12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абих Татьяна Ивановна470
7

Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Учитель Абих Татьяна Ивановна, МБОУ Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова

Тема : Ответственность человека перед природой ( по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»)

Цели:

-Совершенствование навыков анализа произведения;

-развитие творческих способностей учащихся;

-развитие УУД учащихся

Познавательные:

1. Уметь видеть тему и проблему произведения.

2. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

1. Уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата.

Коммуникативные:

1. Планировать сотрудничество, использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Воспитательные:

-Любовь к родному краю, окружающему миру;

-воспитание сочувствия, сострадания, доброты, ответственности за свои поступки.

Оборудование: презентация, текст, раздаточный материал


 

1.Формулирование темы урока, целей и задач.

-О чем рассказ?

Какова его тема?( о зайце, о пожаре, об ответственности людей) О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

-Какова тема урока? Ответственность человека перед природой


 

На доске- эпиграф.

Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.

Жан Лафонтен.

-Как связаны слова французского баснописца с темой урока?

Какие цели для себя поставим на уроке?


 

2.Дома вы читали рассказ и составляли его план. Проверяем планы, корректируем. Составляем план коллективно, записываем его в тетрадь в таблицу.

1

Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи

2

2

Ваня несет зайца домой

3

3

Дед и Ваня ищут Карла Петровича

4

4

Разговор Карла Петровича с дедом

5

5

Беседа о зайце и письма профессора

6

6

Рассказчик в гостях у деда Лариона

7

7

История спасения деда от пожара

1

8

Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца

8

Цифры слева обозначают порядок расположения эпизодов в рассказе.

Задание: восстановите порядок событий и проставьте цифры справа.

Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку.

-Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?

(Обобщение. Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать чувства недоумения, удивления, а затем- понимания и откровения.)

3. Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.

Задание: прочитайте последние строки рассказа. «Тогда я понял все».

-Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

(Обобщение. Человек хотел нанести зло природе, но природа не помнит зла, она готова прийти человеку на помощь, если ее не уничтожать. Мы вместе с дедом ощущаем ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле. Спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас будем относиться к природе).

4. Слово учителя. Рассказ «Заячьи лапы» сочетает в себе глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение Паустовского видеть необычное в обычном. Паустовский – мастер показывать необычное в обычном.Вот это мы и попробуем сегодня пронаблюдать и или согласиться со мной, или опровергнуть мое мнение.

Учитель раздает учащимся тексты.

Текст №1. « Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя-из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер»

Текст №2. «Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень»

Задания к первому тексту.

1.Прочитайте выразительно.

2.Какую картину вы себе представляете?

3.Какие особенности вы можете отметить в этом тексте?

4.Найдите в тексте сравнения. Как автор описывает гром? Почему у нас возникает впечатление, что это живой человек?

5.С помощью какого слова автор «очеловечивает» молнии? Что означает слово »исподтишка»? Какой прием мы называем олицетворением?

6. С чем сравнивает автор след, который оставляет дождевая капля на пыльной дороге? Как в этом предложении проявляется поэтическое видение мира?

7.Подчеркните в тексте прилагательные. Какое из них вы можете назвать эпитетом? В чем выразительность этих эпитетов?

Задания ко второму тексту.

1.Прочитайте текст выразительно.

2.Какую картину вы представили? Какие в ней цвета?

3.Можем ли мы сказать, что этот текст мелодичен? Почему?

4.Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое. Что такое ритм? Можем ли мы сказать, что этот текст ритмичен? С помощью чего автор создает ощущение ритма?

5.Отметим двумя чертами большие паузы, которые мы делаем при чтении текста, одной чертой- небольшие паузы.

Задание: найдите сами в тексте строки- авторские находки необычного в обыкновенном. Работа в парах.

(Находят. «Созвездия,холодные, как крупинки льда, плавали в воде» « Потом он поставил самовар-от него окна в избе сразу запотели и звезды от огненных точек превратились в мутные шары»)

- Почему вы выделили именно эти строки? Что вам показалось близким? Видели ли вы подобные картины? Опишите картины, которые вы себе представляете, читая эти строки Паустовского?

(Обобщение. Да, действительно, автор- мастер обычное выражать необычно. Но так может писать только человек внимательный, чуткий, умеющий слушать и слышать, видеть и замечать различные мелочи, которые помогают ему создавать картины, характеры героев. Помогает ему в этом использование изобразительных средств.)


 

5.Группа учащихся работала дома с индивидуальным заданием. Им нужно было выписать из текста сравнения и эпитеты. Ребята представляют свою работу.

Вороной конь- конь черного цвета.

Скорый на работу- быстро выполняющий работу.

В воздухе висел дым – была большая влажность воздуха, и казалось, что в воздухе висит дым.

Неминучая смерть- смерть, которую нельзя миновать, которая обязательно придет И т.д.

6. Работа с текстом. ( Работают в парах.) Задание: из текста выберите только те предложения,в которых дается описание пожара.

Выразительной чтение текста.

- Какую картину вы представили?

(Обобщение. В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.

 Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев. Поэтому нужно делать все возможное, чтобы лесных пожаров не было).


 

7.Перед нами «корзина мыслей». Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова на листочке (на листочке написана незавершенная фраза(каждый выбирает по желанию)

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко….

Быть добрым тяжело…

(Обобщение.Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь)

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.


А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.


 

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.


 

8.Заключение.

-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

- Какие уроки (выводы) для себя сделали?

       Каждый ученик говорит о своих выводах.


 

9. Разгадывание кроссворда. ( см.Приложение)


 

10. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке:

1. На уроке я работал…активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

3.Материал урока мне был понятен / не понятен?


 

10.Домашнее задание (по выбору)

1.Напишите рассказ о случае из жизни животного, свидетелем или участником которого были вы или ваши друзья.

2. Какие чувства, мысли дед сумел вложить в свое короткое письмо к профессору: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле…»?(письмен. ответ на вопрос)

3.Напишите сочинение-миниатюру»Я увидел чудо…». Постарайтесь увидеть необычное в обычном явлении и попытайтесь донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

       

2

                       

1

                   

9

         
                                 
           

4

 

7

               
   

3

         

10

               
                                 
     

5

                         
                                 
     

6

8

                       
                                 
                                 
     

11

       

13

               
                                 
           

12

                   
                                 
                                 
                                 

По горизонтали:

По вертикали:

1. Врач для животных

3. по этой части тела дед узнал своего спасителя

5. Жанр произведения

6. Фамилия главного персонажа

9.Очки без дужек на носу доктора

10. увлечение деда

11. Кличка собаки деда

12. Имя деда

2именно этой теме посвящено это произведение

4. Имя бабки, с которой встретился у доктора Ваня

7.Больное животное бабки

8. В каком месяце произошли события

9. На этой улице жил чудо-доктор

13. Имя волшебного доктора

 

 

 

       

2

                       
 

 


 


 


 

2п


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

е

т

е

р

и

н

а

р


 


 

9п

е

н

с

н

е


 


 


 


 

и


 


 


 


 


 


 

о


 


 


 


 


 


 


 


 


 

р


 


 


 


 

ч


 


 


 


 


 


 


 

х

о


 

н


 

10о

х

о

т

а


 


 


 


 


 


 


 


 

д


 

и


 

з


 


 

о


 


 


 


 


 


 


 


 

а

с

с

к

а

з


 

в


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ь


 


 


 


 

а


 


 


 


 


 


 


 


 

л

я

в

и

н


 

я


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

г


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

11м

у

р

з

и

13к


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

с


 


 


 

а


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

т


 

12л

а

р

и

о

н


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

л


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

       

2

                       
 

 


 


 


 

2п


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

е

т

е

р

и

н

а

р


 


 

9п

е

н

с

н

е


 


 


 


 

и


 


 


 


 


 


 

о


 


 


 


 


 


 


 


 


 

р


 


 


 


 

ч


 


 


 


 


 


 


 

х

о


 

н


 

10о

х

о

т

а


 


 


 


 


 


 


 


 

д


 

и


 

з


 


 

о


 


 


 


 


 


 


 


 

а

с

с

к

а

з


 

в


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ь


 


 


 


 

а


 


 


 


 


 


 


 


 

л

я

в

и

н


 

я


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

г


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

11м

у

р

з

и

13к


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

с


 


 


 

а


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

т


 

12л

а

р

и

о

н


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

л


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.