12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Плавинская Наталья Викторовна20
1

Научно-исследовательская работа «Разработка 3D игры и её использование на уроках английского языка как средство интенсификации процесса обучения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Брянска имени К.И. Пушновой

 

 

Исследовательская работа в области английского языка и компьютерных технологий по теме:

 

«Разработка 3D игры и её использование на уроках английского языка как средство интенсификации процесса обучения»

 

 

Выполнил: Дымников Владислав Владимирович

10 «А» класс

Педагог – руководитель: Плавинская Наталья Викторовна,

учитель английского языка

 

г. Брянск

2018

Оглавление


 

Введение………………………………………………………………………. 3

Психолого – педагогические основы использования компьютерной игры в практике обучения английскому языку в средней школе

  1. Характеристика компьютерной игры как средства обучения в современной школе. ……………………………………………. 5

    Учёт психолого – педагогических особенностей учащихся среднего этапа обучения как условие успешного применения игры в преподавании английского языка. ……………………. 7

2 Особенности компьютерной игры, её цели и функции в процессе обучения английскому языку. ………………………………………… 9

3 Описание этапов разработки обучающей 3D игры

«Сокровища средневековья» ……………………………………… 11

Заключение ………………………………………………………………….. 13

Список используемых источников ……………………………………….... 15

Приложение …………………………………………………………………. 16



 

Введение

В наше время стало совершенно очевидным фактом, что обществу нужны люди, свободно владеющие английским языком. Поэтому вопрос совершенствования, интенсификации процесса обучения английскому языку сейчас особенно актуален. Английский язык при данной целевой установке выступает в тех же функциях, что и родной. Однако в условиях его изучения в школе у учащихся нет естественных оснований для неосознанной работы над языком. И в настоящее время учителям необходимо в ходе учебного процесса моделировать эти естественные основания, т.е. мотивировать процесс обучения английскому языку.

Решению этой проблемы может помочь использование игры как средства интенсификации процесса обучения английскому языку. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Среди обучающих игр особое место занимают компьютерные игры, которые позволяют учителю задействовать сразу три вида восприятия детей: слуховой, визуальный и кинетический. Учителя охотно применяют игры на уроках в начальной школе, а в 7-9 классах относятся к ним настороженно, считая их использование непродуктивным. В первую очередь это происходит потому, что большинство обучающих компьютерных игр не заинтересовывают учащихся среднего этапа обучения. А ведь именно в этом возрасте происходит снижение мотивации к изучению иностранного языка. И, напротив, за компьютером школьники проводят очень много времени, зачастую играя в бесполезные игры. Из этого факта можно извлечь выгоду, если будут соблюдены три условия: позволить подростку заниматься своим любимым делом, то есть играть, но игра будет носить образовательный характер и при этом сможет его заинтересовать. Этим и определяется актуальность данной работы.

 

 

Исходя из вышесказанного и учитывая особенности подросткового возраста, мы решили разработать 3D игру для отработки грамматических навыков на уроках английского языка. В нашей работе рассматривается создание игры «Сокровища средневековья» на движке Unity 3D c использованием языка С# и программного продукта Adobe Photoshop для оформления внутриигровых картинок и логотипа игры.

Объект исследования: процесс обучения школьников английскому языку на среднем этапе.

Предмет исследования: условия наиболее успешного применения компьютерных игр на современном уроке английского языка.

Цель исследования: разработать 3D игру «Сокровища средневековья» и рекомендации по её использованию на уроках английского языка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Выявить на основе анализа литературы психолого-педагогические особенности использования игры в средней школе.

Ознакомиться с библиографическими источниками по созданию 3D игры и проанализировать их.

Разработать сюжетную линию игры.

Составить диалоги между игроком и искусственным интеллектом.

Создать игровую карту и написать скрипты

На основе анализа современных УМК по английскому языку отобрать грамматический материал, соответствующий уровню Pre-Intermediate.

Разработать логотип игры.

Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что разработанная игра может быть использована на своих уроках учителями английского языка с целью интенсификации процесса обучения.



 

1 Психолого – педагогические основы использования компьютерной игры в практике обучения английскому языку в средней школе

1.1 Характеристика компьютерной игры как средства обучения в современной школе
 

Развитие творческого мышления в процессе обучения состоит в обеспечении возможностей творческого усвоения знаний. Условием и стимулом для активизации мыслительной деятельности учащихся служит учебная задача. Преподаватель, являясь субъектом процесса обучения вводит задачу в систему обучения посредством творческого задания, используемого в учебном процессе для формирования и развития различных умений учащихся. Такие задания призваны мотивировать умственную деятельность учащихся, связанную с анализом, обобщением, абстрагированием, воображением, прогнозированием, поиском и принятием решения, планированием своих действий, их оценкой. Они вызывают эмоциональное переживание учащихся, нацеливают их на самостоятельный выбор путей, приёмов и способов решения.

Проблемы разработки и внедрения компьютерных игровых технологий в современной школе имеют серьёзное теоретическое и практическое значение. Пока игра длится, в ней царит движение, подъём и спад, чередование. Дети надолго запоминают то, что происходит во время игры. Игра всегда является красивой. Этот фактор побуждает стремление творить. В любой игре присутствует напряжение, которое связано с чувством неуверенности. Чтобы победить, необходимо приложить усилия.

Компьютерная игра, как специальный вид деятельности, направленный на усвоение и применение конкретных знаний, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого – научить действовать. Игра обеспечивает динамичность и продуктивность мышления, оперативность памяти, тем самым она становится средством интеллектуального развития.

Являясь одним из способов организации учебно-познавательной деятельности, игровая задача требует от учащихся интенсивной работы мысли, направленной на поиск путей и средств её решения.

Решение может быть воспринято учащимися как своеобразное открытие, имеющее для них личную ценность и значимость.


 

Реализация учебных программ осуществляется различными методиками. Надо заметить, что зачастую уроки носят чисто иллюстративный характер. Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику некоторое время «прожить» в реальных жизненных условиях. При этом, конечно, мы не хотим сказать, что игровая технология может полностью заменить традиционные методы. Но рациональное её использование поможет более эффективно достичь поставленные цели и задачи. Компьютерные игры способствуют углубленному пониманию изучаемого материала, позволяют увидеть результат собственных действий, понять и проанализировать свои ошибки, а также ошибки своих одноклассников.

Рассматривая содержательный аспект обучения с использованием игровой технологии, А.С. Прутченков [ 2 ] указывает на её педагогические возможности.

Во-первых, у учащихся повышается интерес к учебным занятиям.

Во-вторых, у них появляется навык принятия самостоятельных решений.

В-третьих, благодаря использованию игр на уроках, у школьников происходит значительный рост познавательной активности.

В-четвёртых, заметно улучшаются отношения между учащимися и учителем.

В-пятых, у учащихся развивается объективная самооценка, т.к. они могут на деле проверить свои способности.

В-шестых, игра снимает страх перед неизвестностью. И этот фактор является очень важным, потому что из-за боязни допустить ошибку у многих учащихся сковывается познавательный процесс.

Итак, компьютерные игры позволяют перейти от девиза «Дать Знания!» к «Освоить понимание!». Из всего вышесказанного следует, что игра облегчает овладение знаниями, помогает их активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать, создаёт учебную наглядность в изучении конкретного материала. Она является индикатором успеха учащихся в овладении данной дисциплины, представляя собой одну из форм и средств отчёта, контроля и самоконтроля учащихся.


 

  1. Учёт психолого – педагогических особенностей учащихся среднего этапа обучения как условие успешного применения игры в преподавании английского языка

Основной метод исследования, использованный нами при написании работы, анализ литературных источников, позволил сделать следующие выводы. К среднему этапу обучения относятся 5-9 классы. В этом возрасте происходит коренная перестройка сложившихся психологических структур, продолжают закладываться основы сознательного поведения. У подростков продолжают совершенствоваться отбор языковых средств, способы формирования и формулирования мысли. В этом возрасте у ребёнка складывается умение рассуждать, самостоятельно творчески мыслить, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи. На основе центрального психологического новообразования этого возраста – чувства взрослости – мышление подростка становится всё более самостоятельным, творческим, активным, формируется критичность мышления, а затем и самокритичность. Ф. Райс [ 3 ] утверждает, что внимание подростков легко переключается с предмета на предмет. Но, при этом, они могут долгое время сосредоточенно заниматься тем, что им действительно интересно. Мы считаем необходимым обратить внимание на тот факт, что учебная деятельность, сохраняя свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности подростка. Наиболее массовой причиной плохого усвоения английского языка в среднем школьном возрасте является отсутствие адекватной мотивации или, проще говоря, нежелание учиться. Мы провели опрос среди учащихся 5-10 классов СОШ №5 города Брянска, который показал, что 97% учащихся играют в компьютерные игры, выделяя на это занятие в среднем три часа в день. Самым популярным жанром игры среди респондентов оказался квест – интерактивная история с главным героем, управляемым игроком. Ключевую роль в квестах играют решения задач, требующих от игрока умственных усилий. Этот жанр выбрали 80% учащихся. 99% респондентов в своих ответах указали, что предпочитают выполнение задания по английскому языку в игровой форме. (Приложение 1) Создание адекватной мотивации учения у подростков, и в особенности тогда, когда подросток уже потерял интерес к учёбе – очень сложное дело, требующее тонкого педагогического мастерства и индивидуального подхода к каждому ученику.

В связи с данными особенностями подросткового периода очевидно, что и в этом возрасте игра полезна и популярна. Однако, надо заметить, что в подростковом возрасте у школьников чётко обозначен игровой дефицит.

Ребёнок стремится к игре в школе, но часто для этого у него нет возможностей. Поэтому А.С. Прутченков утверждает, что, предоставляя ему возможность играть, «учитель делает его свои союзником. Следовательно, изменяется мотивация участия подростка в том, что происходит во время

занятий» [ 2, C.23 ]. Игра даёт возможность ребёнку ошибаться, при этом анализировать и находить причины своих ошибок. При помощи игр подросток учится уверенному поведению, точности и вниманию.

Подростковый возраст, однако, требует в применении игровой технологии особой осторожности и изобретательности. Подростки, с их повышенным чувством собственного достоинства и боязнью выглядеть смешными в глазах класса, в общем, отрицательно относятся к попыткам учителей использовать на уроках английского языка элементы «детской игры». Но, с другой стороны, все подростки обладают живым воображением, чрезвычайно расположены к импровизации, охотно откликаются на такие виды работы, которые нарушают обычный ход урока.

Итак, из всего вышесказанного следует, что в подростковом возрасте только с помощью создания игровых ситуаций, предъявляемые упражнения, задания принимаются учениками, все их психические процессы приходят в движение, и обучение английскому языку становится эффективным и оказывает развивающее влияние на личность.


 

2 Особенности компьютерной игры, её цели и функции в процессе обучения английскому языку

Сила традиционной системы обучения заключается в последовательной организации учебного процесса и в способности создавать достаточно прочную теоретическую базу, а слабость – в неспособности обеспечить мотивированное, комплексное использование знаний в процессе учебных занятий по английскому языку и формирование практических навыков и умений. Традиционное построение и проведение уроков по английскому языку в рамках одной темы предполагает: введение и первичное закрепление языкового материала, его активизацию и закрепление, а также контроль его усвоения учащимися. Подобная цикличность сохраняется при изучении любой новой темы. Также предусматривается их постепенное усложнение, что, в свою очередь, способствует их развитию и создаёт условия для формирования новых. Тем самым данная методика позволяет учесть важный принцип этапного формирования знаний.

Однако, по мнению А.А. Деркача [ 1 ], в ней не хватает должной мотивации обучения на каждом из этапов цикла. Причём, если даже мотивация и присутствует в самом начале, то в силу монотонности и однообразия занятий она постепенно исчезает. И как следствие – ученик теряет интерес, а вместе с ним и внимание ко всему процессу обучения. А в подростковом возрасте мотив изучения английского языка итак незначителен или вообще отсутствует. Отсюда чрезвычайно низкая эффективность занятий, а, следовательно, и качество владения английским языком. Механическое заучивание влечёт за собой неудовлетворённость и неверие учащихся в возможность овладения английским языком. Введение игровых технологий может изменить данную ситуацию.

Компьютерные игры имеют множество неоспоримых преимуществ. Они способны проиллюстрировать действие определённого языкового явления, возможность сразу же его опробовать на практике, а в случае не успеха, повторить вновь до полного овладения им. Особенность компьютерной игры также заключается в том, что она вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и представляет для учащихся задачу, которая подлежит немедленному решению. Следовательно, она обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений, связанных с английским языком.


 

Компьютерная игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они приобретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидером. Это, конечно, не означает, что надо превращать весь многосложный процесс обучения английскому языку в одну только игру, а лишь использовать непринуждённую обстановку многокрасочных игровых элементов. Игра активизирует стремление школьников к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Включение в урок компьютерных игр делает процесс обучения английскому языку интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживает и усиливает интерес школьников к английскому языку. В связи с этим, компьютерная игра совершенно оправданно рассматривается как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.


 

3 Описание этапов разработки обучающей 3D игры «Сокровища средневековья»

Компьютерная игра – это интеллектуальное упражнение. Получение определённых результатов в процессе решения игровой задачи заставляет учащегося – участника игры- тут же реагировать на создавшуюся ситуацию. Тем самым игра обеспечивает условия для самоконтроля. Решение игровой задачи требует от учащегося актуализации приобретённых знаний и даёт возможность продемонстрировать всё, чему он научился за определённый период. Таким образом, компьютерная игра является своеобразным средством отчёта, что позволяет использовать её в качестве контроля или зачётной работы. Именно игру для контроля уровня усвоения грамматического материала мы выбрали в качестве своей разработки.

В качестве движка для создания обучающей игры мы выбрали Unity 3D, потому что именно игры 3D особенно привлекательны для подростков, они с удовольствием погружаются в увлекательные события, словно становясь их непосредственными участниками. Кроме того, в сравнении с плоским изображением, трёхмерное обладает рядом преимуществ.

Высокая информативность отдельных зон экрана (в сложных объектах). Сложные геометрические построения в 3D-фомате легко читаемы и вполне понятны. В 2D-режиме такую графику разместить невозможно.

Преимущества при вращении объекта. В обычном пространстве никакого дополнительного информационного плюса смещение объектов вперед-назад не дает, зато в 3D-графике картинка полностью меняется – объект разворачивается под другим углом, так что можно увидеть его расположение и местонахождение других объектов относительно главной фигуры.

Новые возможности перспективы. В 3D-формате зритель сразу улавливает реальные пропорции предметов, их расположение в пространстве – и для этого ему требуется только раз взглянуть на картинку. Этот закон действует даже на объекты, размещенные хаотично на разном удалении друг от друга.

Влияние на физические реакции зрителя. При правильном моделировании сцены в 3D можно создать эффект дезориентации зрителя в пространстве: например, эффект головокружительной гонки, падения. Человек примеряет на себя эту реальность и становится как

бы частью ее, воспринимая как действительность. Таких эффектов в 2D-графике достичь почти невозможно.

И все же основным преимуществам трехмерных изображений является возможность создавать нечто новое: в мире 3D нет отработанных схем, стандартных эффектов. Здесь можно изобретать любые неожиданные решения, которых до вас еще никто не применял – и поле для экспериментов практически безгранично.

В качестве сюжетной линии мы выбрали путешествие по старинному городу в Англии с целью отыскать заветный сундук с сокровищами. (Приложение 2) Ученик сначала попадает в игровое меню, где он может ознакомиться с правилами игры, выбрать уровень владения английским языком: Elementary, PreIntermediate или Intermediate. На данном этапе я завершил разработку уровня PreIntermediate. Диалоги между игроком и искусственным интеллектом составлены на основе британского УМК «Speakout» от издательства Pearson [4] и включили в себя основные грамматические конструкции, изучаемые на данном этапе. Игровая карта представляет собой старинный город, следуя по которому ученику встречаются стражники, которые разрешают пройти дальше только при условии правильного выполнения грамматического задания. При неправильном ответе, ребёнку даётся подсказка, какую тему необходимо повторить и предлагается попробовать ещё раз. Стражник, также, даёт подсказку на английском языке, в каком направлении следовать дальше, что мотивирует учащегося к повторению лексического материала. Ответив правильно на несколько вопросов, ученик находит ключ, который ему необходим, чтобы открыть старинный сундук. Количество найденных ключей отображается в левом верхнем углу экрана. Всего нужно найти 3 ключа и найти сундук, открыв который учащийся получает послание на английском языке о том, что английский язык – это его настоящее богатство, с которым он может оправляться в реальное путешествие по Англии.

Минимальные требования:

ОС: Windows 7, 8, 8.1, 10

Процессор: Intel Dual Core, 2,20 GHz

Оперативная память: 2 Гб

Видеокарта: NVIDIA GE FORCE 440


 

Заключение

Изучив и проанализировав содержание библиографических источников, и выбрав из них нужную информацию, мы убедились, что для интенсификации процесса обучения английскому языку необходимо использовать игровые технологии. Наиболее эффективно эта работа может быть построена с использованием компьютерных игр. Они позволяют решать задачи, наблюдать допущенные ошибки, исправлять их. Игра – не самоцель на уроке английского языка, а средство обучения и воспитания. Компьютерную игру не следует путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. В ходе проведённой мною работы было выявлено влияние компьютерной игры на процесс интенсификации процесса обучения английскому языку.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к английскому языку. С помощью компьютерных игр можно решать какую-либо одну задачу: совершенствовать лексические, грамматические навыки. Или же целый комплекс задач: формировать наблюдательность, внимание.

Особенно важно в подростковом возрасте заботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо. Мы пришли к выводу, что именно в этот период обучения, когда ещё формируется склонность к тому или иному предмету, применение компьютерных игр в качестве средства интенсификации процесса обучения английскому языку является наиболее эффективным и оказывает развивающее влияние на личность. Суммируем всё известное о воздействии обучающих компьютерных игр на личностном уровне. Изменяется самооценка учащихся и их оценка значения и возможностей человека вообще. Благодаря использованию игр, изменяются отношения школьников и учителя. Высокий эмоциональный тонус учебного процесса, доброжелательность и стремление добиться активного участия каждого приводят к тому, что успех одного – радость и успех всех.

 

Активность, самостоятельность, творческая деятельность становятся характерными для каждого играющего ученика, потому что цели и мотивы компьютерной игры переплетаются воедино с самой учебной деятельностью. Благодаря этому, учащиеся активно и довольно быстро овладевают новым языковым материалом, повышается результативность их учебной деятельности.

Обучающая компьютерная игра -это не простое или нудное занятие, а занятие творческое, радостное. Уроки английского языка, где царит радость, учат жить более радостно, ведь испуганный ребёнок не способен ни мыслить, ни говорить продуктивно.

Таким образом, игра является сильнейшим фактором психологической адаптации учащегося в новом языковом пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного погружения ребёнка в мир языка.



 

Список используемых источников

 

Деркач А.А. Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранными языками. – М.:Педагогика, 1991.

Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. – М.:МПА, 1997.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.:Питер, 2000.

Eales F. Speakout. – Pearson Education Limited, 2012

www.unity3D.com

 


 

Приложение 1
 

Анкета


 

Сколько тебе лет?

Любишь ли ты компьютерные игры?

Сколько времени ты проводишь за компьютерной игрой?

Какие игры ты предпочитаешь?

Грамматическое задание по английскому языку тебе интереснее выполнять в письменной форме в рабочей тетради или в игровой форме на компьютере?

 


Игра на уроках английского языка
PPTX / 2.91 Мб


 

Приложение 2


 

Автор материала: В. Дымников (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.