Проектно-исследовательская работа «Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Н.Т. Старикова»
Пояснительная записка к презентации
Тезисы
Слайд 1.
Тема «Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Н.Т.Старикова» выбрана мной, так как она актуальна и интересна, прежде всего тем, что Н.Т.Стариков является нашим односельчанином, т.е. уроженцем с.Камбулат, где мы живем и учимся.
Целью данной работы является изучение в творческом наследии Н.Т.Старикова созданного им художественного образа родного края, анализ его составляющих, выявление средств, при помощи которых автор создает удивительную картину, одушевленную мыслью и чувством.
Для достижения этой цели необходимо было решить ряд проблем:
1) Изучение произведений Н.Т.Старикова
2) Отбор материала о родном крае
3) Посещение дома родителей Н.Т.Старикова на его малой Родине
4) Работа с документами, сетью Интернет
5) Изучить литературу по теме исследования
6) Встретиться с людьми, знавшими поэта – земляка, его родственниками
7) Обобщить полученный материал в виде исследовательской работы.
Слайд2.
Н.Т.Стариков – личность, достаточно известная среди литераторов ХХ века, но о творчестве поэта мало написано, оно практически не исследовалось. Я думаю, что это связано с тем, что поэт много жил и работал на Камчатке, далеко от родных мест.
Методы моего исследования традиционны в большей степени для реферативных работ – это подбор, изучение, сравнение и анализ имеющейся литературы и сведений сети Интернет по теме и собственные выводы.
Слайд 3. Тему работы «Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Н.Т.Старикова» я попыталась изобразить в виде опорной схемы-конспекта.
Образ родного края – поэтическое и земное всё для Н.Т.Старикова. Он по-своему развивает традицию русской литературы в творческом изображении малой Родины.
Лирический герой отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его отношением к природе, общественной жизни, людям.
Слайд 4.
Одним из достоинств лирики Н.Т.Старикова мы считаем изображение природы родного края. Сдержанный тон, простые слова раскрывают образ, душу природы, проникают в читателя и пробуждают в нём жажду жизни:
Вот он – широкий и светлый,
Рыжий от спелых хлебов, -
Край мой, где носятся ветры,
Не оставляя следов.
- звучат строки из сборника стихотворений «Отчие дали». Так близки и дороги каждому селянину образы «шелестящих камышей», подорожника у дороги, «колосьями спелая даль».
Слайд 5.
Стихи о природе у поэта чаще всего философские: здесь «в никуда уходит лето», «и души, попавшие в сети, беспомощно крыльями бьют». И чаще всего стихотворные строчки как фрагмент, в котором есть своё, обусловленное особым бытом, жизненным укладом. Здесь в каждом слове – любовь к малой Родине. Только полюбив свой дом, можно полюбить свою страну: Привет тебе, родимое село!
Пускай дымки в простуженное небо,
Приманывай похрустываньем хлеба
И источай крестьянское тепло.
Его стихи – то монолог души, то диалог с читателем.
Слайд 6.
Живя в городе, поэт не перестает рваться на «малую родину». Деревенская жизнь для Н.Т.Старикова - это что-то особенное, живое, простая Русь, где городские законы неуместны, здесь люди живут по старинке, верят в придания и приметы. Все это очень ярко выражено в сборнике «Отчие дали».
Я в отпуске – значит, в деревню,
К недлинным, но мудрым речам,
К большим парашютам деревьев,
Повисшим у изб на плечах.
В сборнике «Отчие дали» с первой строчки Николай Терентьевич даёт понять читателю, что переживает за судьбу деревни. Его угнетает то, что сейчас с ней происходит: целые сёла вымирают. Автор хочет, чтобы в них зародилась жизнь, такая, которая была раньше: «здесь певали песни», «радовались вёснам», «пахали вместе», «встречали вместе первых журавлей». Поэт говорит о том, что, живя в большом шумном городе, нельзя забывать о своих корнях. И он всегда помнит о своём крае, своём родном селе, об отцовском доме. С душевной теплотой, тонким лиризмом Стариков пишет в стихотворениях «Отцовский домик» и «Белая хата»:
Он устало дымит
Обгорелой трубой,
Он не сводит с меня
Близоруких, невидных окошек,
По которым стекает
Слезой материнской,
Непрошенной,
Этот медленный дождь,
Эта поздняя боль.
Слайд 7.
…
Прости меня, белая хата,
Светись в недоступном краю!...
Хоть вырваться мне трудновато,
Я всё же надеюсь когда-то
Вернуться под крышу твою.
Слайд 8.
Я считаю, что всё творчество Н.Т.Старикова можно разделить на три этапа: раннее творчество (80-е гг.), период становления поэта (90-е гг.) и зрелые стихи (21-й век). На протяжении всего творчества поэта происходит эволюция лирического героя: начиная с увлечения красотой природы, любовной лирикой к становлению гражданской позиции поэта.
Обо всём и обо всех Н.Т.Стариков говорит с любовью: о бескрайних степных раздольях, о родных и друзьях, о политике, о ветеранах Великой Отечественной и Афгана, о Чечне. Поэтому высокой печалью отмечены практически все проходящие сквозь лирику темы - любви, дружбы, мужества, памяти, труда, поэта и поэзии, красоты, смерти:
Судьба человека – лишь нить.
Её обрывает на стыках,
Но в малых делах и великих
Мы, может, останемся жить.
И в каждом из условно отмеченных мной периодов творчества есть у поэта художественные образы нашей малой Родины.
«Чтобы понять поэта, надо узнать его Родину», - считал Иоганн Вольфганг Гёте. Чтобы представить художника слова, надо знать регион (С. Есенин – Рязанщина, Ф. Абрамов – Вологодчина). Узнаваемы местность, люди, их занятия. Образ малой Родины поэта Н.Т.Старикова сложился в моём представлении благодаря знакомству с его стихами, публикациями в газетах и журналах, воспоминаниях о семье. Не понаслышке знает поэт трудную, требующую большой сноровки, крестьянскую работу.
А помнишь, как работали,
Плакали,
Росли…
Мужицкие хлопоты
На нас с тобой легли.
Мы всаживали копьями
Вилы и серпы.
И капли пота
Кобрами
Сползали с наших спин.
Отношение человека к труду является для поэта мерилом нравственной целостности.
Слайд 9.
Невозможно представить лирику Николая Терентьевича без стихов, посвященных женщине, самой дорогой, самой близкой и родной – его матери. Примечательно стихотворение «Матери», в котором автор как бы просит прощения у матери, сожалеет о том, что
…мы разлетелись по свету,
Пытаясь покой обрести,
И шлём ей порою приветы
И просим о нас не грустить.
За последней строфой кроются все сокровенные мысли и переживания поэта, которые невозможно изложить на бумаге, и поэтому она наводит читателя на собственные размышления о жизни:
Но глядя на наши портреты,
Она просветлеет на миг…
И этого ясного света
Хватает на нас семерых.
Мотив тихой грусти всегда сопровождает стихотворения Николая Терентьевича о матери. Мы словно слышим её смех, ставший с годами грустней и печальней, биение её «усталого сердца», словно видим руки женщины, которые выполняли и мужскую и женскую работу, и были ласковы и нежны, которые вырастили детей, вынесли все невзгоды:
Но если глухие разлуки
Тебя не сомкнут сединой, -
Целуй материнские руки
И кланяйся хате родной!
Слайд 10.
Род Николая Терентьевича вынослив и мужествен. Николай Терентьевич нечасто виделся с братом, но воспоминания детства, юности, родство крови и души, тесно переплетаясь, отзываются в стихотворении «Как помнятся давние годы!». Тяжелые годы выпали на долю братьев, нелегкая судьба. В поэме «Деревенька детства» он пишет о своих братьях и сёстрах:
Мы падали и вставали,
Ах, как мы были крепки:
Кольчугами проступали
Рёбра и позвонки.
О трудной жизни, обожженной войной, читаем мы в поэме дальше:
Мы вшестером приникли к матери,
Её и счастье, и беда.
И каждый взглядом хлеба требует,
Одну её во всём виня…
Ни хлебных карточек, ни хлеба
Не выдавали в деревнях…
Слайд 11.
Мать сама справлялась с детьми, ведь отец был на фронте. Маленький Коля его почти не знал, не помнил, как он ушёл на войну, но в память врезалось возвращение отца с войны:
Пришёл отец – седой, в щетине,
Старик в шинели… Сколько лет
Он добирался из чужбины
Под этот кров, на этот свет.
Усы и жёсткие ладони
Меня коснулись, и слеза
Из глаз, войною обожжённых,
Упала на мои глаза.
И я заплакал… Не от счастья,
А оттого, что он, чужой,
К родному маминому платью
Припал седою головой.
Я убежал тогда из дома,
Но сразу боль моя прошла,
Когда в сарае, на соломе,
Меня рука его нашла.
И мы сидели тихо, молча,
Пока нас не спугнула мать…
Теперь я сам – как он той ночью,
Вот только не с кем помолчать…
Слайд 12.
Отец рано ушёл из жизни, и тоска по нему всегда преследовала поэта:
Я вижу, как ты обнимаешь отца,
А мне своего не обнять.
Уже никогда на ступеньках крыльца
Не будет он слушать меня.
И я никогда не услышу в ответ
Его грустноватых речей.
Нежданно погас тот доверчивый свет,
Что мирно горел средь ночей.
Меня сыновья и отцом назовут,
И даже обнимут в свой срок,
И только, больному от горьких минут,
Никто мне не скажет: сынок…
Слайд 13.
В лирике Н.Т.Старикова большое место отводится теме дружбы. Друзья всегда были у поэта. Он умеет ценить дружбу, взаимопомощь. Он никогда не забывал о том, что добро, как и зло, всегда возвращается. Старался делать добро своим близким, друзьям, ценил свои корни, любил тех людей и те места, куда забрасывала его судьба и с кем сводила.
В стихотворении, посвященном Михаилу Киркину (капитану 1 ранга, подводнику, с которым его свела судьба на Камчатке), ставшему другом, он пишет:
Все нормально.
Я счастлив, ребята.
По земле без оглядки хожу,
По горящим на теле заплатам
Я о северном море сужу.
Все, что пережил с ними я – свято!
Это выше любого суда.
Все нормально. Я счастлив, ребята!
Только как бы обратно, туда?!
В стихотворении «Былая команда» поэт сожалеет об утрате друзей, говорит о том, что время нельзя повернуть назад. Друзей, которых потерял автор, не заменят другие, и поэтому Стариков пытается преодолеть эту потерю: И я ухожу незаметно,
И многие также уйдут.
Слайд 14.
Как любого поэта-гражданина, Николая Терентьевича волнуют вечные проблемы жизни, о которых он рассуждает в стихах. В сборнике «Небесный знак» в социально-философской поэме «Крест России» Н.Т.Стариков размышляет о своем жизненном пути. Лирический герой повидал и радость и горе, испытал и взлеты и падения. Перед героем стихотворения стоит вопрос, ответ на который сложно найти: как принять изменения в стране? Поэт волнуется за судьбу страны, за её народ, но в последних строчках поэмы пишет:
Ведь там, за гранью ключевой,
Я вижу солнце над страной!
Поэма «Крест России» ясно выражает авторскую позицию по отношению к современной жизни. Многие образы в нем несут символическое значение: сцена- жизнь, герои – люди, плаха – смерть… Поэт говорит о том, что жизнь в наше время очень изменилась, «обнажились все пороки». Теперь у народа нет таких нравственных ориентиров, какие были раньше. Жизнь для Старикова как пьеса, которую ставит режиссер, а все люди – актеры, настоящее лицо которых не видно. Жить в таком мире очень сложно, не сдержать «бессильных слёз»!
Философские стихи Н.Т.Старикова – это исповедь перед самим собой, перед всем миром. Так в поэме поэт откровенно говорит о своих грехах. Он просит прощения и пытается объяснить: люди меняются, если меняется жизнь. Но лирический герой не ищет для себя оправдания, а просто жаждет правоты.
О Боже! – мыслью не осилить
И памятью не оправдать,
И не понять душой больною
Всё, что случилось со страною…
Как страшно: жить в одной России,
В другой России – умирать.
Поэма заряжает бодростью и оптимизмом, хочется жить, любить и радоваться каждой минуте. Поэту хочется думать о том, что будет завтра. А завтра – «солнце над страной»!
Слайд 15.
Работая над данным проектом, я поняла, что творчество нашего земляка, несмотря на все его заслуги, малоизвестно и мало исследовано. Но в нашем селе люди любят и читают его стихи. Так в диаграмме 1 показан интерес читателя к творчеству поэта-земляка.
Слайд 16.
Именно поэтому я считаю – необходимо как можно больше изучать и исследовать творчество Н.Т.Старикова. В этом со мной согласны 48% опрошенных.
Слайд 17.
Изучая произведения поэта, мы не только развиваем свой кругозор, но и учимся анализировать поэтический текст. Так считает большинство опрошенных мною.
Слайд 18.
Итак, проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Н.Т. Стариков широко освещает в своем творчестве картины родного края.
2. В художественном образе родного края можно выделить его составляющие: образ Дома, окружающей природы, отдельно образ родного села и образ Земляков.
3. Самым значимым, на наш взгляд, является образ Дома.
4. Произведения поэта-земляка кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные проблемы современности.
5. Читать Старикова – большая духовная работа. Каждое произведение имеет глубокий смысл. Николай Терентьевич требует от читателя ответной работы, роста души.
Перспективы моей дальнейшей работы видятся в поиске и работе над архивными материалами и генеалогическими связями поэта.
Слайд 19.
Образ Родины в поэтическом мире Н.Старикова отличается многоликостью и разнообразием. Важное место отведено в нем родному краю – Ставрополью. Поэт не просто пишет о своей малой Родине, он частичка своего народа, своей России. Сын крестьян, с детства познавший тяжёлый обыденный труд, он передаёт боль и радость человеческого бытия в своих простых и точных строчках, заставляет читателя сопереживать и любить «эту грешную, но тёплую землю», помогает ощутить и познать «прикосновение любви». Любовь – это сущность, это сердце поэтического творчества Н.Т.Старикова: Она жива – любовь к родной земле,
Любовь святая, данная мне веком…
Она останется в моей золе
И возродит другого человека.
И он, окинув взглядом этот мир,
Построенный людьми, - не именами,
В какой-то миг, я знаю – в добрый миг,
И сам полюбит созданное нами.
Горбачёва Марина Юрьевна