Автор публикации: Р. Рангулова, ученица 8 класса
Муниципальный конкурс исследовательских и реферативных работ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Елпачихинская средняя общеобразовательная школа»
Бардымского муниципального округа Пермского края
Направление: «2024 год – Год семьи»
Исследовательская работа
на тему «Семейные легенды»
Ученица 8 класса
Рангулова Рианна Расилевна
Руководитель проекта:
Тюлькина Альбина Газимовна
учитель истории и обществознания
МАОУ «Елпачихинская СОШ»
Тел. 89048461855
Барда, 2024г.
Содержание
Введение………………………………………………………… ...…...…………3
I. Родословное древо………………………………………………….....…….....4
1.1 Что такое родословное древо и откуда оно взялось?....................................4
1.2 Процесс построения родословной……..…………...……………………..…5
II. Практическая часть………………………………………………………….....6
2.1 Анкетирование для выявления интереса людей к родословной………...…6
2.2 Анализ анкетирования и выводы ……………..............…………………......8
2.3 Построение родословной моей семьи……………………………..…..…….9
Заключение……………………………………………….……………………....10
Список литературы………………………………………….………..………….11
Введение
Наступивший 2024 год объявлен в России Годом семьи. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Семья — это дар и самое главное в нашей жизни. У каждой семьи судьба неповторима. Нужно ли знать и важно ли знать своих потомков и их историю? Общение с родственниками – вот главная ценность изучения семьи, которая помогает создать связь между старшим и младшим поколениями, помогает быть ближе друг к другу. Память перед предками – это исследование родовой истории, где выстраиваются отношения с праотцами, а также происходит передача информации будущему поколению – детям. Тема родословной актуальна. Поколения семьи формируют наши родовые сценарии, которые могут повлиять на нашу судьбу в будущем.
Цель данного проекта: построение родословного древа с применением новых информационных технологий.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что с развитием информационных технологий родословное древо не утратило свою ценность, а наоборот сейчас легче построить свое родословное древо.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с историей появления родословного древа.
2. Изучить способы построения древа.
3. Разработать и провести анкетирование среди учащихся.
4. Изучить результаты анкеты и сделать выводы.
5. Выбрать способ и составить свою родословную.
Объектом исследования являются родословное древо.
Предметом исследования: мое родословное древо, построенное с помощью новых технологий.
Методы исследования: поиск и изучение литературы, опрос, анализ.
I. Родословное древо
1.1 Что такое родословное древо и откуда оно взялось?.
В истории пишется, что генеология была протым текстом, где писали о предках и потомках. В XVI-XVII веках Первые родословные росписи строились как описание, в котором можно легко запутаться. После ошибки реконструировать родословную было тяжело. Русские родословные XVI-XVII веков – это сложные описания. Поэтому появились графические формы генеалогической родословной, а затем в XVI-XVII веках появилась родословная роспись. Родословная роспись может быть двух типов: родословная роспись поколенная, которая для нас привычна и ее в русскую генеалогию ввел в середине XIX века князь Петр Владимирович Долгоруков, и родословная роспись по ветвям, которая получила большое распространение в немецкой генеалогии, и которую стали называть готской системой. В ней тяжелее ориентироваться, чем в поколенной росписи. Сегодня родословная роспись является самым распространенным, самым обычным, самым информативным способом изложения генеалогии.
Следующий этап - это графические формы: родословная таблица и генеалогическое древо. Родословная таблица заключается в том, что наверху таблицы располагаются предки, а внизу располагаются потомки: сверху вниз.
Леонид Михайлович Савёлов писал: “Родословное древо – это таблица, но только перевернутая, которая имеет действительную форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами, в этом случае имя родоначальника помещается на корнях дерева или в начале ствола, а затем каждое последующее имя написано в кружке, который французы называют картушь и которые прибиты к стволу или к веткам или же повешены в виде плодов”. Это христианская традиция, довольно известная иконография “Древо Иессеево”, которая упоминается в Библии. Дерево создано как бы в форме таблицы – наверху предки, далее идут красиво на листьях потомки.
Таким образом, родословное, родовое или генеалогическое древо — это схема родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», где «корни» - родоначальник, а «ствол» — представители линии рода, «ветви» — различные линии родословия, известные его потомки — «листья».
1.2 Процесс построения родословной.
По данным источника, процесс построения родословной состоит из нескольких этапов:
Сбор информации. Можно использовать различные носители, методы и технологии. Например, документы, фотографии, архивные видео.
Систематизация данных. Полученные данные может обработать один человек или группа единомышленников.
Выбор вида генеалогического древа. По конструкции и порядку размещения ветвей различают: нисходящие, восходящие, горизонтальные, круговые модули.
Формирование структуры. Необходимо решить, какое количество ветвей будет иметь древо семьи.
Заполнение семейного древа. Каждая часть фамильного дерева состоит из имени, даты рождения, брака, смерти и других данных.
Таким образом, процесс построения родословной – это достаточно объемная работа, которая требует много времени. Объем зависит от количества рода.
II. Практическая часть
2.1 Анкетирование для выявления интереса людей к родословной.
Родословная – это своеобразное генеалогическое древо, которое отображает связи между предками и потомками в семье или роду. Каждый человек, который приходит к изучению своей родословной, имеет на то свои причины. Есть немало людей, которым процесс построения и история родословной не имеет значения.
Мы решили провести анкетирование для выявления интереса к родословной. Были разработаны вопросы и проведен опрос среди учащихся школы разного возраста:
1. Тебя интересует история твоей семьи?
Да
Нет.
2. Сколько поколений ты знаешь?
Знаю только бабушек и дедушек.
Знаю только маму и папу
Знаю несколько поколений (прабабушку, прадеда и дальше)
3. Ты знаешь, что такое генеалогическое древо?
Нет
Да (строил сам или родители).
4. Хотел бы ты составить родословное древо?
Да
Нет
Это трудно.
5. Ты знаешь, как строят родословное древо?
Да
Нет.
Вопросы для анкеты были составлены короткие и с ответами, потому что наша цель анкетирования – это выявление интереса к родословной.
2.2 Анализ анкетирования и выводы.
При проведении анализа 40 анкет были условно взяты за 100%. Мы получили следующие результаты (Приложение 1):
1) 25% респондентов ответили, что им интересна тема родословной. Было замечено, что эти 25% составляют учащиеся старше двенадцати лет, поэтому можно утверждать, что генеалогия не интересна младшим школьникам.
2) 70% ответили, что они знают бабушек и дедушек. Примерно 20% могут назвать своих прабабушек и прадедов, даже до четвертого поколения знают. И что было интересно, есть 10%, которые затрудняются сказать имена своих бабушек и дедушек – это в основном младшие школьники.
3) 70% ответили, что знают и слышали о родословном дереве. 30% процентов ответили, что не знают.
4) 50% не хотят строить родословную, 30% считают эту работу трудной. 20% хотели бы построить.
5) 70% имеют представление, как нужно строить родословное древо, а 30% не знают.
После проведения анкетирования стало ясно, что родословная интересует учащихся, но немногих, и они готовы строить и пополнять свои родословные древа. В большинстве случаев учащиеся знакомы с родословной своей семьи, в первую очередь, от своих родителей. Это значит, что они знают свои корни, традиции своей семьи.
2.3 Построение родословной моей семьи
Нужна ли родословная или нет – каждый решает сам. Я считаю, что каждый человек должен знать свои корни. Исследуя родовую историю, вы выполняете долг памяти перед предками, выстраиваете отношения с праотцами, сохраняете и передаете информацию о своей семье будущему поколению.
Я нашла бумажный вариант родословного древа, который мы делали с мамой в 4 классе, как домашнее задание по ОРКСЭ.( Приложение 2) Я решила обновить и составить свое древо семьи. Для создания древа семьи есть много возможностей: от самых простых и до всевозможных интернет сайтов. Рисовать и правильно указать семейные связи - это достаточно сложная и кропотливая работа. И я подумала, что буду искать в просторах интернета любые другие возможности. Вот так я и нашла приложение Семейные легенды.
Приложение можно загрузить и на телефон и заполнять данные в любом месте. Как и любое другое приложение или сайт, требуется регистрация. После регистрации заполняется личная карточка, где вводятся данные и даже можно фотографию прикрепить.
Для начала я создавала карточки персон (членов вашей семьи), указала их данные, которые мне известны (можно вводить дату рождения, девичьи фамилии, телефонные номера, фотографии, истории и др информацию). Также можно приглашать составлять вместе родословную.
Получив приглашение, ваш родственник сможет принять его сразу же после регистрации в сервисе и сможет пользоваться семейным пространством.
Важно вводить первыми родителей, только после вводятся сестры и братья.
Нажав на кнопку семейное древо, можно посмотреть результат. Так я и делала. Можно отдельно смотреть по линии матери или отца, а также и посмотреть всё древо целиком. Есть возможность сохранить семейное древо в формате PDF в одну страницу или в несколько страниц.
Возможности данного приложения я изучаю, но я могу точно сказать, что Платформа «Семейные Легенды» - удобная, простая и понятная и для внука, и для бабушки и совершенно бесплатная, а приложение на телефоне позволяет нам пополнять древо семьи в любое время и в любом месте, ведь телефоны у нас всегда с собой.
Таким образом я уже заполнила семейное древо (Приложение 3), где есть представители четырех поколений. Свою работу я буду продолжать. Работа над родословным древом трудоемкая, нужно общаться с родственниками и узнавать семейные отношения.
Семья-это слово нам многое скажет.
Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.
И каждый, какой бы с ней не был момент,
Волшебней, роднее моментов и нет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Она много значит в каждой судьбе.
Заключение
Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи.
В ходе выполнения данной работы была достигнута поставленная цель и решены поставленные мной задачи. Я построила семейное древо и наметила дальнейшие цели: продолжать работу.
Моя гипотеза о том, что с развитием информационных технологий родословное древо не утратило свою ценность, а наоборот сейчас легче построить свое родословное древо, подтвердилась, так как интересующиеся родословием могут найти множество способов построения родословного древа. Я считаю, что каждый должен знать свою семью и родословную и передавать свои знания о семейных связях от поколения в поколение. Современные технологии созданы для того, чтобы облегчить процесс создания родословной.
Я думаю, что ценность семьи – это знание своего родословия. Именно в Год Семьи мы должны восполнить пробелы, которые мы допустили, и в дальнейшем сохранять семейные ценности. Я считаю, что знать свои корни должен каждый, потому что без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Список литературы
https://family-universe.ru/info/articles
https://ru.wikipedia.org/wiki/Генеалогическое_древо
https://yandex.ru/q/genealogy/8087834369/
В. К. Самсонов. Твоя родословная. – М.: Солон-Пресс, 2004.
В.П. Петров, Е.В. Петрова «Как составить свою родословную» Улан-Удэ, 2005
Кочевых С.В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры. СПб.: 2006-2011.
Статья «Как составить генеалогическое древо семьи?»
Статья «Что такое родословное древо и откуда оно взялось?». Евгений Пчелов - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии РГГУ, генеалог и геральдист.
Приложение 1
Результаты анкетирования.
Приложение 2
Приложение 3
РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
муниципальной научно-практической конференции
учащихся «Юный исследователь»
Фамилия Рангулова Имя Рианна Отчество Расилевна
дата рождения: _01 февраля 2010_
Направление «2024 год – Год семьи»
тема «Семейные легенды»
полное наименование образовательного учреждения (согласно Уставу):
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Елпачихинская средняя общеобразовательная школа"
класс 8
фамилия, имя, отчество, место работы, должность руководителя (полностью):
Тюлькина Альбина Газимовна, МАОУ «Елпачихинская СОШ», учитель обществознания и истории
Личная подпись: