План-конспект внеклассного мероприятия «Мой край родной. Саратовский край — земля моя родная» (6 класс)
«Мой край родной. Саратовский край – земля моя родная».
План-конспект и методическая рекомендация по проведению внеклассного мероприятия.
Автор: Стекленёва Светлана Юрьевна
учитель географии МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука
р.п. Духовницкое Саратовской области»
Цели: Повторить и систематизировать знания по географии Саратовской области, Духовницкого района; развивать познавательный интерес к изучению географии, умение учащихся работать с дополнительной литературой; воспитывать чувства коллективизма, усидчивость, настойчивость в приобретении знаний; формирование чувства любви к своей малой родине, месту, в котором вырос и живёшь.
Задачи: Обогащение и расширение знаний детей о родном крае, его памятных местах; воспитание любви к родной земле.
Формируемые УУД: Регулятивные: умение ставить цель, добиваться её исполнения.
Личностные: формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае, людях, истории.
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной и письменной форме, развивать наблюдательность.
Коммуникативные: умение работать в группе, контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
Оборудование: физическая карта Саратовской области, компьютерная презентация.
При подготовке к познавательной игре, заранее определяю ведущего, действующих лиц, состав команды равные по численности, состав жюри. За неделю до игры, учащиеся 6 классов получают задания: разбиться на команды, придумать их названия, подготовить эмблемы.
Ход внеклассного мероприятия.
Ведущий. Здравствуйте ребята!
В известной песне «Наш край» Автор текста (слов): Пришелец А. Композитор (музыка): Д.Б. Кабалевский, есть такие слова:
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт -
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд -
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
У каждого из нас есть свой родной уголок, свой родной край — своя маленькая родина. Это тот город, поселок или деревня, та улица и тот дом, где мы родились, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по родному краю. Параллельно с путешествием будем проводить конкурсы между командами.
Ведущий представляет команды, капитанов и жюри.
Конкурс – «Эмблема команды».
Оценивается аккуратность выполнения.
Ведущий. Впереди нас ждёт интересное и увлекательное путешествие. Все готовы к путешествию? Тогда в путь!
Ведущий: Ребята, что мы знаем о Саратовской области? Кто из вас быстрее ответит.
Конкурс. «Разминка».
В какой области вы живёте, покажите на карте.
Как называется наш областной центр? Покажите на карте.
В каком районе находится наше село? Покажите на карте.
Назовите наш районный центр и покажите на карте Саратовской области.
В какой федеральный округ входит Саратовская область?
Год образования области?
Сколько районов входит в состав области?
Какова площадь Саратовской области и численность населения?
Сколько соседних областей и стран СНГ?
Что означает название «Саратов»?
(По мнению некоторых историков, название «Саратов» произошло от татаро-монгольских слов: «сары» - жёлтый и «тау» - гора. Вероятнее всего, имя городу дала гора, которая теперь называется Соколовая гора. Жёлтая по окраске, она возвышается над окружающей местностью и в своё время служила прекрасным ориентиром всем путешествующим по Волге).
Вот мы с вами вышли к реке. Чтобы нам с вами переплыть реку, надо поразить знаниями капитана парома.
Капитан парома. Здравствуйте ребята! Сейчас я буду зачитывать вопросы о внутренних водах области, а вы поочерёдно будете отвечать.
Вопросы:
Определите тип питания рек Саратовской области? (смешанный).
Назовите максимальную глубину Волги (по области). (37м).
Назовите максимальную ширину Волги (по области). (20м).
Какова протяжённость реки Волги? (3531км).
Какова протяжённость реки Волги по Саратовской области? (400км).
Как называется левый приток реки Медведицы? В переводе с тюрского означает – чернящая, пачкающая, илистая река? (Карамыш).
Как называется правый приток Волги, в переводе с тюрского означает – быстрый? (Терешка).
Ведущий. Спасибо скажем капитану парома! Мы можем двигаться дальше. И вот, перед нами лес (показ презентации). Леса в Саратовской области занимают лишь 6 % от всей площади. В лесах Саратовской области произрастает около 30 древесных и более 40 кустарниковых пород. Преобладающей породой является – дуб, затем – берёза, липа, клён, ель, сосна…
Леший. А вот и я! (появляется внезапно на сцене).
Ведущий. Кто это?
Леший. Леший лесной я.
Ведущий. Мы туристы, путешествуем, ходим по различным местам, много узнаём, да и к тебе в лес зашли.
Леший. Путешествуете? Это, наверное, очень интересно? Ответьте на мои вопросы, и тогда я вас короткой дорогой по лесу проведу.
Леший задаёт загадки.
Загадки.
1. С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снег).
2. Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. (Дождь)
3. Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.
(Горизонт).
4. Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою, всяк
может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния).
Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.
(Болото).
6. По реке идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна).
7. Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт).
Как по небу с севера плыла лебедь белая, плыла лебедь светлая,
Вниз кидала – сыпала на поля – озёрушки белый пух да
пёрышки. (Туча).
9. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево).
10. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней).
Загадки русского народа / сост. Д. Н. Садовников, М., 1959.
Ведущий. Ребята, хорошо как, что нас леший лесной короткой дорогой через лес провёл, а вот на минуту представьте, что мы заблудились в лесу, и все припасы свои съели. Давайте подумаем, кто из вас больше всех съедобных грибов вспомнит?
Команды записывают названия съедобных грибов, затем через 2 минуты капитаны зачитывают ответы. В 4 конкурсе выигрывает та команда, которая больше напишет съедобных грибов (жюри оценивает правильность выполнения конкурса «Съедобные грибы»).
Ведущий. Мы с вами лес преодолели, теперь вышли к красивой местности. Посмотрите, какой разнообразный рельеф, (показ презентации с изображением рельефа территорий в Саратовской области).
Ребята, как вы думаете, почему возвышенности в районе города Хвалынска называют «горами»?
Чтобы нам преодолеть вершины, необходимо ответить на тестовые задания, а затем, листы с ответами передать в жюри.
Вопросы к тесту «Рельеф и полезные ископаемые».
1. В Правобережье расположены формы рельефа:
1. Приволжская возвышенность, Хвалынские горы.
2.Сыртовая равнина, Кавказские горы.
3.Уральские горы, Прикаспийская низменность.
4. Общий Сырт.
2. Самые высокие «горы» в Саратовской области называют:
1.Змеевы горы.
2. Хвалынские горы.
3. Лысогорский массив.
4. Соколовая гора.
3. Территория Духовницкого района расположена:
1. На Окско – Донской равнине.
2. В северной части Прикаспийской низменности.
3. В долине Волги и Сыртовой равнины.
4. Прикаспийской низменности.
4. Абсолютные высоты в Духовницком районе достигают:
1. 120 м.
2. 160 м.
3. 180 м.
4. 200 м.
5. На Приволжской возвышенности в пределах Саратовской области расположен:
1. Вольский район.
2. Балаковский район.
3. Духовницкий район.
4. Пугачёвский район.
6. В каком предложении правильно определено положение крупных форм рельефа Саратовской области:
1. Прикаспийская низменность расположена на востоке области.
2. Приволжская возвышенность находится на правом берегу Волги.
3. Окско – Донская низменность граничит с Общим Сыртом.
4. Змеевы горы являются наиболее возвышенной частью Приволжской возвышенности.
7. Основой топливной базы Саратовской области является:
1. Нефть.
2. Природный газ.
3. Медные руды.
4. Уголь.
8. Самая малая абсолютная точка Саратовской области расположена в:
1. Хвалынском районе.
2. Балаковском районе.
3. Александрово – Гайском районе.
4. Духовницком районе.
Ответы (1 – 1; 2 – 2; 3 – 3; 4 – 1; 5 – 1; 6 – 2; 7 – 1, 2; 8 – 3).
Затем ответы правильные все смотрят в кадре презентации.
Ведущий. Ребята, рельеф в нашей местности очень разнообразный. Можно встретить такие формы рельефа как холмы, равнины, возвышенности, овраги, карьеры.
А теперь ребята представьте, что вы – рекламные агенты, и вам необходимо прорекламировать полезные ископаемые: мел, песок, глину так, чтобы бизнесмены вложили свой капитал на их добычу.
Жюри оценивают конкурс «Рекламные агенты».
Ведущий. Молодцы! Но вот беда, мы забрели в избыточно – увлажнённый участок и заблудились. Мы видим послание в конверте от водяного. Сейчас я его прочту.
Ведущий вскрывает конверт, зачитывает письмо ребятам.
Ведущий. Ребята, составьте рассказ, используя слова– «лягушка, трясина, кочка, пенёк, тишина, пиявка, ил, комары, водоросли».
Оценивается самый смешной рассказ.
Ведущий. В каких мы местах побывали! К сожалению, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться. Наш путь лежит через посёлок Духовницкое. Правда, говорят в народе – «Лучше дома не найдёшь»! А что мы знаем про наш посёлок? Ответьте на вопросы.
Ребята из команд отвечают поочерёдно.
Какова численность населения в посёлке Духовницкое и Духовницкого района?
Какие народы проживают в посёлке Духовницкое и Духовницкого района?
Почему наш посёлок называют не городом?
Приведите примеры городов Левобережья Саратовской области.
Приведите примеры достопримечательностей в посёлке.
Какие мероприятия необходимо выполнить, чтобы жизнь в посёлке стала ещё чище и красивее?
Конкурс с болельщиками:
1.Какую улицу называют «Саратовским Арбатом»? (Проспект Кирова).
2. Он пробыл в одиночном каземате Петропавловской крепости около 2-х лет, а затем сослан на каторжные работы в Нерчинск, после 7 с половиной лет каторги, отправлен на вечное поселение в Якутию, город Вилюйск, годе он провел 2 0 лет. Последние 6 лет он прожил г. Саратове, где и родился. (Н.Г. Чернышевский).
3. Был командиром дивизии, Бородинском сражении, там ему оторвало ногу. Его имя упоминается в произведении А. И. Герцена в «Былое и думы» (Бахметьев).
Ведущий. Друзья, посмотрите, как прекрасен наш край! (показ презентации). Так давайте жить дружно и прославлять наш край, охранять природу! Мне кажется, что и большая, и маленькая Родина одинаково важны. Больше того, это — неразрывное целое. Весь окружающий нас мир — это наша Родина.
Жюри подводят итоги игры. Все команды награждаются грамотами за участие.
Оценочный лист игры «Саратовский край – земля моя родная».
№ | Название конкурса | Максимальный балл | Количество 1 команда | баллов 2 команда |
1 | Эмблема. | 5 | | |
2 | Разминка | 3 | | |
3 | Кругом вода. | 2 | | |
4 | Загадки от лешего лесного. | 2,5 | | |
5 | Съедобные грибы. | 2 | | |
6 | Тест «Рельеф и полезные ископаемые». | 4 | | |
7 | Рекламные агенты. | 2 | | |
8 | Составление рассказа. | 2 | | |
9 | Вопросы на тему. «Лучше дома не найдёшь». | 2 | | |
| Общая сумма. | 24,5 | | |
| Место. | | | |
Литература:
Два века губернии. Саратовский край – из прошлого в настоящее.- /Под ред. Е. Максимова/. – Саратов: «Кадр», 1997.
Казаков, Б.И.и др. Страницы летописи Саратова.- Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.
Худяков, Д.С. Земля Саратовская. Несколько портретов на фоне истории Поволжья. – Саратов: «Соотечественник», 2008.
Фотография. Учащиеся 6 классов вместе с учителем.