Рассказ липы
Автор публикации: К. Андронова, ученица 9 класса
Рассказ липы
Я липа. Я очень стара. Век деревьев не такой маленький, как у людей. Сколько мне лет, не могу вспомнить и сосчитать. Я появилась на свет на краю села Корюковка Черниговской области. На Украине мало лесов, поэтому селяне берегли меня, веток не ломали. Любили меня люди, называли красавицей, говорили, что мои листочки похожи на маленькие сердечки. А когда приходили отдохнуть в моей тени, пели мне красивую песню:
Липа вековая
Над рекой стоит,
Песня удалая
Вдалеке звучит.
Нравилось мне, когда люди счастливые, когда поют, смеются.
Корюковка была сначала очень большим селом, а потом, позже, превратилась в городок. Жили здесь весёлые, трудолюбивые советские люди.
Видела я, что корюковцы очень любят свою землю, с удовольствием работают на полях и в садах. Трудились люди, не жалея сил, поэтому и жили в достатке. В Корюковке были свои школы, церковь, больница, кирпичный завод, театр, клуб.
Все меня любили: и старые, и малые. Старики любили в жару отдохнуть в тени моих веток и листьев. Дети прибегали поиграть рядом со мной, порвать весной цветы.
Но в 1941 году случилось то, что разделило мою жизнь на ДО и ПОСЛЕ. Фашисты напали на мою родную Украину.
Мне сразу не понравились эти новые люди. Одеты они были в серые, будто грязные, одежды с чёрными крестами. Разговаривали на чужом, грубом, незнакомом мне языке. С их появлением я узнала, что такое оружие, потому что они всегда ходили с гранатами, автоматами и пистолетами. Чужаки не берегли моей красоты, безжалостно ломали мои ветки.
Всем корюковцам приход фашистов тоже был не по нраву. С сентября 1941 года люди организовали партизанское подполье. Позже партизаны ушли в леса Белоруссии.
Тяжело жил городок при новой власти. Фашисты установили свои законы. Были схвачены и увезены неизвестно куда цыгане, евреи. У людей изъяли большую часть продовольствия, голодно стало после этого. Много молодых людей увезено было в Германию на работу во славу рейха. За любое нарушение своих законов фашисты арестовывали население, вешали или расстреливали.
В феврале 1943 года подпольщики скрыто вернулись в Корюковку для того, чтобы собрать продукты. Пока занимались сбором продовольствия, устроили несколько диверсий против оккупантов.
1 марта 1943 года началось самое страшное. Фашисты окружили городок, перекрыли все дороги. Потом стали заходить в каждый дом и требовать предъявить документы. Но документы были только предлогом. На самом деле они хотели отомстить партизанам.
Нацисты десятками и сотнями стали загонять людей в дома и большие общественные здания. Делали они это для того, чтобы уничтожить жителей Корюковки. Какую-то часть населения расстреляли, а некоторых сожгли заживо. Тех, кто пробовал хоть как-то спасти свою жизнь, фашисты без жалости бросали в огонь. А тех, кто пробовал выбежать из огня, расстреливали.
Я слышала страшные крики детей и взрослых, видела кровавые языки пламени, взметнувшегося до небес. Постепенно пожар охватил несколько улиц. Но я ничего не могла сделать и никак не могла помочь этим людям.
Рядом со мной стояло сено. В этом стогу спряталась молодая женщина. Вместе с ней мы смотрели, как оккупанты бросали её соседей и родных в горящий дом. Я слышала, как она плачет от бессилия и горя. Мне так хотелось защитить её!
Потом фашисты начали прочёсывать городок во второй раз. Они целенаправленно искали людей, которым удалось спрятаться. Этих спрятавшихся также ждала смерть. Мне было страшно, что солдаты могут найти женщину, находившуюся рядом со мной. Но судьба была милостива к ней, её не нашли. Когда наступила ночь, она смогла убежать. Я смотрела ей вслед, пока она не скрылась из виду.
Три дня фашисты уничтожали Корюковку, жгли дома, убивали мирных жителей. Семь тысяч человек погибли в огненном аду. Семь тысяч безвинных душ в чёрном дыму белыми птицами улетели на небеса. Семь тысяч!
Прошло много лет с той поры. Советский союз смог победить фашистов и прогнать их с родной земли. Следы от пожарищ затянулись травой и цветами.
Вот уже 80 с лишним лет как я смотрю каждый день на разрушенную Корюковку и вспоминаю погибших. С тех пор я редко вижу людей. Никто теперь не останавливается около меня, чтобы полюбоваться моей красотой. Никто больше не поёт мне песен.
Лишь изредка много лет подряд ко мне приезжала та самая женщина, которая потеряла родных и пряталась рядом со мной. Сначала одна, потом с детьми. Ещё позже – с внуками. Она всегда подходила ко мне, обнимала мой ствол и плакала. Вслед за тем женщина повязывала на мою ветку цветную ленточку (по одной каждый год) в память о расстрелянной сестрёнке.
Над твоей могилой
Соловей поёт.
Липа вековая
Весной расцветёт.
Мой век длиннее, чем людской. Однажды перестала приезжать та женщина. Теперь я вижу только её потомков, они не забывают про меня.
Ещё много лет я буду хранить память о городке Корюковка и людях, которые погибли от рук фашистских карателей. Будете на Украине – приезжайте в Черниговскую область, найдите меня. Мои веточки и листочки прошелестят вам, расскажут всю эту историю без утайки.