12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кадырова Илюза Юлаевна713
Обожаю свою работу))) Работаю учителем биологии 8 лет, и ни минуты не пожалела о выборе профессии))) Будьте позитивнее и добрее к детям)))
Россия, Башкирская респ., Кумертау
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Министерство образования Республики Башкортостан

Управление образованием городского округа

город Кумертау Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1» «Гармония»

 

Использование

кейс – технологий

на уроках физики

Учитель:

биологии МБОУ СОШ №1 «Гармония»

Кадырова И.Ю.

 

Как Ушинский, а может Шаталов,

Я новаторски в школе тружусь.

Лишь бы времени в сутках хватало,

Я сгореть для детей не боюсь.

Современные требования к подготовке обучающихся ставят школьное образование в условия, когда решению поставленных задач не соответствуют рамки традиционного школьного образования. Придерживаясь требований системности и комплексности учебно-воспитательного процесса, педагоги и целые школьные коллективы вынуждены прибегать к использованию альтернативных компонентов обучения. Достойное место в формировании ключевых компетенций могла бы занять кейс-технология.

Если традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, то кейс-технология – на научение чему-либо, т.е. на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблемы, имеющей практическое значение, решение которой выглядит однозначным, лишь на первый, поверхностный взгляд.

В последние годы человечество переживает информационный бум, связанный с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой информации необходимо разбираться, или, хотя бы, иметь навык её критического анализа и приёмов использования разнообразных, подчас противоречащих друг другу сведений, для решения ставящихся жизнью задач.

Цель:

активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели

и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях.

Задача :

воспитание личности, человека, умеющего анализировать, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.

Для учителей работающих в школе очевидно, что учащиеся имеют разные способности к усвоению предмета.

Психолого-педагогическое изучение данного вопроса показало, что высокий уровень усвоения имеет до 5%, средний уровень 77-80%, низкий уровень 15-17%.

Соответственно мотивация к изучению предмета была приблизительно такая же.

Поэтому возник вопрос о повышении этих показателей.

Для решения поставленной задачи использовались методы :

Разноуровневый подход к решению задач;

Проектно-исследовательская деятельность;

Работа в малых группах.

Но, недавно я встретилась с кейс-методом, который включает в себя элементы практически всех вышеописанных технологий основа решений ситуационных задач из жизни, которую я применяю на данный момент.

Данный метод способствует успешному решению образовательных и воспитательных задач.

Кейс - технология (casestudy -"разбор конкретных ситуаций”)

«Родиной» данного метода является Школа бизнеса Гарвардского университета.Впервые он был применен в 1924 году.

Что такое кейс:

Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "подвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности".

Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Кейс – технологии в учебном процессе

Традиционно в процессе обучения школьники накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Не секрет, что в реальности ситуация принципиально иная: жизненные и профессиональные задачи неизвестны заранее, никто не формулирует их в стандартной форме учебных задач. Более того, чаще всего эти задачи «замаскированы» множеством сопутствующих событий и фактов.

Начиная со школьной скамьи, важно использовать такие технологии, которые помогали бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с

ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод).

При анализе конкретной ситуации особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет ученикам развивать навыки групповой, командной работы, навыки анализа и планирования, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. При изучении конкретной ситуации или примера ученик должен вжиться в эти обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть, а также определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

Кейс – технология

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Метод кейс - технологии позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора и обработки информации, характеризующей различные ситуации; учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, способствует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения.

Акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!

Цель данного метода

- научить обучающихся, самостоятельно анализируя информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

Задача кейс – технологии

- совместными усилиями группы проанализировать конкретную ситуацию и выработать практическое решение поставленной проблемы или жизненной ситуации.

Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Источники кейсов

Кейс представляет собой результат отражательной деятельности учителя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Схематически их можно отразить следующим образом:

Источник – реальная жизнь:

«Свои выходные Виктор Петров, молодой инженер компьютерной фирмы, впервые проводил в деревне у родственника – егеря лесхоза «Шипов лес». Рано утром егерь ушёл в лес, покормить зверей, а Виктор, проснувшись, решил пробежаться на лыжах, полюбоваться красотами зимнего пейзажа. Молодой человек из двух пар лыж выбрал новенькие, длинные и узкие, а на другие, старые и широкие, даже не обратил внимания. Неприятности начались почти сразу. Снег был глубокий и рыхлый, идти было очень неудобно. - Какой я всё-таки молодец, догадался надеть лыжи! – подумал Виктор и повернул обратно.»

Вопросы к  кейсу :

- Действительно ли «молодец» Виктор Петров?

- Какую важную ошибку допустил молодой человек?

Источник - Художественная и публицистическая литература:

Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо все мочи: «Это я! Я!» и с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгаясь всеми 4 лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни».

Вопросы к кейсу:

Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать?

Как называется это явление?

Кто открыл это явление?

Источник Средства массовой информации:

«Москва. 28 декабря. 2010год. Вследствие гололедицы с травмами различной степени тяжести в больницы поступило 128 человек.»

Вопросы к кейсу:

Почему так произошло?

Анализ научных статей:

«Когда плывёшь по Телецкому озеру от его туристической «столицы» - посёлка Артыбаш, красочной красоты виды сменяют друг друга, словно в калейдоскопе. Облик озера меняется по несколько раз в сутки. В лучах утреннего солнце оно кажется малиновым, в ясный день – голубым, в сумерки чёрным, как дёготь, а в лунную ночь его вода сияет, как расплавленное золото».

Вопросы к кейсу:

Почему происходит изменение окраски озера

в течение суток?

Какое явление отвечает за это?

 

Источник статистические материалы:

Определение влажности в разных помещениях в разное время

Место опре-

деления влажности (tна улице = 10 ْС, φ = 90-95%)

tсух, ْ С

tвл, ْ С

t, ْ С

φ,%

время

Кабинет №13

15

10

5

52

8.00

Школьная библиотека

16

11

5

57

10.00

Кабинет информатики

18

13

5

59

10.30

Вопросы к кейсу:

Во всех ли кабинетах влажность воздуха соответствует нормам?

Что происходит с влажностью воздуха в кабинетах с течением времени?

Что необходимо для того, чтобы поддерживать влажность воздуха

в пределах нормы?

Интернет

Методы кейс технологии

Метод инцидентов

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»).

Игровое проектирование.

Ситуационно-ролевая игра.

Метод дискуссии.

Кейс – стади.

Метод инцидентов.

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»).

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Игровое проектирование.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра.

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Ролевая игра – способ расширить опыт участников анализа, предъявляя им неожиданную ситуацию, в которой предлагается принять позицию (роль) участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

Отличительная особенность ролевых игр состоит в том, что участнику выдаётся не только описание ситуации, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать.

Метод дискуссии.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

В своей работе я активно применяю метод кейс стадии.

Этот метод самый распространённый метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций – глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации.

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

В результате применения в учебном процессе кейс -технологии мотивация учащихся к обучению повысилась на 15-20%. Это показало тестирование детей бывшего 7 класса, до использовании кейс технологии и ныне 9 класса , с которыми мы занимаемся по данному методу второй год.

Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

Подводя итог использования кейс-технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей учеников на уроках.

Еременко Т.В. Метод «кейс-стади» // Научные и технические библиотеки.

Коротков Э. М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э. М. Коротков. — М.: Академ. проект; Мир, 2006. — 320 с.

Панфилова А. П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А., Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. проф. Соломина В.П., СПб, «Питер», 2004 г.,

Путеводитель по MBA в России и за рубежом, / Под редакцией Гозман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «Begin Group», 2004 г., с. 47.

http://www.vodofiltr.cataloq

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (2)

Лихина Елена Викторовна, 09.06.16 в 15:42 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Илюза Юлаевна. Собираю ФГОСовские приемы везде, где только можно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.