12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна43794
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области

Исследовательский проект

Дом-музей летчика-космонавта СССР,

дважды Героя Советского Союза В.П.Савиных

в д. Березкины Оричевского района

Выполнили: ученики 5в класса

Савиных Елена,

 

Руководитель :

Панагушина Елена Аркадьевна

методист Дома творчества

 

 

2016 г.

Содержание

Введение. 3

I. Обзор литературы. 4

1.1.Биография космонавта. 4

1.2. Родители. 7

1.3 Деревня Березкины. 7

II. Методы исследования. 8

2.1. Этапы работы. 8

III. Результаты исследования. 9

3.1.История создания дома-музея. 9

3.2. Музей в настоящее время. 10

3.3. Беседа с мамой, классным руководителем, местными

жителями . 11

3.4.Результаты опроса. 12

3.5. Результаты анкетирования. 13

Выводы 14

Список используемой литературы. 15

Приложения 16

Введение

Однажды мы с одноклассниками посетили в деревне Березкины Оричевского района дом-музей летчика-космонавта В.П. Савиных. Наш земляк является пятидесятым космонавтом нашей страны и 100-м посланцем планеты Земля. Он участвовал в трех космических полетах, выходил в открытый космос. И это простой Оричевский парень.

День весенний расцветает,

И поют поля,

Что таких сынов рождает

Русская земля!

Этот голос поля древний

Он с собой унес

И Березкины- деревню,

Где мальчишкой рос.

Потому ль волшебной силой

Он налиться смог,

Что живет в большой России

Этот уголок ?!

Мы заинтересовалась историей этого музея. Музей существует более 25 лет и хорошо известен в Оричевском районе, а мы, учащиеся, так мало знаем об его истории и становлении.

Цель: каждый образованный человек должен знать и гордиться историей своей страны, своего поселка или деревни, своей школы, уважать людей, с которыми он живет, учится, работает.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать имеющиеся материалы о жизни и научной деятельности выдающегося Кировчанина, летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Виктора Петровича Савиных;

2. Изучить и проанализировать историю создания и деятельность дома-музея летчика-космонавта Виктора Петровича Савиных в д. Берёзкины Оричевского района;

3. Выяснить, что знают сегодняшние школьники и взрослые о жизни и деятельности нашего земляка, сотого космонавта Земли;

4. В понятной и доходчивой форме донести до сверстников выдающийся вклад земляка в дело освоения космического пространства.

 

Гипотеза : Мы считаем,  жизнь и деятельность летчика-космонавта В.П. Савиных– является прекрасный примером для молодежи нового поколения.

Объект исследования: дом-музей летчика-космонавта Савиных В.П.

в деревне Березкины Оричевского района

Предметом исследования: является организация и проведение заочной экскурсии в дом-музей при помощи медиа материалов, отражающих содержание экспозиций музея.

Значимость работы:  данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в работе Оричевского краеведческого музея, а также при проведении классных часов в школе и на районной краеведческой конференции.

 

I. Обзор литературы

1.1.Биография космонавта

7 марта 1940 года, в неприметной маленькой деревушке Березкины у молодоженов Савиных родился первенец, назвали его Виктором. Родители были довольны и счастливы. Но, недолго пришлось им наслаждаться счастьем: через год грянула война. Отец Виктора в числе десятков своих сельчан ушел на войну буквально в первые дни. Малолетнему сыну пришлось испытать и голод, и холод военной поры. Дети военных лет... Мальчишка на попечении бабки и деда. Немудрящая еда-завариха да картошка. Мама всегда в работе.

Витя рано начал помогать матери. С 5 лет пас коров. В шесть с половиной лет Витю отдали в школу. Хотя мать пробовала протестовать, но упрямый мальчик настоял на своем. Был он не высок ростом, худ, подвижен. Был очень любознательным, любил природу, тянулся к знаниям. Особенно мальчику нравились точные науки: математика, физика, химия. Очень любил литературу. Дети того времени нужду знали, и цену труда понимали, и учиться любили. Учителя как могли, готовили своих учеников к жизни, учили не бояться никакой работы: и заготовка дров на лесных делянках, и распиловка дров для школы, и посадка деревьев, и уборка картошки. Несбыточных мечтаний Виктор не имел. Ставил ближайшую цель, но двигался к ней решительно, чувствуя уверенность в силах. Когда она достигалась, ставилась новая реальная цель. Эта жизненная позиция сохранилась на протяжении всей очень интересной жизни космонавта.

В разговорах с людьми, знавшими Виктора в иные периоды его жизни, с неизменным ударением будет звучать слово - большая работоспособность. Она - родом из детства. Пример отца и матери - вечных тружеников. Виктор не считал зазорным для себя выполнять любую работу по дому: с удовольствием мыл полы, ухаживал за огородом и домашней скотиной, дрова пилил и колол.

Трудно было деревенскому школьнику выбрать себе профессию. Кем стать, не знал, хотя желал учиться дальше. На семейном совете решили, что Виктор после 8 классов поедет в Свердловск к родственникам и попытается поступить в техникум железнодорожного транспорта. После успешно сданных экзаменов в школе, Виктора всей семьей проводили в самостоятельную дорогу. Один экзамен сдал на тройку и решил вернуться домой, так как пришлось бы учиться без стипендии. Лето проработал в родном колхозе, а осенью пошел учиться в 9 класс.

Через 2 года, после окончания средней школы, поехал в Пермь, поступать в тот же техникум. Поступил с легкостью, окончил его. По распределению попал на Свердловское отделение железной дороги. Назначили бригадиром на строительство мостов и тоннелей.

Через полгода пришла повестка в армию. Но не только физически, духовно возмужал юноша в армии, яснее определился дальнейший жизненный путь. В 1964 году поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Учился Виктор с большой охотой. Подтверждение тому - Ленинская стипендия, которую он получал в институте все 6 лет. Очень много успевал - учеба, спорт, тренерская работа. Спорту Виктор уделял все свободное время. Занимался лыжами, знаком с плаваньем, увлекался фехтованием. Эту любовь к спорту пронес на протяжении всей своей жизни.

На последних курсах учебы в институте обзавелся семьей. Жена Лилия Алексеевна родилась в Перми. Закончила Московский институт физкультуры. Родилась дочка Валя. Каждое лето внучка проводила в деревне Березкины, у бабушки с дедом. Любая деревенская работа спорилась у нее в руках.

Работал в КБ Королева. Занимался работой над проектированием и созданием приборов для космических кораблей и станций. В 1978 был зачислен в отряд космонавтов, пройдя жесточайший медицинский отбор.

Участвовал в трех космических полетах, побывал на трех орбитальных станциях «Салют-6» (1981 г.), «Салют-7»(1985г.), «Мир»(1988г.). Общая длительность полетов - 254 дня в космосе. Выходил в открытый космос во время второго полета (5 часов).

Виктор Петрович Савиных имеет почетные звания: "Летчик-космонавт СССР",  дважды Герой Советского Союза,  кавалер трех орденов Ленина, кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством", почетный гражданин Кировской области и другие награды. В настоящее время ученый, профессор, доктор технических наук, член-корреспондент РАН, президент московского университета геодезии и картографии.

1.2. Родители

При посещении музея в деревне Березкины мы долго всматривалась в фотографии мамы космонавта, Ольги Павловны. Какой добрый и прямой взгляд у этой женщины. Сразу видно - хорошая и гостеприимная хозяйка, добрая мать, умелая работница.

«И себя не жалела - Леля-двужильная», - так говорили о ней в селе - «семью до голода не допустила, а себя довела. Уработается так, что руки-крюки, пальтецо не может даже расстегнуть, свекровка помогает. А с солнцем опять в поле».

В самые трудные годы Ольга Павловна сохраняла корову - муж на войне, надо вырастить сына.

Когда сгорел дом, Ольге Павловне на помощь строить новый дом соседи охотно шли: - «Не лихотлива баба и справедлива. А если что не так, не за спиной, в глаза скажет»,- так говорили местные.

В 1956 году заболел муж, на коленях выстояла у постели любимого. Лучше любой санитарки научилась обходиться с больным. А Петр Кузьмич - ни стона, ни вздоха... Какой урок для сыновей жизненная стойкость отца, самоотверженность матери.

Не растеряла Ольга Павловна своей душевной красоты. Запаса доброты хватало на всех: мужа, сыновей, односельчан.

Отец, Петр Кузьмич работал в животноводстве, был бригадиром. Строгим, немногословным был, знал свое дело. Но очень любил свою семью, воспитывал сыновей примером всей своей жизни.

1.3.Деревня Березкины

Недалеко от железнодорожной станции Быстряги спряталась небольшая деревушка с красивым названием Березкины. Образовалась деревня в 1782 году. Заселение этих мест шло со стороны села Пищалья, а еще из Истобенска и Шалегово, со стороны реки. От Пищалья недалеко Разбойный Бор, через эти места уходили войска атамана, может, кто и осел в глухих в те поры лесах. Народ жил тут предприимчивый, подвижный. Землю пахали и скот пасли.

В 40-х годах 20 века 27 дворов было в Березкиных, и все как единая семья. Хозяйство свое у всех большое - корова, теленок, поросята, куры. До сотни человек на сенокос из деревни выходило.

«Раньше на Троицу вся деревня убиралась под метелку. И улица главная была пригожа без асфальта. У каждого дома высаживались березки. Народ в Березкиных жил решительный, боевой и работящий. А позднее, когда организовался колхоз, ни один клочок земли не пропадал. Рос лен, картофель, садили овощи. Кругом были поля», - вспоминают местные жители. В лесной округе места благодатные - малина, черника, брусника. И грибов полно.

Сейчас шесть жилых домов в деревне, из них почти все дачники. Поля в округе заросли, речушка превратилась в маленькое болотце. Жаль, что такие деревни медленно исчезают. Мне очень понравились Березкины: плакучие березки ветками качают, маленький пруд рядом, дома такие аккуратные. Местные жители с удовольствием с нами пообщались - Головина Олимпиада Яковлевна и ее очень красивая и ласковая кошка.


 

II. Методы исследования

2.1 Этапы работы

Вся работа состояла из ряда этапов:

1. Подготовительный этап: постановка цели и задач исследования, изучение архивных материалов, представленных в музее.

2. Экспериментальный этап: беседа со взрослыми, опрос, анкетирование.

3. Аналитический этап: анализ литературы и результатов исследования.

4. Отчётный: оформление проекта.

5.Информационный: выступление перед учащимися и родителями своего класса с данной работой.


 

III. Результаты исследования

Свою работу мы начали со знакомства с литературой и документами, отражающими работу музея, далее очередного посещения музея и организации встреч с жителями деревни Березкины, одноклассницей.

Еще одна интересная и необычная работа – «Характер подачи материала о космонавте и доме-музее в периодической печати с первого полета до настоящих дней» на примере газеты «Искра». Материал систематизировался по годам, по тематике.

3.1. История создания дома-музея

Как дом тот достался, мало кто и помнит. У Ольги Павловны во время войны пожар был. Да большой пожар - за два часа старый дом сгорел дотла. Соседи из горящего дома вытаскивали все, да в окошко выбрасывали. Едва вытолкали скотину - корова обгорела. Ларь с мукой вытащили. Это ведь пища на всю зиму, а значит жизнь. Ольга Павловна с сыном на руках осталась без крыши над головой. Новый дом построили, семья Савиных переехала в него в 1945 году.

23 сентября 1989 г. в доме, где прошли детские и юношеские годы космонавта, был открыт дом-музей.

Консультантом при создании музея выступал сам космонавт. Каждый год музей пополнялся новыми экспонатами, позволяющими сделать обстановку крестьянского дома 40-50-х годов более реалистичной.

Меньшая часть дома – жилая – обращена на улицу и выходит на главный фасад всего дома, а большая часть – крытый двор с хозяйственными помещениями – уходит на задворки. В этом доме все компактно и цельно, все приспособлено для ведения хозяйства. Срубы - под одной кровлей: и в дождь, и в стужу, не выходя на улицу, можно было «обрядить» скот, выполнить другие работы.

Опишем жилую половину дома или   по-местному, избу.  Слово «изба» употребляется в русских летописях. Начиная с самых древнейших времен, очевидна связь этого термина с глаголами «топить», «истопить». В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение. Печь стоит влево от входа.  Русская печь массивна и своеобразна. В избе было все предельно скромно и строго, каждое место имело определенное назначение. В красном углу под божницей - место для обеденного стола. Украшениями дома служили домотканые половики, вышитые салфетки, скатерти, полотенца. Ткали на ткацком станке, который также есть в музее.

Не покладая рук колхозники трудились с утра и до позднего вечера.   Женщины рассказали о буднях, которые шли один за другим: «Вставали рано, в 3 утра, затем растапливали печь, обряжали скотину, готовили, пекли хлеб, пироги.  А потом в поле, на работы. Лишь ненадолго прерывались на обед. Вечером, после ужина, работа не прекращалась. Обрядив скотину, женщины садились за прялку, а мужчины готовили инструмент. Спали примерно по 4 часа». Нелёгкая доля выпала на жителей деревень. Но люди не падали духом, не унывали, были всем довольны.

3.2. Музей в настоящее время

После полета в космос Виктор Петрович построил для родителей еще один дом рядом, большой, двухэтажный. В 2012 году передал его Нововятскому детскому дому, они организовали в нем летнюю дачу, и каждый год дети приезжают туда отдыхать. Весь огород, который был, они распахали и сажают там овощи и фрукты для своего детского дома.

  В 2014 году дому-музею исполнилось 25 лет. Раньше в музей много народу приезжало, все больше школьники с учителями, из Котельнича, Оричей, Кирова, Орлова. Приезжали участники Молодежных Циолковских чтений, в деревне Березкины поднимались в воздух проекты участников конкурса «Я изобрел летательный аппарат», сам Виктор Петрович лично запускал воздушного змея.

В настоящее время музей стали посещать реже. Но и сегодня музей–часть воспитательной работы подрастающего поколения. В настоящее время Оричевским краеведческим музеем разработан экскурсионный маршрут Оричи-Березкины-Пищалье, который востребован среди учеников школ, родителей и жителей Оричевского и близлежащих районов. Многочисленные отзывы посетителей музея доказывают это. Для одних музей – память о родном крае; для других – знакомство с земляком, прославившим Оричевскую землю. (Приложение 1).

Мы разработали буклет о доме-музее летчика-космонавта В.П.Савиных. Надеюсь, данное пособие заинтересует жителей Оричевского и других районов. Почитав данный буклет они захотят посетить музей, особенно дети и узнать побольше о жизни космонавта.

3.3. Беседа с классным руководителем,

местными жителями деревни Берёзки.

Классный руководитель рассказала, что оричанам очень повезло, что у нас есть такой замечательный, известный всему миру земляк - космонавт 100 Виктор Петрович Савиных и что есть такой дом-музей, рассказывающий о детстве космонавта, его родителях и близких. Во время учебы в школе (1980-1990 годы Оричевская средняя школа) класс, в котором училась моя мама, дважды посещал деревню Березкины. В один из таких походов мама космонавта, Ольга Павловна, которая еще жила в доме, пригласила весь класс к себе в гости и угостила вкусными ватрушками. А с какой гордостью и любовью она рассказывала про своего сына, она помнит до сих пор.

. Вспоминает, что в доме все по-деревенски добротное, ничего лишнего. Ведь семья Савиных - простая русская крестьянская семья, где все жили и работали по принципам: почитай и уважай старших, от работы не бегай, будь честным, добивайся поставленной цели. Необходимо продолжать проведение экскурсий в данный музей, для детей важно, знать историю своей малой Родины. Еще Тамара Анатольевна с удовольствием и восторгом вспоминает встречу Виктора Петровича в 1986 году с учениками Оричевской средней школы. Выступление космонавта слушали с замиранием сердца, впитывали каждое слово. Знатного земляка провожали стоя продолжительными аплодисментами. Тамара Анатольевна показала мне и ребятам из моего класса березки, которые посадил космонавт во дворе нашей школы в 1986 году. (Приложение 2)

В поселке Мирный Оричевского района живет одноклассница В.П.Савиных Людмила Васильевна Норкина. Раньше она работала учителем начальных классов. С помощью Людмилы Васильевны мы познакомились с музеем земляку-космонавту, который открыт в Мирнинской средней школе. Витя Савиных запомнился ей как добрый, отзывчивый товарищ. «Если что-то не понятно было в школе - я бежала к Вите, он объяснит и подскажет всегда. Он умел учиться», - вспоминает Людмила Васильевна.

А музей в деревне Березкины должен жить, считает одноклассница В.П. Савиных. Ведь это память не только о трудной деревенской жизни, но и возможность соприкоснуться с детством и юностью великого человека, который прославил наш родной Оричевский район. Быть может сегодняшние мальчишки, услышав эту историю, тоже поставят перед собой цель - в будущем стать летчиком, а может быть и космонавтом.

3.4. Результаты опроса одноклассников (20 учеников)

Вопросы

да

нет

Затрудняюсь

ответить

1

Знаете ли вы кто такой В.П.Савиных

20

-

-

2

Знаете ли вы что деревня Березкины- родина космонавта

8

1

1

3

Посещали ли вы дом-музей летчика-космонавта В.П.Савиных

6

9

-

4

Понравилось ли вам в этом музее

6

-

-


 

Все учащиеся нашего класса знают, что Виктор Петрович Савиных- летчик-космонавт, наш земляк и родился он в деревне Березкины. К сожалению дом-музей в Березкиных посещали не все ребята, но всем кто там был музей понравился. После нашего выступления на классном часе, мы решили, что обязательно поедем в Березкины всем классом в ближайшее время.


 


 


 

3.5. Результаты анкетирования

В анкетировании участвовало 20 человек, из них 10- взрослые.

В анкете были следующие вопросы:

Вопросы

1

Сколько раз космонавт Савиных В.П. был в космосе?

2

Выходил ли космонавт в открытый космос?

3

Каким по счету космонавтом в России является В.П.Савиных, а каким в мире?

4

Кем были родители космонавта?

5

Часто ли В.П.Савиных приезжал в свой родной дом, будучи космонавтом?

6

В каком году открыли дом-музей летчика-космонавта?

7

Что больше всего вам запомнилось при посещении музея в Березкиных?

Результаты анкетирования:

Взрослые правильно ответили почти на все вопросы. Затруднение у них вызвал вопрос о дате открытия музея. В детстве из 10 опрашиваемых взрослых 6 посещали данный музей. Вспоминают добротный дом, «который простоит еще 100 лет», фотографии на стенах, кухонную утварь того времени. Таким образом, люди старшего поколения помнят и гордятся своим земляком.

Дети же ответили правильно лишь на три вопроса:

1.Выходил ли космонавт в открытый космос?

2.Кем были родители космонавта?

3.Часто ли В.П. Савиных приезжал в свой родной дом, будучи космонавтом?

Но нам кажется, что ребята ответили правильно на эти вопросы методом угадывания. Таким образом, дети, обучающиеся в 1-4 классах не знакомы с жизнью и деятельностью летчика-космонавта В.П. Савиных. Обсудив данные анкетирования с работниками Оричевского районного музея, было принято решение, провести экскурсии младших классов в Оричевский музей, «в комнату космонавта».

Выводы

  Подводя итог нашей работы, скажем, что поставленные нами задачи выполнены, цель работы достигнута:

 - проведено интервьюирование людей, которые знали лично космонавта и которые посещали музей ;

- изучена литература про жизнь и деятельность летчика-космонавта;

 - проанализировано   освещение данной темы в СМИ;

 - проведен опрос одноклассников, составлена анкета для проведения анкетирования с детьми и взрослыми;

 - сделан вывод о большой значимости данного исследования;

- проведены классные часы в школе, на котором мы познакомили своих одноклассников с деятельностью дома-музея летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. 1.Космонавт-100 /составитель Л.Мокеров/ -Киров, 1981 г.

        2.Записки с мертвой станции, В.П.Савиных-М.,1999 г.

        3. Земля ждет и надеется, В.П. Савиных- Пермь,1983 г.

        4. Вятка Байконур Космос, В.П. Савиных, Москва, 2010 г.

        5. Почетные граждане города Кирова В.П.Савиных книга 8// Киров сборник, 2011 г.

        6.Родом из Березичей, С.Шешина- Киров,2006 г.

        7.Савиных В.П. «Легче там, где поле и цветы»// Вятка. Краевед. сборник. Вып.6 Киров,1983 г.

        8.Георгиева Р. «Мы-фотоны»/О летчике- космонавте В.П.Савиных, его детских и юношеских годах/Огонек-1981 г.

        9. Клабукова А., Вылегжанин А. Славный сын земли оричевской// Искра-1981 г.

        10.Савиных В. Главное-трудолюбие/Беседа с летчиком-космонавтом СССР В.П.Савиных во время пребывания на родине/Зап.Вылегжанин А.//Искра.1981 г.

        11.Вылегжанина Т. Мать космонавта: очерк//Искра-1982 г.

        12.Герасимова Е.Березкины: будни и праздники/ фоторассказ о В.П.Савиных и его родителях//Искра.-1983.

        13.Смирнова Л. Люди из Звездного/Очерк о космонавте СССР, нашем земляке В.П.Савиных //Кировская правда.-1984.

        14.Бакин В. День ожиданий, день волнений./Рассказ матери О.П.Савиных о сыне/Сельская новь.-1986.

        15.Шангина О. Космонавт из Березкиных помнит о родных березах//Искра.-1999.

        16.На дальней станции сойду//Вят.край.-2001.-12 марта.

        17.Шешина С. Полет в космос:20 лет спустя (март-июнь 1981)//Вят.край.-2001.-12 марта

 

Приложение № 1

 

Приложение № 2


 

 

Рис.№1 Школа Рис № 2 д. Берёзкины

 

Рис.№3.,4 Дом музей

Рис 5,6. Внутри дома музея

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.