создан учебный самолет отечественной авиации - У-2, ставший впоследствии легендой. На этом самолете в 1930-1950 годах учились летному делу пилоты гражданской авиации, а также летчики наших Военно-Воздушных Сил.

В канун Великой Отечественной войны началось создание новых типов боевых самолетов. В результате были созданы, испытаны и запущены в серийное производство истребители ЛаГГ-3 (конструкторы - Лавочкин, Гудков, Горбунов), МиГ-3 (конструкторы - Микоян, Гуревич), Як-1 (конструктор – Яковлев), лучший самолет-штурмовик Ил-2, и ночной бомбардировщик дальнего действия Ил-4(конструктор – Ильюшин) и пикирующий бомбардировщик Пе-2 (конструктор – Петляков).

  Сегодня охраняют небесные просторы России сверхманевренные многоцелевые истребители Су-27, бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25 конструкторского бюро им. Сухого, Миг-31, Миг-29 конструкторского бюро им. Микояна, бомбардировщики КБ им. Туполева Ту-16, Ту 22М, Ту-160, боевые вертолеты КБ им. Камова Ка-28, КБ им. Миля Ми-6, Ми-8, Ми-24, осуществляют транспортные перевозки и высадку десанта самолёты КБ им. Ильюшина Ил-76, Ил-78, КБ им. Антонова Ан-12, 24, Ан-22, Ан-26, Ан-124 «Руслан», Ан-226 «Мрия». Проходят этап испытаний и внедрения в войска самолёты Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, МиГ-АТ, вертолёты Ка-50, Ка-52 и Ми-28Н. Образцы передовой российской авиационной техники - почетные участники международных авиакосмических салонов: «МАКС» (Россия), в Ле Бурже (Франция), в Фарнборо (Великобритания).































Практическая часть.

Беседы с жителями нашего села.

Новые факты.

Разговаривая с односельчанами, я выяснила, кто жил в доме Стройковых в последнее время. Это семья Гордеевой Анны Матвеевны.

Небольшой дом стоял на крутом берегу Оки: обычный крестьянский, с горницей и кухней. Окна смотрели на речку. Анна Матвеевна разрешила сделать копию фотографии дома. Эта фотография – единственная, которая у неё сохранилась. (приложение 5). Несколько лет учащиеся нашей школы ухаживали за территорией, прилегающей к дому Стройковых: убирали территорию весной и осенью от листвы, когда там уже никто не жил. Дом существовал до 2008 года. Вот почему улица, на которой я живу так называется.

Я обратилась к учителям нашей школы с просьбой рассказать, что они знают об истории письма Василия Григорьевича и Юлии Дмитриевны, родителей Николая Васильевича Стройкова, ребятам нашей школы (его копия хранится в краеведческом уголке). Из беседы с ними я узнала, что пионерский отряд 4 класса (в 70-тые годы) вёл переписку с родителями Героя Советского Союза Стройкова Николая Васильевича. Переписка возникла после посещения родителями Н. В. Стройкова нашей школы. Это было в 60-тые годы прошлого века. Родители рассказывали о детских годах сына, о том, что он любил купаться и рыбачить, но больше всего вопросов задавали о военной судьбе Николая Стройкова. Одно письмо сохранилось в краеведческом уголке, оно написано рукой отца Николая Васильевича, Василия Григорьевича Стройкова. (приложение 6).

«Здравствуйте, дорогие пионеры, ученики 4 класса.

Большое спасибо за присланное Вами письмо, в котором вы подробно описали о своей жизни, учении, труде.

Нам очень понравилось Ваше письмо, вернее, его содержание. Вы хорошо учитесь, трудитесь. Желаем вам дальше всяческих успехов в учении, труде, а главное перейти с отличными отметками в 9 класс. И правильно вы говорите и берёте те или иные обязательства, но постарайтесь их выполнить, вот это и есть самое главное. И, конечно, нам дорого, что вашему отряду присвоено имя нашего сына Николая Васильевича Стройкова, и вы будете стараться всем доказать, что и на деле Вы будете достойными высоко нести пионерскую честь и достоинство Человека. Ведь Вам дальше строить и жить при коммунизме, а без свойств, присущих Человеку- коммунизм построить нельзя.

Ну, дорогие ребятки. А те ученики – пионеры, которые плохо учатся и трудятся – исправятся. Мы надеемся, что они подтянутся и будут достойными учениками.

Это явление временное, так как совсем плохих учеников не бывает. Они поймут и разберутся, что хорошо, что плохо, но, конечно, с помощью товарищей и учителей ваших. Только надо приложить любовь, терпение. Но не зло, так как злом ничего не исправишь.

Вот так, наши друзья! Ещё раз желаем Вам, Вашим учителям хорошего здоровья, успеха в учении и работе. Всегда хорошего настроения и дружбы между всеми вами.

С сердечным приветом, Стройковы Василий Григорьевич и Юлия Дмитриевна».

(Письмо было написано из Рязани. Стройковы приезжали сюда к родственникам, которые жили на улице Татарской, дом 29/44, кв. 4).

Я беседовала с бывшим директором Тырновской школы, Парашкиной Аллой Юрьевной, чтобы узнать, когда нашей школе было присвоено имя Героя Советского Союза Стройкова Николая Васильевича. Оказалось, что имя Героя Советского Союза Стройкова Николая Васильевича было присвоено Тырновской школе решением Совета муниципального образования - Шиловский район от 18. 11. 2005 года. (приложение 7). В этом году была проделана большая поисковая работа о биографии нашего земляка Стройкова Н. В.

Из беседы с учителями школы я узнала о проекте в честь Героев Советского Союза «Звёзды». В мае 2008 года при поддержке Рязанского регионального отделения партии «Единая Россия» в доме № 38 по улице Полевая появилась мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Стройкова Николая Васильевича. Это здание профессионального лицея №1, где учился Стройков Н. В.































Заключение.

1. Выполнив большую исследовательскую работу о героических буднях советского лётчика и моего земляка, Стройкова Н. В., я пришла к выводу, что благодаря мужеству, героизму, стойкости, выносливости воинов нашей Родины, в числе которых был Н. В. Стройков, и которые прошли тяжелейшие испытания, выпавшие на их долю и спасли мир от фашизма, мы, поколение 21 века имеем возможность учиться в школе, быть рядом с родными и близкими, радоваться жизни.

2. Я убедилась, что наша Тырновкая земля не только прекрасна, она является родиной многих удивительных, талантливых, замечательных людей: это Герой Советского Союза Стройков Николай Васильевич, Герой Социалистического труда – Аверков Александр Михайлович, Герой Социалистического труда, Президент Российской инженерной академии – Гусев Борис Владимирович. Во время поисковой работы я поняла, что смелые люди, сильные духом, прожили нелёгкую жизнь, но трудности их только закаляли. Я хочу брать с них пример.

3. Я нашла и изучила малоизвестные факты биографии Героя Советского Союза Стройкова Н. В. и выяснила много интересных фактов из жизни участников Великой Отечественной войны, прочитала несколько произведений на военную тематику, таким образом, расширила свой кругозор, пополнила свои знания о Великой Отечественной войне.

4. С помощью различных источников я познакомилась с историей создания самолётов.

5. Я приобрела навык поиска необходимой информации в различных, доступных мне источниках.

6. Я выяснила роль и значение военной деятельности прославленного лётчика Стройкова Н. В, в судьбе нашей Родины.

7. Проделанная мною поисковая работа имеет большое значение, прежде всего для меня. Я стала серьёзнее относиться к семье, родным и близким. Я и мои друзья - одноклассники гордимся, что мы учимся в школе, на которой висит мемориальная доска, посвящённая нашим героям-землякам. (Приложение 8).

Материалы моей исследовательской работы можно использовать для проведения мероприятий, классных часов.













Список используемой литературы.

1.Бобылёв П. Н. «Великая Отечественная война. Вопросы и ответы», Москва, издательство «Политической литературы», 1985.

2. Большая Советская Энциклопедия, Москва, «Советская энциклопедия»,1976, т.24.

3. Большая Российская Энциклопедия, Москва, «БРЭ», 2010.

4. Быков М. Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941-1945. Справочник. Москва, «Яуза-Эксмо», 2007.

5. .В. Даль Толковый словарь русского языка, Москва, «Эксмо», 2008.

6. Венок славы (антология художественных произведений о Великой Отечественной войне), Москва, «Современник», 1987, т. 11.

7. Детская энциклопедия , Москва , «Терра», 1997.

8. История второй мировой войны 1939-1945, Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1974. т.4.

9..Ожегов С. И. Словарь русского языка, Москва, «Русский язык», 1987 12. Рожнов В. П., В. М. Горшкова, Разные дороги к звёздам», Шацк, «Шацкая типография», 2014;

10. Советский энциклопедический словарь, издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1987.

11. «Стройков Николай Васильевич. Герои советского Союза. Краткий биографический справочник.» ,И. Н. Шкадов, Москва, «Военное издательство», 1988.

12. «Шиловский вестник», 2001 год от 18 апреля.

Интернет сайт: http://airces/narod/ru/all/2stroykov/htm.



















Приложение.



Приложение 1. Стройков Николай Васильевич – лётчик-истребитель.

t1578765494ab.jpg





















Приложение 2. Истребитель Bell P-39N Airacobra из состава 213-го Гвардейского ИАП, на котором летом и осенью 1943 года сражался Гвардии младший лейтенант Н. В. Стройков.



t1578765494ac.jpg





Приложение 3. Список побед Гвардии старшего лейтенанта Н. В. Стройкова в ВОВ:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)




п / п

Д а т а

Сбитые
самолёты

Место воздушного боя
( одержанной победы )

Свои
самолёты

1

22.05.1943 г.

1  Ju-88

аэр. Грязное

Як-7, "Аэрокобра".

2

08.06.1943 г.

1  Ме-109

Долгое

3

04.07.1943 г.

1  Ме-109

Щелково - Клеменково

4

05.07.1943 г.

1  FW-190

Бутово

5

06.07.1943 г.

1  Ме-109

Яковлево - Лучки

6

07.07.1943 г.

6  Ju-87  ( в группе - 6 / 12 )

Беленихино - Верхопенье

7

2  Ме-109  ( в группе - 2 / 12 )

Беленихино - Верхопенье

8

08.07.1943 г.

1  Ме-109

Покровка

9

5  Ju-87  ( в группе - 5 / 8 )

Сухо-Солотино - Грязное

10

2  Не-111  ( в группе - 2 / 6 )

Покровка

11

22.10.1943 г.

2  Не-111  ( в группе - 2 / 9 )

Лиховка

12

29.10.1943 г.

1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )

Ново - Стародуб

13

17.12.1943 г.

1  Ju-87

р-н Кировограда

14

06.01.1944 г.

1  Ju-88  ( в группе - 1 / 11 )

юго - восточнее Кировограда

15

25.04.1944 г.

1  Ме-109

Чемишени

16

02.05.1944 г.

1  Ju-87

Редиу

17

03.05.1944 г.

1  Ме-109

Думбрэвица

18

07.05.1944 г.

1  Ме-109

восточнее Тыргу - Фрумос

19

08.05.1944 г.

1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )

сев. Быковец

20

30.05.1944 г.

1  Ме-109

р-н Ясс

21

31.05.1944 г.

1  FW-190

Скулени

22

08.06.1944 г.

1  Ju-87

Ларга

23

26.08.1944 г.

1  FW-190

юго - восточнее Опатув

24

18.10.1944 г.

1  "Шторх"  ( в паре - 1 / 2 )

Лыскау

25

1  FW-190

Манихув


      
Всего сбитых самолётов - 16 + 21;  боевых вылетов - 245;   воздушных боёв - 66.




Приложение 4. Памятник на могиле Н.В. Стройкова в г. Минске.

t1578765494aa.jpg



Приложение 5. Дом, в котором жила семья Стройковых в с. Тырново.

t1578765494ad.jpg



Приложение 6. Письмо родителей Стройкова Н.В. учащимся Тырновской школы от 24.05.1976.



t1578765494ae.jpg

Приложение 7. Доска на здание Тырновской школы.

t1578765494af.jpg



Приложение 8. Мемориальная доска, посвящённая трём героям на здании Тырновской школы Шиловского района.

t1578765494ag.jpg

1 Венок славы (антология художественных произведений о Великой Отечественной войне), Москва, «Современник», 1987, т. 11.


2 Большая Российская Энциклопедия, Москва, «БРЭ», 2010

3 В. П. Рожнов, В. М. Горшкова, «Разные дороги к звёздам», Шацк, «Шацкая типография», 2014; Быков М. Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941-1945. Справочник. Москва, «Яуза-Эксмо», 2007.

4 Ожегов С. И. Словарь русского языка, Москва, «Русский язык», 1987.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.