Научно-исследовательская работа на тему: «Использование инновационных технологий в процессе обучения учащихся в условиях личностно ориентированного образования»

0
0
Материал опубликован 22 April 2018

Научно-исследовательская работа

на тему:

«Использование инновационных технологий в процессе

обучения учащихся в условиях личностно

ориентированного образования».

Выполнил: учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории

Грезнева Ольга Александровна

2018 уч. год

  Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в дальнейшей жизни для решения практических задач.

Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в период подготовки к ЕГЭ? Как формировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?

В каждом классе, особенно в сельской школе, есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика?

Применение на уроках современных образовательных технологий - путь к решению этой проблемы.

 Тема инновационного педагогического опыта: «Использование инновационных технологий в процессе обучения учащихся в условиях личностно ориентированного образования».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость): Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». 

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.   Реализация в России государственных программ "Единая информационная  образовательная среда", "Компьютеризация школ" и др., активизировала интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.

В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным педагогическим технологиям и к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Наличие теоретической базы опыта:

В данный период я работаю над проблемой: «Инновационные технологии в процессе обучения учащихся в условиях личностно ориентированного образования»

Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике.

На своих уроках,  наряду с традиционными технологиями,  я использую современные образовательные технологии:

 - обучение в сотрудничестве (парная, групповая формы работы);

 - элементы адаптивной технологии

 - тестовая технология;

 - технология использования игровых методов;

- использование приемов ТРИЗ;

 - информационно-коммуникационные технологии;

  Я считаю, что идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное и групповое обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. В устной работе я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.  Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. Учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу.

Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, с большим интересом работают с карточками на уроке. Усвоение учебного материала происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

С пятого класса начинаю проводить работу в группах. В среднем звене очень эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?».  Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками – конференциями. Групповая работа возможна на уроке на разных его этапах.

Например, после объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, алгоритма, таблицы, чтобы данный материал было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала можно провести также в форме соревнования.

К одному из элементов адаптивной технологии относится самооценка знаний учащихся. Это помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывать у ребенка честность и объективность, стимулировать его быть лучше. В этом состоит зерно сознательного отношения к учению, интерес к предмету. Ведь ученик сам оценивает состояние своего «багажа» знаний на данный момент. Этот вид работы я использую в средних классах на этапе закрепления нового материала. Данная работа проводится следующим образом: на перте лежат карточки с разноуровневыми заданиями. Каждое задание имеет свою цель: 1-е упражнение нацелено на обработку умения находить слова на новое правило и обозначать орфограммы, 2-е и 3-е направлены ,например, на обработку навыков правописание слов с приставкой на З-(С).

Сначала дети выполняют 1-е упражнение, затем берут у учителя карточку с ответом, проверяют, исправляя другой пастой допущенные ошибки, а уж потом ставят плюс или минус за каждое задание на экране напротив своей фамилии. Экран чаще всего находится на столе учителя. Таким образом, заполняя экран, дети сами оценивают свои работы. Во время самостоятельной работы детей, учитель может поработать индивидуально с каким-либо учеником.

Экран

Ф.И. ученика

1-е задание

2-е задание

3-е задание

 

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей  практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный.

Технология использования игровых методов. 

На своих уроках в 5 - 6-х классах я широко применяю приемы ТРИЗ. Технология ТРИЗ позволяет не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Одним очень продуктивным, на мой взгляд, приёмом работы с текстом на уроках русского языка является «письмо с дырками». Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы с параграфом учебника. При знакомстве в пятом классе с понятием «текст», предлагаю своим ученикам восстановить древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной:

Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .

Основные признаки текста.

1. Единство … текста.

2. Наличие … мысли текста.

3. Относительная … текста.

4. Определённый … предложений.

5. … связь предложений в тексте.

На первых порах с подобными текстами или при работе с детьми минимального уровня усвоения знаний, можно помочь ребятам, подготовив слова для справок.

Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора. Например:

План фонетического разбора слова

Записать слово буквами и указать их количество.

Затранскрибировать слово.

Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.

Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

После восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.

Следующий приём, «Морфологический анализ», является замечательным средством для повторения разных видом орфограмм и переходом к изучению новой темы. Важно, что при использовании этого приёма даётся не готовый дидактический материал, а его ребятам приходится «добывать» самим. Это обычно сопровождается большим интересом со стороны моих учеников, а «учение с увлечением»– всегда здорово.

 

   

1

2

3

4

5

6

7

8

А

-медл-

-двиг-

-крик-

-ех-

-уч-

-хорош-

-пуг-

-уклюж-

Б

¬

ис-

не-

за-

у-

на-

пере-

вс-

без-

В

^

-а-

-ся

-о-

-л-

-н-

-енн-

-нн-

-е-

Г

-ет

-ит

-ть

1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3

 

( вскрикнет испуганно).

Обозначьте и объясните известные вам орфограммы.


 

2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)

При изучении раздела лингвистики «Фрезеология» использую

ещё один игровой приём – «пропорции». Этот вид работы очень любят мои ученики и в пятом, и в одиннадцатом классе.


 


 

(спит) как убитый = ? = сломя голову = ?

крепко темно ? ?

молодой = сухой = ? = ?

моложе ? веселее ?

Когда ребята выполняют задание, у них есть и образец, и поле для самостоятельной работы, направленной как на отработку определённого навыка, так и для творчества. Данная работа может стать мини-проверочной или послужить дидактическим материалом (созданным самостоятельно!) для работы в парах.

Как показывает практика, даже старшеклассники часто путают части речи и члены предложения. Поэтому на своих уроках я часто использую игровые моменты, например, игру «Составь предложение»: решив ряд задач, учащиеся должны из нескольких компонентов составить предложение. Оно записывается в тетрадях поэтапно, по мере выполнения каждого задания.

Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, поставив его в именительном падеже женском роде единственном числе (тихая);

Из предложения Ночью ветер злится и стучит в окно взять обстоятельство времени и сделать его подлежащим (ночь);

Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван (опустилась);

Над городом пролетел быстрокрылый самолет – взять обстоятельство места (над городом).

Дать характеристику полученного предложения (Тихая ночь опустилась над городом), разобрать его по членам предложения.

Для того чтобы повторить с ребятами 5-6 классов сразу несколько разделов лингвистики, я пользуюсь упражнениями типа «Отгадай слово».

Из определения взять приставку : Осенью идут бесконечные дожди;

Добавить подлежащее: Шум вреден для здоровья;

Добавить суффикс прилагательного интересный;

Добавить окончание прилагательного красный.

С полученным словом (бесшумный) составить словосочетание и сделать его разбор.

Особенно удачным является использование дидактических игр на повторительно-обобщающих уроках. Во-первых, обычно, дидактические игры предполагают не изучение, а прежде всего повторение материала. Во-вторых, для проведения, например, викторин требуется накопление материала по целому разделу или главе учебника. В-третьих, дидактические игры позволяют систематизировать материал, по какому - либо признаку. В-четвёртых, во время игры можно оценить работу большего количества человек. 

Ежегодно в нашей школе проходят предметные недели. Учащиеся 5 - 6-х классов принимают участие в предметных викторинах, интеллектуальных соревнованиях, которые проводятся в игровой форме.

Как только в моем кабинете появился компьютер, я активно использую информационную технологию, так как считаю, что в настоящее время одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является именно использование современных информационных технологий при проведении различного рода занятий.

Информационные технологии – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. 
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы, позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы  как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые, литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению учебного материала.

Работа с мультимедийными программами развивает кон­структивное, творческое мышление, коммуника­тивные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследо­вательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее после­дующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.

Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал,подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, лучше подготовить выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Информационные технологии реализую с помощью следующих  программ:

 - программа подготовки компьютерных презентаций MS Power Point;

 - электронное тестирование;

5.Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей является применение  современных образовательных информационных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе. Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования .

6. Оптимальность и эффективность средств.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

 В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «Русский язык. 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Различие между ними  определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.

На уроках литературы применяется CD «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для всех классов,  уроки-презентации.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

7. Результативность опыта.

Я убедилась, что использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  дает неплохие результаты: 

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

•     наполнить уроки новым содержанием;

•     развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность   учащихся;

•     формировать элементы информационной культуры;

•     прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

•    поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

•     идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники школы поступают в  ВУЗы и другие специализированные учебные заведения.

 

 Использованная литература:

 

1.Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1987.

2.Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.

3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1987.

4.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1982.

5.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

6.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.

7.Шиянов Е.Н., Копилова И.Б. Развитие личности в обучении. - М., Изд. Центр Академия, 1999.

8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования//Полат Е.С. – М.: Изд.Центр Академия, 2003.

10. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Изд-во Казанского университета. – 1988.

 

 

Приложение.

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Правописание приставок на З – С»

Цели:

познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з-(с-);

сформировать умение находить в тексте слова на данное правило и объяснять его правописание графически;

навык правописания слов с приставкой на з-(с-).

Оборудование: карточки с упражнениями, карточки с ответами (ключи), экран учета.

ХОД УРОКА

1.Актуализация знаний.

а)Индивидуальный опрос (уплотненный, с использованием карточек.)

б)Словарный диктант. Задание: к диктуемым глаголам подобрать однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?, обозначить в них приставку.

Делать, беречь, грузить, держать, жать, жечь, шить.

Повторение основного правила правописания приставок.

в)Групповая работа.

Устное упражнение «Кто больше всех назовет слов с приставками –ОБ-, ПРЕД-(какой ряд будет активнее)

2. Объяснение нового материала

– Прочитайте записанные на доске слова:

беспричинный;
бездельник;
истрепать;
избирать;
воскликнуть;
воздать.

– Выделите приставки. Как вы думаете, почему мы в слове беспричинный пишем приставку бес- , а в слове бездельник приставку без-? От чего это зависит? (От буквы, которая стоит после приставки.)

Графически показываю, как нужно выделять данную орфограмму

.

3. Постановка целей урока

– Какие цели вы перед собой поставите на данный урок?

4. Первичное закрепление (фронтальная работа)

– Итак, откройте учебники и прочитайте правило. Какие у вас вопросы?

– Устно объясните написание следующих слов: бескрайний, разгладить, изгиб, бесшумный, сковал, срезал.

– Я диктую слова, вы записываете и графически объясняете выбор буквы.

Один ученик работает у доски.

Бесполезный, бесцветный, распускается, разросся, раздался, развилка, разлука, рассказ, сбегать, скушал, сделал, испарился.

– Какие у вас вопросы по данному правилу?

5.Отработка нового навыка: «Отгадай слово».

Найти определение, взять из него приставку: Это был беспокойный человек;

Из сказуемого взять корень: Моряки не страшатся бурь;

Добавить суффикс прилагательного прелестный;

Добавить окончание определения: Огромный шар поднялся в воздух.

С полученным словом бесстрашный составить словосочетание, объяснить написание приставки.

6. Самостоятельная работа по карточкам

Инструктаж.

– Сейчас вы будете закреплять полученные знания следующим образом. У вас на парте лежат карточки с разноуровневыми заданиями. Каждое задание имеет свою цель: 1-е упражнение нацелено на отработку умения находить слова на новое правило и обозначать орфограммы, 2-е и 3-е направлены на отработку навыков правописания слов с приставкой на з-(с-). 
Сначала вы выполняете 1-е упражнение, затем берете у учителя карточку с ответом, проверяете, исправляя другой пастой допущенные ошибки, а уже потом ставите плюс за 1-е задание на экране напротив своей фамилии и так с каждым упражнением.

Экран

Ф.И. ученика

1-е задание

2-е задание

3-е задание

       


 

     
 

 

 

 

7. Подведение итогов

Анализ результатов работы по экрану.

8.Групповое составление кластера по новой теме урока

(выбор более удачного кластера)

9. Дифференцированное домашнее задание

– Те, кто не выполнил какое-либо из предложенных упражнений, дорабатывают дома. Все остальные выполняют предложенное упражнение учебника.

Содержание карточек

1 уровень. Выпишите из текста слова с приставкой на з-(с-). Объясните графически выбор букв.

В лес я приходил к рассвету, ложился на опушке леса и ждал, когда придет день. Сквозь сероватую мглу чуть видны под горою сероватые луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через нее и расплылись, растаяли в туманах. Но вот восходит солнце, на черных гривах лесов беззаботно вспыхивают огни.

2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – ...,
без крыльев – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …

3 уровень. Исправьте в словах ошибки. С любыми тремя словами составьте три предложения.

Бесзвучный, безпричинный, исбавиться, разходиться, разпилить, бесжалостный, расгром, разсол, безхитростно, бесвкусный.

Ключ к 1-му заданию:

Учитель графически объясняет выбор букв карандашом.

К рассвету, разрезаны, расплылись, растаяли, восходит, беззаботно, вспыхивают.

Ключ ко 2-му заданию:

Без заботы – беззаботный мальчик,
без крыльев – бескрылая птица,
без дома – бездомное животное,
без края – бескрайняя равнина,
без конца – бесконечные дела,
без руки – безрукий мужчина,
без хозяйства – бесхозяйственная щетка,
без цели – бесцельный человек,
без работы – безработная женщина,
без толка – бестолковый день.

Ключ к 3-му заданию:

Беззвучный, беспричинный, избавиться, расходиться, распилить, безжалостный, разгром, рассол, бесхитростно, безвкусный.

Я избавлюсь сегодня от ненужных вещей.

Мы распилили все доски.

У бабушки получается очень вкусный рассол для огурцов.

Поделиться…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации