12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Канивец Виктория Станиславовна28
Россия, Забайкальский край, Чита


Муниципальный фестиваль-конкурс проектов

«ЕСТЬ ИДЕЯ!»-2024





«Семейная реликвия»










Автор:


Гривцова Алина Романовна,


Чита,


МБОУ «СОШ №26» 5класс


Научный руководитель:


Канивец Виктория Станиславовна,


Учитель русского языка






Содержание



Введение………………………………………………………………….. 3

Основная часть

Что такое реликвия?…………………………………………………. 4

Какие предметы могут относиться к семейной реликвии…………6

Реликвия моей семьи………………………………………..………..7

Значение семейной реликвии…………………………………………9

Заключение………………………………………………………………..9

IV. Литература………………………………………………………………..10

V. Приложение………………………………………………………………11

















Введение

Не зная прошлого, невозможно понять
подлинный смысл настоящего и цели будущего.


Память и знание о прошлом делают мир более интересным и значимым.

К сожалению, в современном мире прошлое вытесняется повседневной обыденностью, человек растворяется в пространстве информационных технологий, теряет накопленный многими поколениями опыт, а значит, забывает о прошлом своей семьи…

В каждом доме, в каждой семье есть что-то ценное, хранимое годами: письма, ордена, книги, иконы и другие бесценные для рода вещи.

Эти вещи бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Они являются своеобразным «кодом памяти» - реликвией. Почему же человек хранит эти вещи? Они интересны не только с исторической точки зрения, как предметы старины, но и дороги нам, прежде всего, как память о предках.

Память и знание прошлого семьи делают окружающий мир более интересным и значимым. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. Поэтому, я поставила перед собой цель: принять участие в конкурсе и узнать о своей семейной реликвии и о семейных реликвиях наших одноклассников и сотрудников школы.


Гипотеза: Я предполагаю, что в каждой семье нашего дружного школьного коллектива есть семейная реликвия.

Чтобы доказать это утверждение я поставила цели:

1. Узнать, что такое реликвия?

2. Ответить на вопрос: что может быть семейной реликвией.

3. Узнать о моей семейной реликвии.

4. Ответить на вопрос : для чего нужно сохранять старые вещи отцов и дедов?

Для достижения целей исследовательской работы были определены следующие задачи:

Изучить литературу по данной теме.

Провести опрос среди учащихся, педагогов и сотрудников нашей школы на предмет наличия семейной реликвии.

Изучить реликвию нашей семьи.

Рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.


Актуальность данного исследования заключается в том, что

- память о прошлом воспитывает душу;

- народные промыслы воспитывают любовь к Родине;

- без прошлого нет настоящего и будущего;

- каждый человек должен знать историю своей семьи, рода.

Все успешные инновации современности опираются на историко-культурные и семейные традиции народа! Поэтому по-прежнему важно изучать свои корни.

Методы исследования

- работа с научной литературой;

- беседа с родителями, родственниками о нашей семейной реликвии;

- анкетирование учащихся, родителей, педагогов и сотрудников нашей школы;

- работа в сете Интернет.


Свое исследование я начала с анкетирования обучающихся в нашем классе, педагогов и родителей. В опросе приняли участие 86 человека. Первым вопросом стоял вопрос: Знаете ли вы, что такое реликвия? Вот какие получились результаты:

- из 32 учащихся нашего класса, 5человек не знают такого понятия, что составляет 15% от общего числа учащихся нашего класса.

-из 32 опрошенных родителей, все знают о значении реликвии.

- из 22 опрошенных педагогов и сотрудников школы не нашлось, тех, кто не знал о понятие «реликвия».

Таким образом, можно сделать вывод, что из числа опрошенных учащихся, 15% не знают о значении слова «реликвия».

Что же такое «реликвия»? Чтобы ответить правильно на этот вопрос, я обратилась к словарю русского языка С.И. Ожегова. Реликвия - это вещь, свято хранимая как память о прошлом. Из Википедии: Реликвия (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

Реликвии бывают историческими и религиозными, семейными и техническими:

- исторические реликвии являются своего рода документами, свидетелями былых событий. Яркими историческими реликвиями являются боевые знамёна, рукописи и древние манускрипты, регалии власти, государственные печати. Среди наиболее известных — Шапка Мономаха, Ботик Петра и др;

-религиозные реликвии бывают подлинными или же поддельными, а также образно-поэтическими, основанными на народной мифологии. С реликвиями, как правило, связаны самостоятельные и своеобразные религиозные культы, существующие внутри религий. Среди реликвий различных религий — Копьё Судьбы, Стена Плача, Зуб Будды. Христианские реликвии хранятся в специальных реликвиях;

-технические реликвии — экземпляры машин или иных технических устройств, относящихся к типам, выпущенным в прошлом и давно не используемым, но сохранившиеся в работоспособном или восстановимом состоянии;

И, семейные реликвии, которым посвящено моё исследование — это документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству, то есть из поколения в поколение.

Обратимся к анкетированию, вторым вопросом которого был вопрос: есть ли в вашей семье семейная реликвия?

Результаты:

- из 32 учащихся нашего класса, 10 человек ответили «да», 22 человек ответили «нет»;

- из 32 опрошенных родителей , 8 человек ответили «да», 24 человек ответили «нет»;

- из 22 опрошенных педагогов и сотрудников школы, 22 человек ответили «да».

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что не все люди, которые знают, что такое реликвия, хранят и передают семейную реликвию по наследству.

Какие же предметы, принадлежащие семье или роду, могут называться семейной реликвией? Обратимся к исследованию третьего вопроса: если есть семейная реликвия, то какая?

Оказалось, что к числу семейных реликвий относятся совершенно разные вещи. Вот что я выяснила по результатам анкетирования:

1. Православные иконы хранят - 10 семей;

2. Медали времен Великой Отечественной войны, принадлежащие дедушкам и прадедушкам– 15 семей;

3. Предметы посуды: чашки, вазы, самовары – 10 семей;

4. Фотографии родственников, семейные альбомы– 20 семей;

5. Вышитые скатерти, полотенца – 5 семей;

6. Старинные монеты – 2 семьи;

7. Украшения: серьги, кольца, принадлежащие бабушкам, прабабушкам -1 семья.

8. Старинные книги – 3 семьи.

t1715591079aa.jpgПри опросе я узнала много интересного о семейных реликвиях. Например, у одной из семьи есть раритетный автомобильГАЗ-21 ВОЛГА 60 года выпуска




В другой семье учителя нашей школы хранится старинный медный подсвечник 19 века

t1715591079ab.jpg

А еще у одной из семьи есть старая игрушка самолетик на леске,ей играла еще прабабушка.

t1715591079ac.jpg

Очень интересно посмотреть, потрогать руками и поиграть.

«У хозяев в каждом доме

Есть что-то такое, что всем дорогое.

О прошлом семьи расскажет оно,

О том, что в семье это было давно.

Семейной реликвией это зовётся,

И память о ней мы свято храним.

Чтоб в будущем все поколения наши

Могли бы гордиться предком своим!»

Реликвия… Вещь, свято хранимая как память о прошлом. Дорогая,

близкая сердцу. В нашей семье есть вещи, к которым мы относимся именно так. Я хочу рассказать о некоторых реликвиях нашей семьи. Первый предмет - Самый старый и долго передающий предмет по наследству это УГОЛЬНЫЙ УТЮГ. Моя прапрапрабабушка приобрела его в 18 веке. Тогда они только стали популярны во всех странах. Он очень тяжелый , почти 12 кг.В утюг закладывали горяший уголь , разогревали , и гладили одежду.

Мы его бережем и на данный момент он стоит в стенке у моей бабушки.

t1715591079ad.jpg






Второе это монеты - Моя мама коллекционирует разные монеты

t1715591079ae.jpg

На фото представлена, лишь малая часть монет и самых старых. Одна есть самая ценная, она серебряная ,очень отличается от современных монет , тоненькая но очень тяжелая, была выпущена при Николае 2.

Мама ее нашла у своей прабабушке , которая также ее бережно хранит, как и мы. Монета 10 копеек 1905 года выпуска

t1715591079af.jpg

t1715591079ag.jpg

Есть еще очень интересный экземпляр , который также переходит по наследству, это веретено ,ему ооооочень много много лет, наши предки пряли пряж у.

Веретено – это ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострёнными концами и утолщением посередине.

.

Также совсем недавно у нас появилась еще одна реликвия нашей семьи.Это дедушкины медали, который мы также будем бережно хранить и рассказывать нашим детям , какой был дедушка. Что он прошел Афганскую , Сирийскую войну. Был успешным в своем деле.Вертолеты мог собрать и разобрать закрытыми глазами.Так же наши дети смогут узнать о нем в книге «О воинах интернациолистов» и на доске почета в мкр.Северный г Чита( в будущем там появится фотография и краткая биография)

t1715591079ah.jpgt1715591079ai.jpgt1715591079aj.jpg


Мы дорожим этими вещами, бережем. Свою прабабушку я видела только на фотографии. Когда смотрю на её вещи, представляю, как она их носила, как сильно её любил дедушка. На душе становится немного грустно. Когда я вырасту, обязательно передам их своим детям, что бы они помнили и изучали историю нашего рода.

Можно сделать вывод, что семейной реликвией может стать любая вещь, которая имеет особое значение для членов семьи, передается от поколения к поколению. Какие-то из них имеют историческую ценность и немалую стоимость, а другие ценны только для членов семьи. Это может быть что угодно: от маленькой брошки до целого дома. Главное – чтобы этот предмет нес в себе особый смысл, хранил важные воспоминания. Реликвия - это вещь, которая нам досталась в наследство от уже ушедших предков и хранящая светлую память о них. Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.















Заключение

Таким образом, мы подтвердили гипотезу: что во многих семьях нашего дружного школьного коллектива есть семейная реликвия. По результатам исследования, видно, что у 46 человек из 86 нет семейной реликвии. Если нет семейной реликвии, то её можно и нужно создавать самим, придумывать традиции. Если нет своей семейной истории, помогут краеведческие, исторические музеи, где каждый может ощутить себя частью своего города, района, страны.

Работа над исследовательской работой дала мне возможность задуматься об истории своей семьи. Самые простые вещи, порой не представляющие ценность, оказываются дорогими в семье. В определенные периоды жизни каждый из нас начинает интересоваться историей собственных предков и своего рода. В этот момент как никогда понимаешь, что семейную историю нужно хранить, как сокровище, потому что родственные связи, которые даёт нам семья, удивительны. Семейные реликвии помогают нам хранить память о прошлом в наших сердцах.












Использованные источники:


1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва, 1988 г. Стр. 697.

2. https://ru.wikipedia.org

3. http://www.proza.ru/


























Приложение 1


Результаты анкетирования среди учащихся школы.

Знаете ли вы, что такое реликвия?

Классы

Количество человек

Знают

Не знают

Ученики класса

32

27

5

Родители

32

32

-

Педагоги и сотрудники школы

22

22

-

Всего

86

81

5







Есть ли в вашей семье семейная реликвия?

Классы

Количество человек

Есть

Нет

Ученики класса

32

10

22

Родители

32

8

24

Педагоги и сотрудники школы

22

22


Всего

86

40

46



13


Автор материала: А. Гривцова (5 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Александр, 13.05.24 в 14:06 0Ответить Пожаловаться
Очень хорошая работа. Автор молодец!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.