«Память-основа нравственности, память-это наш долг перед самим собой и потомками. Память - наше богатство».
Д. С. Лихачев
Меня зовут Арина, мне семь лет. Я учусь во втором классе и очень люблю свою школу, особенно свою учительницу, Наталью Сергеевну. Она не просто учит нас читать и писать. Она учит нас дружить, любить и уважать близких, оберегать природу. Сегодня у нас был очень интересный урок о семье, семейных ценностях и реликвиях. Наталья Сергеевна рассказывала нам о том, что у каждого человека есть своя семья, свой род. У каждой семьи есть свои традиции, своя история, которая передается из поколения в поколение. Ведь не зная истории своей семьи, вы никогда не поймете себя. Каждый человек должен знать, кто его предки, от кого он унаследовал те или иные навыки, внешние данные, характер. Почти у каждой семьи есть вещи, которые несут историю семьи. Они передаются по наследству из поколения в поколение и называются семейные реликвии. Я решила выяснить, что означает слово «реликвия»? Оказывается, «реликвия» происходит от латинского глагола «оставаться» - это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
Но семейная реликвия-это не просто вещь, а еще и предмет, который может многое рассказать об истории семьи. Хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть во многих семьях. Мне сразу же захотелось, чтобы и в моей семье была такая же традиция.
Придя домой, я сразу спросила маму:
- А у нас есть семейная реликвия?
-Конечно, - ответила мама. Это швейная машинка.
-Швейная машинка? - усмехнулась я, и посмотрела в дальний угол комнаты, где стояла ничем не приметная старенькая, чугунная машинка с названием «Зоря».
-А разве машинка может быть реликвией семьи?
-Несомненно, - ответила мама. Она несет огромную ценность для нашей семьи, ведь именно она спасла наш род от голода в годы Великой Отечественной войны.
-А как она появилась в нашей семье?
-Твоя прапрапрабабушка, ее звали Мирошникова Устинья, была «белошвейка на все село». В то время швеи очень ценились. В магазинах продавалось мало вещей и в основном люди шили сами себе и одежду, и обувь. А она хоть и была «самоучка», но шила очень хорошо любые вещи. В 1904 твой прапрапрадедушка Имельян, ее муж, выписал машинку «Зоря» с Варшавы. По своим техническим качествам она ничуть не уступала знаменитой, в то время, Германской машинке«Zinger». Это, в дальнейшем и позволило преуспеть бабушке Устинье в швейном деле.
- А потом?
-Потом машинка перешла по наследству, как и дар шитья, твоей прапрабабушке, Прокопенко Ольге Емельяновне. У них с дедушкой Порфирием было трое своих детей: Павел, Евдокия и Михаил, а также двое племянников, взятых на воспитания после смерти их родителей: Сергей и Федор.
В 1941 дедушка Парфирий ушел на фронт. В 1942 он был в составе эшелона, который проходил не далеко от Калачеевской земли и его отпустили ровно на сутки поведать семью. Этот день остался у всей семьи очень ярким и запоминающимся. Больше родные его не видели. В 1943 году дедушка Парфирий был убит на Украине.
Бабушка Ольга осталась одна с пятью детьми. Так как в то страшное время был холод и голод, детей нужно было чем то кормить. Ей приходилось то за кусок хлеба, горстку муки, за сено (так как она вела небольшое хозяйство), шить людям. И тем самым спасала свою семью от голода.
-Мам, а что она шила?
- Время было тяжелое, в каждой семье было много детей. Поэтому она часто перешивала вещи от старших, тем, кто помладше. Шила платья и сорочки женщинам, брюки и рубахи мужчинам, фуфайки, даже кисеты. И у нее все очень ловко получалось.
- А что такое «кисет»?
-Кисет - это небольшая сумочка, где хранился табак. Практически у каждого солдата был кисет.
-Сын Михаил рассказывал, когда он шел в первый класс, бабушка Ольга сшила ему весь наряд для школы и даже ранец, в котором были отделы под школьные принадлежности: перо, чернила, тетради. А когда он поступал в институт, она сшила ему стеганую куртку, в которой он ничем не отличался от городских детей. Вот такой талант был у бабушки-самоучки!
После смерти прапрабабушки Ольги, машинка перешла ее дочери Евдокиии. Именно она научила меня шить и привила любовь к швейному делу. Еще при ее жизни машинка была подарена мне. Всем женщинам нашего рода передалось умение шить.
-Дочь, семейная реликвия это не та вещь, которую можно дорого продать, ценность ее заключается в памяти, которую хранит эта вещь.
-Мам, я поняла, почему нужно знать свою историю семьи.
-А ты научишь меня шить? Я тоже хочу быть частью нашей истории.
-За 116 лет машинка совершенно не потеряла своих технических свойств. На ней, как и прежде, можно сшить все, от шелкового платья до кирзовых сапог.
Теперь я поняла, что для нашей семьи – это самая дорогая вещь. Через несколько лет она перейдет ко мне, и я буду ее бережно хранить. Семейные реликвии-это единственная связь с нашими родными, которую нельзя разрывать. Обращаясь к ним, мы всегда будем помнить о наших предках и уникальном прошлом нашей страны.
В заключение своего сочинения мне бы хотелось обратиться ко всем людям, а особенно к девочкам и мальчикам, которые являются будущим нашей страны. От того, как мы относимся к родной стране, ее истории, зависит быть или не быть отечественной культуре.
Если у вас еще нет семейной реликвии, найдите в вашей семье вещь, которая особенно дорога вам и начните историю своей семьи с нее. Эти вещи впитают в себя ваше тепло и энергию, а позднее и энергию ваших потомков.
Закончить сочинения я хочу отрывком из стихотворения Ильи Резника:
«Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России».