Статья «Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условия повышения уровня знаний и познавательной активности учащихся»
Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условия повышения уровня знаний и познавательной активности учащихся.
В современном мире наблюдаются две важные тенденции: стремление изучить иностранные языки и стремление освоить информационные технологии. А слияние иностранного языка с современными технологиями наделяет нас необычайными возможностями! Это слияние дает нам большие возможности в изучении иностранного языка. Поэтому изучение иностранного языка сейчас очень тесно связано с применением мультимедийных технологий на уроках. Иностранный язык ввиду своей специфики предполагает активное использование различных мультимедийных средств, т.к. они позволяют создать уникальную искусственную языковую среду. Интеграция обучения и возможностей мультимедиа дают возможность формирования навыков речевого взаимодействия практически в реальной ситуации общения, в которой впоследствии изучаемый иностранный язык может быть использован. В последнее десятилетие мультимедийные средства стали активно применяться в обучении иностранному языку. Они являются объективной реальностью нашего времени. К тому же, учитывая, что обучаемые среднего школьного возраста серьезно и активно интересуются информационными технологиями, следует использовать этот факт в качестве мощного инструмента мотивации.
Термин «мультимедиа» тесно связан с понятием «информация» и ее видами. Мультимедиа представляет собой один из способов предъявления информации. Человек получает информацию из пяти сенсорных каналов: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой. У человека могут доминировать те или иные каналы восприятия. В зависимости от этого все мы по-разному наблюдаем за окружающим миром и обрабатываем полученную информацию. В образовательной деятельности чаще всего бывают задействованы три канала восприятия информации: зрительный, слуховой, кинестетический. С каждым из них связан свой тип памяти: зрительная, слуховая, моторная. Эффективность процесса обучения зависит от того, сколько каналов восприятия используется для получения и обработки информации. Учитывая, что в одном классе находятся дети с разными возможностями восприятия, для преподавателя важно преподносить информацию в той форме, в которой она будет наиболее полно и быстро восприниматься, используя при этом все каналы восприятия. Именно мультимедиа имеют возможность воздействия сразу на несколько каналов восприятия и позволяют представлять информацию в разных формах. К тому же, в настоящее время значительно больше стало людей «крайнего визуального типа», что связано с увлечением телевидением, видеофильмами, обилием всевозможных компьютерных игр,у которых больше развит зрительный канал восприятия.
В современной методике преподавания иностранных языков применение мультимедийных технологий играет большую роль. Мультимедиа – это совокупность программно-аппаратных средств, которые реализуют обработку информации в звуковом и зрительном видах. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности.
Применение мультимедийных средств при обучении иностранному языку имеет ряд преимуществ:
· увеличивается объем упражнений, выполненных на уроке;
· материал изучается более углубленно;
· обучаемые имеют возможность получить культуроведческие знания;
· пополняется словарный запас, как активный, так и пассивный;
· развиваются способности и готовность к самостоятельному изучению языка;
· развиваются универсальные учебные навыки, происходит индивидуализация обучения;
· совершенствуются навыки владения техникой. С.8.
Мультимедийные средства становятся эффективным способом интенсификации учебного процесса. Они обогащают процесс обучения. Новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе будет способствовать формированию положительной мотивации. Использование мультимедийных средств позволяет не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Задачи, которые решаются с помощью мультимедийных технологий на уроках английского языка, включают в себя поддержку учебной работы учащихся, обеспечение общения с носителями языка, доступ к информационным системам, развитие познавательного интереса и мотивации к изучению английского языка. Мультимедийный урок предназначен для изучения нового материала, расширения кругозора, закрепления, применения, систематизации знаний.с.10.
На сегодняшний день можно выделить три основных пути использования компьютеров в обучении иностранному языку. Это использование уже готовых программных продуктов на компакт-дисках, применение программных продуктов, которые создаются преподавателями и использование ресурсов сети Интернет. Продукты, содержащие элементы мультимедии, представлены на экране.
Пожалуй, наиболее часто используемой нами является форма презентаций. Учитель может воспользоваться банком готовых мультимедийных презентаций, созданных коллегами и размещёнными на профессиональных сайтах и форумах, что существенно уменьшает энергозатраты при подготовке к уроку. Или сам создает свою презентацию для конкретного урока или темы. Ценность созданных учителем презентаций состоит в том, что материал в них даётся учащимся компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, всё “работает” на достижение целей и задач конкретного урока, в отличие от готовых фильмов и слайдов. Мультимедийные презентации важны и при использовании метода проектов, одного из перспективных педагогических технологий, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном. Работая с мультимедиа инструментарием школьники получают в распоряжении богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний.
Большинство учителей английского языка предпочитают использовать интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс. Самое простое применение Интернета − это использовать его как источник дополнительных материалов и упражнений, как для преподавателя, так и для ученика при изучении, повторении, закреплении или контроле какой-либо темы или при подготовке к ЕГЭ.
Вот некоторые Интернет-ресурсы, которые можно использовать на уроках:
1) Lettergeneratorhttp://www.readwritethink.org/classroom-resources/student-interactives/letter-generator-30005.html. Создан для тренировки навыков письма, а именно части С1. Содержит образец написания как личного, так и делового письма с пошаговыми рекомендациями.
2) EssayMaphttp://www.readwritethink.org/classroom-resources/student-interactives/essay-30063.htmlСоздан для тренировки навыков письма, а именно части С2-эссе- сочинения. Имеется готовая для распечатки схема написания сочинения с пошаговыми инструкциями.
3) Веб-сервис www.learningapps.orgВеб-сервис learningApps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Каждый учитель может использовать тот или иной модуль для решения конкретных задач в своей предметной области. На сервере представлены упражнения по 28 предметным областям.
4) Сервер для создания видео http://goanimate.com/videomaker/quickvideo GoAnimate был создан для создания собственных анимированных видеоклипов. Не требует профессиональных знаний оператора и художника, видеоролик по готовым шаблонам, имеется возможность сохранения на веб-сервере. Достаточно лишь зарегистрироваться и и воспользоваться готовыми шаблонами.
5) Сайт для подготовки к ЕГЭ http://lengish.com/tests/ege На данном сайте представлены 6 полных вариантов ЕГЭ по английскому языку с мгновенной самопроверкой, что существенно облегчает процедуру проверки выполнения заданий учителем. Кроме того, выполнив один раз тест, можно к нему вернуться, провести работу над ошибками, разобрать отдельные вопросы. На сайте также отдельно представлены упражнения для совершенствования лексических навыков и навыков аудирования и чтения, что делает возможным использование этого ЭОР на разных этапах подготовки к ЕГЭ.
6) Сайт для развития навыков аудирования http://www.english-test.net/toeic/listening/the_bund_shanghai.html На данном сайте представлена большая коллекция аудиофайлов для восприятия иноязычной речи на слух, так и упражнения на отработку произношения.
7) Сайт для изучения идиом и фразовых глаголов английского языка http://usefulenglish.ru/idioms/ Учебные материалы с упражнениями на этом сайте описывают употребление стандартного грамотного английского языка, т. е. языка общего применения в его стандартном употреблении. Приведены примеры употребления, слова и фразы, идиомы и устойчивые выражения в различных ситуациях в устной и письменной речи.
8) Сайт для изучения английского языка http://www.native-english.ru/ Все необходимое при изучении английского языка — грамматический справочник, тесты, словарь идиом и пословиц, песни, стихи и многое другое.
Существуют и другие сайты, рекомендуемые для развития коммуникативной культуры.
- BBC Learning English. Ресурс британской корпорации BBC ценен прежде всего тем, что помимо образовательной выполняет также познавательную и развлекательную функции. Здесь есть аудио- и видеоуроки, тесты, анимационные ролики и просто красочные материалы вроде «Лексикона офисных клерков» или «Почему в Сингапуре запрещена жевательная резинка».
- Lyrics training. Самые эффективные ресурсы для изучения английского языка — те, которые позволяют одновременно развлекаться. Так, Lyrics training дает возможность учить английский благодаря любимым песням. Вы выбираете музыканта и композицию, указываете уровень владения языком, а затем слушаете песню и пытаетесь заполнить пробелы в субтитрах. Музыку можно сортировать по жанрам (поп, джаз, рок, фанк, блюз, фолк и др.) и по языку.
- ORORO. Сайт представляет собой базу из более чем пятисот сериалов и огромного количества фильмов со встроенными английскими субтитрами и переводчиком. Во время просмотра вам нужно лишь навести курсор мышки на неизвестное слово и появится перевод. Часть контента доступна для свободного просмотра, однако значительное количество лент требует наличия платного аккаунта.
- Lang-8. Вы составляете текст на иностранном языке, после чего его проверяет носитель языка и вносит в него соответствующие правки. С таким же успехом вы можете сами выступать проверяющей стороной относительно текстов на своем родном языке (при регистрации вы это указываете).
- Grammar.net. Многие сайты для изучения английского языка, как и учебники по грамматике, состоят из скучных сухих текстов, от которых обычно хочется спать. Grammar.net не такой: здесь много картинок и инфографики. Также есть уроки английского языка для различных уровней навыка (даже домашние задания предусмотрены), можно изучать новые слова и идиомы с помощью простых и красочных изображений.
- Lingua Leo. Легкий и веселый ресурс для изучения английского языка. При регистрации вы получаете в свое распоряжение львенка, которого нужно кормить фрикадельками. Последние можно достать в «джунглях», выполняя различные задания по аудио-, видео- и текстовым материалам.
- Busuu. Лучшие сайты для изучения английского — это те, которые предусматривают живое общение. В социальной сети Busuu зарегистрировано около 50 миллионов пользователей со всего мира. Вы сможете изучать новый материал и грамматику, отправлять практические упражнения на проверку носителям языка, а также контролировать свои знания с помощью тестов и игр со словами. При покупке премиум-аккаунта вы получите доступ к видеоурокам и языковым тестам, а также сертификат после прохождения курса.
Очень удобный, увлекающий, упражняющий ресурс – образовательная платформа «Учи.ру». Предлагается более 30 000 заданий в игровой форме, разработаны профессиональными методистами и специалистами по детскому интерфейсу. Платформа предлагает индивидуальную образовательную траекторию. С.17.Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. Учи.ру раскрывает потенциал к обучению каждого ребенка. С.18. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий. Школьнику достаточно от 2 до 125 часов самостоятельных занятий на сайте uchi. ru, чтобы получить крепкие знания по школьному предмету за один класс. Учи.ру строит диалог с учеником. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что мультимедийные обучающие технологии имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях; помогают создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащегося.