«Родной край в творчестве поэта-земляка Михаила Петровича Костюченко»
Автор публикации: Л. Букова, ученица 10 класса
Номинация: «Патриотическое воспитание и краеведение»
Исследовательская работа на тему:
«Родной край в творчестве поэта-земляка
Михаила Петровича Костюченко».
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шмаковская средняя общеобразовательная школа Курганской области Кетовского муниципального округа»
Автор проекта:
Букова Людмила Алексеевна,
ученица 10 класса
Научный руководитель:
Антонова Лариса Михайловна,
учитель русского языка и литературы
2025
Содержание
Введение
Основная часть
2.1. Автобиография М.П.Костюченко
2.2. Биография автора в стихотворениях
2.2.1. Стихотворение «Помнится ещё мальчишкой»
2.2.2. Стихотворение «Вот биография такая»
2.3. Цикл стихотворений «Времена года» ( «Лето», «Осень», «Зима», «Весна»).
2.4. Стихотворения о природе
2. 4.1. «Солнце греет- это в мае»
2.4.2. «Вспомнил день дождливый, непогожий».
2.4.3. «Побродил я вчера по лугам»
2.4.4. «Осень»
2.4.5. «Осень в саду».
2.4.6. «Метель»
2.4.7. «Пришёл сегодня в зимний сад».
2.4.8. «Картина»
2.4.9. «Утро солнцем озарится»
2.4.10.«Склоняясь над рекой, плачет ива»
Заключение
Любовь к своей стране начинается с любви к своей малой родине. Я живу в селе Шмаково Курганской области, Кетовского района. Со всех сторон моё село окружает лес. Из окон нашей школы, которые смотрят на трассу Курган-Куртамыш, видна вся красота природы моего края, которую мы наблюдаем в разные времена года. Но не каждый из нас живёт в гармонии с природой. Не каждый обращает внимание на росу на траве, на иней на деревьях, на изменившуюся осенью окраску деревьев. Не каждому суждено услышать шелест листьев, потрескивание набухших почек. Это может только человек, который по-настоящему любит природу, заботится о ней, пытается предотвратить засорение этой красоты. И не каждому под силу оставить эти впечатления на листе бумаги. В нашем селе проживают творческие личности.
Мы знаем А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, Николая Рубцова и других поэтов, но не всегда знаем имена тех начинающих поэтов, которые живут с нами рядом, в одном селе. Это необычные люди. Они видят окружающий мир красочным, волшебным и запечатлевают его в строках своих стихотворений. Многие не мечтают быть замеченными. Они пишут, боясь показать свои произведения читателям. Только некоторые живут мечтой: рассказать о своем увлечении людям, выпустить сборник сочинений. Таким является Михаил Петрович Костюченко, лауреат конкурса народного самодеятельного творчества «Кетовские родники». Стихи Михаила Петровича были опубликованы в районной газете «Собеседник» в рубрике «Литературная гостиная». В его копилке огромное количество стихотворений. Тематика стихотворений Михаила Петровича разная. Но в Союз писателей он до сих пор не вступил. Отсюда и возникновение проблемы исследования:
Имена поэтов родного края недостаточно изучены населяющими его людьми. Это вызывает необходимость, как можно больше распространить имена наших поэтов-земляков, привлечь интерес к их творчеству, потому что мы вспоминаем о заслугах граждан своей страны слишком поздно, не успев выразить слова благодарности за талант и творческое наследие.
Актуальность исследования заключается в том, чтобы обратить внимание нынешнего поколения на общечеловеческие ценности: доброту, чувство любви к родному краю, красоту Земли, к ее необъятным просторам, на умение понимать и видеть прекрасное как в природе, так и в художественном творчестве.
Гипотеза: Если изучить творчество поэта – земляка, то сформируется представление о родном крае и зародится любовь к малой родине, а от неё-любовь к своей стране
Цель работы: сформировать представление о родном крае через творчество поэта-земляка М.П.Костюченко и вызвать интерес к изучению его стихотворений у современников.
Задачи:
- ознакомиться с творчеством М.П.Костюченко и его биографией;
- изучить и проанализировать стихотворения;
- проследить в них тему Родины;
- найти особенности в написании;
- выяснить, как относится к родному краю автор стихотворений.
Объект исследования: Творчество поэта-земляка М.П.Костюченко. (Литературное краеведение)
Предмет исследования: Стихи поэта с.Шмаково М.П.Костюченко
II. Основная часть.
2.1. Автобиография М.П.Костюченко
Я родился в далёком 1961 году 30 августа в Мишкинском районе. Мама моя была родом из г. Архангельск, что находится в устье реки Северная Двина у самого Белого моря. К сожалению, биография её мне неизвестна. Мамы не стало в 1963 году - мне было около двух лет. Её я не помню совсем. Отец родом из г.Сумы, фронтовик. Во время войны служил матросом на минном тральщике, сопровождал караваны судов, на которых переправляли раненых солдат из Мурманска в Архангельск. После войны работал в Архангельске на лесопильном заводе. В Зауралье переехал жить в 1957 году.
В первый класс я пошёл в 1968 году в возрасте 7 лет, закончил школу в 1978. Тогда учились 10 лет. Поступил в Курганское Техническое училище( ТУ-2 )на специальность Телерадио-механик, попросту-телемастер. После двух лет учёбы работал в телемастерской р.п. Мишкино. Но через полтора года это здание сгорело, и я устроился в СельЭнерго электромастером. Так получилось, что электричеству я посвятил всю свою жизнь. Надо сказать, что в этих двух профессиях главную роль сыграло знание физики. С 1986 по 1989 год учился заочно в Петуховском техникуме по специальности Электрификация сельского хозяйства, работая в Шмаковском училище. Но все эти годы, время от времени я возвращался к прозе и стихам, которые тогда не сохранял, о чём сейчас сожалею, а написано было немало.
Писать я начал давно, ещё в младших классах. Вернее это были зарисовки с письменным объяснением. Затем короткие рассказы в стенгазеты, фельетоны, сатиру (она тогда была в моде). Очень любил русский язык, особенно литературу. В читальном зале библиотеки мог пробыть весь выходной. После прочтения какой-либо книги меня, с согласия учителя, одноклассники «выдавливали» к доске и я весь урок рассказывал прочитанное. Любил писать сочинения и не только себе, а половине класса. В старших классах я писал уже более серьёзную прозу. А вот за стихи я взялся уже будучи студентом Курганского ТУ-2. Они мне показались интересней прозы.
Как пишутся стихи? Нужно видеть картину перед собой, о чём ты хочешь написать (дом, машину, дерево, персонажа и т.д) Откуда эта картина? Образное мышление. Мы с детства с друзьями днями пропадали в лесу или на озере. И всё примечали. Какое дерево отличается от растущего рядом и чем, как шумит та или иная трава. Учились отличать птиц по полёту, по голосам. Зимой разбирались в следах зверей и птиц на снегу. Нам было это очень интересно. Чтение с детства, плотное общение с природой, близкими и интересными людьми способствует развитию умения фантазировать, рифмовать строчки по смыслу. Задумал что-нибудь написать- представь картину, наметь начало и тут же финал. А какой будет текст- в пол-листа или в пять или десять. Здесь должна работать фантазия.
Вот биография такая
Довольно скромная, простая.
Геройства, подвигов в ней нет.
Но жизнь, стихами увлекая,
Вела сквозь лабиринты лет.
Электрик был, и вдруг-поэт.
2.2. Биография автора в стихотворениях
2.2.1. Стихотворение «Помнится ещё мальчишкой»
Помнится еще мальчишкой
Я Есенина читал.
И повсюду был я с книжкой,
Стать поэтом все мечтал.
Потом Пушкин стал кумиром.
После Лермонтов и Фет.
Признаны они всем миром.
Имя им одно-Поэт!
Помню, пробовал писать я.
Даже что –то получалось….
В вихре лет, в его объятьях,
Все надолго затерялось.
Время не вернуть былого
Но мечта всегда со мной.
Может, мне начать все снова,
Хотя, уже не молодой.
Придет иль нет ко мне удача?
Кто мне скажет? Не узнать.
Это сложная задача-
Строки рифмами вязать.
Но втянулся в это дело.
Погрузился с головой.
И душа моя светлела,
Когда стих рождался мой.
Вот, опять написан новый
Вот, другой уже идет.
Все, и он почти готовый
Вновь душа моя поет.
Пусть не так они прекрасны.
Но народ мне «ДА» сказал.
И я рад, что не напрасно
Строки рифмами связал.
В поэзию приходят по-разному. В стихотворении «Помнится ещё мальчишкой» автор пишет о том, как начиналась его творческая жизнь, как он решал сложную задачу «Строки рифмами вязать» и как радовался каждому рождённому стиху. Лирический герой «рад, что не напрасно «строки рифмами связал».
«Кумирами» автора в детстве стали известные всему миру писатели: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет. Но в жизни лирического героя что-то произошло, и «в вихре лет, в его объятьях, Всё надолго затерялось». Но не затерялась мечта, которая заставила лирического героя снова «строки рифмами вязать». А произошло это так.
Однажды ночью Михаила Петровича разбудила неясная мысль. Не сразу поняв, в чём дело, какое-то время он, молча, смотрел в темноту. Затем включил свет, взял в руки бумагу и ручку и стал записывать мечущиеся в его голове строки. Так родился первый стих после долгих лет молчания Музы. С этим стихотворением Михаил Петрович отправился к соседке, учительнице немецкого языка, чтобы она оценила. Крывчикова Анастасия Ивановна прочитала, с улыбкой кивнула: «Неплохо». Положительная оценка окрылила начинающего поэта. С тех пор Муза стала частой гостьей в доме Михаила Петровича.
2.2.2. Стихотворение «Вот биография такая»
Вот биография такая
Довольно скромная, простая.
Геройства, подвигов в ней нет.
Но жизнь, стихами увлекая,
Вела сквозь лабиринты лет:
Электрик был и вдруг- поэт.
Смотрю в окно-дождь, ветер сырость.
День хмурый, словно осень на дворе.
Из дому выйти- это почти смелость,
Пора уж летней наступить поре.
Навеяло! И вот я детство вспомнил:
Я, карандаш, и "Крокодил" журнал.
И хорошо картинки те запомнил,
Писал под ними то, как их воспринимал.
Шло время - первый класс, четвёртый, пятый..
Я пробные стихи уже писал.
Из детства этот крокодил зубастый
Сознание частенько посещал.
И вот, когда картинки вспоминались,
По темам разным их сортировал.
Сознательно, иль нет, так получалось:
Под ними строчки рифмами вязал.
А в годы старшие стихи и сочинения
Писал я классу своему не раз.
Но не страдал излишним самомненьем
И не гордился, не горжусь сейчас.
Писал я с удовольствием и просто
И избегал витиеватых фраз,
А потому воспринималось всё запросто:
Улыбки, одобренья всякий раз.
Ещё я вспомнил наши стенгазеты,
Заметки, фельетоны, и стишки,
И карикатурные портреты:
Всем интересно , и слышны смешки
Кто на урок опаздывал, критиковали,
И тех, кто дисциплину нарушал.
В награду смех весёлый получали,
Никто на нас обиды не держал
После школы не бывал я в коридорах ВУЗа,
Где учат чётким, слаженным речам.
Но вот когда со мною Вдохновенье ,Муза,
То за прологом эпилог приходит сам.
Вот набросал историю такую
Навеяло. Ещё навеет, думаю, не раз.
К чему веду? По прошлому тоскую.
Вы усмехнулись? Зря! Такое и у вас.
Да, есть у всех в душе такое чувство:
Найти и разбудить его – искусство.
О прошлом видит всяк свое "кино".
Пытаясь вспомнить, вглубь себя глядит,
И пламя у одних в сердцах горит.
А у кого-то угольком чуть теплится оно:
"Кино" же это было так давным- давно!
В день хмурый вспомнил жизнь другую
И в мыслях побывал в былом.
О прошлом иногда тоскую,
Давно уже не в мире том.
И хоть пиши, хоть выдай устно...
Дождь, ветер, сырость. Было грустно.
2.2.3. Стихотворение «В комнате книжная полка пылится»
В комнате книжная полка пылится.
Книги безмолвны, закрыты страницы.
Давно эти книги в руки не брали,
Не открывали их и не листали.
Пушкин, Арсеньев, Стругацкие, Грин,
Есенин, Толстой, Карамзин и Куприн….
Да разве их творчество может забыто?
Такое богатство в тех книгах сокрыто!
Здесь мудрости Кладезь, жизни и знаний,
Сказаний, стихов, воспоминаний.
Когда-то всех больше мы в мире читали,
Отчего же сейчас читать перестали?
Кино, телевидение и интернет
Книги забрали, какой здесь секрет?
По-моему, прав я. Вы скажете - нет?
Немало важную роль в формировании творческих способностей Михаила Петровича сыграло чтение художественных произведений. В то время, когда Михаил Петрович учился в школе, в библиотеках было полно читателей. Некоторые произведения были в единичном экземпляре, поэтому иногда приходилось ждать того дня, когда книга окажется в руках. В стихотворении «В комнате книжная полка пылится» лирический герой переживает за то, что в современное время нет интереса к чтению книг. Виноват в этом интернет. А ведь в книгах находится «мудрости кладезь».
2.3. Цикл стихотворений «Времена года» ( «Лето», «Осень», «Зима», «Весна»).
Лето.
Солнца диск вверху сияет,
Небо бирюзой синеет.
Речка в поле убегает,
Разноцветьем луг пестреет.
Тёплый ветер пролетает,
Листья на ветвях трепещут,
Серебром река сверкает,
И о берег волны плещут.
Кроны клёнов над водою.
Соловьиной дрелью льют.
Берег мягкую травою,
Словно бархат - изумруд.
Всё в природе что-то значит.
И ,поверьте, что не зря
Где- то иволга здесь плачет,
Горизонт зажгла заря.
Сдавшись в плен прохладной лени,
Стелется седой туман.
И колышутся в нём тени,
Толь, реальность, толь обман.
Закат меркнет, угасая.
Одинокая звезда
С неба смотрит, не мигая,
Как вчера и как всегда.
Анализ стихотворения
Основная тема стихотворения — это красота природы летом. Это стихотворение наполнено образами природы, передающими красоту летнего дня и вечера. Стихотворение начинается с описания яркого солнечного дня – небо «бирюзой синеет», а солнце светит высоко («солнца диск вверху сияет»). Затем автор переходит к изображению реки, которая убегает вдаль, окруженная разноцветными полями, лугами. Эти строки создают ощущение простора и свободы. Во второй строфе внимание переключается на звуки и движения природы. Теплый ветер играет листьями деревьев, река сверкает серебром, а волны мягко плещут о берега. Это создает впечатление живого мира, полного звуков и движений. В третьей строфе акцент делается на цвете. Кроны клёнов над водой переливаются зеленью, словно бархатный изумруд. Эта метафора подчеркивает насыщенность красок природы летом. Четвертая строфа вводит философский подтекст. Автор говорит о том, что все в природе имеет смысл, и даже плач иволги и зарево зари несут в себе какой-то скрытый смысл. Пятая строфа описывает вечерний закат. Природа погружается в сон, окутываясь легким туманом. Здесь возникает ощущение перехода от дневного света к ночной тьме, когда реальность смешивается с иллюзией. Заключительная строфа завершает картину заката. Одна звезда, как вечная свидетельница жизни, наблюдает за происходящим, напоминая о постоянстве и неизменности природы.
Описывая солнечное небо, реку и цветущие луга, автор передает ощущение безмятежности, радости и легкости. Природа здесь становится живым, дышащим существом, где каждое явление имеет свое значение. Автор использует яркие образы и красочные метафоры: "небо бирюзой синеет", "серебром река сверкает", "мягкая трава, словно бархат - изумруд". Эти сравнения помогают представить читателю, что он сам находится в этом летнем пейзаже.
На фоне описания живописной природы читатель сталкивается с размышлениями о временности мгновений — "закат меркнет", "одинокая звезда". Это создает контраст между красотой лета и неизбежностью его окончания. В последней строфе стиха заметна мысль о глубоком смысле всего происходящего. Природа здесь представляется не просто фоном, а активным участником, где все явления имеют свое место и значение.
Осень.
Золотых берёз здесь колок
И осин багряных ряд.
Сосны с зеленью иголок
И печалят, и бодрят.
Дней коротких вереница,
Жёлтых листьев хоровод.
Это осень к нам стремиться,
Серой сыростью идёт.
Солнце светит, но не греет.
И холодный дождик льёт.
Трава вянет и тускнеет.
Ветер дунет посильнее,
Лист последний оторвёт.
Вот и птицы улетают
К морю, речкам и прудам.
Миражами в дымки тают.
Мысли, взоры устремляют
К дальним тёплым берегам.
Туча близится седая.
Спит на берегу трава.
И уставшая, другая.
Речка вдаль течёт едва.
Иволга в кустах не плачет.
Горизонт закрыла мгла.
Туча небо уже прячет.
Всё в природе что-то значит.
Вот и снег. Зима пришла.
Анализ стихотворения
Основная тема стихотворения – смена времён года, переход от лета к зиме. Автор описывает этот процесс через призму природных изменений, используя конкретные образы для передачи чувств и эмоций. Через наблюдение за природой читатель может почувствовать течение времени и неизбежность перемен. Стихотворение «Осень» передает настроение осеннего времени года через использование образов природы и смену настроения лирического героя. Оно наполнено глубокими эмоциями и наблюдениями за природой, которые отражаются в каждом четверостишии. Стихотворение состоит из восьми строф, каждая из которых представляет собой четверостишие.
В начале стихотворения описываются красивые осенние пейзажи: золотые березы и багряные осины, сосны с зелеными иголками. Осень представляется как период, когда природа готовится к зиме, что также является метафорой для человеческой жизни и ее циклов. Солнце, которое "светит, но не греет", отражает противоречивые чувства, когда кажется, что лето еще не полностью покинуло нас, но на самом деле уже наступила осень. Холодный дождик и вянущая трава создают атмосферу недомогания и угнетенности. Птицы, улетающие "к морю, речкам и прудам", символизируют стремление к теплу и жизни, уход в поисках лучших условий. Этот образ вызывает у читателя мысли о том, что и люди иногда ищут лучшие времена и места для жизни. Образы тучи и снега, приходящих с зимой, подчеркивают завершение осени. "Туча близится седая" создает настроение ожидания и завершенности. В конце стихотворения наступает зима, как неизбежная часть жизненного цикла.
На протяжении всего стихотворения меняется эмоциональная окраска. В начале оно наполнено радостью и восхищением красотой осени («Золотых берёз здесь колок / И осин багряных ряд»), затем переходит к меланхоличному настроению («Солнце светит, но не греет», «Трава вянет и тускнеет»). К концу стихотворения появляется чувство ожидания зимы («Вот и снег. Зима пришла»).
Стихотворение "Осень" наполнено философскими размышлениями о времени, изменениях и цикличности жизни. Оно вызывает у читателя чувства ностальгии и размышления о том, как следуют друг за другом разные времена года и жизнь в целом. Осень, с ее красотой и печалью, становится символом неизбежности перемен и старается напомнить о ценности каждого момента.
Зима.
Остыло всё, и спит природа.
Под снегом поле, лес, дома.
Не радует нас непогода.
Метель, мороз - пришла зима.
Вот солнце пеленой прикрылось,
И мглою мелкий снег повис.
К нам туча снежная явилась,
Свой груз готовясь сбросить вниз.
Сжимает холод руки, плечи.
А день как час - уже темно.
Опять запляшет дикий ветер
Метелью, как и в прошлый вечер,
Придёт ворчать, стучать в окно.
К утру затихнет свистопляска,
Сады укутов пледом белым.
И солнце выглянет с опаской
Из облака лучом несмелым.
Но в клочья разорвав остатки
Суровой тучи,вспыхнет ярко,
Уже с ней не играя в прятки.
Зажжёт сугробы снега жарко.
Цветами радуги играя,
Снежинки в жемчуг превратятся,
И свод небесный озаряя,
И всё на жизнь благословляя,
За край земли лучи помчатся.
В миг изменилось всё в природе!
И хоть под снегом поле, лес.
Воздай хвалу любой погоде,
Ведь светит солнце нам с Небес!
Пусть будут и мороз, и ветер!
Под снегом поле и дома.
Всё не случайно в этом свете
Весна, и лето, и зима.
Анализ стихотворения
Стихотворение "Зима" отражает контрастное восприятие зимнего времени года. В начале текста автор описывает зиму как холодное и унылое время, когда природа спит под снегом, и когда метели и морозы не радуют человека. Автор подчеркивает, что за суровыми условиями скрывается красота и гармония. Постепенно появляются образы света и жизни, которые смягчают первоначальное восприятие зимы. Солнце, которое "выглядывает с опаской", символизирует надежду и возможность пробуждения. Кульминацией стиха становится метафора "светит солнце нам с Небес", что указывает на позитивное восприятие всех природных явлений.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что любое явление природы имеет свою ценность и смысл. Автор призывает читателей ценить каждую пору года, даже такую суровую, как зима. Заключительные строки подчеркивают важность принятия всего, что происходит в жизни, ведь за каждой зимой следует весна.
Весна.
Весна прекрасна, воздух свежий.
И ярче солнце в небесах.
Растаял снег, желтеют межи.
Всё просыпается в лесах.
Мышкует в полосе лисица,
Сюда же чёрный грач летит.
И ёжику уже не спится,
Отыскивая корм, пыхтит.
Клин журавлей вчера вернулся,
Полей родных не позабыв.
Медведь зевнул и потянулся
От леса к речке под обрыв.
В панаме красный дятел пёстрый
Вновь рассыпает дробь в бору.
И рассекает клювом острым
Сухую старую кору.
Сорока ближе подлетела,
Пытаюсь вторить ему в такт.
Не получилось, улетела.
Похоже вроде- да ,не так.
А ветер ,волей наслаждаясь,
Вынырнул из-за берёз.
Прохладным вихрем, завиваясь,
Лист прошлогодний ввысь унёс.
Ослабил хватку, приспустился
Куда-то вдаль, про лист забыл.
А он на ветку опустился,
Да ,и остался, зацепился,
Как будто здесь всегда и был.
В недавно спящую долину.
Весна букеты принесла.
На черно-белую картину
Цветные краски нанесла.
Весна нам принесёт удачу,
И Благодать с Небес сойдёт.
Вновь песней Иволга заплачет.
И соловей здесь запоёт.
Луна красит с жёлтым светом,
И туча нас польёт дождём.
Всё что-то значит в мире этом,
Всё не случайно в нём.
Да пусть нам иволга поплачет!
И дождик льёт, метель метёт.
Ведь это всё, да что-то значит-
Жизнь своим путём идёт!
А по нему и мы идём.
И, если так, а не иначе,
Что это значит-мы живём!
Анализ стихотворения
Автор в стихотворении рассказывает о том, как каждый элемент природы начинает оживать: растает снег, появляются первые признаки весны (прилет пролетающих птиц, пробуждение животных). Это символизирует начало нового жизненного цикла. Строки о том, как человек пытается подражать природе (например, сорока, пытающаяся повторить ритм дятла), подчеркивают неразрывную связь между ними. Человек является частью этого большого мира, и его жизнь тесно переплетена с природными циклами.
В последних строчках автор затрагивает темы жизни и её смысла, что делает стихотворение более глубоким и многослойным. Жизнь представлена как путь, и каждое переживание—будь то дождь или радость—имеет значение. Фраза «Мы живем» подчеркивает ценность жизни и ее предназначение, ставя автора и читателя на одну сторону в восприятии мира.
Стихотворение можно рассматривать как гимн весне, пробуждению природы и жизни вообще. Оно призывает наслаждаться каждым моментом, находить радость в простых вещах и верить, что всё в этом мире происходит не зря. Стихотворение наполнено яркими образами природы, пробуждающейся после зимы. Оно передаёт ощущение свежести, начала новой жизни и гармонии мира вокруг.
В тексте прослеживается связь между природой и человеком, их взаимозависимость и единство. Автор мастерски использует метафоры и сравнения, чтобы передать красоту весеннего времени года и настроения, которое оно приносит.
2.4. Стихотворения о природе
2. 4.1. Стихотворение «Солнце греет- это в мае»
Солнце греет-это в мае.
Хожу в лес стихи слагаю
Я на природе, я в тиши.
И не захочешь –да пиши.
Стоят березки предо мной.
Играет ветерок листвой.
Какой уют! Какой покой!
В дали ковер зеленый поля
Цветами яркими пестрит,
И облако над ним летит.
Пишу стихи под птичье пенье.
Поистине –здесь Вдохновенье!
Иду домой лесной дорогой,
И та трава, что подо мной,
Прохладою ласкает ноги.
И слышу я слова в тиши:
Еще приди, еще пищи.
А воздух, воздух здесь какой!
Такой уют, такой покой!
Анализ стихотворения
Стихотворение представляет собой гармоничное сочетание образов природы, чувств лирического героя и творческого процесса. Оно передаёт красоту и спокойствие окружающего мира, а также важность связи между человеком и природой. Природа играет центральную роль в стихотворении. Автор использует яркие образы для описания окружающей среды: солнечные лучи, берёзы, играющий ветерок, зелёный ковёр поля, облака. Природа изображена живо и динамично, она словно оживает через движение ветра, игру света и тени, полёт облаков. Это создаёт ощущение гармонии и единства лирического героя с окружающим миром.
Автор неоднократно подчёркивает чувство покоя и уюта, которое он испытывает в лесу. Эти повторяющиеся строки («Какой уют! Какой покой!» и «Такой уют, такой покой!») усиливают эмоциональное воздействие стиха, создавая атмосферу спокойствия и умиротворения.
Творческий процесс является важной темой стихотворения. Лирический герой пишет стихи под влиянием природы, которая становится источником его вдохновения. Птичье пение, прохлада травы под ногами, свежий воздух – всё это способствует творческому порыву. Природа вдохновляет лирического героя на творчество. «Я на природе, я в тиши. И не захочешь - да пиши». Лирический герой замечает, как «играет ветерок листвой», как «облако над ним летит». Он идет домой лесной дорогой и слышит : «Еще приди, еще пищи». Находясь на природе, в тиши, лирический герой счастлив, что с ним рядом его Муза. Заключительные строки подчеркивают важность этого момента для поэта: природа зовет его вернуться и продолжать писать.
Рифма и ритм стихотворения создают плавность и лёгкость чтения. Повторение звуков («ш», «с», «л»), а также аллитерация («греет» – «Мае», «лес» – «листвой») придают тексту музыкальность и помогают передать ощущения от окружающей природы.
Лирический герой выражает свои личные переживания и эмоции. Он делится своими ощущениями от прогулки по лесу, описывает своё состояние души. Это делает стихотворение интимным и искренним, позволяя читателю почувствовать себя частью этого момента.
2.4.2. Стихотворение «Вспомнил день дождливый, непогожий».
Вспомнил день дождливый, непогожий.
Дни сейчас такие же – похожи.
Четыре дня уже дожди идут.
Тучи рваные нам с неба воду льют.
Мы так устроены. что нам не угодишь.
Жара стоит –об этом говоришь:
Когда же это пекло прекратится?
Ну что, сейчас дождю бы не пролиться?
Гремят громы, молнии сверкают,
По всей округе землю поливает
У нас ни капли, нас обходят тучи.
Как будто грешники здесь собраны до кучи.
Но наконец-то дождь пошел. Четыре дня.
Другое стали говорить, судьбу кляня
Что же такое? Не выйти нам из дому!
Заговорили люди по –другому.
Хотели вы дождя, ну получите!
Послал его нам Бог, так помолчите.
Пути Господни неисповедимы.
Опять послать он может тучи мимо.
Безропотно примите это и молитесь
Ниспослано, что сверху, с тем смиритесь
Анализ стихотворений
Стихотворение представляет собой размышление о человеческой натуре и отношении людей к погоде. Лирический герой описывает свою реакцию на смену погоды, а также реакции окружающих, выражая философские мысли о том, что людям трудно угодить.
Основная идея: Люди всегда будут недовольны любыми обстоятельствами, будь то жара или дождь. Автор подчеркивает, что человек склонен жаловаться независимо от того, какая погода за окном. В финале лирический герой призывает принять всё происходящее без ропота, утверждая, что пути Господни неисповедимы.
Композиция: Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть посвящена жалобам на жару и ожиданию дождя, вторая — разочарованию от продолжительных осадков. Таким образом, автор показывает цикличность человеческого недовольства.
Образы и символы: Дождь символизирует перемену, но одновременно и испытание для людей. Образ туч, которые обходят стороной, отражает чувство несправедливости перед лицом природы. Мотив греха появляется в контексте осуждения людской нетерпимости.
2.4.3. Стихотворение «Побродил я вчера по лугам»
Побродил я вчера по лугам.
Такие красоты открылись мне там!
Оставил где-то далеко свои печали.
Цветы здесь, в синей дымке дали.
Щебетанье птиц и свежий ветер,
Ласковое солнце, день так светел!
Прошелся босым по лесной дороге.
Прохладная трава ласкает ноги.
Березки стайками стоят среди полей.
На траву прилягу, что пуха понежней.
Вглядишься в небо - облака с тобой.
Плывут, как ватные, меняя облик свой.
Их очертания все время разные.
Фигурные, подчас однообразные.
Одни белесой полосой пройдут,
Другие словно радугу несут.
Сразу не поймешь, но ты привыкни.
Узнаешь в них животных, людей лики.
Вот дед проплыл с седою бородой.
Он дед Мороз? А может Бог был над тобой?
Там своя жизнь, наверное. Как знать?
А может быть поверить в это, помечтать.
Подняться птицей к облакам желаю.
Но только мысленно я с ними там летаю.
Анализ стихотворения
Стихотворение наполнено образами природы, яркими красками летнего дня и ощущением легкости бытия. Автор описывает свое путешествие по лугам и лесным тропинкам, погружаясь в красоту окружающего мира.
Автор использует множество образов, чтобы передать атмосферу летнего дня: синие дали, щебетание птиц, свежий ветер, ласковое солнце. Все эти элементы создают ощущение гармонии и спокойствия. Особое внимание уделяется природе: березы, облака, травы – всё это изображается с любовью и вниманием к деталям.
Лирический герой стихотворения предстает перед нами человеком, который ищет утешения и покоя в природе. Он оставляет свои печали позади и наслаждается каждым моментом, проведенным на лоне природы. Проходя босиком по лесной дороге, он чувствует, как прохладная трава ласкает его ноги. Это создает ощущение единства с природой, близости к ней.
Особое место в стихотворении занимают облака. Они описываются как живые существа, способные менять свою форму и облик. Автор сравнивает их с ватными комочками, которые плывут по небу, создавая различные фигуры. Эти образы помогают создать ощущение волшебства и загадочности, присущие природе. В конце стихотворения автор выражает желание подняться к облакам и полететь вместе с ними. Однако он понимает, что это возможно только в мечтах. Тем не менее, эта мечта придает стихотворению особую глубину и философский смысл.
Автор размышляет о том, что каждый человек имеет право на мечты и фантазии, даже если они кажутся нереальными. Это стихотворение является прекрасным примером лирической поэзии, в котором природа становится источником вдохновения и утешения для лирического героя. Оно передает чувство радости от общения с природой, а также подчеркивает важность мечтаний и фантазий в жизни каждого человека.
2.4.3. Стихотворение «Грибная охота в лес меня манит»
Грибная охота в лес меня манит.
А лес наклонился, промок от дождя.
Листик, упавший желтея, обманет,
За гриб , что ищу, выдавая себя.
Нет на охоте сегодня удачи.
Сколько хожу, ничего не найду.
Словно сознательно лес грибы прячет,
Знать-то напрасно сюда я иду.
Солнца лучи облака разорвали.
Растаял туман и стало тепло.
Словно и не было грусти-печали,
Ветром сомнения прочь унесло.
Луг разнотравный открылся с опушки,
Глазами грибы в траве ищу я.
Вторит шагам моим голос кукушки.
Нашёл! Не грибы, но пришёл я не зря
Вижу полянку возле берёзки,
Спелой клубники россыпь на ней.
С азартом беру её, полнятся горстки.
И с каждой горсткой ведёрко полней.
Только сбор ягод непросто даётся.
Колени устали, немеют ступни.
Вот и спина моя больше не гнётся-
Как деревянные стали они.
Смотрю на часы, на время бегущее.
Голод уже о себе даёт знать.
Говорят, это правда-глаза завидущие,
Много здесь ягод, мне всех не собрать.
Ну всё, уже хватит, пойду я до дому.
Устал я немного сегодня в лесу.
Завтра пойду за грибами к лесному.
Сейчас ведро ягод домой понесу.
Анализ стихотворения.
Стихотворение описывает переживания лирического героя, который отправляется на «грибную охоту» в лес после дождя. Однако удача ему не улыбнулась – грибы спрятаны так хорошо, что герой начинает сомневаться в успехе своего похода. Но постепенно настроение меняется: солнечные лучи разгоняют туман, и грусть уходит вместе с ним. В итоге вместо грибов герой находит поляну со спелой клубникой, которая становится достойной наградой за его усилия. Этот момент подчеркивает важность того, чтобы ценить маленькие радости жизни. Описание усталости героя («колени устали», «спина больше не гнётся») показывает, насколько тяжело порой бывает добиваться желаемого результата. Время играет важную роль в стихотворении – оно измеряется часами, а также ощущением усталости и голода, которое приходит к герою. Фраза «глаза завидущие» намекает на то, что иногда мы видим больше, чем можем взять или сделать, и это может вызывать чувство неудовлетворенности. Стихотворение заканчивается тем, что герой решает вернуться домой, несмотря на усталость, но при этом он чувствует удовлетворение от своей находки.
Автор использует простые, понятные слова, избегая сложных метафор и аллегорий. Язык стихотворения живой и непосредственный, что делает его доступным для широкого круга читателей. Образы природы переданы ярко и эмоционально, создавая ощущение присутствия в лесу вместе с героем.
2.4.4. Стихотворение «Осень»
Кончилось лето, вот, уже осень,
Небо взгрустнуло, прикрыв свою просинь.
Всплакнуло дождем, с летом прощаясь,
С лесом зеленым, что, наклоняясь,
Цвет своих крон на пестрый меняет.
Новый наряд на себе примеряет
В колках березы листья роняют
Янтарный ковер под собой расстилают.
А там, чуть поодаль притихли осины,
Под ноги бросая нам листья-рубины.
Дождик закончился, лес освежая.
На паутине свой след оставляя.
Ее кружева тихим солнечным утром
Искрятся, играют своим перламутром.
А капли тумана, ты только представь.
Изумруды, сапфиры- не трогай, оставь.
Не капли висят пред тобою-алмазы.
Их ты увидишь, поймешь это сразу.
Утром чудесным по перелескам,
Сверкая на солнце серебряным блеском,
С веток слетев поплывут паутинки,
Словно из детских книжек картинки
Высоко в небесах журавли пролетают.
Печально курлыча, на юг улетают.
Почти все уберутся туда, где теплей.
Вот, скоро сорвутся грачи с тополей.
Воробьи остаются-каждый дом свой нашел,
Под крыши забьются, им и здесь хорошо.
Анализ стихотворения
Стихотворение наполнено атмосферой осеннего перехода природы от лета к зиме. Автор мастерски передает смену времен года через образы и метафоры, создавая у читателя ощущение присутствия в этом моменте.
Стихотворение начинается с описания окончания лета и начала осени. Это подчеркивается фразами «Кончилось лето, вот, уже осень» и «Небо взгрустнуло». Эти строки создают настроение грусти . Автор описывает природу, которая меняется вместе со сменой сезона. Листья деревьев меняют цвет («пестрый»), а дождь символизирует прощание с летом. В строках «В колках березы листья роняют / Янтарный ковер под собой расстилают» создается образ золотого ковра из листьев, который характерен для осени.
Особое внимание уделено деталям осеннего пейзажа. Описание капель дождя на паутине, играющих «перламутром», создает впечатление волшебного мира. Также упоминание о том, что капли тумана похожи на драгоценные камни («изумруды, сапфиры»), добавляет нотку сказочности. В стихотворении «Осень» автор показывает волшебницу Осень, которая разукрасила всё в разные цвета, подарила осинам драгоценные камни- рубины, берёзам – янтарь. А небо, прощаясь с летом, всплакнуло дождём и подарило паутине – алмазы.
Полет журавлей, покидающих родные места перед зимой, усиливает чувство скорби и печали. Строки «Высоко в небесах журавли пролетают. / Печально курлыча, на юг улетают» символизируют конец одного этапа и начало другого.
2.4.5. Стихотворение «Осень в саду».
Осень в саду, с яблонь сыплет листва
Почти нет уж цветов, и поникла трава.
Только радует глаз синий куст сентябрин,
Тын обвивает хмель-серпантин.
Барбарис – недотрога колюч, но красив.
Стоит среди сада, ветви вниз опустив.
Красный цвет его ягод, как гирлянды огни.
Средь увядшего сада удивляют они.
Да и эта рябина с веткой горьких кистей.
Красотой своей, статью восхищает гостей.
Садовой дорожкой обратно пойдём.
Сад засыпает, тихо вздохнём.
Нам пора уходить- не скучай.
Мы вернёмся к тебе- засыпай
Анализ стихотворения
В стихотворении присутствует лирический герой, который ведет диалог с садом. Он выражает уважение и любовь к природе, призывая её не скучать и обещая вернуться весной. Основное настроение стихотворения – принятие изменений, происходящих в природе, и осознание красоты каждого времени года. Осень – это не конец, а лишь временный сон, после которого придет новый расцвет. Стихотворение создает теплую и уютную картину осеннего сада, где красота проявляется даже в увядании. Автор передает атмосферу увядания природы через конкретные образы: опадающая листва, отсутствие цветов, зеленая трава. Однако в этом осеннем пейзаже есть яркие акценты – кусты сентябрины, барбариса и рябины, которые привлекают внимание своими цветами и формами.
Куст сентябрина описан как синий, привлекающий взгляд, и обвитый тыном и хмелем, создавая ощущение живого движения. Барбарис, несмотря на свою колючесть, он все равно красив благодаря своим красным ягодам, которые напоминают гирлянды огней. Ветки рябины с горькими кистями также радуют глаз, добавляя красок в увядающий сад. Сад засыпает, и автор предлагает читателю тоже попрощаться до следующего сезона.
2.4.6. Стихотворение «Метель»
Разгулялась метель,
Не откроешь и дверь.
Все дороги, пути замела.
В лица снег всем бросает,
И как зверь завывает.
Не пройти там, где она прошла.
Сутки не утихает
И деревья сгибает,
Стонет вместе с березой ветла.
Легко ветки ломает,
На сугробы кидает -
Как травинки к кустам унесла.
Крутит вихрь у забора, .
Заметёт его скоро.
Что забор - снег уже в пол окна!
Полумрак царит дома,
А прогноз нам знакомо
Объявил - не уймётся она.
Но ошибся прогноз,
Утром легкий мороз,
А метель вдаль куда-то ушла.
Вот и снег не кружит.
На дорогах лежит,
Хрупкой льдинкой надежда пришла.
Выйдет солнечный круг,
Всё согреет вокруг,
Скоро будет весь день нам светло.
Пройдет несколько дней,
Только бы поскорей.
По-весеннему станет тепло!
Анализ стихотворения
Это стихотворение описывает стихию природы – метель, её силу и мощь, а также то, как она постепенно уходит, уступая место светлому дню и весне.
Сюжет развивается от начала метели до её завершения. В начале метель представляется грозной силой, которая «разгулялась», засыпала все дороги и «как зверь завывает». Автор использует олицетворения («метель завывает»), чтобы передать ощущение опасности и непокорённости стихии. Далее поэт показывает, как метель разрушительно действует на природу: «легко ветки ломает» и «сгибает деревья». Это подчёркивает её могущество Однако ближе к концу стихотворения настроение меняется. Метель начинает ослабевать, и появляется надежда на лучшее: «хрупкой льдинкой надежда пришла». Утро приносит ясность и спокойствие, и природа оживает под лучами солнца.
Лирическим героем является наблюдатель, который переживает бурю внутри дома. Он видит, как метель заметает всё вокруг, но при этом остаётся спокойным и уверенным, что рано или поздно погода изменится к лучшему. Его оптимизм передаётся через строки о том, что «вскоре будет весь день нам светло».
Метель символизирует стихийную силу природы, которую невозможно контролировать. Она может вызывать страх и восхищение одновременно. Деревья, сгибающиеся под напором ветра, символизируют слабость перед лицом стихии, но также и способность выдержать любые испытания. Надежда, пришедшая в виде хрупкой льдинки, символизирует начало нового этапа, когда после бури приходит тишина и покой. Солнечный круг ассоциируется с теплом, светом и жизнью, что контрастирует с холодом и мраком метели.
Стихотворение показывает, что даже самые суровые природные явления временны, и за ними всегда следует новый цикл жизни.
2.4.7. Стихотворение «Пришёл сегодня в зимний сад».
Чудесный день, душою весел.
Рябины кисти так горят,
Рубины словно кто подвесил.
На дереве не шелестят листки,
А на кистях, словно из ваты,
Надеты сверху колпачки
Из снега, ветром все помяты.
Весной засеребрятся ручейки,
Куда-то побегут возле рябинки.
Всю зиму провисели колпачки,
Как в книжке детские картинки.
Вы вместе с ручейками унесётесь,
Не выдержав тепла апреля.
Но с нами всё же остаётесь,
Ведь мы на фото вас запечатлели.
Анализ стихотворения
Это стихотворение — светлое и радостное произведение, которое воспевает красоту зимы и способность человека наслаждаться простыми вещами. Оно показывает, как даже обычный зимний день может стать источником вдохновения и радости.В стихотворении описывается зимнее утро в зимнем саду, где автор наблюдает за природой и её красотой. Основное внимание уделено красоте зимней природы, особенно рябине и снегу на ветвях деревьев. Автор выражает свою радость и восхищение окружающим миром. Строки наполнены образами, которые создают яркую картину перед глазами читателя.
Автор начинает с описания своего прихода в зимний сад. В первой строфе он сразу подчёркивает своё радостное настроение ("душою весел"), а затем переходит к красоте рябины, сравнивая её ягоды с рубинами, будто их кто-то специально повесил на ветки. Это сравнение создаёт ощущение волшебства и красоты природы.
Во второй строфе автор описывает снег, который лежит на ветвях деревьев. Снег сравнивается с ватой и колбасами, что добавляет комичности и игривости в описание. Образы просты и понятны, они легко вызывают ассоциации с зимними пейзажами.
В третьей строфе автор предвидит весну, когда снег растает и появятся ручейки. Он сравнивает снежные шапки на ветвях с детскими картинками, создавая ощущение сказочности и детского восторга.
Заключительная строфа говорит о том, что хотя весна придёт и снег растает, память об этом зимнем утре останется благодаря фотографиям. Автор выражает мысль о сохранении момента через искусство фотографии.
Основные темы и образы
Лирическим героем является сам автор, который наслаждается зимним утром в зимнем саду. Его восприятие мира наполнено радостью и удивлением перед красотой природы.
2.4.8. Стихотворение «Картина»
Вы видите строчки на этом листе?
Слова, запятые и точки,
Ведь это картина на белом холсте.
Цветок тут вверху, в уголочке.
А видите вы чей-то взгляд между строк?
Недаром он здесь появился.
Он вам поясняет сюжет - ручеек,
В котором луч солнца умылся.
Поднялся к зениту солнечный круг,
И радуясь, птицы летают.
А снизу зеленым ковром лежит луг.
Мотыльки беззаботно порхают.
Стройные сосны в небо глядят.
Сойка меж ними мелькает,
Осины дрожащие строятся в ряд.
И ветер их ветви качает.
Трель соловья разнесется рекой,
Тишь вечера звоном пронзая,
Плакучая ива грустит над водой,
В волну свои слезы роняя.
А дальше, за лугом, в дымке седой
Миражи горизонт закрывают,
Шумит лес весенний листвой молодой,
И над ним облака проплывают.
Вы видите это? Я думаю - да.
Уверен, поймет еще кто-то,
Как важно вокруг себя видеть всегда
Хорошее, доброе что-то.
Ну, а картина здесь все-таки есть.
Включите воображенье,
Она перед вами, в стихах она, здесь.
В них же ее проявленье.
Природа способна нас всех удивить,
И это любой может видеть.
Я «взглядом» картину хотел оживить,
Пейзажи яснее увидеть.
А вы иногда все ж смотрите в листок,
Вдруг, взгляд появится снова.
И вам улыбнется с картины цветок.
И будут порхать мотыльки между строк.
Ну, это уж так, просто к слову
Анализ стихотворения
Стихотворение представляет собой поэтическое описание природы через призму восприятия читателя. Автор приглашает нас заглянуть внутрь текста, словно это полотно художника, где каждая деталь — будь то слово, точка или запятая — является частью общей картины. В нем гармонично переплетаются образы природы и человеческого взгляда, который способен оживлять написанное.
Основные темы:
1. Единство природы и искусства: Строки стихотворения рисуют живописный пейзаж, но при этом подчеркивается, что этот пейзаж существует не только в реальности, но и в тексте, в словах автора. Литературный образ становится живым благодаря взаимодействию со зрителем/читателем.
2. Важность внимания к окружающему миру: Автор подчеркивает значимость того, чтобы уметь замечать красоту вокруг себя, даже в самых простых вещах. Он призывает включить воображение и увидеть прекрасное в том, что кажется обыденным.
3. Взгляд как инструмент познания мира: Взгляд упоминается несколько раз, как нечто, способное преобразовать строки в живые образы. Это метафора, которая передает идею о том, что наше восприятие способно сделать мир ярче и насыщеннее.
4. Красота природы: Природные элементы играют ключевую роль в стихотворении. Описания солнечных лучей, зеленых лугов, сосен, плакучих ив создают ощущение гармонии и спокойствия. Эти образы помогают передать чувство единения с природой.
Взгляд символизирует внимание и способность видеть красоту в мелочах. Цветок в углу листа олицетворяет начало, пробуждение природы. Ручеек с отражением солнечного света символизирует чистоту и гармонию.
Это стихотворение — приглашение задуматься о том, как мы воспринимаем окружающую действительность. Оно напоминает нам о важности умения останавливаться и наслаждаться красотой, которую природа дарит каждый день. Через игру слов автор показывает, что поэзия может стать мостиком между миром реальных ощущений и внутренним миром читателя.
2.4.9. Стихотворение «Утро солнцем озарится»
Сад сиреневый проснётся.
А над ним летает птица
Та, что юностью зовётся.
Соловьями май зальётся,
Зацветёт сиренью сада.
Соловьём и мне поётся.
Я пою - мне это надо!
И звучит мой голос звонкий,
Заливается гармошка.
Машет мне рукой девчонка
Из открытого окошка.
Я сегодня напеваю
Ей впервые серенаду,
И аккорды рассыпаю
По сиреневому саду.
Превративши в крылья руки,
Я летал подобно птице
Под садов весенних звуки,
Под осенние зарницы.
Я летал под снегопадом
Зимним вечером морозным,
И я пел - так было надо!
Даже там - под небом звёздным.
На восходе разрезает
Золотой луч ткань тумана.
Вот, и сон тут исчезает,
Как мираж -символ обмана.
Но ведь было же когда-то!
Новым чувством окрылённый,
В красном зареве заката
Я парил, всем восхищённый!
Анализ стихотворения
Стихотворение наполнено образами природы, молодости и радости жизни. Оно передаёт ощущение полноты бытия через символы весны, лета, осени и зимы, создавая цикл времён года, который символизирует вечность и постоянство человеческой души. Природа выступает фоном для переживаний лирического героя. Сад, соловьи, весна – всё это ассоциируется с пробуждением, началом нового этапа в жизни. Птица, которая «летает» над садом, олицетворяет молодость и свободу. В то же время, природа является отражением внутреннего мира поэта: он чувствует себя частью этого мира, сливается с ним.
Музыка играет важную роль в стихотворении. Поэт сравнивает своё пение с пением соловьёв, а гармонь становится символом радости и веселья. Музыка помогает выразить чувства, которые невозможно передать словами. Она также объединяет людей: девушка машет поэту рукой из окна, реагируя на его песню. Любовь к девушке выражается через песню-серенаду.
Образ крыльев и полёта повторяется несколько раз в стихотворении. Он символизирует стремление к свободе, желание вырваться за пределы обыденной жизни. Герой летит под звуки сада весной, осенью, зимой и даже ночью под звёздами.
Заключительные строки стихотворения возвращают нас к теме сна и реальности. Сон исчезает вместе с туманом, но воспоминания о прошлом остаются. Герой вспоминает, как он парил в красном зареве заката, окрыленный новым чувством. Эти воспоминания придают ему силы и уверенность в том, что жизнь продолжается, несмотря ни на что.
Стихотворение выражает радость жизни, любовь к природе и людям, стремление к свободе и самовыражению. Оно наполнено оптимизмом и верой в будущее, несмотря на все трудности и перемены.
2.4.10.Стихотворение «Склоняясь над рекой, плачет ива»
Склоняясь над рекой, плачет ива,
Как будто вернулись снега.
А речка волною игриво
Ласкает свои берега.
И иву водой обнимает -
Не плачь, давно нету зимы.
И вновь она ей повторяет:
«Весна! Будем рады ей мы».
Стою над рекой, улыбаюсь природе зеленой, родной.
И всё, что вокруг, я пытаюсь
Впитать в себя. Речку с волной,
Пенье птиц... Ты только послушай,
Как нам поют соловьи!
Эта музыка греет мне душу.
Поле, лес дарят краски свои.
Угасает закат, домой путь.
Завтра приду я опять.
Соловьи всё поют и поют,
Не желают меня отпускать.
Анализ стихотворения.
Стихотворение посвящено красоте весенней природы. Описание реки, ивы, пения птиц создаёт ощущение умиротворённости и спокойствия. Природа представлена как живая сущность, способная чувствовать и взаимодействовать с человеком.
Стихотворение наполнено ощущением гармонии природы и внутреннего мира лирического героя. Весеннее пробуждение природы вызывает у лирического героя радость и восторг. Он счастлив от того, что может наслаждаться красотой окружающего мира, слушать музыку природы и чувствовать её тепло. Лирический герой не просто наблюдает за природой, он активно участвует в этом процессе, «впитывает» в себя её звуки и краски. В нём передаётся чувство радости от встречи с весной, пробуждением жизни после зимнего сна. Его душа наполняется теплом и радостью от пения соловьёв и заката солнца. Пение соловьёв играет важную роль в создании настроения стихотворения. Музыка природы становится символом красоты и гармонии, она согревает душу лирического героя.
Стихотворение состоит из четырёх строф, каждая из которых описывает разные аспекты взаимодействия лирического героя с природой. Первая строфа вводит читателя в атмосферу весеннего пробуждения, вторая – показывает взаимодействие реки и ивы, третья – описывает чувства лирического героя, а четвёртая – завершает стихотворение, подводя итог его впечатлениям.
Автор использует простые и понятные образы, чтобы передать своё восхищение природой. Эпитеты («игриво», «зеленой», «родной») помогают создать яркие картины, а повторы («плачет ива», «весна! будем рады ей мы») усиливают эмоциональный эффект.
Это стихотворение о том, как природа способна вдохновлять и радовать человека, дарить ему силы и энергию. Оно напоминает о важности связи с окружающим миром и необходимости ценить каждый момент общения с ним.
III. Заключение
Нами была проведена большая работа, направленная на изучение творчества поэта-земляка М.П.Костюченко Работа над темой проекта проходила в 3 этапа. Сначала мы встретились с Михаилом Петровичем Костюченко, чтобы выяснить, как относится к родному краю автор стихотворений. Общение с поэтом побудило его на творчество. Михаил Петрович написал стихотворения, в которых рассказал, как начинал зарождаться его талант, как он стал «строки рифмами связывать». Он дал папку, в которой хранит ещё не опубликованные стихотворения. Из неё мы выбрали стихотворения на тему «Природа родного края». На втором этапе нами были проанализированы стихотворения. В результате исследовательской работы со стихотворениями мы пришли к выводу, что в стихотворениях автор показывает лирического героя, который, находясь в гармонии с природой, обретает новые силы для жизни, для борьбы с трудностями. Чтобы читатель представил то, о чём пишет автор, прочувствовал это, мы к каждому стихотворению написали анализ. На 3 этапе мы провели в школе мероприятие, на котором представили творчество поэта-земляка М.П.Костюченко. Привлечение внимания к изучению его стихотворений о природе родного края, разбудило Музу у некоторых учащихся. Для Михаила Петровича был оформлен сборник стихотворений. Все поставленные задачи были выполнены. Цель достигнута. Гипотеза подтвердилась. Если прочитать стихотворения автора и их анализ, то сформируется представление о родном крае и зародится любовь к малой родине, а от неё-любовь к своей стране
Когда я проводила исследовательскую работу, я еще больше полюбила стихотворения М.П.Костюченко. Теперь я буду внимательно наблюдать за красотой природы во все времена года, бережнее относиться к природе, защищать ее, призывать к этому своих одноклассников и друзей.
42